Обозреватель - Observer |
История
|
А.Шишканов, История России знает немало примеров агрессивного отношения сопредельных государств к духовным и православным основам ее общества. Нередко попытки нарушить территориальную целостность нашего государства начинались со стремления внедрить в жизнь русского народа чуждые ему традиции, внести раскол в учения православной церкви, посеять семена вражды и недоверия. Случалось, что проводниками подобных деструктивных, как правило, западных технологий становились представители высшего света, люди облеченные властью и богатством, чиновники, призванные оберегать интересы Государства Российского. Эти тенденции имеют место и в наши дни. У всех на слуху скандалы, связанные с деятельностью секты Аум Синрике, и фамилии тех, кто стоял за разрешением ее деятельности в России, предоставлением ей ведущих телеканалов, принимал активное участие в пропаганде чуждых россиянам идей и традиций. Одним из таких проповедников в прошлом явился блестящий гвардейский офицер-кавалергард полковник Пашков Василий Александрович. Увлеченный идеями англичанина лорда Гренвилля Редстока, приехавшего в Россию для проповеди «истинного Евангелия» русскому народу, В.А.Пашков открыл в доме молитвенные собрания по образцу англиканской церкви. На эти собрания, посещаемые сначала только знакомыми и родственниками Пашкова, затем стали приходить и посторонние. Их привлекали в первую очередь деньги, обувь, одежда и продукты, выделяемые безвозмездно по окончании бесед. Однако всем одаряемым настойчиво рекомендовалось не посещать церковь, скептически относиться к ее учениям. Не оправдавших доверие лишали подарков и изгоняли из секты. Последствия работы подобных молитвенных собраний были самые разные. Так, одна из посетительниц с гордостью рассказывала о том, какой вкусный кофе получился у нее, приготовленный на костре из домашних икон, другие публично снимали с себя кресты. Немало среди увлеченных идеями лорда Редстока было солдат и офицеров, дислоцированных в столице воинских частей и учреждений. Думается, что во многом успех высказываемых идей объяснялся популярностью самих проповедников и в первую очередь Пашкова. Кем же был этот человек, посягнувший на духовные и идеологические основы своего государства и чем он руководствовался в своих действиях? В 1831 г. от брака боевого генерала Александра Васильевича Пашкова с Елизаветой Петровной, урожденной Киндяковой, родился сын Василий. Древний дворянский род Пашкова в XVIII столетии приобрел громадное состояние вследствие брака прадеда Василия Александровича — Александра Ильича с дочерью купца Мясникова. Этот союз принес ему 19 000 крепостных, 4 завода, и, что называется, «позолотил герб». После нескольких семейных разделов за отцом В.А.Пашкова числилось 2150 крепостных в Московской, Нижегородской и Оренбургской губерниях. В родословном имении с. Крекшино Звенигородского уезда находилось 1000 десятин земли, на Урале имелся медеплавильный завод. Образование Пашков получил в Пажеском корпусе, где окончил учебу в 1849 г., будучи вторым учеником по успеваемости, что было отражено на мраморной доске. До 40 лет Василий Александрович совсем не интересовался религиозными вопросами, относился к христианству холодно и пренебрежительно, жил обычными светскими интересами. Обращение Пашкова к вере произошло на почве сектантского учения, привезенного в Россию из Англии лордом Г.Редстоком. Это учение возникло на почве кальвинистского подхода и сводилось к тому, что спасение людей раз и навсегда совершено Иисусом Христом. И теперь каждый, уверовавший в Иисуса Христа, немедленно получает прощение грехов и может выступать проповедником святого писания перед другими. При этом отрицалась необходимость церковных институтов с их таинствами и обрядами, как отделяющих людей от Христа. Принятый с восторгом в Петербурге Редсток скоро приобрел себе много приверженцев среди петербургской аристократии. Именно во главе этой новой секты и стал Пашков, сделавшийся продолжателем дела Редстока и организатором в России особой религиозной общины, отрицавшей церковь и пытавшейся навязать столице свою религию. Деятельную поддержку Пашкову оказывали сестры его жены: княгиня Вера Федоровна Гагарина (урожденная графиня Пален), которая и познакомила его с Редстоком, и Елизавета Ивановна Черткова. При благожелательном отношении некоторой части высшего общества, обладая значительными личными средствами и получая большие денежные суммы из Англии, Пашков с размахом организовал дело сектантской пропаганды. В его доме на Гагаринской набережной у Литейного моста проходили собрания, как тайные (только для посвященных), так и открытые, о которых публиковалось в газетах для привлечения новых членов. На этих собраниях Пашков в качестве проповедника и совершителя богослужения ни на йоту старался не отступать от указаний Редстока. Для привлечения в секту представителей простого народа гвардии полковник Пашков сам посещал извощичьи дворы, фабрики, мастерские и там проповедовал. Благотворительность признавалась пашковцами одним из важных средств для пропаганды их