Внешняя политика |
Обозреватель - Observer
|
Ю.ПЕСКОВ,
старший научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН На рубеже 80-90-х годов в отношениях между СССР и КНР произошел радикальный поворот от бесплодной полемики к конструктивному диалогу и переговорам, от конфронтации к добрососедству, от соперничества на международной арене к сотрудничеству и партнерству. Важным шагом на этом пути стал визит М.Горбачева в КНР в мае 1989 г. Переговоры на высшем уровне с китайскими руководителями и подписанное 18 мая 1989 г. советско-китайское коммюнике официально подтвердили нормализацию советско-китайских отношений и положили начало качественно новому этапу их развития. "Закрыть прошлое, открыть будущее" - так определил Дэн Сяопин цель этой первой после длительного перерыва в 20 с лишним лет встречи на высшем уровне. Формула нормализации отношений, зафиксированная в совместном документе, свидетельствовала, что СССР и КНР не намерены возвращаться к стратегическому союзу 50-х годов, но и не допустят конфронтации между ними, подобной той, что была в 60-х и 70-х годах, дошедшей до вооруженных столкновений на границе, в частности, на о. Даманский. Фундаментом и каркасом новых отношений стали общепризнанные международные нормы. Стороны выразили твердое намерение "развивать взаимоотношения на основе универсальных принципов международного общения: взаимное уважение суверенитета и территориальной целостности, ненападение, невмешательство во внутренние дела друг друга, равенство и взаимная выгода, мирное сосуществование". Стороны заявили о своей готовности решать все спорные вопросы путем мирных переговоров, в том числе урегулировать на взаимоприемлемой основе пограничные проблемы. Они выразили также желание развивать взаимовыгодные связи по всем направлениям, продолжать контакты и диалоги на высшем уровне. После встречи в верхах в мае 1989 г. началось продвижение вперед по всему спектру двусторонних отношений. В апреле 1990 г. состоялся официальный визит в Москву премьера Госсовета КНР Ли Пэна, который вместе с главой советского правительства Н.Рыжковым подписал долгосрочную Программу развития экономического и научно-технического сотрудничества двух стран до 2000 г. и Соглашение о сотрудничестве в области исследования и использования космического пространства в мирных целях. Были подписаны также межправительственное Соглашение о госкредите для поставок из КНР в СССР товаров народного потребления и Меморандум о сотрудничестве в сооружении в КНР атомной электростанции. В целях укрепления взаимного доверия стороны договорились продолжить переговоры по пограничным вопросам и обоюдному сокращению вооруженных сил на границе. В 1990 г. состоялось пять встреч министров иностранных дел двух стран. В мае 1991 г. произошла вторая встреча в верхах. По приглашению президента СССР М.Горбачева Москву посетил с официальным визитом Генеральный секретарь ЦК КПК и Председатель Центрального военного совета КНР Цзян Цземинь. Стороны подписали совместное советско-китайское коммюнике, а также соглашение о восточной части советско-китайской границы. Главным из пяти принципов мирного сосуществования на тот период Цзян Цземинь назвал принцип невмешательства во внутренние дела друг друга. Однако даже после нормализации советско-китайских отношений все еще не был решен до конца ряд важнейших проблем, и прежде всего, - ликвидация военного противостояния и урегулирование пограничных вопросов. Распад СССР и образование нового государства - России - не вызвал негативного отношения к этому со стороны официальных кругов КНР. Более того, после дипломатического признания правительством КНР 24 декабря 1991 г. Российской Федерации в качестве правопреемницы международных прав и обязательств бывшего Советского Союза начался период нового, "постсоветского" развития отношений между двумя странами. Уже в конце января 1992 г. в ходе заседания СБ ООН в Нью-Йорке состоялась встреча Президента России Б.Ельцина и премьера Госсовета КНР Ли Пэна. На встрече было подтверждено стремление сторон развивать дружеские, добрососедские отношения на основе принципов мирного сосуществования, зафиксированных в совместных коммюнике 1989 и 1991 гг. Президент России был приглашен посетить Китай с официальным визитом. Постепенно нормализовались и высшие политические связи новой России с Китаем. В феврале 1992 г. состоялась аккредитация новых послов. В марте в Пекин с первым официальным визитом прибыл министр иностранных дел России А.Козырев. Устранение идеологического фактора в отношениях между двумя государствами при отсутствии антагонистических противоречий по крупным международным проблемам способствовало более полнокровному сотрудничеству во всех областях. Обе страны разработали оптимальные принципы взаимоотношений, основанные на мирном сосуществовании, сотрудничестве и партнерстве, на базе прагматизма, национальных интересов, без идеологических пристрастий и антипатий. Уже в 1992 г. было преодолено главное препятствие на пути сближения сторон. Переговоры по пограничному урегулированию, начатые еще в 1964 г., дали, наконец, свои положительные результаты. С 16 марта 1992 г. вступило в силу Соглашение о государственной границе между двумя странами в ее восточной части протяженностью в 4300 км. Возобновили работу российско-китайская Комиссия по судоходству на пограничных реках, совместная Комиссия по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству. В структуре торгово-экономических связей произошли радикальные изменения с резким креном в сторону примитивных рыночных отношений (прямые приграничные и местные связи, бартерная торговля, "челночные" операции, товарообмен и т.п.). Первым большим шагом вперед в развитии российско-китайских отношений стал визит Президента России Б.