Обозреватель - Observer
Научно-практическая конференция ВОПД «Духовное наследие»

Научно-практическая конференция
«Стратегия развития России и вызовы глобализации XXI века»

Е.Ходаковский

СТРАТЕГИЯ ЦИВИЛИЗАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ

В сфере научных исследований процессов глобализации представляется актуальной разработка стратегии развития России с учетом ее роли в системе мировой цивилизации. Основные характеристики отечественной цивилизации (преимущественное значение внутренних источников развития, восприимчивость к изменениям, способность к активному созидательному воздействию на цивилизационное окружение, синтетичность) позволяют Российскому государству осуществить задачу восстановления равновесия между различными цивилизационными сферами и, в первую очередь, между Востоком и Западом. Поддержание структуры мировой цивилизации не исчерпывает возможности отечественной цивилизации: уникальный синтез активного созидательного начала и доминирования внутренних источников развития позволяет конструктивно воздействовать на цивилизационное окружение и генерировать новые идеи, определяющие принципы функционирования мировой цивилизации будущего. Разработка идеологической основы разрешения современных проблем цивилизационного развития России связана с определением цели, механизма и основного средства единения народов евразийской цивилизации Русь. По нашему мнению, преемственным выразителем представлений об идеалах народов России — Евразии, о цели их единения служит понятие Правды. Исторически свойственное всему периоду развития отечественной цивилизации понятие Правды вбирает в себя смысл истины и справедливости, правого социального порядка и праведности в личной жизни. Слова св. Александра Невского «Не в силе Бог, а в правде» Н.А.Бердяев считал характерными для отечественной цивилизации. Первые отечественные сборники правовых норм («Русская правда» и «Правда Ярославичей»), первая газета большевиков и центральный орган советской печати (газета «Правда») своими названиями подтверждают преемственное значение данного понятия в многовековой истории России. В настоящий период одним из ключевых элементом современной идеологии Российского государства становится, по нашему мнению, Соборность, поскольку именно собирание народов и земель Евразии в цивилизационной сфере России приобретает первоочередное значение. Соборование с другими — есть акт свободного единения и подчинения соборному целому. Это свойство является наиважнейшим, ибо лишь в сочетании со свободой единство становится соборным. Соборное понимание мира, соборное отношение к пространству и времени является инвариантной чертой отечественной цивилизации. Принцип Соборности определяет механизм интеграции Российского государства.

Властные структуры постепенно осознают неприемлемость и бесплодность примитивного заимствования иных цивилизационных моделей, признавая необходимость разработки собственных программ развития, выполнение которых должно основываться на сильной государственной власти как традиционном основном средстве конструктивных преобразований в отечественной социально-экономической системе. Данный принцип, принцип Державности, отражающий жизненную необходимость сильной централизованной власти для России, должен стать одним из компонентов идеологии современного Российского государства.

В официальной идеологии необходимо также закрепить основные черты формирующейся цивилизационной системы взаимодействий Российского государства с иными субъектами международной политики, суть которых, по мнению автора, состоит в том, что человечество в третьем тысячелетии имеет шанс на выживание только в качестве мирового содружества цивилизаций. Ни одна цивилизация не имеет права претендовать на привилегированное положение. Результаты развития всех цивилизаций ценны для будущего человечества. Реализация целей и задач цивилизационного развития Российского государства потребует внесения корректив в сфере внешней и внутренней политики. В меняющейся структуре мировой цивилизации наиболее перспективным представляется значение России в качестве самостоятельного центра влияния, не замыкающегося в рамках каких-либо региональных блоков.

Необходимость разработки цивилизационной стратегии развития, направленной на активизацию использования собственных ресурсов и оптимизацию взаимодействия с цивилизационным окружением за счет творческого усвоения опыта других цивилизаций связана с созданием эффективного механизма контроля процесса формирования элит и создания условий, препятствующих созданию радикально-агрессивных формирований (аналогичных феномену «Малого народа») и ограждающих властные структуры от их влияния. Для нейтрализации данной угрозы потребуется коренное изменение политической системы страны, поскольку существующие механизмы неспособны эффективно разрешать противоречие, лежащее в основе этой угрозы. Приоритетное значение приобретает восстановление цивилизационной преемственности в развитии властных структур Российского государства.

Разработка системы стабилизационных мер в экономической сфере является основой для дальнейших преобразований экономики России, которые целесообразно проводить с учетом общинных традиций нашего государства. Одной из важных задач реализации стратегии цивилизационного развития России должен быть учет современных тенденций мирового хозяйства, являющегося средой для формирования внешних угроз в сфере экономики.

Поскольку ухудшение количественных показателей в переходный период является неизбежным, в центре внимания должна быть структура экономики, основывающаяся на сложившихся отношениях основных субъектов экономической деятельности. Так как экономическая структура значительно отличается в регионах с различной цивилизационной спецификой и одни и те же воздействия управляющего субъекта могут привести к диаметрально противоположным результатам в различных регионах, то меры по разрешению стратегических задач развития необходимо разрабатывать применительно к отдельным регионам с учетом их особенностей как подсистем отечественной цивилизации.

В.Петров,
кандидат философских наук

Информационная геостратегия России

Главный, сущностной вызов России — мондиализм, новый мировой порядок прежде всего в форме информационного глобализма. Проблема формулируется радикально: ликвидировать русскую, славянскую цивилизацию не просто как субъект геополитики, а как особый Восточный континентальный евразийский культурно-исторический тип. Уроки геоистории свидетельствуют, что процесс переходит в заключительную фазу.
Основные компоненты и исторические этапы становления духовно-цивилизационной системы России:

  • формирование национальной парадигмы — ни Запад, ни Восток, но русские-православные, «Святая Русь»;
  • первый геополитический цивилизационный выбор А.Невского — Союз Православной Руси с несторианской Ордой;
  • концепция Соборности, Праведности как высшее проявление континентальной, евразийской, русской демократии, в основе которой лежит естественная структура народа — общество (социум) и территория;
  • идентификация как третий Рим, Новый Иерусалим;
  • выработка механизма «симфонии властей» при приоритете духовной власти над светской в XIV—XVI вв.;
  • сохранение основных принципов их функционирования в Синодальный период и — рудиментов в период расцерковленного государства и общества в XX в.;
  • формирование трудовой демократии — сословно-представительной власти и самоуправления, ступенчатой системы выборов, гражданского, уголовного, духовного, морального правосудия и т.д. Основные этапы информационного противоборства Запада и Востока и деформации российского культурно-исторического типа:
  • попытка католицизма подчинить православие на Ферраро-Флорентийском соборе и ересь жидовствующих XV—XVI вв.;
  • установление прозападной династии Романовых;
  • ликвидация и фальсификация культурно-исторического наследия «Святой Руси» первыми Романовыми;
  • насаждение вселенского варианта православия;
  • церковный раскол;
  • создание новой, прозападной версии российской истории иностранными и ангажированными дворцовыми учеными;
  • ликвидация Патриаршества и нарушение «симфонии духовной и светской власти»;
  • уничтожение древних монастырских библиотек при Екатерине II;
  • разрастание антисистемы (термин Л.Н.Гумилева) «западничества» — масонство, либерализм, конституционализм, демократия, социализм, коммунизм и т. п. в XIX в.;
  • установление химеры (термин Л.Н.Гумилева) интернационал-коммунистической и либерал-демократической власти в начале и конце XX в.
    Основное содержание информационной геостратегии России в XXI веке:
    структуризация геополитического евразийского (параллельно — глобального) информационного пространства на основе системообразующих континентальных русских, славянских, российских цивилизационных ценностей;
  • введение в Конституцию, законы, другие нормативные акты понятий «Русская национальная идея», «Цивилизация», «Соборность», «Справедливость» и других как духовно-нравственных ориентиров развития общества, государства, человека;
  • восстановление «симфонии» духовно-идеологической и централизованно-государственной властей;
  • понятие «народ» должно стать центральным во всех социально-политических проектах, народ должен выступать как главный субъект международного, национального и гражданского права, пропагандистско-западническая концепция «прав человека» должна быть заменена на концепцию «прав народов-общин»;
  • разработка Евразийского проекта как перспективы российской цивилизации;
  • безотлагательная денационализация СМИ, культуры, их русификация, включение в систему духовно-идеологической власти, обеспечение функционирования в рамках цивилизационной концепции, в интересах всех народов России;
  • создание альтернативной евразийской (параллельно — планетарной) интерактивной сети Интернет.

    Развитие данных и других направлений информационной геостратегии позволит возродить Русскую цивилизацию в ее подлинном виде на фундаменте объективных «исторических констант», обеспечить геополитические интересы России — Евразии.

