Обозреватель - Observer
История

Левински. План захвата Франции

М.Виниченко,
кандидат исторических наук

Все дальше от нас события второй мировой войны. В этом году Россия отметила 55-летний юбилей победы советского народа над фашистской Германией. Тогда, в мае 1945 г., противник был повержен, его сила сломлена и он поставлен на колени. Однако за пять лет до этого события никто не мог представить такого финала фашизма и то, что именно Советский Союз во взаимодействии с другими странами поставит последнюю точку в столь жестокой войне. Шестьдесят лет назад, после успешного проведения польской кампании, Гитлер уверовал в свою силу и решил, что следующей жертвой будет Франция.

Первая мировая война не разрешила основных противоречий между европейскими государствами. Скорее наоборот. Поставленная «на колени» Германия не сломилась, а сплотилась вокруг сил, стремящихся к реваншу. Подготовка к войне против Франции, Англии и их союзников являлась одним из основных направлений деятельности гитлеровского окружения до прихода к власти фашизма и особенно после 1933 г. Уже 2 мая 1935 г. министр рейхсвера генерал Бломберг издал директиву «Шулюнг» о ведении войны против юговосточных и западных соседей Германии. Согласно плану, после быстрого достижения победы на юго-востоке германские войска, осуществив перегруппировку, должны были начать агрессию против Франции и захватить в первую очередь Рейнскую область.

Вскоре появился стратегический план «вариант Красный» (война против Франции и Бельгии), а затем и «вариант Зеленый» (нападение на Чехословакию). Они были закреплены директивой «О единой подготовке к войне» от 24 октября 1937 г. Через две недели (5 ноября) Гитлер на совещании поставил задачу на непосредственную подготовку к войне против Франции.

План Вторжения

С началом второй мировой войны и захватом Польши, подготовка к вторжению во Францию, Бельгию, Голландию становится главным содержанием деятельности немецко-фашистского командования с октября 1939 до мая 1940 г. Германская разведка весьма успешно справилась со своей задачей. К весне 1940 г. верховное командование вооруженных сил Германии (ОКВ) знало всю систему французской мобилизации, структуру всех звеньев командования вооруженных сил Франции, количество и нумерацию войсковых соединений всех типов и др. Несмотря на стремление Гитлера в кратчайшие сроки разделаться с Францией, тем не менее за период с 5 ноября 1939 г. по май 1940 г. он 29 раз назначал и отменял наступление. Откладывая вторжение, Гитлер нередко ссылался на плохую погоду, сложные дорожные условия, большое наличие водных преград, препятствующих успешным боевым действиям. Главное командование сухопутными силами (ОКХ) также считало, что в 1939 г. начинать войну против Франции преждевременно — вооруженные силы Германии не готовы к «большому наступлению».

Важнейшим условием успеха кампании на Западе являлся оригинальный план вторжения и уничтожения армий Бельгии, Голландии, Франции. Автором этого плана многие считают тогдашнего начальника штаба группы армий «А» генерала Эриха фон Манштейна — «лучшего оперативного ума» германского генерального штаба. Несмотря на то что идея захвата северной Франции с юга через Арденны появилась еще в 1939 г., в реальность она была воплощена лишь весной 1940 г.

9 октября 1939 г. штаб вермахта издал директиву № 6 «о ведении войны», которая требовала «подготовить на северном фланге Западного фронта наступательную операцию через люксембургско-бельгийское и голландское пространство», чтобы «разбить возможно большие силы французской армии и ее союзников и одновременно занять возможно большее голландское, бельгийское и северо-французское пространство как базу для ведения воздушной и морской войны против Англии...». В связи с этим 19 октября 1939 г. главнокомандующий сухопутными войсками Германии Вальтер фон Браухич подписал директиву ОКХ, «Гельб», определявшую наступление на Францию правым (северным) флангом через Бельгию и Голландию.

Основными противниками классического наступления на север стала группа офицеров штаба группы армий «А» во главе с генералом фон Маштейном, предложившая план, впоследствии названный «срез серпом». Они исходили из того, что французский генеральный штаб твердо верил в неприступность линии Мажино, был убежден в труднопроходимости Арденнских гор и непригодности их для наступления бронетанковых войск. Зная отчасти французские планы обороны по двум возможным рубежам рек Шельды и Диль, Манштейн предложил ввести противника в заблуждение, нанеся первый удар северной группировкой войск. Это позволяло бы заставить французские и английские войска начать выдвижение в Бельгию навстречу наступающим немецким частям и соединениям. Главные силы немецких войск, особенно бронетанковые, предполагалось разместить на юге. После начала наступления северной группировки немецких войск в дело должна была вступить южная. Стремительными действиями бронетанковых войск она должна была разгромить относительно небольшие силы противника и выйти к атлантическому побережью, отрезав французские войска.

