Обозреватель - Observer 
Внутренняя политика 

 
Современное понимание
российского патриотизма
В.ЛУТОВИНОВ,
кандидат философских наук,
доцент Военного университета МОРФ, полковник

Идея патриотизма во все времена занимала особое место не только в духовной
 жизни общества, но и во всех важнейших сферах его деятельности — в идеоло-
 гической, политической, экономической, культурной, военной и др.

Содержание и направленность патриотизма определяются, прежде всего, духовным и нравственным климатом общества, его историческими корнями, питающими общественную жизнь поколений. Роль и значение патриотизма возрастают на крутых поворотах истории, когда объективные тенденции развития общества сопровождаются повышением напряжения сил его граждан (войны, нашествия, социальные конфликты, революционные потрясения, обострение кризисных явлений, борьба за власть, стихийные и иные бедствия и т.д.). Проявления патриотизма в такие периоды отмечены высокими благородными порывами, особой жертвенностью во имя своего народа, своей Родины. Это заставляет говорить о патриотизме как о сложном и безусловно неординарном явлении.

Анализ взглядов отечественных мыслителей в дореволюционной России позволяет констатировать, что в них достаточно полно реализовались формирующие начала русского национального самосознания, в котором значительное место занимал патриотизм. Проявилось это прежде всего в трех принципах становления и развития “русской идеи”, утвердившихся в XIX в. К ним относятся: религиозный (православие, Киевская Русь), политический (самодержавие, “священное царство”, Московская Русь) и социальный (европейская цивилизация, Российская империя).
В советский период официальная общественная наука исследовала и пропагандировала феномен советского патриотизма прежде всего с точки зрения господствовавших в то время классово-идеологических догматов. Вместе с тем этот период (с середины 20-х и до конца 80-х годов) нельзя считать только кризисным или бесплодным в теоретической разработке патриотической идеи. Труды советских теоретиков, посвященные исследованию патриотизма, заслуживают внимания и более объективной, а не только лишь негативной оценки.

Анализ содержания патриотической идеи, разрабатывавшейся отечественными мыслителями на протяжении нескольких веков, показывает, что, во-первых, патриотизм не только является неотъемлемым компонентом “русской идеи”, но и одновременно представляет собой глубокую традицию отечественной гуманитарной науки и культуры. Во-вторых, патриотизм почти всегда рассматривался как необходимое условие силы русского народа, единства и величия России, могущества Российского государства. В-третьих, сущность патриотизма по-разному трактовалась различными мыслителями, прежде всего в плане его духовного выражения. Характерно, что рассмотрение проблемы патриотизма почти всегда находилось под воздействием немалого числа оппонентов, которые в различных формах ограничивали возможности ее конструктивной и более основательной разработки.

Современное понимание патриотизма характеризуется многовариантностью, разнообразием и неоднозначностью. Во многом это объясняется сложной природой данного явления, многоаспектностью его содержания, структуры и многообразием форм проявления. Кроме того, проблема патриотизма рассматривается разными исследователями в различных исторических, социально-экономических и политических условиях, в зависимости от их личной гражданской позиции, отношения к своему Отечеству, от использования ими различных сфер знаний и т.п.
С разрушением идеологической оболочки социализма само понятие патриотизма было подвергнуто жестокой ревизии. Этот негативный процесс, объективный в силу катаклизмов, связанных с разрушением, распадом советской командно-административной системы, во многом был инициирован “перестроечной” конъюнктурой, политическими спекуляциями, идущим “сверху” антикоммунизмом, который расшатал фундамент не только социалистического, но и общероссийского здания.

В исследовании проблемы российского патриотизма, анализе новых элементов его содержания с учетом важнейших изменений, происшедших в нашем обществе, сделаны лишь первые шаги. Разработка новой научно обоснованной концепции российского патриотизма, его теоретических основ, соответствующих изменившимся условиям, является актуальной задачей отечественной науки в период реформирования Вооруженных Сил РФ — одного из важнейших субъектов патриотической деятельности.

