Внутренняя политика
Обозреватель - Observer



 Земля и мораль
 
С.ГОНЧАРУК,
доктор исторических наук, профессор
 

Когда великий русский поэт Александр Трифонович Твардовский писал: "Мы. все почти что поголовно - оттуда люди, от земли...", то имел в виду, что основы жизнеустройства народов России заложены в труде на земле. Важнейшей стороной проявления этого жизнеустройства являются и главные принципы морали этих народов - справедливость, соборность, общинность, коллективизм, дружба, их стремление к равенству и братству и др. Действительно, Россия вышла из деревни, ею кормится и в ней же обретает свою духовность. Вся ее тысячелетняя культура, традиции, обычаи, державное величие и независимость опираются на исторический опыт крестьянства.


I

Человеческое общество, развиваясь по своим объективным законам, знает возникновение, укрепление, расцвет, а также упадок и разрушение относительно замкнутых систем (социумов) со своим особым типом жизнеустройства и культуры, называемых цивилизациями.

Среди мировых цивилизаций и российская, особенностью которой являются постоянно развивающиеся коллективистские формы жизни и деятельности людей в труде, в политических и социальных отношениях, синтез восточных и западных культур, существование в едином государстве более сотни народов и народностей, до перестройки живших в мире и согласии, дружбе и сотрудничестве, строя общую экономику, взаимообогащая свои культуры и традиции достижениями друг друга.

У этих народов выработалась общая мораль, одинаковые представления о справедливости, добре и зле, однотипные ценности жизни: патриотизм, государственность, взаимопомощь и сотрудничество во всех областях жизни. В экстремальных природных и политических ситуациях эти народы становились единой силой, действовали солидарно и сплоченно, что и давало им возможность выживать. Все эти народы - по преимуществу земледельцы, скотоводы, охотники и рыбаки.

Начиная с XIX в. они показали миру невиданные успехи и в развитии промышленности, науки и техники, культуры. В 1922 г., объединившись в СССР, они построили могучую державу, отстояли свою независимость в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., восстановили разрушенное войной хозяйство, первыми начали осваивать космическое пространство, обеспечили обороноспособность страны.

Жизнеустройство определяется способом взаимодействия людей в труде, политике, социальных отношениях, которые могут быть либо отношениями сотрудничества и взаимопомощи народов и классов, либо отношениями господства и подчинения, эксплуатации одного человека другим, одного класса другим, одного народа другим. Человечество за свою историю выработало два основных типа жизнеустройства - коллективистский и частноиндивидуалистический, постоянно совершенствующихся и взаимодополняющих друг друга.

В странах Западной Европы в силу их исторической судьбы утвердились жизнеустройства с преобладанием частноиндивидуалистических способов деятельности в основных видах труда, хотя и здесь имеют место коллективистские отношения в связи с кооперированием производства. Тип западного жизнеустройства породил частнособственническую мораль, главными принципами которой стали индивидуализм, эгоизм, корыстные отношения, оправдание любых средств для обогащения.

Смена способов производства в том или ином обществе не всегда ведет к полному разрушению традиционных для него основ жизнеустройства, что и обеспечивает устойчивость типа цивилизации. Для европейской цивилизации известны рабовладельческий, феодальный и капиталистический способы производства.

Историю экономического и политического развития Западной цивилизации отразили в своих произведениях философы, экономисты, историки, писатели Англии, Франции, Германии, труды которых обстоятельно изучаются в университетах этих стран.

К стыду нашей науки, мы так и не осилили суть особого пути развития своей страны, а свои взоры обращали в основном на причины отставания России в развитии капитализма.

Российское коллективистское жизнеустройство, являющееся социальной опорой российской цивилизации, - это особый исторический путь развития сотни народов Евразии, проверенный в веках надежный способ жизни. То, что было и есть на Западе, не означает, что так же должно быть и на Востоке. У нас своя историческая судьба, свой опыт жизни, свои способы его отбора.