    А.ЧЕСНАКОВ,
    директор Центра политической конъюнктуры

    XXI век и информационные технологии

    Тема глобализации уже давно затрагивает многие проблемы, которые касаются не только России, которые касаются взаимоотношений и в рамках стран СНГ, и в общемировом масштабе, и тем этих гораздо больше, чем видно на первый взгляд. Это и экологические проблемы, и проблемы ноосферного развития. Но мне хотелось бы остановиться на двух аспектах.

    Первый аспект экономический, а второй — информационный. Почему именно экономический? Когда говорят о возрождении страны, зачастую забывают, что Россия является таким же субъектом мировой экономики, как и все остальные. И если она является субъектом этой экономической системы, то она должна предлагать на мировой рынок конкурентоспособную продукцию. Пока этого не будет делать Россия, никакого возрождения страны мы не увидим.

    Теперь об информационных технологиях, как элементе глобализации, и аспектах российского рынка информационных технологий. В последнее время очень много говорят о технологиях, связанных с сетью Интернета. Можно ли говорить об Интернете, как о серьезной среде для бизнеса?
    Во-первых, действительно, происходит стирание границ, но это стирание границ, к сожалению, одновременно возводит новые границы. Приведу пример. Медики отмечают, что на сегодня люди, которые очень много находятся в сети, которые работают в сети по несколько десятков часов, не готовы к тому, чтобы общаться с нормальными людьми, то есть у них складывается совершенно другое восприятие мира. Это уже сетевые люди, это — не люди с нормальным психологическим восприятием человеческого общения. Поэтому, когда мы говорим о снятии границ в цифровом пространстве, мы должны говорить о том, что цифровое пространство возводит границы между людьми.

    Второй момент. Многие говорят о том, что Интернет сегодня позволяет грамотно и квалифицированно находить необходимую информацию, то есть опять же позволяет работать в сфере, на которую раньше уходили зачастую долгие годы. Да, действительно, это так. И, задав запрос по теме, которая вас интересует, вы можете получить гигабайты информации по той или иной проблеме, но вы получаете, зачастую, беспорядочную информацию, и на классификацию этой информации, которая необходима для качественной отработки методологии исследования, уходит, зачастую, не меньше, чем не поиск информации в прежние годы.

    Поэтому на сегодняшний день мы и видим феномен мозаичности общественного сознания, когда люди, которые работают в Интернете, ориентируются, в первую очередь, на те или иные аспекты проблемы, но не на структурные аспекты проблемы в целом. Что касается канала бизнеса, мне кажется, что для России говорить о том, что Интернет скоро станет бизнес-средой, наверное, рано по одной простой причине. В Соединенных Штатах прежде, чем развивалась торговля в Интернете, коммерция в Интернете, развивалась торговля по электронной почте. Потом начались технологии интерактивной продажи.

    Россия не может перейти ко второму этапу, потому что у нас сплошной элемент недоверия. Отсюда и самая большая проблема российского Интернета: он, скорее, является элементом влияния, чем элементом реального бизнеса, реальным каналом информирования.

    И когда сегодня говорят о развитии сети, то мы должны задуматься над тем, как повышать культуру работы с сетью, учитывая, что мы должны работать на то поколение, которое будет общаться с компьютером, как с телевизором, как с мебелью. Если мы этого не сделаем сейчас, то, думаю, что никаких перспектив участия в глобализации у России нет.

    М.Урнов,
    директор Фонда аналитических программ и экспертиз

    Конец идеологии — российский вариант

    В 50-е годы Сеймур Липсет, известнейший политолог, охарактеризовал ситуацию западной политической культуры как конец идеологии, то есть как сжатие политического спектра, уменьшение противоречий между традиционно правой и традиционно левой идеологией.

    С начала перестройки у нас все происходило наоборот, у нас началась бешенная поляризация, у нас противостояли друг другу последовательная левая и столь же последовательная правая идеологии, причем наши правые были значительно правее правых западных, а наши левые значительно левее западных левых.

    Сейчас, с моей точки зрения, происходит нечто похожее на то, что происходило на Западе в начале 50-х годов, — маргинализация последовательных правых и последовательной левой идеологии, разработка новых парадигм, политических и идеологических, которые, с точки зрения последовательной идеологии, кажутся уродливыми и эклектичными, зато являются адекватными объективной реальности, и политической, и экономической.

    И, наконец, происходит смещение противостояния в нашей политике, противостояние перестает быть собственно идеологическим и все больше и больше становится технологическим, перестают сшибаться лбами непримиримые ценности, дискуссия начинает все больше вестись по вопросу «Как?». Все это было ярко продемонстрировано на выборах, и думских, и, тем более, президентских, когда побеждала прагматика, нарочитая неидеологичность.

    Это хорошо, потому что сжатие политического спектра означает, что мы входим в период более-менее стабильной демократии.

    И еще одно важное обстоятельство, которое, на самом деле, стоит за процессом сжатия идеологического спектра, — в России начинает вырабатываться национальный консенсус ценностей, постепенно возвращается чувство собственного достоинства, уходят комплексы неполноценности. Некоторые говорят об опасности: поднимающаяся подобного рода волна может повлечь за собой реконструкцию тоталитаризма.

    Мне не кажется, что это — реальная опасность. Нет кровожадности в общественном мнении, нет нетерпимости. Скорее всего, просто наступает эра прагматики и собственного достоинства. С этим пафосом Россия входит в XXI в. и должна отвечать на вызовы.
    На какие?
    Это глобализационные вызовы, это и новое информационное общество, и экология, а в сфере политики такое явление, как вызов XXI в.

    На самом деле, уход конфронтации между коммунизмом и свободным миром означает в реальности не повышение мудрости политических действий, а возврат к глупостям и конкуренции, которая была характерна для Европы, России, Соединенных Штатов еще до Октябрьского переворота.

    Политика перестает быть осторожной, она становится нахальной, страны начинают толкать друг друга плечами.
    То, что мы видим с ситуацией в Косово, то, что мы видим с расширением НАТО и т.д., — мудрости не прибавилось.

    Обновляющаяся Россия входит в немудрый мир, в котором она должна найти свою нишу. Не дай Бог, начать копировать глупые, безответственные образцы внешней политики.
    К счастью, действительно складывается в политической и интеллектуальной элите консенсус по поводу того, какой должна быть Россия. У нас особенно-то и выбора нет.

    По поводу того, чем мы должны заниматься у большинства политиков и аналитиков спору нет.
    Это:

  • структурная реформа экономики;
  • модернизация технологической базы страны, включая и развитие информационных технологий;
  • модернизация и конверсия ВПК;
  • стабилизация и улучшение инвестиционного климата;
  • модернизация армии;
  • борьба с коррупцией и преступностью;
  • установление баланса отношений между Центром и регионами, без этого Россия не будет нормально развиваться;
  • утверждение России как нормального и полноценного игрока в мировой политике.

    Это гигантский набор целей и задач, который все равно придется реализовывать, этих проблем нам хватит лет на 30 вперед.

    Что мы в связи с этим можем сделать? Способствовать укреплению складывающегося консенсуса, способствовать продолжению сжатия политического спектра, окончанию идеологий; способствовать недопущению роста нетерпимости.

    Иными словами — в нынешних условиях, когда политический режим становится стабильным, продолжать работу по окультуриванию общественного мнения, по внесению в него всех тех элементов реальной политической культуры, то есть уважения к меньшинству, уважения к процедуре, уважения к закону, обращения к нашим культурным традициям.
    Таков наш долг.

    П.Белов,
    независимый эксперт, МГТУ им. Н.Э.Баумана

    Методология национальной и международной безопасности

    Чтобы раскрыть предмет, я уточню содержание базовых категорий и методов национальной безопасности. Оно не совпадает с официальным, наше толкование представляется более адекватным, затем охарактеризую нынешнюю ситуацию — рубеж тысячелетий и после этого отвечу на вопрос: как же быть России перед вызовами глобализации.

    У нас нет даже официального определения даже слова «безопасность». В 1992 г. вышел Закон и ГОСТ, там два принципиально отличных определения безопасности. В Законе объектами безопасности являются: личность, общество и государство, а в ГОСТ не менее основополагающим — состояние с минимальным риском причинения ущерба природным, материальным и людским ресурсам.

    На самом деле, чтобы говорить о безопасности, и о национальной в частности, нужно оперировать следующими тремя триадами: это — человек, народ, нация, не личность, а человек. Личность не нужно защищать, она сама себя в состоянии защитить.

    Вторая триада — потребности, ценности и интересы.

