Россия: проблемы национальной-государственной политики
Обозреватель - Observer



 РЕГИОНЫ РОССИИ
ПОСЛЕ СЪЕЗДОВСКОГО КОМПРОМИССА
 
В. ЧЕРВЯКОВ
 

Время пекле компромисса на VII съезде народных депутатов РФ в политической жизни ознаменовалось усилением региональной автономизации. По мере того как национальные или региональные лидеры отвоевывают у Федерального центра все больше политических и экономических прав, возрастает и мера их ответственности за экономическую, социальную и политическую стабильность в своих автономиях, краях и регионах. Весьма реальной остается перспектива экономического коллапса в случае их выхода из сложившейся системы народно-хозяйственных связей.

Это, в свою очередь, объективно рождает качественно новое видение Федерации как наднациональной силы, способной выполнять роль "третейского судьи" в сложнейших вопросах межэтнических и межнациональных взаимоотношений. Наряду с дальнейшей "суверенизацией" автономий и регионов, в большинстве из них вполне отчетливо проявилась тяга к федерации.

Процессы автономизации на Северном Кавказе заметнее всего проявились в Кабардино-Балкарии и Чечне. Так, в Кабардино-Балкарии продолжалось выяснение отношений между кабардинцами и балкарцами. Тон в этом диалоге, не перерастающем, как правило, в конфликт, задают общественные организации - Национальный совет балкарского народа (НСБН) и Национальный конгресс кабардинского народа (НККН).

Накануне состоявшейся 17 декабря 1992 г. в Нальчике сессии Верховного Совета Кабардино-Балкарской республики НСБН выступил с заявлением о сохранении единства Кабардино-Балкарии, в котором указывалось на целый ряд проблем балкарцев, требующих, по мнению НСБН, своего разрешения. Среди них - проблема организованного возвращения на родину балкарцев, высланных в свое время в республики Средней Азии и Казахстана, тенденция к вытеснению представителей балкарского народа с руководящих должностей, идея об изменении названия КБР и "возвращении ей якобы исконного названия "Кабарда", выдвигаемая рядом кабардинских лидеров. Балкарцы расценивают это как попытку ликвидации государственности балкарского народа, продолжение геноцида в отношении него. НСБН заявил о своей поддержке решений трехсторонней комиссии Верховного Совета КБР и выразил готовность участвовать в разработке новой концепции национально-государственного устройства республики, основанной как на документах съездов кабардинского и балкарского народов, так и на идее сохранения единства республики.

Накануне сессии Верховного Совета КБР состоялся также III съезд адыгейской общественно-политической организации Кабардино-Балкарии "Адыгэ Хасэ" (Национального адыгского парламента), в повестке дня которого стояли вопросы выбора первого Тхамады (председателя) и вырабатывания позиции по отношению к грузино-абхазскому конфликту. Съезд обратился к Президенту и правительству России с просьбой "об официальном осуждении военной агрессии против Абхазии и призвал объявить экономическую блокаду Грузии". Кроме того, съезд потребовал от властей Кабардино-Балкарии прекращения преследований "сторонников Конгресса кабардинского народа, воевавших волонтерами в Абхазии, а также участников осеннего многодневного митинга в Нальчике" в октябре 1992 г.

На съезде также прозвучали обвинения в адрес русской общественно-политической организации КБР - Русскоязычного конгресса, созданного, как утверждалось некоторыми участниками съезда, руководством Кабардино-Балкарии, чтобы "успешнее давить" на движение национальностей в республике.

Противоречия между русскими и адыгейцами обострились также в Республике Адыгея. Состоявшийся в начале декабря съезд Союза славян Адыгеи обратился в Верховный Совет РА с просьбой пересмотреть в ближайшее время символику республики и закон о президентском правлении. По словам председателя ССА В.Стасева, необоснованно требовать от президента знания двух языков и несправедливо признавать государственным флагом Адыгеи национальный адыгский флаг. В случае выхода Республики Адыгея из состава Российской Федерации Союз признает за славянами, в местах их компактного проживания, право остаться в составе России. Речь идет о 80% территории РА, где русские составляют до 97% населения.

В декабре 1992 г. сессия Верховного Совета Республики Адыгея приняла закон о местном самоуправлении, который, по отзывам наблюдателей, находится в полном соответствии с законодательным актом России о местном самоуправлении.

Получил дальнейшее развитие непростой процесс "суверенизации" Чечни, на протяжении последних лет игравшей роль своеобразного символа центробежных тенденций в Российской Федерации. На встрече в Москве исполняющего обязанности Премьера Республики Яраги Момодаева с Премьером России В.Черномырдиным обсуждались вопросы взаимоотношений Российской Федерации и Чеченской республики. Все договоренности, заключенные с Гайдаром и предполагающие, в частности, снятие блокады с Чечни, Черномырдин поддержал.

В то же время, серьезные внутриполитические разногласия в Чечне по вопросу о взаимоотношениях с Россией заставляют Президента Дудаева заметно корректировать свою позицию в вопросе самоопределения Республики. Сегодня он заявляет, что о полном отторжении говорят тогда, когда хотят вбить клин между Чечней и Россией. Председатель Комитета по иностранным делам чеченского парламента Ю.Сосланбеков выражает свое мнение еще определеннее: "Пока мы не найдем взаимопонимания с Россией, у нас не будет никаких шансов достигнуть политического признания на международном уровне".

Урегулированию взаимоотношений между Чечней и Россией по-прежнему препятствует осетино-ингушский конфликт.

