Культура
Обозреватель - Observer


А.САПРЫКИН,
доктор философских наук, профессор


 Культура - фундамент национальной безопасности России


"НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ" - исключительно широкое, многоаспектное понятие. Оно столь же емко как и понятие "общество" и включает в себя все сферы его жизнедеятельности: экономику, политику, социальные и национальные отношения и др. Именно о них говорят и пишут чаще всего, их защищает всеми доступными средствами любое государство. Но есть еще одна не менее, а может быть и более важная сфера общественного организма, где обеспечение национальной безопасности приобретает жизненно актуальное значение. Речь идет о сохранении безопасности национальной культуры, сохранении ее базисных значений.

ВО-ПЕРВЫХ, именно культура является основополагающим "элементом жизни каждого человека и каждого общества" (ЮНЕСКО, Мехико, 1992 г.).

ВО-ВТОРЫХ, не в политике и даже не в экономике, а в культуре реализуются цели общества (Н. Бердяев); культура - вот подлинная душа народа, его самосознание, самочувствование.

В-ТРЕТЬИХ, только в культуре раскрываются и реализуются духовный мир человека, его родовое свойство, происходит приобщение к социуму.

В-ЧЕТВЕРТЫХ, культура каждого народа имеет свою специфику, своеобразие и неповторимость, выражая собственное понимание мира, его освоение ("мировидение"). Народ жив, - пока жива его культура.

Следовательно, сохранение и стимулирование культурной самобытности, самостоятельности всех народов, защита нашей национальной культуры от нивелирующих и экспансионистских воздействий привносимых извне культурных моделей1 составляет важнейшую, можно сказать, стратегическую задачу государства, всех его институтов.

На наш взгляд, утрата культурной самобытности, размывание культурно-генетического ядра народа сегодня - самая большая угроза всей национальной безопасности России. Впрочем, в этом утверждении нет ничего нового, оригинального. Вся история человечества - от древности до наших дней - свидетельствует о том, что погибали, как правило, те народы, которые теряли свою национальную культуру (язык, фольклор, литературу, письменность, образ жизни, традиции, историческую память, преемственность и т.д.); и, наоборот, даже самые тяжелые поражения в войнах, утрата на многие столетия собственной территории, расчленение этноса не вело к исчезновению народа - спасала культура. Такова, в частности, история еврейского народа.

Отличие XX столетия, особенно его второй половины, от всех предшествующих эпох, пожалуй, состоит в том, что социокультурная экспансия сильных мира сего приобрела невиданный, поистине планетарный характер. Массовая информатизация общества, сосредоточение богатства в руках "золотого миллиарда" во главе с США дают возможность "культурной переделки" на свой вкус и лад.

"Информационный империализм" (термин родился на Западе) США стал глобальной опасностью конца XX столетия. В середине 80-х годов США принадлежало 80% киноточек в мире, 75% телепрограмм, 50% кинофильмов, 60% грампластинок. Уже в те годы каждый второй(!) зритель мира смотрел 10 "первых" американских боевиков. За прошедшие годы "перестройки" и "реформ" к ним присоединились большинство наших кинозрителей.

Не отказываясь от "старых", традиционных способов подрыва национальной безопасности своих партнеров по "новому мышлению" (экономическое закабаление, угроза войной, сбор разведывательных данных, инспирирование межнациональных конфликтов, выращивание "агентов влияния" и т.д.), США все больше делают ставку на духовное, культурное порабощение народов и на этой основе превращение их в своих сателлитов. Достаточно вспомнить последние Олимпийские игры в Атланте, которые были подчинены одной цели: доказать всему миру, что "Америка превыше всего!".

Впрочем, подобная ставка американцев была сделана достаточно давно. Сразу же после окончания второй мировой войны была выработана новая стратегия - "культурной экспансии", которую наиболее рельефно сформулировал Аллен Даллес, тогдашний руководитель Центрального разведывательного управления США.

Проанализировав итоги Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. советского народа против немецкого и всего мирового фашизма, а заодно всю тысячелетнюю историю Государства Российского, американские стратеги пришли к выводу: это самый непокорный народ на земле и его не могли сломить ни самое современное оружие, ни угроза физического уничтожения, ни голод, ни холод, ни другие чудовищные лишения и испытания. Он выстоял в борьбе с немецкими псами-рыцарями, сломил монголо-татарское 300-летнее иго, отбил турецкие, польские, шведские, японские, французские, английские, американские экспансионистские поползновения, переломил хребет фашистскому зверю. И тогда родилась зловещая стратегия: если нельзя убить физически - надо уничтожить духовно.

ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ:

    "...Мы незаметно подменим их ценности на фальшивые... Как? Мы найдем своих единомышленников... и помощников в самой России. Эпизод за эпизодом будет разыгрываться грандиозная по своему масштабу трагедия самого непокорного на земле народа, окончательного угасания его самосознания.

    Из литературы, искусства мы... вытравим социальную сущность, отучим художников... заниматься изображением... Литература, театры, кино - все будет изображать и прославлять самые низменные... чувства. Мы будем всячески поддерживать и поднимать так называемых художников, которые станут насаждать и вдалбливать в человеческое сознание культ секса, насилия, садизма, предательства, - словом, всякой безнравственности.

    В управлении государством мы создадим хаос и неразбериху. Мы будем незаметно, но активно и постоянно способствовать самодурству чиновников, взяточников, беспринципности. Бюрократизм и волокита будут возводиться в добродетель. Хамство и наглость, ложь и обман, пьянство и наркомания, животный страх друг перед другом и беззастенчивость, предательство, национализм и вражда народов, прежде всего вражда и ненависть к русскому народу - все это мы будем ловко и незаметно культивировать, все это расцветет махровым цветом" (Аллен Даллес, США).

Слова, произнесенные более полувека тому назад и казавшиеся долгое время фантасмагорическим бредом, на рубеже XX и XXI столетий приобрели зловещее воплощение в реальную жизнь.