    И, наконец, третья — опасности, угрозы и вызовы.

    Базовыми ценностями для России являются, прежде всего, принадлежащая нам территория и выбранный нашими народами уклад духовной и общественной жизни. Я подчеркиваю исключительную важность этих категорий «народ», «территория» и «уклад жизни» в сравнении с официально существующими.

    Если исходить из того, что для удовлетворения потребностей необходимы материальные, энергетические и природные ресурсы, то это позволяет и классифицировать соответствующие угрозы и вызовы, разделив их на три класса: техногенно-производственные, природно-экологические и антропогенно-социальные.

    Итак, объектом национальной безопасности должна быть этнобиоэкосистема, то есть народы, принадлежащая им территория и уклад жизни, а предметом — те объективные закономерности, которые указывают на появление и снижение ущерба при функционировании такой системы.

    Говоря о базовых методах исследования безопасности, следует отметить, прежде всего, системную инженерию, где аппаратом является моделирование. Среди моделей предпочтительны как дискриптивные, так и нормативно-эксплуатационные. Экспериментировать в вопросах безопасности, как это делается в России последние 10 лет, совершенно недопустимо. Методами обеспечения и совершенствования национальной безопасности должны быть программно-целевое планирование и управление, то есть разработка целевых программ, направленных на самосохранение людей, территорий и уклада нашей жизни, либо на парирование угроз указанных трех классов. Механизмом обеспечения национальной безопасности должна быть система обеспечения национальной безопасности с ее показателями — качества, количества жизни нации и критериями, которые соответствуют оптимальному уровню жизни при выделенных затратах и наоборот.

    Такое толкование национальной безопасности более приемлемо. Действительно, если исходить из официального толкования национальной безопасности, как защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства, то у нас нет проблем с национальной безопасностью. В качестве первоочередных жизненно важных интересов личности обозначены: права и свободы — нет проблем, общество — демократия — также нет проблем; государство — конституционный строй — не поддается даже корректировке усилиями Федерального Собрания. На самом деле, народ вымирает, территория ампутирована, уклад, особенно духовный, общественной жизни искусственно и умышленно разрушается.

    Теперь о ситуации, которая характеризует переход тысячелетий. Мы имеем взрывной рост населения, с одной стороны, а с другой — мы имеем буквально взрывное истощение невозобновляемых природных ресурсов. На рубеже тысячелетий впервые в своей истории человечество столкнулось с проблемой ресурсов — людей много, нагрузка на биосферу исключительно высока, на всех не хватит.

    Здесь и возникают проблемы глобализации. Есть, по меньшей мере, два подхода к определению глобализации: либо, как Папа Римский утверждает, что это вселенский тоталитаризм, диктат, обезличка и гомонизация общества, либо, как сейчас пытаются говорить, это — взаимодействие народов и международных организаций в вопросах оценки состояния и поиска способов решения тех проблем, которые касаются не отдельных народов, а всех нас, поскольку они сказываются на состоянии биосферы, а, стало быть, определяют всеобщую безопасность. В этих условиях наметилась тенденция к установлению жесткой пирамиды во главе с Соединенными Штатами Америки. Да, стремление доминировать свойственно любой биоособи, не говоря уже о народах и государствах. Может быть, если понимать, что жесткая диктатура будет способствовать наведению порядка и выживанию всех, то с этим можно было бы согласиться. Происходящее, однако, не позволяет так оценивать намерения Соединенных Штатов: им хочется сохранить достигнутую американскую мечту красиво жить, расходовать ресурсы за других и пр. Для этого они определи, что такой мировой порядок предполагает резкое снижение антропогенной нагрузки на биосферу, значительное сокращение численности населения и потребления другими народами. Вот отсюда проблема «золотого миллиарда», отсюда необходимость для США насильственно устанавливать порядок за счет абсолютного военно-политического превосходства. Соединенные Штаты ейчас действительно обеспечивают себе такое превосходства для насильственного регулирования численности населения и потребления ресурсов. Об этом свидетельствуют отказ от ратификации Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний, принятия Закона о развертывании национальной системы «ПРО».
    Что делается сейчас в России и что нам делать в таких условиях?

    Стратегия для России — это стратегия самосохранения, стратегия обеспечения национальной безопасности. За счет чего? За счет возрождения и, прежде всего, духовного возрождения. Именно дух делает нацию, а нация делает мощным государство. Видимо, нужно говорить об имперском возрождении. В условиях борьбы за ресурсы выживут только сильные нации, мощные государства, имеющую серьезные материальные аргументы для дискуссии с диктатом.

    Ю.Полищук,
    профессор, Московский НИИ психиатрии

    Повышение интеллектуального и нравственного потенциала власти и народа — важнейшее стратегическое направление и необходимое условие развития России

    Крах либерально-демократических реформ в России был заранее предопределен из-за непонимания и неучета важной роли духовных и психологических факторов в социальном и экономическом развитии общества. Свобода слова, гласность, защита прав человека, которые были подкреплены сознанием ответственности, гражданской позицией, взвешенным государственным подходом к решению многих вопросов.

    Провозглашенные свободы быстро обернулись вседозволенностью, безответственностью, анархией, цинизмом, эгоизмом, ростом преступности, коррупции, нравственной деградацией, резким расслоением общества в условиях дикой капитализации и перераспределения собственности.

    На развалинах отвергнутой коммунистической идеологии образовался идеологический и духовный вакуум, потеря жизненных ориентиров у миллионов людей. С помощью радикально-либеральных СМИ, которые провозгласили себя четвертой властью в стране, этот вакуум стал заполняться либеральными западными ценностями, насыщаться потребительской, частнособственнической психологией, психологией стяжательства, неправедного обогащения. В условиях идеологического плюрализма, закрепленного новой Конституцией, возникла эпидемия иррационалистических взглядов, представлений, мифологических и мистических учений, концепций, сугубо прагматических подходов к решению сложнейших вопросов социальной, экономической и духовной жизни общества. Под прикрытием лозунга о свободе слова четвертая власть в согласии с президентской властью и олигархами, используя все виды СМИ, стала злоупотреблять свободой слова, осуществлять информационно-психологическую агрессию с целью манипулирования общественным сознанием, затевать информационные войны на глазах всего населения. Дело дошло до открытого и скрытого психологического насилия над людьми в форме массовой принудительной теле- и радиорекламы, грязных предвыборных технологий, развращающих телевоздействий под видом различных ток-шоу, групповых азартных телеигр на деньги, пропагагда эротики и секса.

    В условиях подобной информационной среды, как отмечают психологи, психиатры, социологи, происходит массовый кризис идентичности личности, обезличивание человека, потеря им духовных, мировоззренческих ориентиров, хаотизация сознания и самосознания. Если верно, что новое «рыночное» бытие в обстановке дикой капитализации определяет деформированное, обедненное сознание многих россиян, то также верно, что подобное, искаженное новыми условиями жизни сознание людей в свою очередь определяет поведение, поступки и действия многих россиян в направлении криминальности, коррупции, алкоголизации, наркотизации, женской и мужской проституции, сексуальных эксцессов и преступлений. Всему этому способствует соответствующая широкомасштабная и систематическая информационная обработка незрелого сознания подростков и молодежи СМИ, которые рекламируют и пропагандируют культ денег, наживы, стяжательства, грубой силы и насилия, агрессии, индивидуализма, циничного отношения к интеллектуальным и духовным ценностям. Следствием этого является разрушение духовного здоровья молодежи, ее духовная и интеллектуальная деградация. Стремительно обесцениваются и утрачиваются такие понятия, как совесть, честь, долг, стыд.

    Необходимо понять, что в духовно больном обществе не могут успешно проводиться социально-экономические реформы. Они обречены на провал. Только в глобально облагороженной духовно-интеллектуальной информационной среде, которая стимулирует и удовлетворяет нравственные и интеллектуальные потребности людей, возможно полноценное развитие и успешная деятельность каждого человека. Однако состояние духовной, культурной экологии в России остается крайне неблагоприятным. Разложение и деформация общественного сознания под влиянием телевизионных и печатных «хаосмейкеров» разных мастей продолжается. Вот почему необходимы разработка и принятие федерального закона об информационно-психологической безопасности населения, недопустимости информационно-психологического насилия над людьми. Необходимо защитить и укрепить духовное и интеллектуальное здоровье нации на основе гуманистической идеологии, патриотизма и научного мировоззрения. Ш.Шамсутдинов,
    сотрудник Полномочного представительства Республики Татарстан при Президенте РФ,
    аспирант РАГС

    Межрегиональная интеграция в Российской Федерации

    Совершенствование федеративных отношений, реализация эффективной региональной политики и развитие реального местного самоуправления остаются ключевыми задачами государственного строительства в России и в следующем веке. Эти три направления формируют территориальный «каркас» нового Российского государства, где важным является осуществление согласованной политики по этим направлениям в единстве экономических, правовых и институциональных аспектов.

