Россия: проблемы национальной-государственной политики
Обозреватель - Observer



 УНИТАРИЗМ, ФЕДЕРАЛИЗМ И РЕГИОНАЛИЗМ
В СОВРЕМЕННОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ РОССИИ
 
В.БЕРЕЗОВСКИЙ
 

"Чем ближе будет дата общероссийского референдума, тем острее встанет вопрос подписания договора между Россией и Татарстаном. Потому что, если формула к этому времени не будет найдена, может случиться так, что в Татарстане не будет никакого референдума", - так мотивировал намерения руководства своей республики Президент Татарстана М.Шаймиев в интервью "Российской газете" 14 января 1993 г.

Чечня и Татарстан, которые в определенном, смысле являются лидерами в стремлении российских автономий к национально-государственному суверинитету, выступают за смешанный тип будущего государственного устройства России. Он представляется им в виде конституционно-договорной федерации, а собственное положение трактуется как "ассоциированное членство в составе России".

Принятие собственных конституций и подписание двухсторонних договоров с Россией -последовательные этапы процесса суверенизации автономий. Таким образом, происходит процесс установления конфедеративного устройства, максимального расширения полномочий субъектов федерации. Хотя с формальной стороны предложения большинства автономий, добивающихся подписания двухсторонних договоров с Россией до принятия федеральной Конституции, еще не указывают на их стремление выйти из состава Российской Федерации.

Выступая на пресс-конференции в Москве 16 декабря 1992 г., исполняющий обязанности главы правительства Чеченской республики Я.Мамодаев заявил: "Мы не стремимся к разъединению России, а выступаем за взаимовыгодные переговоры". По словам Мамодаева, его правительство готово передать в ведение российских властей часть полномочий. "Такими вопросами, как строительство вооруженных сил, обороны, научно-технических исследований, сохранение хозяйственных связей, банковской системы, мы готовы поделиться с нашими российскими коллегами, - пояснил он. - Но мы хотим, чтобы на территории нашей республики главенствовала конституция Чечни. Вместе с тем, мы готовы делегировать России вопросы обороны, вести совместные научные исследования".

В том же духе высказался Президент Татарстана М.Шаймиев: "Мы делегируем центру основные государственные вопросы: оборону, государственную связь, коммуникации и некоторые другие. Мы не выходим и не собираемся выходить из общего с Россией рублевого и экономического пространства".

Внесение по инициативе Б.Ельцина в постановление VII съезда народных депутатов пункта о том, что "Федеративный Договор подлежит включению в новую конституцию Российской Федерации" породило противоречие. В отличие от Федеративного Договора проект новой Конституции не дает определения республикам в составе России как "суверенным", а провозглашает "федерализм, обеспечивающий единство Российской Федерации, децентрализацию государственной власти и право народов на самоопределение в составе РФ". Он не допускает осуществления "самоопределившимися народами "государственной власти на своей территории".

Это противоречие привело к формированию в российском руководстве двух противоборствующих течений. Первое из них, представленное правительством и Президентом, а также частью членов Верховного Совета, прежде всего в лице Председателя Совета национальностей Р.Абдулатипова и в определенной мере поддерживающего его спикера парламента Р.Хасбулатова, предпринимает действия в пользу конституционного компромисса с Татарстаном, Чечней, Башкортостаном, Якутией и другими автономиями, добивающимися расширения полномочий субъектов Федерации.

Во многом противоположны воззрения сторонников твердого обеспечения конституционного режима на всей территории России ("твердые конституционалисты"). Они выступают, безусловно, за конституционную Федерацию. Федеративный же договор фактически допускает пребывание в составе России автономий, не подписавших его.

Так, председатель Конституционного суда В.Зорькин заявляет: "Я допускаю, что политики могут вести разговор об асимметричной федерации... но это должно происходить точно в соответствии с Конституцией", в которой сегодня "нет права на ассоциативное государство". Активным поборником конституционного режима зарекомендовал себя и ответственный секретарь Конституционной комиссии О.Румянцев, считающий "преступным... отказ парламента от требования в двухмесячный срок привести конституции автономий в соответствие с федеральной Конституцией".