фраза, вынесенная в подзаголовок, принадлежит уже не Даллесу - главному американскому разведчику и подрывнику нашей национальной безопасности, а "архитектору перестройки" - А.Яковлеву. Это именно он, а вместе с ним "западники" нового поколения:

Горбачев, Шеварднадзе, .Ельцин, Медведев, Бакатин и целый сонм новобранцев из числа завлабов выполняли установки Даллеса и К .

Вначале маскируясь, они под псевдопатриотическими лозунгами говорили о социализме, свободе, равенстве, братстве, в том числе о сохранении и приумножении национальных культурных ценностей.

ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ:

    "...Культура - это своеобразный духовный цемент нации... Она авторитетна и почетна, формирует выработанные жизнью нормы мыслительной деятельности и поведения, а порой служит прибежищем и тем, кто ищет интеллектуальную раковину для обитания. Уважение к культуре, преклонение перед ней - добрая и относительно устойчивая традиция", - так писал в начале 80-х годов "архитектор перестройки", названный позже "агентом влияния" (Яковлев А.Н. Реализм - земля перестройки. М., 1990 г., с. 37).

Подрыв национальной безопасности страны Горбачев - Яковлев и К° начали не с экономики и оборонного комплекса (это будет позже), а с культуры, демонтажа идейно-духовных и нравственных ценностей общества. Это хорошо понимали на Западе и всячески поощряли Горби. "В осень 1987 года Советский Союз стал вдруг самой интересной страной в мире. Там происходит не больше не меньше как гигантский эксперимент. ...По замыслу Горбачева, наиболее внушительные преобразования планируются в сфере экономики. Между тем за время его пребывания у власти самые поразительные изменения произошли не здесь, а в области политики и культуры. Если новые тенденции упрочатся, унаследованная Горбачевым система подвергнется глубоким изменениям"2. - так писал Северин Бялер - профессор кафедры международных отношений колумбийского университета (США) в 1987 г. Горбачев стал вводить в оборот новые понятия и лозунги - "общечеловеческие ценности";

"войти в мировую цивилизацию"; "построить общеевропейский дом"; "перестройка и новое мышление для нашей страны и всего мира" и т.п. Горбачев поставил задачу во что бы то ни стало осуществить "переворот в мозгах" ("Правда", 1988, 27 ноября).

Эту задачу взялся практически выполнить Яковлев. Именно он с группой аппаратчиков из тогдашнего ЦК КПСС (Медведев, Фролов, Биккенин, Шахназаров, Черняев и др.) провели демонтаж исторических ценностей культуры советского общества.

ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ:

    "Французские журналисты, писавшие в начале перестройки о том, что очагом контрреволюции в СССР является штаб коммунизма, ЦК КПСС, были правы.

    ...А. Яковлев при нашей встрече тем меня и поразил (тогда, осенью 1988 года, он был фактически вторым человеком в аппарате ЦК КПСС, в руководстве нашего государства), что поставил вопрос ребром.

    ...Искусство Александра Яковлева как идеолога, на мой взгляд, как раз и состояло в том, что он, начиная с 1986 года, постепенно раздвигал рамки возможного, явочным порядком вводил в идеологический оборот новые, совсем немарксистские истины.

    ...Не хочу брать на себя роль апологета политической тактики Александра Яковлева. Тактика эта - вторая натура, она всегда индивидуальна. Я просто не могу согласиться с теми в нашей стране, кто берет на себя роль судьи политической тактики Горбачева и Яковлева, кто упрекает их в том. что они тогда, в 1987-м, 1988 году медлили, слишком осторожничали" Ципко А. Правда никогда не опаздывает. - Вступительная статья к книге: "А. Яковлев. Предисловие. Обвал. Послесловие". М" 1992, с. 4. 5. 7).

Помимо "осторожности" они еще и лгали своему народу - лгали отчаянно, цинично, беззастенчиво, используя его природную доверчивость и доброту. Они клялись в верности марксизму-ленинизму, ценностям социализма, а сами вели подкоп под них. Они говорили о культуре как "духовном цементе" советского народа, а сами взрывали этот цемент. Вот яркий типичный образчик "осторожной лжи" Яковлева, столь же амбициозного, сколь и бездарного "ниспровергателя" одного из величайших мыслителей XIX в. - К. Маркса.

    Ложь Яковлева образца 1990 года:

    "Вопрос: Не утопична ли сама идея коммунизма, не целесообразнее ли прагматический подход к нашему обществу как социалистическому?

    Ответ: Во-первых, что понимать под коммунизмом, как вы помните, это никем и ничем не ограничиваемая возможность развития и самосовершенствования человека и общества".

    (Из выступления Яковлева перед коллективом
    МГУ 12 февраля 1990 г. В кн.: "А. Яковлев. Муки прочтения бытия.
    Перестройка: надежды и реальности. М., 1991 г.)

Те, кто работал в аппарате ЦК КПСС, хорошо помнят это двурушничество Горбачева и Яковлева. Они люто ненавидели "аппаратчиков", в том числе весь низовой партийный актив, а потому всячески его шельмовали, травили с помощью своих единомышленников. "Штаб контрреволюции" в течение 1986-1989 гг. сменил свыше 90% секретарей обкомов, крайкомов, ЦК компартий союзных республик. Под непосредственным руководством Яковлева в эти же годы были заменены почти все главные редакторы центральных, республиканских, краевых, областных, крупных городских газет и журналов.

Чем шире становилась кадровая база Горбачева - Яковлева, тем активнее вводились в оборот понятия "нового мышления." Они настаивали на "интенсивности общения, взаимодействия, обмена в науке, культуре, информации, ... обогащения передовыми общечеловеческими ценностями"3..

По очень точному определению доктора философских наук, профессора Трушкова В.В., именно "общечеловеческие ценности" и "новое политическое мышление" по Горбачеву - Яковлеву - Шеварднадзе оказались идеальной культурной средой, в которой бурно размножались бактерии разложения.