Не отличалось напряженностью развитие процессов автономизации в Сибири. Так, в начале января в Абакане состоялся V съезд хакасского народа, избравший Чон чоби (Народный совет) в составе 23 человек. Съезд пояснил Верховному Совету, что Чон чоби не его теневая альтернатива, а лишь связующее звено между хакасским народом и государственной властью. Чон чоби выступил за создание двухпалатного парламента, более широкое распространение хакасского языка, против купли-продажи хакасской земли.

Неожиданный демарш предпринял Таймырский автономный округ, заявив о своем выходе из-под юрисдикции Красноярского края. Три дня работала 8 сессия Таймырского окружного Совета, обсуждался проект закона Российской Федерации "О Таймырском (Долгано-ненецком) автономном округе". Большинством голосов принята поправка Николая Большакова, президента Ассоциации коренных народностей Таймыра. Согласно ей, Таймырский автономный округ рассматривается "как исторически сложившееся национально-территориальное образование в составе Российской Федерации", а не в составе Красноярского края.

Решения Российского парламента ждет и Еврейская автономная область, заявившая о своем желании обрести национальный суверенитет. "Законом о Еврейской автономной области", подготовленным в ЕАО, предусматривается возможность выхода автономии из состава Хабаровского края и России. Предусматриваются собственные (республиканские) гимн, герб и два языка - государственный и национальный. Однако закон может вступить в силу лишь после утверждения Верховным Советом России.

10 сессия Верховного Совета Бурятии приступила к разработке собственной государственной символики, утвердила республиканский флаг, обосновав это тем, что Бурятия вступает сейчас в широкие отношения с зарубежными странами.

Национальное движение бурят далеко не едино. Власти Усть-Ордынского Бурятского автономного округа возражают против решения общебурятского хурала о воссоединении двух автономных округов с национальной республикой. Многие придерживаются мнения, что право собирать подобные форумы принадлежит только Всебурятской ассоциации развития культуры.

Развиваются интеграционные процессы тюркоязычных народов. В декабре 1992 - январе 1993 г. продолжалась активная подготовка к заключению двухстороннего договора между Республикой Саха и Башкортостаном, инициаторами идеи союза "экс-автономий" России. Подобное соглашение между Татарстаном и Башкортостаном уже существует. Таким образом, "большая тройка" периферии России - Казань, Уфа и Якутск - укрепляет связи и, вместе с тем, свои позиции в диалоге с Москвой.

Лидеры национальных движений Башкортостана, Марий Эл, Татарстана и Чувашии выдвинули идею штата "Идель-Урал" как объединения народов региона. Советник президента Татарстана Р.Хакимов считает, что толчком стало создание национальных конгрессов башкир, марийцев, татар и чувашей как легитимных организаций этих народов. Хакимов определяет будущую организацию как своеобразную ассамблею национальных движений, а не как прообраз межгосударственного объединения. Руководители Башкортостана, Татарстана и Марий Эл тоже против межгосударственного объединения в рамках Урала - Поволжья, считая, что это вызовет противостояние между центром и республиками.

Председатель Всетатарского общественного центра Марат Мулюков, напротив, выступает за межгосударственное объединение, уточняя, однако, при этом: "Нас не надо путать с Конфедерацией народов Кавказа, у нас другие проблемы и другие задачи". Председатель Башкирского народного центра "Урал" Марат Кулыпарипов солидарен с ним: "Мы предполагаем, что в эту конфедерацию могут войти не только бывшие автономии, но и области региона, заинтересованные в экономической интеграции между Волгой и Уралом".

В то же время член правления марийского национального движения "Мари Ушем" Василий Яналов неоднозначно оценил парафирование подписанного лидерами четырех республик документа о конфедерации: "Естественно, мы будем принимать участие в ассамблее народов Урала и Поволжья, но идею межгосударственного объединения необходимо еще обсудить".

Вместе с тем процессы политико-административной суверенизации и интеграции на территории России сочетаются с аналогичными явлениями в области экономики и внешнеторговых связей. Так, Президент Республики Саха (Якутия) Михаил Николаев констатировал в конце декабря 1992 г., что впервые за историю своего существования провозгласившая национальный суверенитет республика сумела сформировать свой бюджет без дотации Москвы. Средний заработок в Якутии в 3-4 раза выше, чем в целом по Федерации. Он категорически выступил против развала Российской Федерации. Лояльное отношение к Федерации было продемонстрировано и в ходе январского визита в Санкт-Петербург официальной делегации Татарстана во главе с вице-президентом республики Василием Лихачевым.

Татарстан может служить весьма характерным примером активной внешнеэкономической деятельности, которую успешно развивает подавляющее большинство российских автономий, регионов и отдельных городов. В конце декабря Татарстан посетила официальная делегация Республики Болгария, подписан протокол о сотрудничестве.

Итогом недавней поездки вице-президента Татарстана в Канаду стал контракт о создании международного консорциума по производству коттеджей по канадской технологии. В Германии намечено проведение официальной презентации Республики Татарстан.

Весьма характерной и перспективной особенностью является стремление автономий к регионов противопоставить финансовому прессу федерального центра собственный независимый от федеральной казны интеграционный фонд.

Одним из важнейших событий в области межрегиональной экономической интеграции стало состоявшееся 5 января 1993 г. в Москве собрание руководителей советов и администраций городов, свободных экономических зон и регионов России, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы, Украины, Эстонии и республик в составе Российской Федерации: Татарстан, Саха (Якутия), Хакасия, Коми и Марий Эл, а также представителей банков, предприятий и иностранных фирм.

Участники собрания учредили Межрегиональный земельный коммерческий банк, позволяющий регионам самим изыскивать средства для решения стоящих перед ними задач и получать кредиты под залог муниципального и федерального имущества, земли, права на землепользование и другой недвижимости.

   TopList         



[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]