    Особое значение в практической реализации этих направлений имеет существенное усиление интеграционных процессов российских регионов.

    Среди разных аспектов интеграционных межрегиональных процессов особое значение имеет экономическая интеграция. Развитая и конституционно оформленная экономическая интеграция регионов составляет основу единого экономического пространства страны, в котором на равных и с взаимной выгодой взаимодействуют федеральный Центр и регионы.

    Межрегиональная интеграция может способствовать более четкой реализации принципов субсидиарности и децентрализации управления, позволит передать часть функций экономического управления на межрегиональный уровень.

    В рамках крупных экономических районов за последние годы были сформированы межрегиональные ассоциации экономического взаимодействия, играющие все возрастающую роль в диалоге федерального Центра и регионов. Однако в целом в вопросах реформирования интеграционных отношений субъектов Федерации отсутствует четкая концепция их развития. Это предопределяет настоятельную необходимость более активного изучения происходящих процессов, их диагностики и с учетом богатого отечественного и мирового опыта интеграции, выработки необходимых рекомендаций.

    Отношения федерального Центра с субъектами уже прошли ряд этапов: от «парада суверенитетов» и дробления единого пространства к двусторонним договорам и к более легитимным отношениям, в том числе через схемы бюджетного федерализма.

    Процесс разграничения полномочий показывает, что субъекты не могут обеспечить решение ряда межрегиональных проблем. В свою очередь Центр также не уделяет должного внимания этим проблемам, и они как бы провисают во времени и в пространстве.

    Именно это служит мотивом выделения и развития макрорегионов. Оно связано с реализацией принципа субсидиарности, с рядом институциональных и правовых условий. Здесь необходимо разумное сочетание двух течений: регионализации и интеграции.

    Практика образования и работы межрегиональных ассоциаций показывает, что в настоящее время их деятельность является одной из важных организационно-экономических мер органов власти субъектов Федерации по обеспечению социально-экономических интересов республик, краев и областей в условиях недостаточно сбалансированной федеральной политики в сфере региональных интересов, а также проявлением новых форм становления и реализации современной российской идеологии федерализма и межрегиональных экономических отношений.

    Сегодня одним из наиболее важных и мощных рычагов, с помощью которых можно переломить негативные тенденции, является восстановление управляемости развитием экономических процессов на различных территориальных уровнях: от крупного экономического района до субъекта Федерации и органов местного самоуправления.

    Налицо актуальность усиления межрегиональных интеграционных процессов и слабое их реальное воплощение. Реальная интеграция требует очень серьезного перераспределения ресурсов и их объединения. Однако в современных условиях российские субъекты Федерации еще не готовы вкладывать финансовые и материальные активы в реализацию совместных межрегиональных проектов.

    При формировании принципов и при практической реализации новой региональной политики в России важно разумное использование наиболее ценных компонентов прошлой централизованной системы управления, которая, в принципе, доказала высокую эффективность концентрации ресурсов на решающих участках территориального развития.

    Этот опыт может быть предметом особого изучения при реализации крупных межрегиональных интеграционных программ и проектов в современной и будущей России, что может быть обеспечено через реализацию федеральных целевых программ как важнейших элементов государственного регулирования интеграционных процессов. Таким образом, для крупных структурно-экономических образований, какими являются ассоциации, исходя из стратегических и текущих целей экономического взаимодействия, особую значимость приобретают установление статуса этих формирований в рамках государственных структур управления.
    Сегодня представляется необходимым разработка концепции территориального развития регионов Российской Федерации и механизма реализации на практике принципа субсидиарности и децентрализации управления.

    Д.Алешин,
    аспирант, МГТУ им. Н.Э. Баумана

    Инвестиционный климат в России

    Принято считать, что основным препятствием для инвестиций в России является неблагоприятный инвестиционный климат. Нестабильная политическая ситуация, неотработанное инвестиционное законодательство, далекие от оптимальной системы налогообложения и таможенная политика, высокая инфляция.

    Но подобные неблагоприятные обстоятельства характерны не только для России. Значение нестабильности не стоит преувеличивать. Инвестициям вообще свойственен риск. Всякий риск, но только чисто экономический. Перспективность российского рынка вполне в состоянии перевесить недостатки инвестиционного климата. Главное препятствие для инвестиционного процесса в России — крайне слабая организация.

    Россия оказалась в чрезвычайных обстоятельствах, и она нуждается в инвестициях больше, чем любая страна с установившейся экономикой.

    Повышение конкурентоспособности отечественной продукции, преодоление кризиса и переход к экономическому росту в России невозможны без широкомасштабного привлечения инвестиций в отечественную промышленность. Состояние современной российской экономики характеризуется значительным обесцениванием инвестиционных ресурсов предприятий, прогрессирующим старением основных фондов. Для повышения инвестиционной активности необходимо включение сбережений населения в капиталовложения, а также меры по совершенствованию управления инвестиционными процессами.

    В условиях ограниченности финансовых ресурсов предприятий чрезвычайно актуальной является проблема эффективности инвестиций и выбора наиболее эффективных инвестиционных проектов. С учетом изменившихся социально-экономических условий необходима разработка методов оценки эффективности инвестиционных проектов. В условиях переходного периода экономики России, характеризующихся высоким темпом инфляции, непропорциональным изменением цен, труднопрогнозируемым спросом на продукцию, общей политической и экономической нестабильностью, требуется адаптация принятых в международной и отечественной практике методов и средств управления инвестициями.

    В связи с этим актуальными являются задачи совершенствования методов принятия инвестиционных решений с учетом специфических условий развития рыночных отношений в России. В частности, требуются разработки экономико-математические модели, позволяющие описать процесс изменения возмущающих факторов внешней и внутренней среды в изменении интегрального показателя эффективности проекта, модели по определению критических значений факторов, при которых проект сохраняет экономическую привлекательность, а также модель и алгоритмы аналитического решения задач синтеза и оптимизации вариантов реализации проекта.

    О.Хлобустов,
    эксперт Фонда международной и национальной безопасности

    О задачах и стратегии ответа на некоторые вызовы XXI века

    После окончания периода «холодной войны» на рубеже 90-х годов в мире не произошло ожидавшегося сокращения числа террористических актов. В 1990—2000 гг. в странах СНГ и России наблюдается значительный и последовательный рост числа преступлений террористического характера. Правда, многие из них имеют в целом нетрадиционную форму так называемого «криминального терроризма», однако их последствия и влияние на социально-политическую и морально-психологическую обстановку в обществе мало чем отличаются от последствий терроризма политического.

    С момента введения (1994 г.) в Уголовный кодекс России статьи, предусматривавшей ответственность за терроризм, на начало 2000 г. было возбуждено 181 уголовное дело по этой статье, не считая 10 уголовных дел по статье «покушение на жизнь государственного или общественного деятеля (террористический акт)». Следует, однако, отметить, что согласно вступившему в силу 4 августа 1998 г. Федеральному Закону «О борьбе с терроризмом», в Российской Федерации к числу преступлений террористического характера отнесены 5 составов преступлений. Однако по существу и в соответствии с Европейской конвенцией о борьбе с терроризмом, ратифицированной в 1998 г. Россией, к этим преступлениям относятся также похищение человека (ст. 126 УК РФ), захват и угон судна воздушного или водного транспорта, железнодорожного подвижного состава (ст. 211), в некоторых случаях и диверсия (ст. 281 УК РФ).

    При этом следует добавить, что в 1998 г. было возбуждено 21 уголовное дело по статье 205 УК РФ («терроризм»), а по состоянию на 1 ноября 1999 г.— уже 28 подобных дел, 7 из них в Москве. Наличие в СССР иммунитета по отношению к террористической идеологии и практике объясняется некоторыми аналитиками, с одной стороны, господствовавшей концепцией «морально-политического единства советского народа», и во-вторых, действенным функционированием административно-разрешительных режимов. Система последних и начала особенно активно разрушаться в конце 80-х годов.

    В этой связи на территории первоначально союзных республик, а в начале 90-х годов — и на территории субъектов Российской Федерации стали возникать экстремистские политические организации, при которых, в некоторых случаях, шло формирование незаконных военизированных (вооруженных) формирований (НВФ). Причем организация НВФ и участие в нем были криминализированы, т.е. стали считаться преступными только с введением в действие 1 января 1997 г. нового УК РФ (ст. 208).