И по мере получения запланированных результатов стал вестись уже погром не только социалистических, а всех базисных ценностей русской национальной культуры. Перестрой-щики не стеснялись и откровенно радовались всему тому, "что со скрежетом ломает тысячелетнюю парадигму российской истории, что возвещает шаг в цивилизацию нового типа"4 (выделено мной - B.C.).

Диалог двух культур?

"Вхождение в мировую цивилизацию" сопровождалось громкими официальными заклинаниями о "плюрализме", о "диалоге двух культур", т.е. отечественной и западной. Проведенное на рубеже 80-90-х годов социологическое исследование среди творческой интеллигенции (было опрошено 20 тыс. чел.) показало, что почти 60% деятелей литературы и искусства отвергали какие бы то ни было запреты в культурных контактах с Западом. Среди творческой молодежи 20-30 лет эту точку зрения разделяли 3/4 опрошенных. И лишь совсем небольшая группа - менее 3% - высказалась против "диалога двух культур", опасаясь, что он может привести к разрушению отечественной культуры, деградации нравов и падению эстетических вкусов в нашей стране5.

Увы, к ним никто не прислушался, как и к выдающемуся русскому писателю В. Распутину, предупреждавшему общество, что "диалог двух культур" может превратиться в "монолог" и даже - в "культурную интервенцию"6.

В. Распутин был не одинок. В ноябре 1990 г. на встрече деятелей литературы и искусства каждый третий участник предупреждал Горбачева "о засилии эрзац-культуры". Однако "главный перестройщик", обладающий способностью всегда говорить долго и туманно, начисто был лишен дара кого-либо слушать и уж тем более прислушиваться. Так были открыты шлюзы для вливания западной "массовой культуры" в российское общество. Уже в конце 80-х годов, по данным отдела конъюнктуры ВПТО "Видеофильм" Госкино СССР, фильмы ужасов на черном рынке были популярны у 46,8% посетителей видео, эротика - у 43%. Опрос проводился в 8 промышленных городах. ("Аргументы и факты", 1988, № 37).

Но не только черный рынок процветал от западной видеопродукции. Весь советский кинематограф существовал на деньги, получаемые от проката зарубежных картин. Так резюмировала газета "Советская культура" в статье "кино как товар" (1989 г., 27 мая, с. 10).

Уже тогда многие забили тревогу. Так, авторы "Обращения к русскому народу", принятому на заседании батумского комитета всесоюзной неформальной организации "Единство", в марте 1989 г. писали: "Западная массовая культура нанесла самобытным культурам народов СССР в сто крат больше вреда, чем перегибы 20-30-х годов"' (выделено мной. - B.C.).

    Самопризнание во лжи Яковлева в 1992 году:

    "Своеобразие марксизма состоит в отказе от нравственного, ценностного подхода при исследовании общественной жизни и исторического процесса... В сущности, вся социальная доктрина марксизма, и прежде всего его учение о диктатуре пролетариата, об экспроприации экспроприаторов, направлена против общечеловеческой морали как основы гражданского общества.

    ...Маркс исходит не из индивидов, а из холодной логики исторического процесса самодвижения общественной тотальности".

    (А.Яковлев. Предисловие. Обвал. Послесловие. М" 1992, с. 42-43).

Разложив нравственно и разоружив духовно народ, влив в его сознание смертоносный яд западничества, Горбачев и К° осуществили целую сериюконкретных акций по подрыву национальной безопасности страны:

  • были пересмотрены итоги второй мировой войны, за которую советский народ заплатил 27 миллионами жизней, другими бесчисленными жертвами;
  • нарушены соглашения Ялтинской, Потсдамской конференций. Хельсинкского совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, провозглашавших незыблемость послевоенных границ;
  • v предательски распущен социалистический лагерь и Варшавский военно-оборонительный договор, обеспечивавшие во главе с СССР военно-стратегический паритет в мире;
  • проведено одностороннее разоружение СССР, уничтожение целых классов оружия, подорван моральный и военный авторитет Советской Армии и Военно-Морского Флота.

Такова, далеко не полная цена, заплаченная нашим народом, во имя абстракций "общечеловеческой цивилизации", которые внедрили в его сознание Горбачев - Яковлев - Шеварднадзе и К°.

"Тотально разрушить систему"...

Новый, еще более зловещий этап в уничтожении национального генофонда культуры и на этой основе подрыва всей системы безопасности начался на рубеже 1991-1992 гг. Советский Союз был развален, группировка Горбачев - Яковлев - Шеварднадзе отстранена от власти - "новые цивилизаторы" переместились из Кремля в скромные аппартаменты "Горбачев-фонда" на Ленинградском проспекте, не забыв перед тем захватить собственность КПСС в свои руки. Началась 'Эпоха реформ" Ельцина - Гайдара - Бурбулиса - Козырева - Чубайса и К°.

Основное социокультурное содержание этой "эпохи" составила борьба против прежней системы общественных отношений, ценностных ориентации русского и других народов, выработанных в течение тысячелетней исторической традиции и закрепленных в XX столетии. Под водительством "реформаторов" общество стало совершать стремительный марш-бросок от традиционно русских общинно-коллективистских форм жизнеустройства к западным частноиндивидуалистическим. Уже 24 февраля 1994 г. Президент РФ Б.Ельцин в своем послании федеральному Собранию объявил о том, что "тотальное разрушение прежней системы завершается" (выделено мной. - B.C.).

В этом самопризнании кроется огромный трагический смысл, на который мало кто обратил внимание. Ведь общество - это живой, невероятно сложный организм, который может эффективно функционировать и тем более развиваться, когда в нем представлены два вида производства - материальное и духовное. Общеизвестно, что решающее значение для поддержания общественного процесса имеет производственная практика, выступающая своеобразной обработкой природы людьми. Именно она обеспечивает получение материальных благ путем преобразования природы (материальная культура).

Но не менее важен и другой вид практики - деятельность, направленная на изменение, преобразование, совершенствование самого общественного организма. Такая практика нередко определяется как обработка людей людьми. В широком смысле слова именно она представляет собой духовное производство (духовная культура).