Все многообразие подходов к пониманию патриотизма, имеющееся в научно-исследовательской литературе, можно условно дифференцировать по направлениям, в которых определяется его главный существенный признак.

Во-первых, патриотизм, особенно если иметь в виду его возникновение и формирование, рассматривается как одно из высших чувств, которое появляется в детском возрасте, развивается и обогащается в социальной, особенно духовно-нравственной сфере жизни.

Во-вторых, понимание высшего развития чувства патриотизма неразрывно связано с его действенностью, что в более конкретном плане проявляется в активной социальной деятельности, действиях и поступках, осуществляемых на благо Отечества.

В-третьих, патриотизм, как глубоко социальное по своей природе явление, представляет собой не только грань жизни общества, но и источник его существования и развития, выступает как атрибут жизнеспособности, а иногда и выживаемости социума.

В-четвертых, одним их характерных проявлений российского патриотизма является принцип державности, отражающий специфику исторического развития нашего общества, важнейшим фактором которого выступало государство как относительно самодовлеющая сила. На современном этапе развития россий-ского общества возрождение патриотизма часто рассматривается в качестве важнейшего условия возрождения России как великой державы.

В-пятых, в качестве первоосновного субъекта патриотизма выступает личность, приоритетной социально-значимой задачей которой является осознание своей исторической, культурной, национальной, духовной и иной принадлежности к Родине как высшего принципа, определяющего смысл и стратегию ее жизни, исполненной служения Отечеству.

В-шестых, истинный патриотизм наиболее полно проявляется в личности, социальной группе, достигшей высшего уровня духовно-нравственного и культурного развития. Глубоко духовный в своей основе патриотизм предполагает бескорыстное, вплоть до самопожертвования служение Отечеству, которое является мерилом нравственности в оценке любой социальной деятельности, самого смысла и предназначения человеческой жизни.

Основываясь на этих и других подходах к пониманию наиболее важных сторон патриотизма, представляется возможным, обобщив его самые существенные признаки, черты, дать целостное определение рассматриваемого феномена.
Патриотизм понимается как одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сферам жизни общества и государства, являющихся важнейшим духовным достоянием личности, характеризующих высший уровень ее развития и проявляющихся в активно-деятельностной самореализации на благо Отечества. Патриотизм олицетворяет любовь к своей Родине, сопричастность с ее историей, культурой, достижениями, проблемами, притягательными и неотделимыми в силу своей неповторимости и незаменимости. Патриотизм представляет собой своего рода  фундамент общественного и государственного здания, идеологическую опору его жизнеспособности, одно из основных условий эффективного функционирования всей системы социальных и государственных институтов.

В историческом плане патриотизм является источником духовных и нравственных сил и здоровья общества, его жизнеспособности и силы, которые особенно мощно и неудержимо проявляются на переломных этапах развития, во время больших, исторически значимых событий, в годы трудных испытаний.

Истинный патриотизм выступает в единстве духовного освоения истории и культуры своего народа и активно-деятельностного участия в решении важнейших проблем современного общества. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою нераздельность, неразрывность с Отечеством, социальную роль и значимость деятельности в интересах его возрождения и надежной защиты посредством участия в явлениях и процессах, происходящих в обществе, государстве.

Патриотизм как явление социальной действительности не существует вне субъекта и объекта. Субъектом патриотизма выступают все социальные образования: личность, социальная группа, слой, класс, нация и другие общности. Объектом патриотизма является Отечество как совокупность элементов природной и социальной среды данного общества, образующих, в силу неповторимости и своеобразия географических, политических и иных условий, основы для единения граждан, социальных групп, составляющих структуру этого общества.

Раскрывая высшие достоинства российского воинства, необходимые ему для защиты Отечества, И.А.Ильин писал: “Русская армия искони была школой русской патриотической верности, русской чести и стойкости. Армия невозможна без характера, патриотизма и жертвенности. Это и есть школа характера и государственно-патриотического служения. Ее лозунг — жить для России и умереть за Россию”. Новой России нужна именно такая армия.



   TopList         




[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]