    По своим основным характеристикам терроризм на территории бывшего СССР вполне вписывается в параметры, характеризующие современный этап мирового развития данного явления. Это и наличие основных направлений (социального — «левого» и «правого», националистического, религиозного), и реализация многообразных достижений технической мысли в преступных целях, и постоянно расширяющийся круг объектов покушений, и особое внимание СМИ к освещению террористических актов, и переход от индивидуальных покушений одиночек и небольших групп ко все более систематическому и массовому террору, осуществляемому хорошо организованными и экипированными группками, тесно связанными с определенными политическими силами.

    В этой связи представляется достаточно обоснованным вывод о том, что в странах СНГ терроризм стал долговременным фактором современной политической жизни, относительно устойчивым явлением в развитии общества.

    Это становится следствием углубления межнациональных, межконфессиональных, социально-экономических, идеологических и собственно политических противоречий в стране и обществе. Причем в практике политического экстремизма просматриваются две тенденции:

  • Первая связана с борьбой политических организаций и движений между собой за влияние в обществе;
  • другая — с борьбой этих сил за влияние на государственную власть и ее политику, а в итоге — за приход к власти.

    Не может не настораживать рост как числа террористических проявлений — со 164 в 1993 г. до 1312 в 1997 г., так и установленных лиц, их свершивших — с 37 в 1993 г., до 882 — в 1997 г. При этом ситуация усугубляется тем обстоятельством, что в процессе оперативно-розыскной деятельности правоохранительными органами выявляются далеко не все исполнители и пособники этих преступных деяний, что свидетельствует о сохранении в стране серьезного преступного потенциала.

    По известным фактам терактов 1999 г. в Буйнакске, Москве и Волгодонске, по сведениям правоохранительных органов, арестовано около 18 чел., а 80 подозреваемых объявлены в международный розыск по линии Интерпола.

    Опасной тенденцией терроризма в современных условиях является его интеграция с организованной преступностью на фоне общего роста преступности и других негативных явлений. Представляется вполне оправданным сделать вывод о том, что между терроризмом и организованной преступностью существует непосредственная связь. В результате политизации организованной преступности для нее возникает необходимость использовать методы террора для достижения собственных целей. А это ведет к посягательству на безопасность как отдельных наших сограждан, так и общества в целом, государства, представляет реальную угрозу национальным интересам страны.

    Правильное понимание природы и тенденций терроризма имеет важное значение для выработки адекватных и эффективных мер противодействия этой угрозе.

    В отличие от западных стран, ранее столкнувшихся с угрозой своей национальной безопасности со стороны экстремистско-террористических групп и организаций (ФРГ, Италии, Великобритании, Франции, США и других), в России в условиях объективного роста угрозы терроризма единой государственной системы противодействия ей выработано не было. Федеральный закон «О борьбе с терроризмом» от 4 августа 1998 г. создал лишь правовые основы формирования подобной системы, однако, как показали трагические события сентября 1999 г. эта система не была своевременно создана и задействована в полном объеме.

    При этом следует также оговориться о понимании терминов «борьба» и «противодействие терроризму». По нашему мнению, борьба с терроризмом — узкое понятие, включающее непосредственное пресечение готовящегося или совершенного террористического акта, в том числе и проведение в необходимых случаях специальных операций или мероприятий правоохранительными органами, и его расследование.

    Противодействие терроризму — понятие более широкое, включающее прежде всего — законодательные, идеологически-информационные, организационные и административно-правовые меры по недопущению появления террористических субъектов и недопущению их перехода к реализации преступных намерений. Таким образом, различаются и субъекты этих действий — правоохранительные органы в первом случае, и иные государственные органы, вплоть до общественных объединений граждан, во втором.

    Следует отметить появление в конце 90-х годов нового масштабного субъкета международного терроризма в лице «Международного фронта джихада» (МФД), объединившего представителей ряда радикальных исламских организаций стран его традиционного распространения. Известна причастность МФД к поддержке незаконных вооруженных формирований Чечни.

    На наш взгляд, подлинной стратегической целью МФД является установление контроля над регионами, богатыми углеводородными ресурсами, что представляет собой своеобразный «ответ» на популярную в интеллектуальных кругах западных государств концепцию «золотого миллиарда» жителей Земли. В этой связи сфера активности МФД распространяется также на территории СНГ и России. Осознавая всю степень этой угрозы, Киргизия, Казахстан, Таджикистан и Узбекистан заключили 21 апреля 2000 г. договор о совместных действиях по борьбе с политическим и религиозным экстремизмом, сепаратизмом и терроризмом. Учитывая тенденции и перспективы распространения политического терроризма в России, следует признать необходимым скорейшую разработку и реализацию единой стратегии противодействия этой угрозе национальной безопасности. Следует также подчеркнуть, что в государствах, ранее столкнувшихся с серьезным вызовом со стороны терроризма, СМИ рассматривались и становились средством реализации подобной антитеррористической стратегии, Россия же, к сожалению, еще не подошла к осознанию этого факта.

    Говоря о вызовах безопасности и выработке стратегии развития России на долгосрочную перспективу (до 2015 г.), нельзя также не отметить угроз генофонду страны со стороны распространения алкоголизма, наркомании и СПИД. В последнее десятилетие показатели распространенности этих социальных недугов выросли на несколько порядков и выявленные статистические тенденции геометрической прогрессии не могут не вызывать все возрастающей обеспокоенности.

    Рост алкоголизации, наркомании и СПИД, особенно среди молодежи до 29 лет, в сочетании со снижением удельного веса этой возрастной группы в общей структуре населения, ставит серьезную проблему не только коренного ухудшения демографической ситуации, но и качественных показателей воспроизводства населения в будущем. Существующие же программы противодействия распространения наркомании и СПИД показали свою крайне низкую эффективность, что требует их коренного пересмотра в плане выработка адекватного ответа на эти глобальные вызовы XXI в.

    Р.ЗАРГАРЯН,
    кандидат исторических наук

    СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ РОССИИ В ВОСТОЧНОСРЕДИЗЕМНОМОРСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

    Глобальные вызовы XXI в. и сложные геополитические процессы выдвинули в центр современной истории проблемы развития России в Восточно-средиземноморской цивилизации. Данное цивилизационное пространство, включающее восточнохристианские страны и ряд исламских стран, объединяет духовно близкие народы России, Армении, Югославии, Белоруссии, Болгарии, Греции, Нагорного Карабаха, Грузии, Западной (турецкой) Армении, Ирана, Кипра, Курдистана, Ливана, Молдавии, Республики Сербской в Боснии, Румынии, Македонии, Южной Осетии, Приднестровья, Сирии, Украины, и др. Наиболее перспективным и естественным является объединение народов в рамках «Восточносредиземноморского сообщества» или «Византийского содружества наций».

    Восточносредиземноморское единство определяется историческими, социокультурными, геополитическими факторами, а также самодостаточностью данного цивилизационного пространства. Социокультурная общность обусловлена исторической традицией восточносредиземноморской культуры античности и эллинизма, культурой Византии, культурой жизнеобеспечения.

    Как подчеркивал Тойнби, цивилизации возвышаются в ответ на некие вызовы. Серьезным фактором, объединяющим эти народы, является угроза турецкого экспансионизма. Существенным элементом дестабилизации современного мира, фактором разжигания войн в разных точках планеты стала идеология и практика пантуранизма, направленная на расчленение многих государств планеты от Адриатики до Китая и от Москвы до Индии и аннексию их территорий с одновременным геноцидом населяющих их народов.

    Российско-турецкие отношения все более становятся конфронтационными. Турция проводит политику вытеснения России с геополитического пространства бывшего СССР и ряда регионов Российской Федерации. Налицо столкновение интересов России и Турции на Балканах. Пантуранские элиты Турции разрабатывают планы расчленения России и Украины и аннексии их значительных территорий. Чтобы в этом убедиться, достаточно почитать идеологов пантуранизма и изучить карты «Великой Турции», в последние годы особенно активно издаваемые в Турецкой Республике. Турция фактически ведет политику туранизации Крыма, а пантуранские элиты мечтают о реванше за прошедшие русско-турецкие войны и ревизии их территориальных результатов. При этом идет процесс ползучей экономической и политической экспансии Турции в отношении Крымского полуострова. Важной и серьезной причиной конфликтов на Балканах является экспансионистская политика правительства Турции. Война в Боснии, в Косово в значительной степени была инициирована и подпитывалась из Анкары. По мнению турецких политических элит, ряд территорий Болгарии, Македонии, Югославии (Косово, Рашка), целые государства — Албания, Босния должны войти в состав новой турецкой империи.