Культура, несомненно, вырастает на материальной основе. Но свою подлинную, человеческую сущность проявляет именно в области человеческого духа, а не в окружающем его материальном богатстве, хотя одно не существует без другого. Людвиг Фейербах был глубоко прав, когда говорил о том, что "не плоть, а дух делает человека человеком".

Поэтому благополучно общество, где нормально представлены и развиваются оба вида производства - материальное и духовное, счастливо же то, - в котором между ними устанавливается гармония.

Суть "реформ" Ельцина - Гайдара - Чубайса - Черномырдина состоит в том, что, ведя "тотальное разрушение прежней системы" (слова Ельцина), демонтаж охватил оба вида производства - материальное и духовное. В сфере материального производства произошел полный развал национального хозяйства, деградация всех его отраслей.

Сфера духовного производства подверглась не меньшему погрому нынешних реформаторов России. Национальная культура была почти снята с государственного финансирования. Принятыми законами о собственности, о разграничении полномочий между Центром и республиками, законом о местном самоуправлении и местном хозяйстве "на места" были отданы права по развитию социально-культурной сферы на своей территории. Однако местным администрациям это не было вменено в обязанность. В результате произошло повсеместное обвальное сокращение бюджетных ассигнований на культуру - началось и продолжается тотальное разрушение ее инфраструктуры. Внедрение "рыночных отношений" интенсифицировало этот процесс. Вся сфера культурной деятельности - наука, образование, искусство, кинематограф, печать, телевидение, радиовещание, культурно-просветительные учреждения (библиотеки, клубы, дворцы), спорт - попала под топор "реформ".

Но главной жертвой стали кадры творческих работников. В стране происходит массовая эмиграция ученых, музыкантов, конструкторов, преподавателей, что означает разрушение национального духовно-интеллектуального потенциала.

ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ:

    "Есть достаточно оснований утверждать, что за последние годы Россия понесла урон в своем творческом потенциале, сравнимый с тем, который был нанесен революцией и гражданской войной, когда многие представители творческой интеллигенции (около двух миллионов), не принявшие происходящие в России перемены, покинули ее, дав мощный импульс развитию искусства, литературы, балета, оперы Франции и Германии, Соединенных Штатов и Великобритании, Польши и Чехословакии" ("Россия на пороге XXI века". М" 1996, с. 180-181).

Тотальному разрушению, о котором говорил Президент Б. Ельцин, подверглась советская, а ныне - российская наука. За последние три года свыше 20 тыс. молодых физиков, химиков, биологов и других ученых естественно-научной сферы выехали в США, Германию, Францию, Англию, Австралию и т.д. Запад скушает все, что представляет для него интерес.

Летом 1993 г. американская газета "Нью-Йорк тайме" опубликовала весьма примечательную статью под заголовком "А говорят, что СССР был отсталой страной", в которой сообщается об охоте американских фирм за нашими научными и техническими открытиями. "Перемены в России, - сообщает автор, - создают колоссальные возможности для американской промышленности. Доступ к российской технологии открывает огромные возможности... Это похоже на открытие Атлантиды" (выделено мной - B.C.).

"Отсталая" Россия, продолжает статья, предлагает десятки, сотни уникальных открытий из различных сфер науки и техники: в области генной инженерии, онкологии; ультрафиолетовые стерилизаторы для медицинских инструментов; литиумные батареи; эффективный способ литья стали; магнитная сварка; ткань, отражающая излучение; холодные катоды для получения ионов и масса других открытий и изобретений.

Как заявил Майкл Тейлор, вице-президент одной из крупнейших компаний в области новой технологии "Ист-Уэст технолоджи партнере лимитед" (Вашингтон), "доступ к российской технологии открывает огромные возможности, но совершенно очевидно, что мы занимаемся этим еще и потому, что на этом можно сделать деньги..."

Увы, Тейлор не одинок.

Такие гигантские корпорации, как "Форд Мотор", "Дженерал электрик", "Гудрих тай", "Юнайтед технолоджис" и другие участвуют в массированной охоте за нашей технологией.

По смехотворно бросовым ценам сегодня в нашей стране можно скупить самые различные разработки - от ракетостроения до компьютерных программ. Такое заключение делает американское агентство "Ассошиэйтед Пресс". "Вы можете нанять специалиста высшего класса в области химии и биологии всего за одну десятую зарплаты, которую подобный специалист получает у нас в Америке", - заявляет Ян Вэнус - президент фирмы "Планкон".

"Российская газета" сообщала, что компания "Сай Дайменд технолоджи" из Хьюстона купила услуги 200 ученых и инженеров, работающих в отделении объединения "Газпром". Российская компания заплатила пять миллионов долларов за 20% акций "Сай Дайменд". Русские согласились работать на эту американскую компанию в течение ряда лет. Практически за одну ночь, благодаря этой сделке "Сай Дайменд" приобрела одну из крупнейших компьютерных программ в этой области. А телекоммуникационная компания "АТТ" была среди первых, кто воспользовался распадом СССР, чтобы пойти по этому пути. Начиная с 1992 года она заключила три контракта с российскими учеными. Первый - с Институтом общей физики Российской Академии наук. Он открыл компании доступ к оптоволоконным исследованиям и сотрудничеству с 200 учеными. "АТТ" платила крохотную по западным стандартам зарплату ученым - 720 долл.

"Сделать из русских американцев"...


ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ:

    "...Суть нынешней трагедии России не в том экономическом хаосе и политической неразберихе, а в попытках переделать страну под западные стандарты. Из России пытаются сделать Запад, из русских - американцев, немцев, а из татар, наверное, японцев". (Профессор университета г. Ванкувера (Канада) Эйли Раф. Является ли Россия великой державой? - "Правда", 23 ноября 1994 г.)

Тотальное разрушение отечественной культуры доморощенными "реформаторами" при активной помощи западных "друзей" - явление многоаспектное, многоцелевое. Но среди прочих одна цель, несомненно, является главной, стратегической: подчинить русских, сделать их сговорчивыми и покорными. А это возможно лишь при условии подчинения их западным стандартам.