Особенностью развития славянских, угро-финских, монголо-тюркских народов является то, что они миновали эпоху рабства, отложившего свой отпечаток на западной цивилизации, ее образе жизни, морали, культуре и стиле мышления. Уделом раба был подневольный труд, и это жизнеустройство породило презрение к физическому труду, иждивенчество, массовое безделие, праздный образ жизни.

Переход от родового строя к феодальному в Киевской Руси также отличается от западного. Славяне не знали колоната - закрепления рабов на земле на окраинах Римской империи. Славянское государство сложилось на основе Союза славянских племен, возникшего для защиты своих территорий от набегов кочевников из южных степей. Политика киевских князей, как считает академик Б.Рыбаков, "объективно совпадала с общенародным интересом"1.

В силу этих исторических особенностей процесс феодализации Киевской Руси, Московского государства не изменил славянского жизнеустройства, основанного на общинном землевладении. Медленно шло и имущественное расслоение крестьянства, что связано с прочными традициями жизнеустройства земледельческого народа. Конечно, феодальное государство постоянно правовыми актами корректировало земельные отношения, защищало права привилегированных социальных групп - родовой знати, военачальников, служилых людей. В Московском государстве в период позднего феодализма было введено крепостное право. Однако и эта беда России была пережита крестьянством благодаря господствовавшим в обществе традициям и обычаям.

Немаловажную роль в этом сыграло и христианство, которое своими средствами обосновывало и утверждало обязательность коллективистской морали, а церковь призывала людей к единению и взаимовыручке. Да и сам характер земледельческого труда создавал извечную ситуацию: перед лицом природы одному не выжить. Отсюда и большая семья, и прочные родственные узы.

История Московского государства и царской России, как и СССР, дает богатейший материал для осмысления путей совершенствования и развития жизнеустройства огромнейшей страны, занимавшей шестую часть суши.

II

Идеологам либеральной демократии, задавшимся целью обосновать необходимость присоединения России к западной цивилизации, никак не понять, почему нынешнее крестьянство, как и его вожаки, - сельские интеллигенты, - противится проведению политики капитализации сельского хозяйства, встало горой за сохранение коллективных форм труда на землю, без энтузиазма встретило лозунг возврата к единоличному ведению хозяйства. Да еще требует от государства проведения протекционистской политики по отношению к развитию сельскохозяйственного производства. А они-то думали, что возрождают порушенные большевиками формы жизни в деревне.

XX век показал, что процесс укрупнения сельскохозяйственного производства является объективной экономической тенденцией. В сегодняшних Америке, Канаде, Германии созданы могучие сельскохозяйственные предприятия, идет специализация производства. Доказано, что на клочке земли без использования техники, химических удобрений нельзя произвести дешевую продукцию и в большом количестве. Отсюда следует, что попытка реставрировать крестьянина-единоличника, назвав его фермером, экономически нецелесообразна. Фермеризация не решит проблему изобилия производства сельскохозяйственной продукции. Современная конъюнктура в России складывается таким образом, что разоряются те немногие фермеры-горожане, которые было ринулись на село.

Мораль людей, работающих на земле и признающих необходимость коллективных форм труда, исходит из признания во всех отношениях справедливости. Это в равной мере относится и к отношениям ценообразования, оплаты труда, соотношения цен на промышленные и сельскохозяйственные продукты. Свой труд они рассматривают как составную часть в общем комплексе общественного производства, но с учетом того, что его результаты во многом зависят от природных факторов, которые довольно изменчивы.

Этот вид труда, как и складывающиеся экономические отношения, нельзя рассматривать по аналогии с отношениями в промышленном производстве, результаты труда которого так жестко не связаны с природными факторами. Крестьяне считают справедливой именно дотационную политику государства, которое не позволяет разрушать национальную продовольственную базу страны.

Российский путь развития сельского хозяйства - это особый путь, выработанный опытом российских народов. Его зародыши таила в себе сельская община, укрепляла и умножала история освоения земли на больших пространствах и в неблагоприятных природных условиях. Результаты этого титанического труда действительно являются национальной гордостью великороссов. Он был обогащен и развит всеми народами СССР за годы Советской власти.

Теоретическая концепция социалистического переустройства легла на живую почву реального братства людей труда, необходимости сохранения русской государственности, дружбы и равноправия народов.