    Другим фронтом борьбы с пантуранским экспансионизмом и геноцидом является национально-освободительное движение народа Нагорно-Карабахской Республики (НКР) за самоопределение и государственную независимость. Согласно принятым в современной науке положениям, международно-правовой статус Нагорно-Карабахской Республики как независимого государства обеспечивают следующие параметры: историческая принадлежность в течение 5000 лет карабахской территории армянскому народу; подавляющее армянское большинство коренного населения НКР (85% в 1991 г.); целенаправленная политика геноцида со стороны руководства Азербайджана в отношении армян; проведение согласно международному праву референдума о независимости (10 декабря 1991 г.); наличие легитимных органов власти в НКР и их контроль над территорией республики; способность осуществлять самооборону; экономическое самообеспечение; обладание полной международной правосубъектностью. Между Болгарией и Турцией существует ряд разногласий, которые обусловлены искусственным раздуванием проблемы «этнических турок» (помаков) в Болгарии и связанными с этим планами пантуранистов по отторжению от Болгарии ее юго-восточных областей.

    Антагонистические противоречия определяют греко-турецкие взаимоотношения в вопросах континентального шельфа, территориальных вод Эгейского моря, воздушного пространства, национальных меньшинств, островов Имрос и Тенедос (аннексированных Турцией вместе с малоазийской греческой областью Смирна в 1923 г.). Серьезные проблемы армяно-турецких отношений предопределены тем, что Турция не осудила геноцид в отношении армян в 1915—1923 гг. и не ликвидировала его последствия в моральной, политической, территориальной и экономической областях. В настоящий момент Турция осуществляет противоправную блокаду Республики Армения, нагнетает миллитаристскую истерию против нее.

    В отношении Грузии пантуранские элиты имеют определенные виды на Месхетию и Аджарию. Аналогичны опасения румын и молдаван в отношении пантуранских планов аннексии Добруджи от Румынии и Гагаузии от Молдовы. В отношении Кипра турецкая политика международного терроризма вылилась в оккупацию северного Кипра и создание на этой территории военных поселений турецких колонистов.

    Иран серьезно озабочен программами создания «Великого Турана» и «Великого Азербайджана». Оба эти плана направленны на отторжение иранской области «Азарбайджан».

    Необходимо отметить экспансионистские планы турецких правящих элит в отношении арабских государств. У Сирии и Ирака крайне натянутые отношения с Турцией. Это обусловлено аннексией Турцией в 1939 г. Александретской области у Сирии. В последующем Турция предъявила новые территориальные претензии к Сирии (Алепский район) и к Ираку (Мосульский район).

    Важные геополитические изменения происходят в Турецком Курдистане и Западной (турецкой) Армении, аннексированных Турцией. Создаются объективные условия для становления последних в качестве самостоятельных субъектов современной геополитики.

    В повестку дня встал вопрос о признании мировым сообществом Севрского договора 1920 г., определившего независимость Западной Армении от Турции.

    Таким образом, все восточносредиземноморские страны объединяет их общая геополитика противостояния пантуранскому экспансионизму. Согласно уставным и программным документам ООН, агрессивная политика Турции должна стать предметом обсуждения на Совете Безопасности ООН. Формирование единой воли восточносредиземноморских народов в противостоянии пантуранизму объективно будет влиять на переориентацию Турции к проведению ответственной и цивилизованной политики, что может способствовать в будущем ее интеграции в Восточносредиземноморское сообщество.

    Восточносредиземноморский регион объединяет ряд объективных факторов: общность истории и географии, единство цивилизационных интересов, этнокультурная среда, близость менталитета, геополитическая необходимость обеспечения безопасности стран региона от пантуранского экспансионизма, самодостаточность восточносредиземноморской цивилизации. Идея развития подобного регионального сообщества основывается на ментально-цивилизационном единстве рассматриваемых народов.

    В XXI в. одним из важных направлений формирования международных организаций будет их создание внутри цивилизационных систем. Необходим качественно новый тип региональной консолидации и формирование организационных структур Восточносредиземноморского сообщества с целью координации внешней, экономической, научной и оборонной политики.

    Ю.Катасонов,
    член-корреспондент Международной славянской академии, кандидат экономических наук, полковник

    Осознание угроз глобализма — ключ к выживанию России

    Речь идет о стратегии развития России в условиях вызовов глобализации перед лицом этих вызовов. Но главный вопрос самой глобализации — что это такое?

    Было вскользь упомянуто, что глобализация — это объективный процесс. По-видимому, это так, с этим можно согласиться, но лишь отчасти. Глобализация это и субъективный процесс. Это фактически политика глобализма. Суть ее заключается в том, чтобы все условия и обстоятельства глобализации проводить так, как хочет политический субъект в лице США и группировки сил вокруг них. Они стремятся осуществлять глобализацию, по возможности, в своих интересах. Поэтому ограничиваться констатацией, что глобализация — это объективный процесс, нельзя.

    Далее, смысл понятия «стратегия». Слово «стратегия» сейчас используется довольно произвольно, вплоть до того, что говорят о «стратегии посевной» и т.п. В данном случае мы должны иметь в виду стратегию в ее исконном, военном смысле. Это — некий план действий, достижения цели в условиях противодействия противника, противодействия намеренного, умышленного, целенаправленного. Вызовы глобализации — это не просто экологические или техногенные катастрофы, а намеренное противостояние противников нашей стратегии с целью помешать нам, в частности, например, разрушительные экономические реформы были навязаны нам Западом. При разработке стратегии развития России авторы вариантов концепции и планов экономического развития должны, на мой взгляд, задаваться вопросом: а позволят ли этой стратегии осуществиться внешние силы, силы глобализма? Я, например, в этом глубоко сомневаюсь. Так вот, любые наши действия в условиях глобализации должны оцениваться с точки зрения того, как будут силы политического глобализма воздействовать на наши позитивные, с нашей точки зрения, действия. Это — суть проблемы.

    Более того, фактически у нас абсолютно замалчивается то обстоятельство, что механизм такого воздействия создан весьма мощный и, к сожалению для нас, весьма эффективный. И этот механизм уже сработал еще до того, как мы стали рассуждать о глобализации в нынешнем ключе. Сработал он в форме так называемой «холодной войны».

    И поразительная вещь. Сейчас на Западе, особенно в США, написаны фолианты о роли и смысле «холодной войны», ее исторической, политической, геостратегической и иных функциях. Отчетливо показано, что ее роль была та же, что и (для своего времени) двух мировых войн. Об этом пишет Киссенджер и другие авторы. На смену Ялтинско-Потсдамского международного порядка приходит другой порядок, который назвали «новым мировым порядком». Об этой роли «холодной войны» сейчас как-то помалкивают, но суть именно в этом.

    Это та политическая цель, осуществление которой стало возможным в результате «холодной войны». И кажется просто поразительным парадоксом, беспрецедентным в истории, когда страна, потерпевшая сокрушительное поражение в войне — в данном случае в «холодной войне», что привело к гибели государства, к разрушению его не только Вооруженных Сил, военной мощи, но и всех социальных, экономических и прочих инфраструктур, — эта страна не взяла себе за труд проанализировать: а что же, собственно, произошло со страной? И то, что это обстоятельство умышленно замалчивается, — это тоже проявление такого рода войны, типа «холодной».

    Известно ли в нашей стране, в том числе в Кремле, что «холодная война» — это была форма противоборства, которая, по американской официальной научной терминологии, является одним из видов войны. Согласно официальной классификации США и НАТО, десятилетиями признавались три главных вида войн: всеобщая война, в основном ядерная; ограниченная война, с ограничением применения всех сил, и «холодная война». А вот «холодная война» была, по-видимому, не менее важным изобретением США, чем создание ядерного оружия. Ибо на практике оказалось, что именно «холодная война» сделала с нами как государством и народом то, что не могло сделать никакое физическое оружие, в том числе и ядерное. Общая характеристика «холодной войны» заключается в том, что это война, как выражаются американцы, на нижнем спектре конфликта, то есть в ней используются не самые интенсивные методы ведения войны, и, соответственно, применяются не самые интенсивные средства. Поэтому инструментами «холодной войны» были — остаются и у преемников стратегии «холодной войны» — едва ли не все средства — политические, психологические, экономические, научно-технические, спецоперации. Военные средства тоже остаются в арсенале «холодной войны», кроме тех, которые используются в качестве прямой, открытой, традиционной войны типа ограниченной или ядерной.