Отсюда наша страна стала объектом массового "разкультуривания", невиданного еще в истории человечества глобального насилия по переделке духовного кода народов, населяющих Россию. Применяя самые различные "злокачественные формы деструктивности" (Э. Фромм), Запад сделал решительную ставку на замену нашего национального культурного генотипа своим собственным. Этому на Западе посвящено немало исследований. Одним из авторов на эту тему является Майкл Мэнделбаум - исследователь и директор "Проекта совершенствования отношений между Западом и Востоком" под эгидой Совета по внешним сношениям США.

ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ:

    "В мире суверенных политических образований влияние, выражающееся в богатстве и силе, распределено неравномерна. Некоторые страны пользуются большим влиянием, нежели другие. Влияние имеет тенденцию распространяться интенсивнее с запада на восток, чем в обратном направлении.

    ...По крайней мере с XVI века "ядром" мировой цивилизации стало то, что в целом именуется Западом и что охватывает Западную Европу, а с XIX века еще и Северную Америку. .^Россия с XVI века оставалась частью периферии, она была объектом, воспринимающем влияние, идущее с Запада.

    В течение столетия западное влияние того или иного вида проникало в Россию в ходе медленного, некоординируемого и всеобщего процесса распространения культуры. Торговля, интеллектуальные контакты, путешествия... несли плоды европейской цивилизации на Восток.

    ...В каждом случае, однако, российские правители стремились контролировать идущее с Запада влияние, приветствуя одни вещи и пытаясь преградить путь другим. И здесь также просматривалась определенная модель заимствования. У Запада с жадностью брались реальные элементы военной мощи и национального величия - корабли, дворцы, железные дороги, сталеплавильные заводы, автомобили и т.п., а в последнее время - атомная энергетика. Но была и в равной степени установка не впускать в страну политические и социальные идеи, на которых основывался западный материальный прогресс.

    ...Русские всегда были достаточно сильны, чтобы защитить себя и остаться независимыми. Россия никогда не покорялась Западу: Франции это не удалось в XIX веке, Германии - в XX веке. Российское государство и его советский преемник практически были свободны от политической, социальной и экономической практики, процветавшей в Европе и в Северной Америке. Запад оказывал глубокое влияние на Россию, но ни в ходе преднамеренной политики и не в том вице, в каком это предпочитало большинство людей на Западе" (Мэнделбаум Майкл. Влияние Запада на Советский Союз. - В кн.: "Россия Горбачева и американская внешняя политика". Выпуск второй. М" 1989, с. 400, 421, 422, 423 (выделено мной. - B.C.).

Автор этих строк приносит читателю свои извинения за столь пространное цитирование. Однако без этого трудно понять позицию как современных российских "западников", так и их партнеров из-за океана. Изучая историю России, осмысливая механизм культурной экспансии Запада, Мэнделбаум откровенно говорит о том, что в течение по крайней мере 400 лет она была "объектом влияния, идущего с Запада". Но Россия всегда, во все времена имела таких правителей, которые преграждали путь западным идеям. А Советский Союз, по словам Мэнделбаума, "вооруженный ядерным оружием... вообще неуязвим" (с. 433).

И только с началом "перестройки" Горбачева, а потом "реформ" Ельцина у Запада впервые с XVI столетия появилась реальная возможность покорить Россию - в недрах ее общества сформировался фактор "троянского коня".

ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ:

    ...Новые советские лидеры могут с достаточной уверенностью позволить Западу оказать на СССР культурное, экономическое и отчасти политическое влияние, которому их предшественники наверное бы воспротивились... И если к тому же эти лидеры более расположены к западным идеям и формам организации, нежели их предшественники, то и общество, которым они руководят, становится более восприимчивым к ним...

    Советские люди сегодня лучше образованы и посвящены в тонкости событий и явлений, чем их предки-крестьяне. Большинство их живет теперь в городах, а именно в городах процветают материальные ценности и идеи, характерные для Запада. В городах... люди сейчас настроены на восприятие культурных посланий Запада как никогда раньше. Они имеют доступ к западным радиопередачам, дискам, магнитофонным пленкам, книгам и журналам, они приобретают западную одежду и мебель. ...Технология ускорила проникновение западной культуры в Россию.

    ...Исторически наиболее охотно западное влияние всегда воспринималось интеллигенцией России. ...К тому же нынешняя интеллигенция сильнее настроена на западные ценности, чем даже предыдущее поколение... В интеллектуальном климате у советской интеллигенции наметился переход от коллективизма к индивидуализму, от опоры на социальный конформизм к признанию разнообразия, от экзальтации по поводу социалистической утопии как цели развития общества к более скромным устремлениям, направлениям на постепенное улучшение условий жизни. А это именно те ценности, которые лежат в основе материальной традиции Запада.

    ...Процесс передачи элементов культуры - сейчас имеет все шансы стать главным фактором изменений в мировой политике" - (выделено мной - B.C.). ("Майкл Мэнделбаум. Влияние Запада на Советский Союз". - В кн. "Россия Горбачева и американская внешняя политика". Выпуск второй. М" 1989, с. 433-435.)