Ельцина в Пекин в декабре 1992 г. Главы двух государств подписали совместную декларацию об основах взаимоотношений между РФ и КНР. Стороны заявили о своем желании развивать отношения добрососедства, дружбы и взаимовыгодного сотрудничества, уважать право народа любой страны на свободный выбор пути своего внутреннего развития. Россия и Китай обязались решать все спорные вопросы мирными средствами, не прибегать в отношении друг друга к силе или угрозе силой, не участвовать в каких-либо военно-политических союзах, направленных против другой страны, не заключать с "третьими странами" договоров или соглашений, наносящих ущерб суверенитету и интересам безопасности другой стороны. Россия и Китай подтвердили, что они не стремятся к гегемонии в АТР и других районах мира и выступают против любых форм гегемонизма и политики силы, не будут применять первыми ядерного оружия в какой бы то ни было ситуации. В ходе визита Б.Ельцина в Пекин были подписаны 24 межправительственных и межведомственных соглашения по различным направлениям российско-китайского сотрудничества в торгово-экономической, научно-технической, военной и других областях, которые составили каркас будущих отношений между двумя государствами, раскрыли огромный потенциал двусторонних деловых связей. Следующим шагом в развитии отношений России с Китаем стал визит Председателя КНР Цзян Цземиня в Москву в сентябре 1994 г. Стороны подписали российско-китайскую декларацию и Совместное заявление, предусматривающее неприменение первыми друг против друга ядерного оружия и взаимное ненацеливание стратегических ядерных ракет. Кроме того, было подписано Соглашение о российско-китайской границе в ее западной части (55 км), а также ряд совместных документов на уровне министерств и ведомств по вопросам сотрудничества в отдельных областях. Первоначальный этап российско-китайских торгово-экономических связей, характеризовавшийся стихийностью, некоторой хаотичностью и примитивностью форм, постепенно завершился. Начался переход к более современным формам сотрудничества: промышленной кооперации, инвестиционному сотрудничеству, торговле между крупными предприятиями с хорошей репутацией. Взятый Россией и Китаем курс на установление конструктивного партнерства, обращенного в XXI в., привел в действие и механизмы такого сотрудничества: регулярные встречи и переговоры на высшем уровне; постоянные контакты между министерствами обороны с целью обеспечения мер доверия и взаимной безопасности, военно-технического сотрудничества; торгово-экономическое и научно-техническое сотрудничество, регулируемое совместной комиссией, соответствующими договорами и соглашениями, систематические консультации по линии министерств иностранных дел. В 1995 г. состоялись новые встречи и переговоры в Москве ведущих лидеров двух стран. Председатель КНР Цзян Цземинь в мае 1995 г. участвовал в торжествах в Москве, посвященных 50-летию Победы над фашизмом. А в июне того же года Москву посетил с рабочим визитом премьер Госсовета КНР Ли Пэн. Российско-китайские переговоры на уровне глав правительств затрагивали широкий круг проблем как двусторонних, так и международных. Стороны проявили полное взаимопонимание и заключили целый ряд новых соглашений о сотрудничестве, договорились, в частности, о переходе от бартерной торговли к более современным ее формам с расчетами в конвертируемой валюте. В 1995 г. было завершено юридическое оформление всей российско-китайской границы, хотя при ее редемаркации на восточном участке возникли некоторые коллизии из-за жесткой позиции властей Приморского края, усмотревших ущемление наших интересов в решении пограничного вопроса с Китаем. Второй государственный визит в КНР Президента РФ Б.Ельцина состоялся в апреле 1996 г. Стороны с удовлетворением отметили, что отношения между двумя государствами вступают в "новый этап равноправного доверительного партнерства, направленного на стратегическое взаимодействие в XXI веке". Высокий уровень и многоплановый характер российско-китайского сотрудничества - это важный фактор укрепления мира и стабильности не только в Азии, но и в мире в целом, заметный вклад в строительство нового, многополюсного мирового политического и экономического порядка. Достигнута договоренность о регулярных - не реже одного раза в год - встречах руководителей России и Китая, о создании "большой комиссии" на уровне премьеров двух государств. Для оперативного обмена мнениями по актуальным вопросам решено установить "горячую линию" телефонной связи между Москвой и Пекином. Б.Ельцин и Цзян Цземинь подписали совместную декларацию с изложением общих подходов двух стран к актуальным двусторонним и международным проблемам. Кроме того, были подписаны еще 13 документов о сотрудничестве в различных областях. Визит Б.Ельцина в Китай ознаменовался еще одним уникальным историческим событием. 26 апреля 1996 г. главы 5 государств-соседей - Президент России Б.Ельцин, Председатель КНР Цзян Цземинь, Президент Казахстана Н.Назарбаев, Президент Кыргыз-стана А.Акаев и Президент Таджикистана Э.Рахмонов подписали в Шанхае Соглашение об укреплении доверия в военной области в районе границы. Это единственное подобного рода соглашение в Азии. В целом развитие отношений России с Китаем продолжает идти по восходящей линии и имеет большие потенциальные возможности, ограниченные пока экономическим положением и спадом производства в России. Тем не менее в декабре 1996 г. стороны предприняли новые попытки к расширению сотрудничества. Во время рабочего визита в Москву премьера Госсовета КНР Ли Пэна достигнута договоренность о создании механизма регулярных встреч глав правительств двух стран по типу российско-американской комиссии Гор - Черномырдин. Еще один шаг к развитию сотрудничества между Россией и Китаем был сделан во время визита министра обороны РФ И.Родионова в Китай с 13 по 18 апреля 1997 г., главным содержанием которого стало стремление обеих стран активно развивать равноправное, доверительное партнерство, направленное на стратегическое взаимодействие в XXI в. Перемены, происходящие в отношениях между Россией и Китаем за последние годы, несомненно, оказывают благотворное влияние не только на укрепление российско-китайских связей практически по всем направлениям, но и на стабилизацию международной обстановки в Азии и во всем мире.
|
|