    Это создало такие возможности в противоборстве двух сверхдержав, что, во-первых, «холодная война» сделала театром войны буквально планетарного масштаба всю планету. Это была самая тотальная из всех войн. Не в том смысле «тотальная», что использовались все физические средства насилия, а в смысле применения самых разнообразных средств. Многообразие же способов использования вообще невообразимо.

    Самой главной ошибкой оказалось то, что мы, бросившись в гонку вооружений — ядерных, баллистических и т.д., — недооценили опасность «холодной войны» в целом. Как в советские времена наши руководители фактически не поняли, что такое «холодная война», так и нынешнее российское руководство, похоже, тоже не видит — или не хочет видеть — смертельной опасности новой «холодной войны», о чем уже недвусмысленно заговаривают в США и странах НАТО.

    Наряду с празднованием 40-летия НАТО в апреле 1999 г., в ноябре того же года Соединенные Штаты и страны НАТО отпраздновали 10-летие победы в «холодной войне» над «империей зла». По этому случаю там раздавались награды: 17 млн. чел., которые служили в американских армии и флоте (со 2 сентября 1945 г. — дня капитуляции Японии, по 26 декабря 1991 г. — дня прекращения существования Советского Союза), получили медали «За победу в «холодной войне». Среди наиболее активных деятелей, внесших вклад в «победу», в странах НАТО ордена получил и бывший президент Советского Союза М.Горбачев.

    Разговоры в связи с событиями вокруг Косово и в Чечне о том, что возможно возникновение новой «холодной войны», — это не просто журналистские выдумки, это угроза вполне вероятная. Как она будет называться — неизвестно, и не это важно. Важно и опасно то, что эта самая главная угроза для России в XXI в. не нашла место в последних официальных документах — Концепции национальной безопасности и военной доктрине, появившихся уже в 2000 г.

    Я закончу словами исследователя проблемы «большой стратегии» (которая выходит за рамки военной) Коллинза из Соединенных Штатов, который еще во времена Советского Союза сказал: «Холодная война» как противоборство с Советским Союзом когда-то кончится, но «холодная война» как способ, набор средств и способов действий останется надолго в истории человечества, поскольку это объективная реальность».

    Итак, мы должны будем не просто создать стратегию, хороший план, а осуществлять их в условиях противодействия тем силам, которые будут мешать нам, в соответствии со своей стратегией, враждебной России. Всякая стратегия начинается с оценки угроз, поэтому надо правильно оценивать эту угрозу. Стратегия России без учета возможности развязывания войны типа «холодной» — это приглашение всех наших противников к повторению с Россией того, что произошло с СССР.

    Ю.Бобылов,
    независимый эксперт

    Российские секреты и общественный контроль

    Что такое российские секреты и общественный контроль или общественный контроль и российские секреты? Проблема в том, что это деятельность секретных структур, которые есть в военно-промышленном комплексе, спецслужбах, Министерстве обороны. Поэтому общество, всех нас с вами, у которых сейчас нет допуска, не может не интересовать как представителей существенной части гражданского общества России, а что же происходит в этих засекреченных структурах, насколько это опасно или не опасно вообще для нас и для мира? Совершенно ясно, что эти феномены характерны не только для России. В тайных структурах не только у нас, но и во всем мире происходят не только законные, но и незаконные действия, в ряде случаев подпадающие под уголовное законодательство той или иной страны. Все это ставит проблему перед необходимостью контроля, в том числе парламентского. За границей имеется определенный положительный опыт. В целом ряде статей, включая «Обозреватель - Observer», № 3, 2000, моя статья заканчивается предложением — о создании в структуре Федерального Собрания специальной Палаты по государственной тайне, которая должна была бы заниматься контролем за секретными структурами — ВПК, спецслужбами, Министерством обороны и т.д.

    В 1999 г. был принят Закон «О государственной тайне», который вывел Россию на новый правовой уровень, но, к сожалению, само развитие государства в России в 90-е годы приобрело гротескные формы, когда неискушенные в больших государственных тайнах ВПК, МИД, международного экономического сотрудничества, тем более, спецопераций КГБ, спецопераций военно-политического, дипломатического или идеологического плана так называемые младореформаторы, т.е. команда Гайдара, Чубайса, я отношу туда и Дубинина, и Лившица, много их было, создали в сущности полукриминальный государственно-олигархический капитализм, основанный на вывозе из России нефти, газа и другого стратегического сырья и капитала. В этой экономической системе нет места ни науке, ни малому бизнесу.

    Ситуация усугубляется тем, что идет прямое вмешательство в государственное управление со стороны МВФ, Госдепартамента США, ряда других центров мировой силы. И в этой связи понятно, какой по своему содержанию вид сегодня приобрела в целом государственная тайна России.

    Поэтому я говорю о необходимости организации структуры Федерального Собрания, т.е. Палаты по государственной тайне. Идея не содержит ничего крамольного, есть соответствующая практика зарубежных стран, в частности, в ФРГ, например, есть различного рода парламентские комиссии. Но, учитывая наши национальные особенности, я предлагаю, чтобы этот орган был не комиссионным, а постоянно действующим по типу Счетной палаты.

    Л.Малиновский,
    доктор технический наук, Институт проблем передачи информации

    Наука, идеология, государственность

    Провалы в процессах перестройки и реформирования в России вполне обоснованно связывают с недостаточностью их научного обеспечения, хотя с самого начала в них участвовали лидеры нашей официальной науки Шаталин, Абалкин, Аганбегян и др. Недостаточность научного обеспечения связана с неблагополучием в методологии науки как отечественной так и мировой.

    Существующая методология плохо справляется с основной своей задачей отделения науки от мнений. При этом науку можно рассматривать как модели и доктрины, более адекватные реалиям жизни, а мнения — менее адекватные или зачастую неадекватные, ложные.

    Использование в общественной жизни таких принципов методологии, как объективизация моделей в виде законов или моделей подкрепляемых практикой, дорого обходится людям. Об этом свидетельствует опыт России уходящего столетия.

    Широкое распространение вычислительной механики и кибернетики создало новые возможности в методологии науки для конкретизации знаний о мире. Основной принцип кибернетики — изучение процессов мышления с помощью вычислительной техники. Возникли возможности для конкретизации интуиции. Эта конкретизация позволяет связать информацию реального мира с теоретическими знаниями, формирует новую методологию науки и новый метод в гносеологии. Все научные знания о мире можно построить на основании опытных данных и кибернетических процессов их осмысления в виде алгоритмов для вычислительной техники. Эти методы позволяют выделить содержательные части в религиозных знаниях, конкретизировать философскую диалектику и проводить конструктивные дискуссии, чего так не хватает нашей политической жизни. Новая методология позволяет коренным образом пересмотреть составляющие идеологии в виде теории (теорий) государства и политэкономических теорий.

    С позиций новой методологии материализм с его объективными научными законами, не учитывающими субъективные процессы интуитивного познания, фактически является псевдоматериализмом и близок объективному идеализму с его законами от Бога.

    Идеология, как одна из древнейших и важнейших областей человеческих знаний, последовательно формулировалась в форме религиозных и философских доктрин. Новая методология дает возможность построения единого базиса мировой идеологии и возведения ее в статус науки. Методология науки отличается от методологии религии, принимающей вид мировоззрения, и методологии философии (в первую очередь немецкой). Это отличие отмечалось Вернадским.

    В новой методологии науки, проясняющей связи теорий с реальным миром, естественно реанимируется теория традиционной государственности, в рамках которой Россия существовала на протяжении тысячелетия. Причем такая форма государственности была не случайной и определялась ее геополитическим положением — северным расположением и враждебным к России окружением.

    Основным признаком традиционной государственности является явная идеологическая доктрина, согласующая интересы личности и отдельных групп населения. Причем в России, как в православной, так и в марксистской доктринах, согласование носило всемирный характер.

    Другим признаком традиционной государственности являются идеологические структуры, которые в России последовательно были реализованы в виде структур Церкви и КПСС.

    Традиционные государства исчезли в западных либеральных теориях и в марксизме. Они фигурировали в завуалированном виде у Маркса. Это государства азиатского способа производства, где государство играло существенную экономическую роль и было элементом базиса исторического материализма, а не надстройкой. В официальном марксизме СССР (в теории исторического материализма ) исчезли и эти государства. Античная классификация форм правления в виде монархии, аристократии и демократии проводилась для традиционной государственности. При утрате идеологической доктрины, объединяющей народ, и развале идеологических структур формы власти вырождались в тиранию, олигархию и охлократию. Формы правления в рамках достаточно развитых государств могли сосуществовать.