Итак, о чем писал американский аналитик, свершилось. "Передача элементов культуры" стала главным фактором глобальных изменений во всей мировой политике. Средством передачи этих "элементов" в России стали: 1) Ельцин и его ближайшее и дальнее окружение (Гайдар, Чубайс, Бурбулис, Лившиц, Сатаров, Ясин, Уринсон, Явлинский и др.); 2) прозападная прослойка интеллигенции, в первую очередь сосредоточенная в Москве, Петербурге, Екатеринбурге и ряде других городов; 3) криминально-компрадорская буржуазия, занятая в советское время в сфере "теневой" экономики и скупившая по дешевке национальное достояние в ходе чубайсовской приватизации; 4) маргинальные слои городского населения, зараженные мелкобуржуазными настроениями и живущие по принципу: "Неважно, от кого придет богатство, но важно, чтобы "здесь и сейчас"! Внедрив в сознание значительной части народа России западные "либеральные" ценности, поменяв коллективизм на индивидуализм, заразив обывателя психологией стяжательства, Ельцин и К° добились совершенно конкретных результатов в сфере национальной безопасности страны:

  • уничтожен Советский Союз и границы России перенесены - на Севере к Ивангороду; на Западе - к Пскову, Смоленску; на Юге - к Ростову; в Сибири - к Кургану, Омску;
  • расчленен русский народ (впервые в истории!) и около 30 млн. русскоязычных носителей единой и неповторимой культуры брошены в ближайшем зарубежье на выживание;
  • ликвидируется независимая национальная экономика, приобретая черты колониальной (за время ельцинского правления выпуск продукции в машиностроении сократился на 60%;в легкой промышленности - на 70%; химической - на 70%. В целом валовой внутренний продукт сократился почти в 2 раза);
  • происходит дальнейшее разрушение армии и Военно-Морского Флота: отсутствует финансирование разработок новых видов вооружения, снижается квалификация офицеров и других специалистов, подрывается авторитет человека в погонах, государство их просто перестает кормить;
  • под угрозой находится самообеспечение населения России продуктами питания, Россия закупает около 40% продовольствия, а крупнейшие города, в том числе Москва, - на 70% зависят от поставок продуктов из-за рубежа;
  • идет массовая криминализация российского общества: в 1995 г. в России официально зарегистрировано 2 755 669 преступлений, что на 4,7% выше уровня 1994 г. (Около 60% преступлений по различным причинам остаются незарегистрированными). По оценке специалистов МВД РФ, фиксируется только 3-4% реальных случаев коррупции; 10% контрабанды; 50% - изъятия наркотиков.

Таким образом, "процесс передачи элементов культуры" с Запада принес для него совершенно конкретные результаты: горбачевско-ельцинская Россия приобретает облик желаемого для "западников" общества. Но удается ли авторам "проекта тысячелетия" главное - превратить русских в американцев? Пока нет... А потому "процесс продолжается"...

"Мы не свернем с курса реформ"...

Эту фразу с особым значением любят повторять Ельцин, Чубайс, Черномырдин и ряд других видных "реформаторов" современной России. Причем, в зависимости от конкретной ситуации (выступление перед избирателями, журналистами, прием дипломатов или встреча с "другом" Биллом и т.д.) она произносится в различной интонации: в ней то звучат многообещающие и таинственные ноты, то подчеркнутая решимость, но чаще всего - угроза. Нет в ней лишь одного - сомнения. Не испытывая этого явно не современного для "реформаторов" чувства, а уж тем более раскаяния, они продолжают процесс "тотального разрушения системы".

И, судя по всему, сегодня центр тяжести перенесен в полной мере в сферу культуры. Если на первом этапе (1991-1993 гг.) главной целью был захват политической власти, на втором (1993-1995 г.) - захват народной собственности, то на нынешнем - третьем - окончательный слом русской национальной культуры и на этой основе "превращение русских в американцев".

Ведь именно культура, прежде всего духовная, остающаяся единственным достоянием народа, делает его несломленным, способным вернуть и власть и заводы, и отстоять честь и независимость поруганной Родины.

Отсюда новый виток борьбы за национальную безопасность, может быть, последний и окончательный. Отсюда то ожесточение, откровенная остервенелость, с какой ведется борьба по слому духовного развития русской нации. В ней условно можно выделить несколько направлений: 1) уничтожение русского языка как народообразующего стержня; 2) дегуманизация русской национальной литературы, искусства, просвещения, всей духовной сферы, составляющей корневую основу народа; 3) переделка русского национального характера, лежащего в основе нашего социального архетипа и замена его суррогатом западного "менталитета".

И при этом вся методология "реформ" в области духовной сферы столь же проста, сколь и прямолинейна: привить русскому человеку стойкий комплекс культурной неполноценности и выработать у него постоянную готовность принимать все без исключения "ценности западной цивилизации". На это сегодня работает вся государственная система образования, воспитания, информации, эту цель реализуют коммерческие структуры, но в первую очередь компрадорский капитал.

Мощный удар наносится по великому русскому языку, который был всегда и остается до сих пор генетической памятью народа. Забвение родного языка - это потеря своей исторической памяти, неизбежное изменение собственной культурной идентичности. Тредиаковский, Пушкин, Некрасов, Достоевский, Л. Толстой, Чехов, а потом и Горький, Маяковский, Есенин, Шолохов, Твардовский вместе со своим народом формировали, создавали, берегли великий русский язык, в нем и через него передавали неповторимую русскую духовную самобытность. В самые трудные периоды жизни Отечества именно язык был первым и самым главным помощником русскому человеку. Когда, казалось бы, уже нет никакого выхода - все, конец (!), но скажет он слово русское - и словно сил прибавится. Таким мы видим былинного Илью Муромца, легендарных Александра Васильевича Суворова, Михаила Илларионовича Кутузова, поэтического Теркина, а вместе с ним сотни, тысячи известных и безымянных русских героев, подлинных и литературных.

ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ:

    "И еще один дар дала нам наша Родина: это наш дивный, наш могучий, наш поющий язык.

    В нем вся наша Россия. В нем все дары ее: и ширь неограниченных возможностей; и богатство звуков, и слов, и форм; стихийность и нежность; и простота, и размах и парение; и мечтательность, и сила; и ясность, и красота.

    В нем гудение далеких колоколов и серебро ближних колокольчиков. В нем ласковые шорохи и хрусты. В нем травянистые шелесты и вздохи. В нем клекот, и грай, и свист, и щебет птичий. В нем громы небесные и рыки звериные; и вихри зыбкие и плески чуть слышные. В нем вся поющая русская душа...

    Не любить его, - значит не любить и не блюсти нашу Родину.

    А что есть человек без Родины". (И.А. Ильин. О России. М., 1991. с. 10-11.)

