Экономика |
Обозреватель - Observer
|
И.ГЛАДКОВ,
кандидат экономических наук, доцент Экономические отношения Республики Корея (РК) и США имеют довольно давнюю историю и сложившиеся черты. Согласно официальному подходу к определению начальной фазы установления политических, экономических, а также других форм межгосударственных отношении РК и США, выраженному недавно американским экс-президентом Дж. Бушем, эти страны приступили к формированию таких контактов в 1950 г., когда они выступили совместно в вооруженном конфликте против Северной Кореи. С этого времени постепенно складывалась современная система их связей в экономической сфере, тяготеющая на современном этапе все более к отношениям (в той или иной степени проявляющейся) взаимозависимости. Так, все более определенной выглядит практически обоюдная заинтересованность сторон в дальнейшем наращивании сотрудничества в различных сферах. Это соображение подкрепляется соответствующей статистической базой. Сейчас РК является для США шестым по величине зарубежным рынком (определяемым по стоимости направляемого в страну американского экспорта) и восьмым по важности торговым партнером (по показателю объемы двусторонней торговли). США прекрасно понимают, что страна, демонстрирующая в последнее время среднегодовые темпы экономического роста почти 9%, вышедшая на 12-ю позицию в мире по объему производимого ею валового национального продукта (ВНП) и имеющая низкие показатели по безработице (2% в 1995 г.) и росту инфляции (менее 5% в 1995 г.) не может не вызывать определенного интереса и как торговый партнер и как реципиент прямых инвестиций (табл. 1). Поэтому США направляют в РК своих экспортных товаров на сумму, которая в 2 раза превышает американский экспорт в Китай при существующей разнице в емкости внутреннего рынка этих азиатских стран, а также постепенно увеличивают объем своих прямых инвестиций в РК, стремясь к лидерству среди ее крупнейших иностранных вкладчиков. Со своей стороны и Республика Корея в настоящее время рассматривает США как важнейший для себя зарубежный рынок (стоимость ее экспорта в США более чем на 41% превышает ее вывоз в находящуюся на втором месте в этой системе приоритетов Японию), а также источником получения новых технологий и прямых инвестиций из-за рубежа (табл. 1). Целесообразно подробнее остановиться на двусторонних торговых связях и сотрудничестве в технологической сфере между РК и США, рассматривая как современное их состояние, так и возможные перспективы их дальнейшего развития. Приведенные в табл. 1, а также в табл. 2 официальные статистические данные, подготовленные Банком Кореи, дают в целом достаточно полное представление о динамике внешней торговли РК и ее географической структуре. Так, среди заграничных рынков, представляющих для Республики Корея особый интерес вследствие экспортной направленности ее экономического развития, США занимают приоритетную первую позицию. На протяжении всего отмеченного периода южнокорейский товарный экспорт в США значительно, а в большинстве - многократно превышал объемы вывоза в такие страны, как Япония и Гонконг, Китай и Германия. Это происходило особенно заметно во второй половине 80-х годов, когда отчетливо проявились результаты довольно быстрого экономического развития РК и других новых индустриальных стран (НИ С), что было замечено и идентифицировано в США как феномен появления источника "новой волны" товарного экспорта из Дальневосточного региона. Темпы роста экспорта РК в США в этот период были ошеломляющими: в 1984 г. они равнялись 27,1%, в 1986 г. - 29,1, в 1987 г. - рекорд - 31,9%. Однако, несмотря на явное замедление темпов роста южнокорейского экспорта в США в начале 90-х годов, по-прежнему сюда направлялась существенная часть (около одной четверти в 1995 г.) его общего объема. Как наглядно показывают статистические данные табл. 2, южнокорейский импорт из США также отличали нестабильные темпы роста и даже неоднократные в рассматриваемый период абсолютные снижения его ежегодного объема. Просматриваются достаточно четко два резких скачка в росте его стоимости в 1988 г. и 1994-1995 гг., когда темпы его роста превышали 40% в год. Но если в первом случае США так и не удалось