Несмотря на допущенные грубейшие просчеты и даже преступления в колхозном строительстве, колхозы и совхозы как форма объединения крестьян, их экономического союза с рабочим классом явилась в целом прогрессивной. Никто не может отрицать и допущенные государством перегибы в политике закупочных цен на продукцию сельского хозяйства, нарушение Устава колхозной жизни и управления, отставание развития перерабатывающей промышленности, культурно-бытового обслуживания на селе и т.п. Это на совести руководителей государства и партии.

Вместе с тем остается фактом, что колхозы и совхозы России производили колоссальное количество сельскохозяйственной продукции. И это при ограниченных материальных ресурсах, при низкой энерговооруженности труда. Страна занимала шестое место в мире по потреблению основных продуктов питания.

Но беда была в том, что не вся произведенная продукция доходила до потребителя. Почти треть ее гибла при уборке, транспортировке, хранении.

Нынешнее положение в сельском хозяйстве - катастрофическое. Перестроечные иллюзии о крестьянине-фермере, который всех накормит, рассеяла экономическая и политическая действительность: даже государство не может покупать продукцию у крестьянина. В магазинах торгуют сельскохозяйственной продукцией из-за границы, поскольку ее производство дешевле. Сельский труженик по вине реформаторов оказался в положении героев пушкинской сказки о рыбаке и рыбке: из-за вздорной старухи, захотевшей быть царицею морской, сидят теперь дед с бабой у разбитого корыта и полуразвалившейся хатенки.

Это, скажем, поэтическая оценка положения в сельском хозяйстве. А вот что говорит известный всему миру В.А.Стародубцев: "За три года (с 1992 г.) из колхозов и совхозов и других хозяйств было выкачано более 200 трлн. руб., по сути изъяты все оборотные средства. В результате в селе полностью прекратилось строительство производственных объектов. Почти в 10 раз сократился объем вносимых на поля минеральных удобрений. Сельхозтехника вообще не обновляется, разбита вдребезги, заводы комбайнов, почвообрабатывающих машин работают на 10-15% от своей былой мощи. Дикие цены на горючесмазочные материалы практически остановили аграрный комплекс, он застыл на мертвой точке. Все социальные проблемы намертво заморожены. Такого уничтожительного, жестокого отношения к селу ни один нормальный человек объяснить не может...

По сравнению с 1990 г. молока произведено лишь треть, мяса - 41%, яиц - б1%... Когда началась расправа над крестьянством, чтобы не вызвать голод в стране, стали завозить огромное количество залежалых, малопригодных к употреблению продуктов с Запада. Мы сегодня потеряли продовольственную самостоятельность, и нас скоро буквально поставят на колени. Вот к чему привели все так называемые реформы!"2.

В средствах массовой информации распространяется мнение, что в создавшемся положении в сельском хозяйстве виноваты коммунисты, ликвидировавшие единоличное хозяйство. О нынешних крестьянах толкуют как о бездельниках, думающих лишь о том, как бы присвоить себе чужое. И раздаются истошные крики о необходимости принятия закона о продаже земли. Это - да спасет положение!

Крестьянство не возражает против желания отдельных своих односельчан стать фермерами, но ведь желающих-то почти нет.

Можно и должно совершенствовать коллективистские формы отношений людей, работающих на земле, привлекать их к управлению хозяйственной деятельностью, заинтересовывать оплатой труда, внедрять новые технологии, строить перерабатывающие предприятия и хранилища. Но нельзя поддерживать тех, кто кричит о передаче всей земли в частную собственность, ее продаже, в том числе и иностранцам.

Земля - собственность всего народа, государства, она часть государственного устройства. Патриоты - это люди с землей и на земле. Они всегда государственники. Народ без земли - это рабы тех, кто ею владеет.

1 Сб. "Христианство и Русь". М., 1988, с.5.
2 "Советская Россия", 20.7.1995.


1 Подобной ассиметричностью отмечена ситуация и в ряде регионов, где исполнительная власть и большинство законодательного органа представлены различными, нередко противоположными силами.



   TopList         




[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]