Может быть именно потому, что через язык человек познает чувство Родины, ведется его опошление, сознательное и целенаправленное изменение фонетического и лексического строя. Современные российские "реформаторы" проделали огромную работу по насаждению чуждых народу слов. "Президент", "презентация", "мэр", "префект", "муниципалитет", "супрефект", "менеджеры", "брокеры", "менталитет" - лишь ничтожная толика слов, которые с утра до вечера на нашем слуху. Но это не просто слова, а смена национально окрашенного мышления, мироощущения, мировидения, ведь за словами - наше прошлое, настоящее и будущее, реальности русского образа жизни.

"В официальный язык "реформаторов" введены, например, такие понятия, как "субъект Федерации", "территории". Ныне они являются

широко употребительными символами прежних названий - "республика, край, область". Безобразные на первый взгляд нововведения знаменуют собой и закрепляют в сознании русского человека явления колоссальной взрывной силы - обезличку и расчленение его Родины - вначале СССР, а теперь и России. Ведь отделяется не политая потом и кровью конкретная республика, а всего лишь "субъект Федерации". А что стоит такая полуграмотная фраза: "В территорию не поступили деньги из федерального бюджета"... Голодают-то жители не родной Ивановской, или Владимирской области, или "нашенского" Дальнего Востока, а всего лишь какие-то "территории"... А параллельно "родное" телевидение и радио изо дня в день "обояит" обывателя: "Шикарный отдых на Багамах, Канарах, Кипре, бесподобные путешествия во Францию, Испанию, Италию, исключительно эффективные деловые поездки в Штаты, Германию" и т.д. и т.п. Все преподносится конкретно, ярко, доступно, с позиций "общечеловеческих ценностей"...

Так с помощью языка выстраиваются нужные "реформаторам" политические приоритеты, подрываются основы государственно-политического существования нации.

ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ:

    ..."Подвергается усиленной словесной бомбардировке - обороноспособность страны. По армии, ее солдатам и офицерам бьют прицельным, без промаха, огнем. Как теперь называют Российскую армию, победившую Мамая, Карла XII, Наполеона и Гитлера? Ничего не говорящим ни уму, ни сердцу - "федеральные войска". Как именуют русского солдата, наследника героев Плевны, Сталинграда, Бородина? И того бездарнее - "федерал"... Трюк словесных мошенников прост: имя Родины - России в названии армии заменено на бездарное "федерация". Имя солдата, славное столетиями побед, изменено на уродливое новообразование "федерал", чуждое, инстинктивно неприязненное, звучащее почти как дебил-Хитроумным словесным тараном рушится необоримая прежде крепость доверия и любви нации к своей армии, к своим защитникам". (Миронова Т. Песнь среди гвалта. - "Советская Россия". 21 сентября 1996 г.)

Не менее трагична сегодня и судьба русской национальной литературы и искусства. Попав в жернова "реформ", они наряду с языком стали мощным средством переделки русского национального самосознания. Теперь не только не услышишь настоящей русской речи по телевидению и радио, но и русских песен, не увидишь национальных танцев. Где хор им. Пятницкого, Воронежский, Омский, Северный русские народные хоры? Где прославленная "Березка"? Для широкого, массового зрителя они словно умерли. Зато ежечасно, ежедневно, из месяца в месяц хлещет по ушам агрессивно-остервенелая рок и поп-музыка, несутся хрипы коммерческих "исполнителей"...

Литература, как и искусство, стала товаром, на котором можно зарабатывать большие деньги. Высшим достижением теперь считается "художественное изображение отправления человеческих потребностей". Лучшим российским писателем 1994 г. был признан Игорь Яркевич за трилогию "Как я и как меня", состоящую из "произведений" под характерными для всей "демократической литературы" названиями: "Как я обосрался", "Как меня не изнасиловали", "Как я занимаюсь онанизмом". Подобные "произведения" создал "лучший художник России" 1994 г. Александр Бренер: первый раз он помочился на памятник А.С. Пушкину в Москве, а второй - облегчился на французской художественной выставке. Оба его "творения" были признаны лучшими.

Важнейшим инструментом переделки национального самосознания стала школа, образование в целом. На Международной конференции в Женеве (1992 г.) в докладе "Развитие образования в России" говорилось: "Школа в России должна быть построена по чертежам общеевропейского, общемирового дома, приоритета "общечеловеческих ценностей...", она должна создать условия для эволюционной смены менталитета".

И эта установка сегодня претворяется в жизнь. Учебники фонда Сороса, каббалистические занятия под руководством оккультного центра "Юниверс", массовое изучение "трудов" Муна и многое другое направлено на духовное кодирование сознания подрастающего поколения - именно с ним связывают свою окончательную победу "реформаторы"-западники.

Все сказанное означает лишь одно: в современной "демократической" России идет тотальное разкультуривание всего народа, а значит, и его расчеловечивание, ибо "ни социальная группа, ни индивид (за исключением просто биологического организма) не могут существовать без культуры" (П. Сорокин). Культура под руководством "реформаторов" перестает выполнять свои основные функции, но прежде всего гуманистическую, т.е. человекотворческую, о которой говорил еще Цицерон - cultura animi - возделывание, взращивание духа.

В современном российском обществе сформировалась и все расширяется агрессивная социальная среда, которая генерирует массовый процесс десоциализации. Социальная незащищенность человека, атмосфера многолетней эмоциональной напряженности, отчуждение от привычной культурной среды, разрыв социальных связей, утверждение идеологии индивидуализма и накопительства, непрерывное осмеяние всего, что было создано предыдущими поколениями, формирует новый генотип человека. Это - человек, лишенный прочного "внутреннего стержня", духовно и нравственно опустошенный. Иначе говоря, - человек отчужденный.

