Обозреватель - Observer 
Наши интервью 

 
 Защищены ли права человека

в России
Интервью главного редактора журнала с председателем Комиссии по правам человека при Президенте Российской Федерации В.Карташкиным

КАРТАШКИН Владимир Алек-сеевич, председатель Комиссии по правам человека при Президенте РФ, председатель Национального комитета по проведению года прав человека в РФ, главный научный сотрудник Института государства и права РАН, профессор Университета дружбы народов; родился 4 марта 1934 г.; окончил юридический факультет МГУ; доктор юридических наук, профессор; работал в Институте государства и права АН СССР; 1979—1985 гг. — специальный консультант заместителя Генерального секретаря ООН по юридическим вопросам; является членом Исполкома Ассоциации международного права, заместителем главного редактора Российского ежегодника международного права; академик Международной Академии информатизации.

Какова Ваша принципиальная оценка положения дел с соблюдением прав человека в нашей стране? Что Вы назвали бы главными достижениями с того момента, как Вы возглавили Комиссию по правам человека при Президенте РФ?

Положение с соблюдением основных прав и свобод человека и гражданина в нашей стране довольно сложное. Однако нельзя давать однозначно негативную оценку, как это зачастую делается в средствах массовой информации. За годы, прошедшие после распада Советского Союза, приняты многие законы, на основании которых россияне получили права, которых они никогда ранее не имели. Здесь я прежде всего хотел бы упомянуть такой федеральный закон, как «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию». Наряду с этим законом нельзя не упомянуть и новый Уголовный кодекс Российской Федерации, принятие которого связано с глубокими преобразованиями, происходящими в России. Новому Уголовному кодексу свойственна тщательная дифференциация уголовной ответственности, появились новые основания от ее освобождения при совершении преступлений небольшой тяжести; предусмотрены некоторые новые виды наказаний, не связанные с лишением свободы. Вошел в силу новый Гражданский кодекс, Уголовно-исполнительный кодекс и другие. В 1997 г. вступил в силу Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации». Должность Уполномоченного, который был недавно избран, учреждена в целях обеспечения гарантий защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

Достижения в законодательном процессе не могут скрыть факта нарушения многих прав и свобод. Здесь прежде всего следует сказать о нарушениях прав лиц, находящихся в СИЗО и тюрьмах, прав беженцев и вынужденных переселенцев, прав военнослужащих и многие другие. В стране растет безработица, систематически задерживается выплата зарплаты и пенсий, хотя их уровень даже не обеспечивает нормальную жизнь гражданам.

Комиссия по правам человека приняла ряд важных мер, направленных на защиту прав многих граждан. Однако главным достижением своей работы за прошедшие два года с момента своего учреждения мы считаем создание комиссий по правам человека в подавляющем большинстве субъектов РФ с функциями, аналогичными Комиссии по правам человека при Президенте РФ.

Права наших граждан нарушаются во всех регионах страны. Поэтому мы и придаем такое большое значение созданию региональных комиссий и надеемся на их эффективную работу.

Указом Президента РФ нынешний год объявлен Годом прав человека. Чем вызвано данное решение и какие мероприятия в этом плане проводятся в России?

Решение Президента РФ об объявлении текущего 1998 г. Годом прав человека связано прежде всего с тем, что в этом году во всем мире отмечается 50-летие со дня принятия Генеральной Ассамблеей ООН Всеобщей декларации прав человека. Этот документ впервые в истории международных отношений закрепил перечень основных прав и свобод личности — как гражданских и политических, так и социально-экономических и культурных. В настоящее время эти права и свободы признаны практически всеми государствами как обязательные, подлежащие всеобщему соблюдению.

Для России Год прав человека имеет особое значение. Наша страна просто обязана отметить этот год не дежурными обещаниями и декларациями о приверженности к соблюдению основных прав и свобод, не только проведением торжественных собраний и конференций, а реальной работой и конкретными решениями. Именно в этих целях и утверждено Президентом РФ распоряжение «О мероприятиях, связанных с проведением Года прав человека в Российской Федерации». В этом распоряжении предусмотрено проведение различного рода мероприятий. Среди них я упомянул бы такие, как разработка проекта федеральной концепции по обеспечению и защите прав человека, которая должна стать программой действий в области прав человека нашей страны на рубеже XX и XXI вв.; проведение конкурса ученических и студенческих работ «Права человека и будущее России»; издание учебника по правам человека для высших учебных заведений, проведение различных конференций и многие другие.