Представители каждого из течений не только декларировали - они действовали. Так, принципиальный шаг был предпринят заместителем председателя Совета Министров РФ, председателем Госкомнаца С.Шахраем и председателем Совета Республики Верховного Совета Российской Федерации Р.Абдулатиповым, подписавшими с руководителями Чечни протокол, закрепивший разделение полномочий между Чечней и Россией. Окончательное согласование документа пока отложено.

По инициативе Конституционного суда состоялась консультативная встреча - "круглый стол" лидеров российских партий, движений и депутатских фракций, в которой преимущественно участвовали представители "непримиримой оппозиции" и центристы ("конструктивная оппозиция"). Участники выступили против проведения референдума 11 апреля, поскольку "он может иметь трагические последствия, если его вопросы будут отражать интересы территорий и республик". "На этих территориях и в этих республиках референдум будет провален", - заявил председатель фракции Верховного Совета "Суверенитет и равенство" Марк Кауфман. Критикуя сторонников конституционного компромисса, О.Румянцев обвинил правительство и Президента в том, что "они склонны финансировать именно те регионы, в которых особенно высока сепаратистская активность, - тот же Татарстан".

Все чаще звучат призывы к созданию института федерального вмешательства, которое должен осуществлять Президент страны. Такое вмешательство считается правомерным в случаях: расхождения экономической политики государства и региона; конфликта между регионами; угрозы безопасности региона и его конституционно избранным властям; нарушения регионом федеральной Конституции и законов.

Примечательно, что подобные предложения выдвигаются в условиях, когда инструмент федерального вмешательства используется уже на протяжении трех месяцев в виде чрезвычайного положения, введенного указом Президента Федерации в зоне ингушско-североосетинского конфликта.

Эта сложная межнациональная проблема затрагивает целый комплекс правовых, экономических, этноконфессиональных и других вопросов.

В конце декабря 1992 г. на Совете Безопасности Российской Федерации была утверждена концепция разрешения этнополитических противоречий на Северном Кавказе. В ней, в частности, подчеркивается, что "любое решение, принятое при участии российской администрации в районе чрезвычайного положения, вызовет недовольство одной из сторон конфликта и, как следствие, усиление антироссийских и сепаратистских настроений". 13 января 1993 г. на очередном заседании концепция была дополнена заявлением о том, что "одним из основных путей стабилизации обстановки на Северном Кавказе, в том числе и урегулирования осетино-ингушского конфликта, является путь мирных переговоров и поиска приемлемых компромиссов".

Обсуждение концепции региональной политики федерального центра на Северном Кавказе стало одним из главных вопросов на встрече заместителя председателя Совета Министров Российской Федерации, уполномоченного Президента Федерации С.Шахрая 14 и 15 января в Пятигорске с представителями политических партий и национальных движений Северо-кавказского региона, собравшимися за "круглым столом" с представителями парламентских и правительственных структур РФ и казачества Северного Кавказа.

Между тем, продолжается активное противоборство федерального центра с автономиями за ограничение их стремления монопольно использовать богатые сырьевые ресурсы, считающиеся общефедеральной собственностью. Особой оЧггроты оно достигло во взаимоотношениях Москвы с Татарстаном и Якутией. Приняв Конституцию, декларировавшую "ассоциирование" с Россией, Татарстан занялся активной торговлей нефтью со странами "ближнего" и дальнего зарубежья и продал в 1992 г. около 6 миллионов тонн. В 1993 г. планируется продажа уже 10 миллионов тонн. В результате этих шагов половина татарской нефти не поступит в федеральный фонд.

Якутия выступает за монополизацию права продажи другого вида общероссийского сырья, добываемого на ее территории, - алмазов. Местное руководство добилось выхода в декабре 1992 г. Указа Президента РФ и Постановления правительства РФ о принципах деятельности акционерной компании закрытого типа "Алмазы России - Саха", где до 61 % акций принадлежит Якутии.

Таким образом, как в политической, так и в экономической области попытки центра найти действенные компромиссы во взаимоотношениях с автономиями и регионами пока не принесли ощутимых результатов. Это предвещает дальнейшее обострение политической борьбы как между сторонниками "твердого" и "компромиссного" курсов в центре, так и между радикальными и умеренными борцами за суверенизацию и автономизацию на местах.

   TopList         



[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]