Россия: проблемы национальной-государственной политики |
Обозреватель - Observer
|
В ПРОГРАММНЫХ ДОКУМЕНТАХ РОССИЙСКИХ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ В. БЕРЕЗОВСКИЙ,
В. ЧЕРВЯКОВ В условиях становления новой государственности Российской Федерации и других бывших субъектов Советского Союза межнациональные отношения и вопросы национально-государственного устройства приобрели особую значимость в политической жизни страны. Попытки их анализа просматриваются в документах Демократической партии Российской Федерации, Российского христианско-демократического движения, Социал-демократической партии Российской Федерации. В качестве причин обострения межнациональных отношений чаще всего представляется деструктивная деятельность Союзного, а затем Федерального центра. Таковы позиции лидеров и идеологов Российского христианско-демократического движения и Социал-демократической партии РФ. Другой точки зрения придерживаются Демократическая партия России и Народная партия "Свободная Россия" - основные организаторы конференции по проблемам национально-государственного устройства в марте 1992 г. На их взгляд "подлинная причина дезинтеграции - экономическое господство властных местных структур, паразитирующих на государственной собственности", а обострение межнациональных проблем вызвано "прежде всего распадом центральной политической власти и сильно затянувшимся началом глубоких экономических преобразований в стране". Одной из наиболее сложных концептуальных проблем в сфере межнациональных отношений стал вопрос приоритета прав человека и прав наций на самоопределение. Сторонниками положительного решения обоих вопросов выступают Народная партия России, Республиканская партия Российской Федерации, Всероссийский союз "Обновление". Неизбежное при такой постановке вопроса ущемление прав национальных меньшинств предполагается решать путем межгосударственных договоров и взаимной гарантии их прав. Приоритет прав человека и принципиальную несовместимость их осуществления одновременно и в равной степени с правом нации на самоопределение признают в своих программных документах Конституционно-демократическая партия, Либерально-демократическая партия, Российское христианско-демократическое движение. Сторонники такого подхода в отношении народов России - к ним относится и Демократическая партия Российской Федерации - выступают за ограничение права наций на самоопределение национально-культурной автономией. Российская коммунистическая рабочая партия, основываясь на классовом подходе, уходит от проблемы прав человека к анализу прав трудящихся. Большинство политических партий России полагает, что создание единого "всероссийского рынка товаров, капиталов и рабочей силы" приведет и к гармонии межнациональных отношений. Они отрицают насилие в решении межнациональных конфликтов. В отличие от них Демократическая партия России признает право государственной власти на организованное насилие для пресечения противоправной деятельности националистических группировок, угрожающих жизни и. собственности граждан. В вопросах формы государственного устройства России политические партии делятся на две основные группировки. Первая из них представлена сторонниками безусловного права народов России на самоопределение вплоть до отделения и конфедеративных отношений с центром. К этой группе относятся Народная партия России, Российское христианско-демократическое движение, Республиканская партия Российской Федерации. Вторая и наиболее многочисленная представлена сторонниками федеративных отношений народов России с реализацией их прав на национальное самоопределение в рамках культурной автономии. Такой позиции придерживаются Демократическая партия России, Народная партия" Свободная Россия", Либерально-демократическая партия. Последняя за короткий период несколько раз меняла ориентацию в этом вопросе, колеблясь в симпатиях между федерацией и унитарным государством. Большинство российских политических партий выступают сторонниками уравнивания в правах всех субъектов Российской Федерации. Демократическая партия России, Либерально-демократическая партия и Народная партия "Свободная Россия" при этом полагают необходимым дальнейшее укрепление централизованной государственной власти в стране, в то время как, например, Республиканская партия Российской Федерации и Российское движение демократических реформ, напротив, высказываются в пользу дальнейшей децентрализации и передачи максимума полномочий субъектам федерации. В отношении стран ближнего зарубежья позиции большинства российских политических партий претерпели некоторые изменения после "Беловежского соглашения", зачастую еще не оформленные в программных документах. Тем не менее их взгляды можно идентифицировать по двум группам. Первая из них - противники признания факта ликвидации Советского Союза. К этой группе относится Российская коммунистическая рабочая партия и большинство национал-патриотических формирований России. Вторая значительная группа выступает за тесные экономические связи и до определенной степени политическое единство бывших субъектов СССР. Особое место занимает вопрос защиты прав русскоязычного населения. Наиболее активно здесь проявляют себя Демократическая партия России, Либерально-демократическая партия, Народная партия России, Русский национальный собор. |
|