Особо я бы подчеркнул важность принятия в текущем году таких федеральных законов, как «О минимальных государственных социальных стандартах», «Об альтернативной гражданской службе», Гражданско-процессуальный и Уголовно-процессуальный кодексы и другие. Не меньшее значение для обеспечения прав и свобод имеет и ратификация Россией международно-правовых договоров. Это — ряд важных европейских конвенций и конвенций МОТ. Все это предусмотрено в распоряжении Президента РФ.

Необходимо приложить все усилия для того, чтобы уже в текущем году россияне ощутили конкретные результаты с соблюдением своих прав и свобод.

Каковы методы работы Комиссии, формы реализации ее решений? Опираетесь ли Вы на аналогичные институты в различных субъектах РФ? Каковы формы взаимодействия в необходимых случаях с различными ветвями и органами власти, в частности с судами общей и арбитражной системы, с прокуратурой?

Специфика российской действительности обусловливает необходимость функционирования многоканальной системы обеспечения прав и свобод граждан, которые должны иметь выбор способов, механизмов и средств восстановления и защиты своих нарушенных прав. В этой связи особые задачи возлагаются на Комиссию по правам человека при Президенте РФ и анастраны.

При осуществлении своих полномочий Комиссия взаимодействует с органами представительной, судебной и исполнительной власти, с общественными объединениями и средствами массовой информации. По обсуждаемым вопросам Комиссия принимает заключения и рекомендации, которые направляются в соответствующие законодательные, исполнительные, судебные и иные органы, в компетенцию которых входит решение вопросов. В необходимых случаях информация об этом доводится до сведения Президента РФ. Комиссия рассматривает как индивидуальные жалобы граждан, так и вопросы о массовых и систематических нарушениях основных прав и свобод человека. Многие из этих вопросов рассматриваются на расширенных заседаниях совместно с представителями Генеральной прокуратуры РФ, Верховного Суда, МВД и других ведомств. В результате таких обсуждений принимаются решения, выполнение которых контролируется Комиссией. По некоторым из них готовятся проекты указов Президента РФ.

Как складывается взаимопонимание Комиссии с Уполномоченным по правам человека О.Мироновым и уполномоченными, избранными в некоторых субъектах Россий-ской Федерации?

В настоящее время комиссии по правам человека созданы в 58 субъектах РФ и только в четырех из них избраны уполномоченные (Республика Башкортостан, Архангельская, Астрахан-ская и Свердловская области).

Если сравнить положения о комиссиях и законы об уполномоченных, то нетрудно прийти к выводу, что их задачи и полномочия отличаются друг от друга. Уполномоченные по правам человека выбираются законодательными органами и работают в тесном контакте с ними. Комиссии создаются при главах администраций субъектов РФ и оказывают им помощь и содействие в соблюдении и защите основных прав и свобод. Поэтому правильно, по нашему мнению, поступают в тех субъектах РФ, где создаются комиссии по правам человека и учреждается пост Уполномоченного по правам человека. Наша Комиссия установила хорошие контакты с уполномоченными, проводит регулярный обмен информацией и постоянные консультации с ними. Ежегодно мы созываем конференции, на которых обсуждаются вопросы деятельности комиссий и уполномоченных.

Налаживаются у нас контакты и с О.Мироновым. Как известно, многие правозащитники, государственные и общественные деятели настороженно встретили его избрание на высокий пост Уполномоченного по правам человека. Однако мы считаем, что давать оценку его деятельности можно будет только по практическим шагам. Уже сейчас ясно, что Комиссия будет критиковать его позицию по вопросу об отказе поддерживать отмену смертной казни или по его неприятию закона об альтернативной гражданской службе. В то же время мы надеемся на проведение совместных акций в защиту социально-экономических прав трудящихся, пенсионеров, инвалидов, ветеранов.

Деятельность уполномоченных дополняет существующие средства обеспечения прав и свобод российских граждан, не отменяет и не влечет пересмотра компетенций существующих органов. Поэтому все они должны работать параллельно, и каждый в пределах своей компетенции действовать принципиально и решительно.

Хотелось бы также, чтобы Вы остановились на взаимоотношениях Комиссии и правозащитного движения. Удалось ли Вам лично наладить контакт с бывшим председателем Комиссии, лидером правозашитников С.Ковалевым? Считаете ли Вы себя «продолжателем его дела», или у Вас иные подходы и ориентиры?