СУТЬ ЭТОГО ФЕНОМЕНА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
СОСТОИТ В СЛЕДУЮЩЕМ:

  • отчуждение самой сущности человека, в силу чего он становится объектом социокультурного манипулирования;
  • отчужденность человека от общества, которое предстает все более направляемым, агрессивным и враждебным;
  • отчужденность социальных, политических, правовых и иных институтов от собственного народа и поэтому кажущихся ему чуждыми, инородными образованиями, способными не защитить, а предать;
  • отчужденность общества и человека от своей собственной истории, представляющейся им неправильной, неудачной;
  • отчужденность социума от нравственности, науки, разума.

У отчужденного человека меняется все: отношение к истории, культуре, традициям своего Отечества, ломаются ценностные ориентации. Уже в 1990 г., по данным социологических исследований, проведенных тогдашней Академией общественных наук при ЦК КПСС (сейчас РАУ при Президенте РФ), почти каждый пятый опрошенный заявил, что у него возникло желание выехать из СССР в другие государства на постоянное место жительства. Только 62% опрошенных сказали, что гордятся своим народом. За последующие пять лет эта тенденция нарастала.

По данным исследований, проведенных ИСПИ РАН за последние пять лет, резко сместился приоритет в системе ценностей личности - он "ушел" в сферу личной жизни. Чувство внутреннего мира и духовного благополучия люди находят прежде всего в семье, детях, доме - 44%, а в труде - лишь 8%; общении с друзьями - 8%; религии - 4%; хобби - 3% и т.д. Примечательно, что ни один(!) из опрошенных не назвал среди этих факторов общественную деятельность, которая раньше ассоциировалась со служением обществу, коллективу и занимала довольно значительное место в жизни многих людей 8.

Однако "уход" в сферу семейных отношений не спасает. "Реформы" вторгаются и сюда. У отчужденного человека формируется катастрофический склад мышления, чувство исторической обреченности (пусть все летит к чертям - все равно выхода нет!), состояние тревоги, неизведанности и откровенного страха охватило огромные слои общества. Причем, как показывают исследования, это состояние сильнее всего проявляется в Москве, других регионах, где "реформы" продвинулись дальше всего.

Количество самоубийств и попыток самоубийства
среди общего числа смертей в России
в годы "перестройки" и "реформ"

            %

1985 г.

1992 г.

1993 г.

1994 г.

1995 г.

3 мес. 1996 г.

3

19

20

31

33

17

Отчужденный человек - чаще всего безвольный, сломленный человек. Он не способен к сопротивлению, борьбе, социальному протесту. Его протест чаще всего выражается в голодовках, суициде, но не более того. Не случайно, в России растет число самоубийств - это тоже "бегство" от "реформ".

К приведенным данным следует добавить не менее страшные цифры: в 1985 - 1995 гг. число насильственных смертей увеличилось в 10 раз;

от употребления наркотиков - в 12 раз; детская смертность от наркотиков возросла в 42 раза. (Данные Международного независимого центра информации, Нью-Йорк, "Советская Россия", 26 сентября 1996 г.)

Наконец, прямым результатом "реформ" в России, слома ее социокультурного ядра является "бегство в болезнь" (3. Фрейд), т. е. рост психических заболеваний и алкоголизма. По выборочным подсчетам (профессор В. Попов), по результатам психосоциологических исследований в России число психически пораженных колеблется между 20 и 25%, особенно оно велико в городах. Так, по данным одного из исследований (В. Бундаков), в Москве можно заселить целый микрорайон людьми с психическими заболеваниями ("Аргументы и факты", 1994 г., июнь, 23). До 60% населения одного из "спальных" районов Москвы страдают фрустра-цией, ноогенными неврозами (В. Попов).

Общий вывод, увы, безрадостен:

    именно слом русской культуры, разоружение народа идейно и нравственно явились первопричиной тотального уничтожения его национальной безопасности. Национальная безопасность - это сам народ, каждый человек, носитель национальной идеи.

    1. Лишение нации объединительной идеи, способной ее консолидировать и подвигнуть на серьезное движение вперед, - обрекает народ на заимствования, слепые копирования, и следовательно, подчинение чужой воле.

    2. Оплевывание собственной истории, "хамизм в культуре", "пренебрежительное отношение к могилам отцов" (Н. Бердяев) обрекает народ на бездуховность: антипатриотизм, асоциальность, стяжательство, беспамятство.

    3. Потеря национально-культурного иммунитета неизбежно ведет сначала к размыванию, а затем полной утрате самостоятельности, самобытности славянского (русского) "культурно-исторического типа" (Н. Данилевский). Европа, как и во времена этого блестящего мыслителя, враждебна России. Если бы это было не так, военно-политический блок НАТО не придвигался бы к границам России.

    4. Потеря народом социокультурной самостоятельности, уродливые деформации вековых норм нравственности, девальвация и деградация личности (аморализм, индивидуализм, распад личности, суициды и т.д.) превращают некогда гордый, сильный и независимый народ в объект недоброй воли и циничного манипулирования.

    Народ, поющий чужие песни, это беззащитный народ.

    Такова сегодня и Россия, живущая на подачки и рискующая повторить судьбу СССР.

ЛИТЕРАТУРА:

1 Карпухин О. Культурная политика России и "догоняющее развитие". "Диалог". 1995. № 7. С. 83.
2 Бялер Северин, Мэнделбаум Майкл. Россия Горбачева и американская внешняя политика. Выпуск второй. М., "Прогресс", 1989. С. 279-280.
3 Горбачев М.С. Революционной перестройке - идеологию обновления. Речь на февральском (1988 г.) Пленуме ЦК КПСС. "Правда". 1988. 19 февраля. С. 2.
4 Яковлев А.Н. Реализм - земля перестройки. М., 1990. С. 4.
5 Комиссаров СД" Наместникова И.В. Культура в свете нового мышления. М., 1991. С. 74.
6 Распутин В. Интеллигенция и патриотизм. - "Москва". 1991. № 2. С. 15.
7 Комиссаров С.Н., Наместникова И.В. Культура в свете нового мышления. М., 1991. С. 73.
8 "Новый курс России: предпосылки и ориентиры. Социальная и социально-политическая ситуация. Год 1995-й". М., 1996. С. 91-93.



   TopList         




[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]