    Нетрудно видеть, что согласно современной методологии науки и теории традиционной государственнос-ти все западные демократии таковыми не являются, а представляют собой олигархо-охлократии. Элементы совмещения форм правления отмечались еще в античные времена. Тирано-олигархо-охлократические формы правления в настоящее время навязываются России.

    При построении традиционной государственности идеология и соответствующие структуры должны пронизывать все общество. Для предотвращения вырождения идеологических структур необходима их конкуренция. На базе науки между ними возможна явная конструктивная договоренность (заметим, договоренность, о не сговор) так же, как возможна была договоренность в рамках одной религии, например между отдельными национальными патриархатами в православии.

    Должны быть структурированы и трудовые коллективы на основании знаний о необходимости коллективных накоплений, инвестиций в производство. В противном случае, все предприятия будут активно растаскиваться. Политэкономия является составной частью идеологии и государственности. Новая методология науки позволяет реконструировать подход к политэкономии как способу раздела произведенного продукта. Для рыночных отношений возрождается четырехфакторная теория стоимости (вульгарная полит-экономия по Марксу), позволяющая сформулировать отношения собственности социалистического рынка. В России такие отношения были сформулированы в 1922 г. Б.Бруцкусом. Частично они были реализованы с 1948 г. в Югославии, в настоящее время — в Китае.

    Существо отношений собственности — в построении иерархии экономических инвестиционных структур. Отношения между ними характеризуются сугубо рыночными платежами. Так, если предприятия выплачивают вышестоящим структурам платежи за землю, капитал и соответствующие налоги, то они становятся собственниками производимой продукции и могут продавать ее по ценам спроса и предложения, оставляя у себя предпринимательскую прибыль. Эта прибыль может идти как на развитие производства, так и на стимулирование работников.

    При таком способе раздела продукта преодолеваются затратные принципы натурно-плановой экономики. У государства и всех нижестоящих экономических структур: регионов, корпораций, кооперативных объединений — остаются в руках экономические финансовые рычаги планирования и управления. Экономическая эффективность подобных предприятий оказывается даже выше.

    Построение человеческих отношений на базе модернизированной науки, освобожденной новой методологией от софистического наукообразия, включающей в себя нравственные ценности религии, представляется и проектом реализации ноосферной идеи Вернадского, и православной идеи реализации мирового нравственного порядка.

    М.Арсентьев,
    член-корреспондент Российской академии проблем качества,
    г. Королев Московской области

    МОМЕНТ ИСТИНЫ ДЛЯ ПРЕЗИДЕНТА

    Выдающийся физик и философ Роберт Оппенгеймер, анализируя изменение эффективности научных исследований во времени, пришел к интересным выводам. В соответствии с ними получалось следующее: во времена М.Фарадея фактически любое исследование обходилось довольно дешево и, как правило, сразу давало реальный результат; во времена Эдиссона немедленную практическую реализацию находило лишь 50% исследований, остальные результаты изысканий шли в копилку знаний человечества и окупались позже, причем сами исследования стоили уже значительных средств; в настоящее время процент езультатов исследований, которые могут найти сразу практическое применение, стал еще ниже, а стоимость самих работ и необходимого для их проведения оборудования выросла неимоверно.

    Но в любом случае применение полученных результатов исследований в полной мере окупает затраченные средства. Результаты же части исследований накапливаются и создают фундамент для последующих открытий и изобретений. Таким образом, современная наука требует больших капиталовложений, которые не сразу окупаются. Причем речь идет именно о науке.

    Интересно проиллюстрировать это положение всего лишь на одном примере. Оказывается, что при создании «средненького» (по масштабам потребления) лекарственного препарата, ежегодный доход от которого составляет 75 млн. долл., до получения первого доллара дохода следует затратить 100 млн. долл. Из них: 15 млн. долл. — на рекламу и завоевание первичного рынка (к науке это не имеет никакого отношения); 35 млн. долл. на налаживание производства; 40 млн. долл. — для синтеза препарата, изучения его биологической активности, проведения экспериментов, создания опытной технологии и т.п. (это, разумеется, в значительной части именно наука, но только не вся). 10 млн. долл. расходуются на всякого рода исследования вроде бы вокруг да около, но именно эти исследования в конечном итоге и позволяют правильно выбрать то направление дальнейшей работы, на которое затем с толком будут потрачены следующие 40 млн. долл.

    Смысл этих исследований ясен: сами по себе эти работы никакого прямого дохода не дают, но они накапливают знание, которое и ложится затем в основу решения конкретных практических и научно-практических задач.

    К сожалению, об этой статистике в нашей стране знают немногие, иначе парламентарии и журналисты не выдвигали бы в государственном масштабе лозунги, призывающие доводить сразу до практической реализации каждое научное исследование. Это касается, в первую очередь, работ, посвященных исследованию и освоению космического пространства, многие из которых окупятся значительно позже; это фундамент современной науки. С психологической точки зрения сложившееся положение объясняется тем, что высокая затратность современной науки, сложность восприятия ее результатов рядовым налогоплательщиком и возможные опасности, связанные со все большим проникновением науки в глубь как неживой, так и живой материи, начали вселять в умы обывателей мысль о том, что во многих случаях ученые и военные с вольной или невольной помощью правительства просто обманывают налогоплательщиков, тратя деньги на исследования, которые, может быть, для ученых и военных интересны, но для простых людей никакой реальной выгоды не сулят.

    Появившийся в настоящее глубокий разрыв между обыденным созданием и научным знанием стал так велик, что для того, чтобы разъяснить налогоплательщику смысл научных программ и разработок, необходимо проводить широкую пропагандистскую работу, объемы которой на сегодняшний день ясно недостаточны. Народные депутаты, которые по своему статусу могли бы и должны защищать интересы науки в парламенте и СМИ, со своими задачами в полной мере не справляются.

    Например, это в значительной степени касается народных избранников А.Баскаева, С.Юшенкова, а еще ранее В.Жириновского, Н.Адрова, Н.Травкина и С.Шахрая, которые, имея широкие возможности на протяжении длительного времени, ни разу не выступили ни в СМИ, ни с трибуны парламента с серьезными докладами по проблеме исследования и освоения космического пространства, в частности, по проблеме поддержания в рабочем состоянии российской космической станции «Мир», по проблеме финансирования работ по международной станции «Альфа», по проблеме доведения до практического применения и дальнейшего развития программы создания космического корабля многоразового использования «Энергия — Буран», хотя и были избраны в Государственную Думу РФ жителями подмосковного города Королева — колыбели практической космонавтики, и, естественно, многотысячными трудовыми коллективами РКК «Энергия» им. С.Королева, ЦНИИМАШ, КБ ХИММАШ, НПО ИТ, ЦНИИМВ, НИИ-4, МГТУ им. Н.Баумана, МАИ и т.д.

    Также не в полной мере справляется со своими обязанностями и руководство Российского аэрокосмического агентства и РКК «Энергия» им. С.Королева, которое не может до настоящего времени адаптироваться к современным экономическим условиям.
    Вот над чем было бы необходимо крепко подумать нашему Президенту В.В.Путину.

    Неужели мы хотим национального позора и повторения истории с программой 70-х годов «Н-1», когда провалились попытки создать космический ракетоноситель для посадки человека на поверхности Луны, когда фактически впустую были потрачены многомиллиардные средства, столь необходимые нашей стране?!
    Неужели история нас ничему не учит?!

    Потеря же сегодня высококвалифицированных кадров и разворовывание дорогостоящего оборудования обойдется России завтра несравненно дороже, чем поддержание достигнутого научно-технического потенциала хотя бы на минимально необходимом уровне, тем более что коммерциализация космоса приносит уже сейчас ощутимые дивиденды.

    Передача технологии из военно-космических подразделений в гражданские должна стать одним из главных источников обновления их продукции. Все это является отражением общей тенденции, имеющейся в индустриально развитых странах мира, и называется инновационной деятельностью.

    А чем мы хуже? Ведь, по прогнозам астрологов, следующие два тысячелетия — за Россией. Именно здесь должна родиться новая философия жизнеобустройства человечества во вселенной. Вот в чем смысл.

    А для этого необходимо, чтобы к управлению государством, наукой и промышленностью могли прийти ответственные и компетентные политики и менеджеры новой генерации, имеющие соответствующую профессиональную подготовку и необходимый опыт, и пользующиеся в народе неформальным уважением и авторитетом.

    Выступления печатаются по стенограмме научно-практической конференции «Стратегия развития России и вызовы глобализации XXI века» с некоторыми сокращениями. Начало см.: «Обозреватель - Observer», № 6, 2000.




  •    TopList         




    [ СОДЕРЖАНИЕ ]