Многие правозащитники настороженно встретили Указ Президента РФ от 20 мая 1996 г., которым учреждался новый состав Комиссии. И это неудивительно. Длительное время Комиссию возглавлял один из лидеров правозащитного движения С.Ковалев и в ее состав входили многие из его сподвижников. Однако за послед-ний год отношение правозащитников к Комиссии стало меняться. Мы стали проводить целый ряд совместных акций, а многие начинания Комиссии получили поддержку лидеров правозащитного движения. Особенно в этом отношении показательны решения Всероссийской конференции ведущих правозащитных организаций и представителей комиссий по правам человека в субъектах РФ «Правозащитное движение и механизмы защиты прав человека», которая состоялась 13—14 июня текущего года в  Санкт-Петербурге. Кроме того, было бы ошибочно полагать, что в рядах правозащитного движения наблюдается полное единство взглядов. Там также, и это вполне естественно, существуют различные точки зрения на те или иные вопросы, относящиеся к правам человека. В его рядах нет сейчас бесспорного лидера, каким был А.Сахаров.

Большинство правозащитников выступают за сотрудничество с государственными структурами и с комиссиями по правам человека, понимая, что только совместными усилиями можно добиться позитивных результатов. Однако некоторые из них все еще считают, что государство — это «зло», с которым непременно надо бороться. Не всегда последовательную позицию по этим вопросам занимает и С.Ковалев. У меня с ним сложились вполне нормальные отношения и я высоко ценю его вклад в развитие демократического движения в нашей стране.

Правозащитники зачастую обвиняют Комиссию в том, что она недостаточно активно защищает права российских граждан в стране и больше озабочена судьбой наших соотечественников, оказавшихся за рубежом после распада СССР. Справедливы ли эти упреки?

Нет, такие упреки несправедливы. За последнее время я их больше не слышу. Дело в том, что по ряду обстоятельств одно из первых заседаний Комиссии в новом составе было посвящено защите российских  граждан и наших соотечественников. Поэтому в адрес Комиссии и появились такие обвинения. С тех пор Комиссия провела ряд акций в защиту российских граждан, и они получили поддержку тех, кто ранее критиковал ее.

Как известно, вследствие сложных, а порой и трагических событий в России в XX в. миллионы наших соотечественников были вынуждены покинуть свою Родину. Численность российской диаспоры резко возросла после распада Советского Союза и образования новых независимых государств. Сейчас она достигает более 25 млн. чел. Значительные трудности, выпавшие на долю наших граждан и соотечественников, находящихся за рубежом, вызываются в значительной степени не только экономическими трудностями, но и политикой построения в ряде новых независимых стран моноэтнических государств, которая на практике влечет нарушения их основных прав и свобод. Особенно это характерно для Латвии.

Разумеется, Комиссию не может не беспокоить вопрос о судьбе наших граждан и соотечественников, находящихся за пределами России. Недавно мы провели переговоры по этим вопросам с Комиссией по правам человека при Президенте Республики Казахстан. В скором времени мы надеемся провести переговоры и с другими комиссиями, созданными в странах СНГ.

Что конкретно делает Комиссия, чтобы обеспечить права и свободы наших граждан в различных регионах, в том числе в Чеченской Республике Ичкерия. Как соотносятся принципы работы Комиссии с тем фактом, что на территории России действуют шариатские суды и проводятся публичные казни? Насколько работа Комиссии действенна в этом плане?

Комиссия серьезно обеспокоена нарушениями прав россиян, находящихся в Чеченской Республике. Мы осуждаем действия шариатских судов и проведение публичных казней. По этому вопросу Комиссия выступила со специальным заявлением. Однако мы хорошо понимаем ограниченность наших возможностей. Решение вопросов, относящихся к Чечне, целиком и полностью зависит от продуманной и целенаправленной политики российских властей, так как Чеченская Республика является субъектом Российской Федерации.

Профессиональный вопрос: журнал «Обозреватель - Observer», например, только однажды публиковал материал о работе Комиссии. Разумеется, это мало. Удовлетворены ли Вы в целом тем, как освещается деятельность Комиссии в СМИ?