уйти от отрицательного сальдо баланса двусторонней торговли, то во втором - американский "реванш" очевиден - положительное сальдо торгового баланса в их пользу. Однако приводимые в табл. 2 данные совершенно однозначно демонстрируют своего рода "эффект перетягивания каната" в двусторонних торговых отношениях РК и США. Несомненный интерес представляет также товарная структура экспортно-импортных связей РК и США. Рассчитанные на основе американской статистики данные табл. 3 и 4 (при небольших несовпадениях в цифровых значениях) явно демонстрируют преобладание в настоящее время в американо-южнокорейской торговле таких товаров, как различное оборудование производственного назначения. В экспорте РК в США электротехническое и прочее промышленное оборудование составили около 60%, а транспортные средства и одежда - лишь по 6-7%. Схожая ситуация наблюдается в настоящее время и в структуре южнокорейского импорта из США - удельный вес различных видов оборудования промышленного назначения равняется более одной трети его общей стоимости. Это делает данную номенклатуру товаров в целом претендующей на довольно заметное положение в структуре импорта РК из США. Небезынтересно складывается динамика ввоза в РК по отдельным товарным группам. В 1995 г. РК являлась третьим по величине зарубежным рынком сбыта для сельскохозяйственной продукции США. На первой позиции из пяти крупнейших таких рынков находилась Япония, далее - Канада и Республика Корея, Мексика и Тайвань. Несмотря на некоторый прогресс в снятии РК существующих ограничений на ввоз американских сельскохозяйственных и продовольственных товаров, пока в РК сохранилось общее негативное отношение к возможности дальнейшего открытия южнокорейского рынка для подобной продукции из США.
Таблица 1 внешней торговли Республики Корея* млрд. долл. США
Продолжение табл. 1 млрд. долл. США
*Economic Report 1996, December, vol. II, No. 12, р. 69-70.
* Данные Банка Кореи за соответствующие годы.
* Данные Департамента торговли США за соответствующие годы. Тем не менее либерализация рынка сельскохозяйственной продукции в настоящее время в РК необходима прежде всего для потребителей, так как цены на нее внутри страны существенно выше, чем мировые. Это не только позволило бы в значительной степени разнообразить выбор продовольственных товаров в целом, но и реализовывать их населению по более низким ценам, чем сейчас, что способствовало бы дальнейшему росту благосостояния граждан РК. Несмотря на то обстоятельство, что автомобильный рынок РК на нынешнем этапе является одним из самых быстрорастущих в мире и вторым среди стран Азии (после Японии), он практически закрыт для импорта автомашин.
* Данные Департамента торговли США за соответствующие годы. В 1995 г. Республика Корея экспортировала 978 570 своих автомобилей, что почти на 40% превысило уровень ее автоэкспорта 1994 г. Тем не менее импортных машин в РК было продано всего 6921, что составило не более 0,44% объема продаж автотехники на внутреннем рынке РК, несмотря на практически удвоение с 1994 г. импорта автомобилей (3866). (Для сравнения: импортируемые автомашины составляют до 26,8% авторынка США и 5,6% - продаж автомобилей в Японии.) Практически полная закрытость внутреннего автомобильного рынка в настоящее время привела к тому, что такие американские автогиганты, как "Крайслер", "Дженерал Моторз" и "Форд", смогли реализовать в 1995 г. на рынке РК только 1962 своих автомашин. В свою очередь ведущие южнокорейские автомобилестроители - "Хендэ" и "Киа" лишь за один месяц того же года продали почти в четыре раза больше своих автомашин на американском рынке. С 27 сентября 1995 г., когда стороны достигли определенного уровня взаимопонимания, отраженного в специальном Меморандуме РК - США, начались лишь первые шаги в направлении либерализации и этого рынка страны. Автопроизводители США активно поддерживают эти меры, надеясь на дальнейший прогресс в непростом процессе открытия южнокорейского внутреннего рынка для их продукции. На южнокорейском аэрокосмическом рынке по-прежнему доминируют компании США. С 1990 г. объем их продаж военного назначения составил почти 10 млрд. долл. США, а южнокорейские авиакомпании "KOREAN AIR" и "ASIANA