Одним из самых сложных вопросов, которые необходимо было решать в ходе наступления обеим группам немецких войск — это преодоление большого количества ек и каналов как в Бельгии и Голландии, так и в северной Франции. Собственно форсирование водных преград могло сорвать все планы молниеносного удара и стремительного выхода бронетанковых соединений, при поддержке авиации и пехоты, к Атлантике. Это, наряду с уязвимостью бронетанковых соединений в горах, было главным, на что указывали их противники в ОКХ, ОКВ и ставке Гитлера.

Тем не менее, после того, как в руки бельгийцев попали документы, связанные с планом нанесения главного удара на севере, Гитлер пришел к выводу о целесообразности действовать в соответствии с предложениями Манштейна. Правда, к этому времени сам Эрих фон Манштейн был переведен на должность командира 38 армейского корпуса, сначала действовавшего в третьем эшелоне группы армий «Б», что внешне не являлось понижением. Однако это задевало самолюбие талантливого военачальника накануне войны.

Задачи немецких войск

Анализ задач практически всех объединений немецких войск, участвовавших в агрессии против Бельгии, Голландии, Франции, показывает, что они в большей части сводились к захвату мостов и быстрому форсированию с ходу водных преград с последующим развитием наступления. Успех форсирования определяющим образом влиял на дальнейший ход боевых действий. Ввиду этого немецко-фашистское командование уделяло серьезное внимание подготовке частей и соединений к форсированию водных преград, наращиванию силы бронетанковых войск. В конечном варианте задача группы армий «А», наносившей главный удар, состояла в том, чтобы возможно быстрее захватить переправы через р. Маас между г. Динаном и Седаном. После этого ей предстояло, прикрывая фланги, осуществить прорыв крупными силами в тыл северно-французской пограничной укрепленной зоны в направлении устья р. Сомма. Ведущая роль в наступлении принадлежала крупной подвижной группировке — танковой группе Клейста. Этой группе предстояло преодолеть горы Арденны, форсировать р. Маасс у г. Седана и выйти в тыл главным силам союзников, проводящим операции в Бельгии и Северной Франции. Группа, имея 134 370 чел. 41 140 различных машин, в том числе 1250 танков и 362 броневика, тесно взаимодействовала с авиацией. Переход через Арденнские горы был продуман до деталей. В германских штабах собирались подробные сведения о дорогах, водных преградах, мостах, переправах. Разрабатывались методы движения транспорта по бездорожью, способы преодоления всевозможных преград, особенно рек. Штурмовые отряды прошли многократную тренировку в форсировании водных преград типа р. Маас на резиновых лодках. Инженерные войска создали конструкции простых в обращении и быстроходных понтонных паромов и мостов. Мотопехота не менее шести месяцев училась двигаться через горы и леса, преодолевать водные преграды.

Однако план был уязвим. Группа Клейста получила только 4 маршрута на фронте 35 км. Длина ее маршевых колонн на каждом из маршрутов, включая средства усиления и тылы, превышала 300 км. Активными действиями, особенно авиацией, можно было зажать группу в горах.

Правофланговая 4-я армия подвижными войсками наносила удар между г. Льежем и Уффализом на Динан и Живе, захватывала переправы через р. Маас и в дальнейшем продвигалась на запад через г. Бомон и Шиме. 12-я армия имела задачу прорвать бельгий-ские пограничные укрепления по обе стороны г. Бастони. Используя наступающие перед ее фронтом подвижные силы, захватить переправы между г. Фюме и Седаном и тем самым создать благоприятные условия для наступления крупными силами на западе через г. Синьи-Ль-Аббе.

Зная усиленную подготовку французов, бельгийцев, голландцев к удержанию рубежей, опирающихся на водные преграды, немецкий генеральный штаб сухопутных войск разработал нестандартные способы обеспечения переправы через водные преграды главными силами наземной группировки войск. Планировался захват мостов диверсионными группами, десантниками, спецотрядом на планерах, стремительными действиями передовых отрядов и т.д. Вторжение в «крепость Голландия» возлагалось на 18-ю армию во взаимодействии с частями 22-й воздушно-десантной дивизии.