Нет, не удовлетворен. Пресса и телевидение недостаточно уделяют внимание не только деятельности Комиссии, но и проблеме прав человека в целом.
Свобода слова — великое завоевание демо-кратии, позволяющее выявлять и учитывать многообразие мнений и убеждений людей, давать правдивую и объективную информацию. Однако недобросовестной и недостоверной информации еще много. Пресса нередко гоняется за так называемыми «жареными» фактами, забывая часто те проблемы, которые действительно волнуют россиян.
В распоряжении Президента РФ «О меро-приятиях, связанных с проведением Года прав человека в Российской Федерации» дается поручение СМИ регулярно освещать проблемы, связанные с правами человека; давать по телевидению специальные выпуски передач по этим вопросам. Однако, несмотря на наши неодно-кратные напоминания, ни ОРТ, ни ВГТРК, ни другие телевизионные каналы, не откликнулись на призывы Президента и Комиссии.

Как Вы считаете: можно ли всерьез говорить о правах человека, когда в стране безработица, систематически задерживается выплата зарплаты и пенсий, и это при том, что их уровень даже не обеспечивает достойную жизнь?

Все права человека являются универсальными, незаменимыми, взаимозависимыми и взаимосвязанными. Каждый человек должен пользоваться не только гражданскими и политическими, но и социально-экономическими правами. В Год прав человека нельзя не вспомнить слова Всеобщей декларации о том, что идеал свободной человеческой личности, независимой от страха и нужды, может быть осуществлен только в том случае, если государством будут созданы такие политические и социально-экономические условия, при которых каждый сможет пользоваться всеми своими правами.

Российская Федерация, как это зафиксировано в Конституции, является правовым социальным государством. А такое государство обязано охранять труд и здоровье людей, установить гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечить право каждого на достойный уровень жизни, решить вопросы поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, установить государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты, обеспечивающие по меньшей мере минимальный прожиточный уровень жизни. Свертывание же государством своих социальных функций является отказом от строительства демократического правового государства.

О правах человека всерьез говорить нельзя, когда в стране растет безработица, систематически задерживается выплата зарплаты и пенсий, и это при том, что их уровень не обеспечивает достойную жизнь. Этот вопрос является одним из самых «больных» и на его решение должны быть направлены усилия всех ветвей власти, предпринимателей, бизнесменов, банкиров, всех тех, кто заинтересован в создании условий для достойной жизни всех россиян.

Как Вы считаете: не являются ли зачастую действия милиции, ОМОН и других органов внутренних дел в отношении простых граждан нарушением прав человека (Екатеринбург, Улан-Уде, Москва (гостиница «Севастопольская») и др.)? Что в подобных случаях предпринимает Комиссия?

С произволом полиции сталкиваются во всех странах мира. Это известное и широко распространенное явление. Но с ним ведется жестокая и беспощадная война. В свое время США потряс случай, когда один из любителей заснял на телекамеру кадр, на котором было видно избиение полицейскими задержанного за автотранспортное нарушение. Этот кадр постоянно передавался по телевидению, и вся страна в течение многих месяцев обсуждала его.

В нашей стране такие случаи далеко не единичны. Оперативные работники, следователи, сотрудники ГАИ, участковые, работники ОМОН и других органов внутренних дел зачастую безнаказанно нарушают права граждан, в широких масштабах применяют насилие. Комиссия по правам человека неоднократно обращала внимание Генерального прокурора и министра внутренних дел на подобные факты. Для того чтобы справиться с ними, нужны совместные усилия всех правоохранительных и судебных органов, комиссий и уполномоченных по правам человека, самая решительная и беспощадная борьба.

Россия недавно ратифицировала Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод. Что дало это рядовому гражданину? И еще в связи с этим: подлежал ли одновременной ратификации Протокол  № 6 Конвенции (об отмене смертной казни) и в какой форме?

Вступив в Совет Европы 28 февраля 1997 г., Россия взяла на  себя обязательство в течение года ратифицировать Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод и через три года присоединиться к Протоколу № 6 об отмене смертной казни. Присоединение к этому протоколу предполагает не только провозглашение моратория на смертную казнь, но и исключение этого наказания из Уголовного кодекса страны.