AIRLINES" успешно эксплуатируют до 100 единиц самолетной техники производства американских авиагигантов "BOEING" и "McDONNELL DOUGLAS". Динамично развиваясь, аэрокосмическая промышленность РК опирается на поддержку государства. Так, проходят разработку новые модели гражданской авиатехники (лайнер на 100 посадочных мест) и спецтехники военного назначения (самолет КТХ 2). Крупнейшие южнокорейские корпорации "SAMSUNG", "DAEWOO" и "HYUDAI" выступают субподрядчиками аэрокосмической промышленности США. Так, во многом благодаря успешному проведению выставки "SEOUL AIR SHOW" осенью 1996 г., по мнению южнокорейского еженедельника "The Korea Economic Weekly", весьма солидными заказами ныне обеспечены основные производители этой весьма перспективной продукции в РК, что открывает и перед ними и отраслью в целом неплохие перспективы, выводя ее в ближайшем будущем на ведущие позиции в мире. При этом перед отраслью ставится задача войти в первую десятку мировых производителей авиатехники к рубежу 2000 г. (пока она находится на 21-й позиции в мире). Стремясь обеспечить себе допуск к современным высоким технологиям, южнокорейские гиганты аэрокосмической отрасли подписали в ходе проведения выставки контракты с наиболее известными зарубежными компаниями. "SAMSUNG AEROSPACE IND." заключила соглашение с "NORTHROP GRUMMAN" (США) о разработках отдельных узлов для "Боинга 747-Х", заключен и контракт с "GENERAL MOTORS" на производство газотурбинных двигателей, что в целом позволит корпорации "SAMSUNG AERO-SPACE IND." выйти на мировой технологический уровень. "KOREAN AIR" (KAL) объединила усилия с американской авиационной корпорацией "Сикорский" с тем, чтобы стать производителем южнокорейского многоцелевого вертолета (КМН), массовое производство которых может начаться с 2003 г., а также обеспечила свое участие в программах развития "Боинга 747-Х". Довольно амбициозные планы южнокорейских авиакомпаний обеспечивают повышение спроса на авиатехнику в ближайшем будущем. Так, "KOREAN AIRLINES" намеревается снизить срок эксплуатации воздушных судов на своих линиях до 7 лет, надеясь на то, что ее воздушный флот станет одним из самых "молодых" в мире. Это, согласно расчетам, потребует закупки дополнительно 150-200 самолетов в грядущие 5-7 лет, что, в свою очередь, означает вложения от 15 до 30 млрд. долл. США в данный проект. Немалые средства (до 2,7 млрд. долл. США) будут направлены на реализацию объявленной правительством РК перспективы спутниковой программы.
млн. долл. США; число проектов в скобках
*Economic bulletin 1995, January, p. 19. Но в целом предполагаемое в ближайшее пятилетие снижение доли поставщиков из США в военных продажах до 50% с уровня 90% в недавнем прошлом вызывает нарастание озабоченности у американских авиакорпораций. Весьма существенную роль играет в экономических отношениях РК-США и проблема передачи технологии. Постоянно ориентируясь на защиту своих национальных интересов, фирмы США тем не менее осуществляют передачу технологий южнокорейской стороне. Так, по данным "Korea Industrial Technology Association", РК в период 1988-1993 гг. получила из США на коммерческой основе технологические разработки на общую сумму около 3,5 млрд. долл. США (1217 проектов), что составило примерно 61,5% совокупной стоимости подобных приобретений-закупок РК за рубежом (5,6 млрд. долл. США) (табл. 5). Как показывают приведенные в табл. 5 и 6 уникальные статистические данные, крупнейшим донором технологий для РК среди иностранных государств на протяжении всего периода ее новейшей истории (с 1962 г., когда в РК начала реализовываться новая стратегия развития) являлись США. На США приходилось около половины стоимости всех импортируемых Республикой Корея технологий, причем по этому показателю США значительно опережали второго крупнейшего иностранного донора технологий для РК - Японию (табл. 6). Подводя некоторые итоги, следует отметить, что рассматриваемые страны ныне стремятся, не останавливаясь на достигнутом, к дальнейшему совершенствованию взаимовыгодного сотрудничества в хозяйственной сфере, отдавая приоритет новым его формам.
в предоставлении технологий для РК в 1962-1992 гг.*
*Economic bulletin 1995, January, p. 19.
|
|