учения. В Петербурге на Выборгской стороне Пашков открыл дешевую народную столовую, где активно вербовали сторонников. Всем поверившим ему Пашков оказывал самую щедрую материальную помощь, в то же время отказывая тем, кто продолжал посещать православные церкви. С помощью благотворительности Пашков завлек в свою с екту и учащуюся молодежь. Студенты, желавшие познакомиться с учением, распространяемым Пашковым, должны были заявить об этом доверенному лицу секты, от которого получали визитную карточку с рекомендацией. Каждого «ищущего спасения» Пашков встречал словами: «Погибли, погибли!». После проповеди о путях спасения, пришедшие получали Новый Завет с подчеркнутыми местами, подтверждающими, по мнению пашковцев, их учение, несколько брошюр, чек в магазин одежды, по которому заказы исполнялись за счет Пашкова и более-менее щедрое пособие деньгами. С целью более широкого распространения идей Редстока активно использовалась печать. В 1875 г. был основан ежемесячный журнал «Русский рабочий» под редакцией М.Г.Пейкера. Журнал этот с подписной ценой один рубль в год получил довольно широкое распространение. По выражению Н.С.Лескова «в этом журнале очень полно выражался англоманский дух благочестия». Большинство статей журнала и даже клише готовились за рубежом. Понятно, что их содержание было направлено на духовный раскол русского общества. В 1876 г. пашковцы получили в свои руки еще более действенное средство для распространения сектантского учения. 4 ноября этого же года был утвержден устав «Общества поощрения духовно-нравственного чтения». Общество это, основанное лордом Редстоком и руководимое его русскими последователями во главе с В.А.Пашковым, получило право распространять по всей России свою литературу по достаточно низким ценам. За 8 лет существования эта организация издала большое количество брошюр и листовок, пропагандирующих их учение. Как правило, все эти издания представляли собой переводы и были проникнуты кальвинистским духом. Общество обнаружило редкую настойчивость в распространении своих изданий: его агенты и книгоноши разъезжали по всем просторам необъятной России. Достаточно длительный период «великосветский раскол» Пашкова и его соратников не встречал противодействия ни со стороны духовенства, ни со стороны официальных властей. Объяснялось это прежде всего наличием среди власть предержащих активных союзников пашковцев. Так, до 1877 г. пост министра внутренних дел занимал А.Е.Тимашев, женатый на родной сестре Пашкова. И подобных сторонников у великосветских сектантов оказалось немалое число. Одних связывало родство, других — устраивала материальная выгода. Поэтому должная реакция властей на раскольническую деятельность пашковцев последовала только в 1877 г., когда обеспокоенное массовостью и негативным влиянием движения правительство России запретило религиозные собрания последователей учения Редстока, а в 1878 г. церковная власть начала увещевать Пашкова с его единомышленниками отойти от раскола и присоединиться к православной церкви. Однако Пашков, чувствуя поддержку, как в стране, так и за рубежом, не собирался сдаваться. Вступив в полемику с ректором Петербургской духовной академии Янышевым, он попытался отстоять свои взгляды, носившие откровенный протестантский характер. В то же время давление со стороны официальных властей заставило Пашкова перенести центр работы своей организации в провинцию. Основным местом расположения секты с этого времени стало подмосковное его имение в с. Крекшино Звенигородского уезда. Здесь ими была создана школа, где крестьяне обучались пению сектантских гимнов. В усадьбе Пашкова проходили молитвенные собрания по типу петербургских. Наиболее усердные участники секты получали денежные подарки. В этих же целях в Крекшино была создана больница. Сподвижники Пашкова трудились и в других местах. Так, княгиня В.Ф.Гагарина, граф и графиня Бобринские вербовали сторонников секты в Туле, Е.И.Черткова вела пропаганду в Воронежской губернии, имелись у пашковцев активные сторонники в Ярославле и Твери. В целях объединения своего движения с другими сектами, действовавшими в России, Пашков организовал взаимодействие со штундистами, баптистами, молоканами. Он помогал им деньгами, вел переговоры с руководством сект, посещал их собрания. В 1884 г. в Санкт-Петербурге под патронажем пашковцев организовали и провели общий съезд сектантов России. В их честь прошли приемы в домах Пашкова, графа Корф, княгини Гагариной. В работе съезда приняли участие иностранцы. Последние события переполнили чашу терпения правительства и русской общественности. 24 мая 1884 г. по Высочайшему повелению было закрыто «Общество поощрения духовно-нравственного чтения». Пашков и граф Корф были вынуждены покинуть пределы страны и уехать в Лондон, откуда не переставали поддерживать своих сторонников в России. Однако должного успеха они уже не имели. Остатки дней своих Василий Александрович Пашков провел за рубежом. Так бесславно закончилась эта история «велико-светского раскола» и ушла в прошлое. Но сколько общего у нее с событиями дней сегодняшних.
|
|