Очень важно было захватить мосты, необходимые для быстрого продвижения подвижных войск. Мосты у г. Мурдейка и Дордрехта должны были захватить парашютисты 22-й воздушно-десантной дивизии. Для захвата мостов в приграничных районах готовились специальные отряды из немецких разведчиков и голландских нацистов (всего до 1000 чел.), а в районе г. Неймегена это возлагалось на специальную пехотную роту, укрываемую на барже. С началом военных действий баржа должна была подойти возможно ближе к мостам, а штурмовики захватить мосты, через которые первыми пропускались немецкие бронепоезда.

Преодоление канала Альберта было одной из наиболее сложных задач 6-й армии. Только успешное форсирование этой водной преграды могло создать благоприятные условия для развития наступления на брюссельском направлении. Этот канал соединял Антверпен с р. Маас и использовался бельгийцами как одно из важнейших звеньев обороны. Высокие обрывистые берега исключали форсирование этого серьезного препятствия с ходу. Форт Эбен-Эмаэль, расположенный у слияния канала Альберта с р. Маас, прикрывал южный участок канала, русло Мааса южнее г. Маастрихта и расположенные здесь мосты у г. Вельтвезелта, Вроенховена и Каннеса, а также обеспечивал с севера подступы к крепости Льеж и участок бельгийско-голландской границы. Быстрый захват немцами форта создавал благоприятные перспективы для нанесения удара по кратчайшему направлению к г. Брюсселю и выходу в тыл всей бельгийской обороне на канале Альберта.

Исходя из важности данного объекта, в конце 1939 г. немцами был разработан план захвата южного участка канала с его мостами и фортом путем внезапной атаки десантом на планерах, буксируемых самолетами Ю-52.

Реализация планов на Западном фронте

Однако далеко не всем планам по захвату переправ суждено было сбыться. Несмотря на то что вермахт серьезно готовился к преодолению водных преград, начало войны несколько озадачило немецко-фашистское командование. Группа армий «Б», действовавшая на севере, не смогла захватить целыми большинство голландских и бельгийских мостов. Они были взорваны. Йодль в своих записях от 13 мая 1940 г. отметил: «Мосты у Маастрихта и все севернее взлетели на воздух».

Особое разочарование гитлеровского командования вызвала неудача диверсионного отряда, который должен был еще до начала общего наступления захватить мост у г. Неймегена. Гальдер отметил в своем дневнике: «Троянский конь не прошел». Водные рубежи предстояло преодолевать с боем. Только три моста удалось захватить неразрушенными — у г. Генеппа, Моока и Маастрихта. Интересным представляется захват моста у форта Эбен-Эмаэль. В предутренней темноте 10 мая близ форта бесшумно приземлились немецкие планеры и батальон натренированных саперовдесантников бросился к укреплениям. В короткий срок часть форта была захвачена.

Однако бельгийцы взорвали мост. Началось форсирование р. Мааса у г. Маастрихта авангардом 4-й танковой дивизии на надувных резиновых лодках. Через сутки форт пал и дорога в глубь Голландии была открыта. За танкистами наступали 6 пехотных дивизий, которые к середине 11 мая форсировали р. Маас в районе г. Маастрихта на фронте 30 км. Широкий фронт форсирования не позволял бельгийцам эффективно использовать резервы в целях противодействия немецко-фашистским войскам. Также на широком фронте немцы форсировали канал Альберта и многие другие водные преграды, что способствовало поддержанию достаточно высокого темпа наступления. Попытки французов контратаковать немецкие танковые подразделения (танки Т-III, Т-IV) кавалерией закончились весьма плачевно для последней.

Не совсем удачно действовали штурмовые группы 22-й воздушно-десантной дивизии, направленные в глубину голландской территории.

Рота фашистских десантников у г. Дордрехта оказалась под огнем голландцев и понесла тяжелые потери. В г. Роттердаме, где немецкие летающие лодки с десантниками садились прямо на р. Рейн, парашютисты были расстреляны в упор. Часть десантников прорвалась к мостам, однако захватить их не смогла. Потеря внезапности при захвате мостов дорого стоила атакующим.

Несколько удачнее начала действовать группа Клейста в Арденнах. Небольшой отряд мотоциклистов вброд преодолел пограничную р. Урк и без особого труда овладел укреплениями вблизи г. Мартеланжа. Дорога для танковых авангардов была открыта.