Конвенция о правах человека — основополагающий европейский договор, принятый Советом Европы еще в 1950 г. В этом документе закреплены основные гражданские и политические и некоторые социально-экономические права. Ценность Конвенции состоит в том, что на основании ее были образованы два органа — Европейская комиссия по правам человека и Европейский Суд по правам человека. В ноябре 1998 г. в связи с реорганизацией контрольного механизма конвенции Комиссия прекратит свое существование и будет действовать только суд, в который могут направлять петиции индивиды, неправительственные организации и др. Решения суда являются обязательными. Страны, ратифицировавшие Конвенцию, подчиняются даже спорным его решениям. Они являются фактически законом для всего Европейского континента и имеют характер прецедента. Отныне российские граждане имеют право направлять жалобы в суд на нарушение их прав государством. Если суд установит, что решения, принятые судебными или иными органами России, нарушают обязательства, вытекающие из Конвенции, то потерпевшей стороне предоставляется справедливое возмещение. Таким образом, исчерпав все внутренние средства правовой защиты и не добившись удовлетворения своих правомерных требований, любой российский гражданин может добиваться их удовлетворения через Европейский Суд и получения материального возмещения ущерба. Комиссия по правам человека издала специальную брошюру «Как подать жалобу в Европейский Суд по правам человека», которая содержит практические рекомендации по этому вопросу.

Нужно ли, по Вашему мнению, отменять в России смертную казнь сейчас, когда страна находится перед лицом тотальной криминализации? К тому же большинство населения против отмены смертной казни. Не явится ли ее отмена нарушением прав большинства в угоду меньшинству?

Вступив в Совет Европы, Россия взяла на себя обязательство в законодательном порядке отменить смертную казнь в 1999 г. Действительно, значительная часть населения страны в связи с ростом преступности выступает против отмены смертной казни. В их число входят не только многие работники правоохранительных органов, но и деятели науки, культуры и искусства. Значит ли это, что мы должны идти на поводу у этих людей?! Статистика свидетельствует, что количество смертных приговоров и казненных преступников никак не связаны с уменьшением числа убийств. В 1997-м и в этом году казней не было, а число убийств уменьшилось. Один из доводов, которые выдвигают сторонники смертной казни, — это экономический. Но у нас в тюрьмах и в лагерях содержатся более миллиона заключенных и прибавка к ним еще тысячи человек никак не отразится на экономике страны. Цивилизованное государство не должно проводить террор в отношении собственных граждан. Следует думать в первую очередь о том, как создать нормальные условия содержания в СИЗО и тюрьмах, в которых люди гибнут от скученности, туберкулеза, недостатка воздуха. Комиссия по правам человека считает, что к задержанным за небольшие и мелкие преступления надо шире применять меры пресечения, не связанные с лишением свободы. Это поможет создать в СИЗО и тюрьмах нормальные условия содержания задержанных и арестованных, которые бы отвечали признанным международным стандартам. Что же касается отмены в законодательном порядке смертной казни, то мы надеемся, что Россия выполнит взятые на себя обязательства и присоединится к тем государствам, где она давно отменена.

Каковы совпадения и различия в работе аналогичных структур за рубежом? Есть ли потребность позаимствовать что-либо из зарубежного опыта?

В большинстве стран мира избраны уполномоченные по правам человека и учреждены комиссии по правам человека, функции которых во многом совпадают с полномочиями нашей Комиссии. Члены Комиссии участвуют в различных международных конференциях и семинарах, в ходе которых обсуждаются вопросы, относящиеся к полномочиям и деятельности уполномоченных и комиссий различных стран мира. Интересно, что штат большинства комиссий по правам человека даже в небольших странах состоит не менее чем из 25—30 чел. Наша же Комиссия работает на общественных началах, а Отдел по правам человека Администрации Президента РФ, который обслуживает ее деятельность, включает всего 7 сотрудников. Объем же работы российской Комиссии постоянно растет. Особенно такая нагрузка возросла в текущем году, поскольку все  основные меро-приятия, связанные с Годом прав человека, организуются и проводятся Комиссией по правам человека.

Нет у нас и финансирования из федерального бюджета. Это все во многом осложняет деятельность Комиссии. К сожалению, не все еще в нашей стране, включая многих руководителей министерств и ведомств, понимают роль и значение прав человека во внутренней и внешней политике Российского государства. Однако мы продолжаем активно работать, рассчитывая на помощь Президента России. Такую поддержку Комиссии Б.Ельцин высказал на встрече со мной, которая состоялась 16 июня с.г. Президент Российской Федерации обещал принять меры и для укрепления кадрового состава Отдела по правам человека, обслуживающего деятельность Комиссии.

Спасибо за интервью.




   TopList         




[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]