Помимо внезапности, хорошей подготовки, управляемости и маневренности, у гитлеровцев было еще одно важнейшее преимущество, позволявшее относительно легко форсировать сложные водные преграды. Это полнейшее господство авиации в воздухе. Вот как об этом пишет французский исследователь де Барди: «Налетам немецкой авиации волнами в 200—300 самолетов ничто не мешает… Немцы, располагая полной свободой, перестраиваются, как на учебе, в безукоризненные построения. Некоторые, особенно осмелевшие от полного отсутствия истребителей, спускаются к самой реке (Маас), чуть не касаясь воды, делают настоящий «прыжок» через мосты. Бельгийская пехота раздавлена под бомбовым ударом. В нее стреляют буквально в упор, и она чувствует вражеские самолеты в полном смысле слова на своей спине».

Весьма существенное влияние на форсирование 13 мая группой Клейста (19-м и 41-м танковыми корпусами) р. Маас оказала авиация 3-го немецкого воздушного флота, применяемая массированно. Потери 10-го французского корпуса, оборонявшего западный берег р. Мааса, были катастрофическими. Особенно сильное воздействие бомбо-штурмовые удары оказали на психологическое состояние французских войск.

После окончания авиационной подготовки мотопехота танковых дивизий под прикрытием огня противотанковых и зенитных орудий, танков и авиации на резиновых надувных лодках, плотах, каноэ и просто вплавь форсировала Маас и атаковала уцелевшие очаги сопротивления. Все произошло быстро, так как штурмовые отряды в течение многих месяцев репетировали атаку с преодолением водной преграды и довели свои действия до автоматизма. Форсирование, по оценке Г.Гудериана, проводилось «как на инспекторском смотре в учебном лагере».

Эрих фон Манштейн на Западном фронте

Сам Эрих фон Манштейн принял участие в войне против Франции лишь во втором ее периоде в качестве командира 38 армейского корпуса (ак) в составе 4-й армии группы армий «А».

Первым, с чем ему пришлось столкнуться, был бой на подступах к р. Сомме и ее форсирование. Ввиду открытой местности и некотором превосходстве французов в артиллерии, Манштейн решил форсировать р. Сомму внезапно на рассвете без артиллерийской подготовки. Пехота корпуса, снабженная надувными лодками, понтонами и штурмовыми мостиками в ночь перед атакой скрытно выдвинулась к реке и в сумерках форсировала ее. Французская артиллерия практически не оказала сопротивления и форсирование прошло успешно в быстром темпе. После расширения плацдарма на р. Сомме и форсирования р. Пуа 38 ак устремился вперед. Следующей на очереди была р. Сена. Хотя до нее было около 70 км, Манштейн поставил задачу передовыми отрядами дивизий к исходу дня захватить плацдармы на водной преграде и обеспечить форсирование главных сил корпуса. Упреждение основных сил французских войск в выходе к р. Сене у г. Анделя позволило 6-ой немецкой дивизии с ходу форсировать эту весьма сложную водную преграду. 46-я немецкая дивизия ввиду задержки при передвижении и открытием французами сильного минометного огня смогла захватить плацдармы на р. Сене лишь под покровом темноты. Стремительные действия корпуса позволили ему также без особых осложнений форсировать р. Луару шириной около 600 м. Успех был обеспечен ночными действиями передовых отрядов дивизий по захвату мостов у г. Инград, Шалонна.

*    *    *

А нализ плана Эриха фон Ман штейна и действий немецких войск в войне против Бельгии, Голландии, Франции позволяет сделать некоторые выводы:

Во-первых, предложенный генералом Манштейном план хотя и содержал в себе некоторые элементы авантюры, тем не менее он дал в руки немецко-фашистского командования весьма неординарную схему действий на поле боя. Это, в конечном счете, существенно повлияло на ход и исход данной кампании.

Во-вторых, германской армией были массированно применены бронетанковые войска при поддержке авиации и пехоты, что предопределило победу над войсками Франции и ее союзников.

В-третьих, одним из основных видов боевой деятельности немецких войск в ходе кампании на западе было форсирование водных преград. Оригинальные способы, внезапность, быстрота и слаженность действий, весьма хорошее обеспечение переправочными средствами, поддержка авиации и артиллерии позволяли успешно форсировать основную часть встречающихся на пути водных преград.

Полученный опыт боевых действий против Франции, помог фашистской германии подготовиться к нападению на Советский Союз. В первый период Великой Отечественной войны для успешного форсирования водных преград гитлеровцы широко применяли тактику захвата переправ. Однако, начиная с 1942 г., им приходилось все больше не наступать, а отбивать мощные удары советских войск. Теперь уже Красная Армия демонстрировала свое мастерство по прорыву обороны противника и достижению высоких темпов развития наступления, нанесению внезапных ударов, умелому форсированию водных преград и захвату плацдармов.



   TopList         




[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]