Обозреватель - Observer
Экономика

Как вырвать Россию из тисков кризиса
М.Челноков,
член-корреспондент РАЕН, член Союза писателей России

Реальная оценка экономической ситуации показывает, что вопреки бодрым утверждениям власти о начале стабилизации и подъема, Россия продолжает скатываться в пропасть. Что же делать? Ответ следующий: коренным образом сменить экономическую политику. Вот основные штрихи той экономической политики, которая может привести к успеху.

1. Сегодня необходимо в определенной мере ввести в экономику государственное регулирование. Если в коммунистические времена экономику давил пресс государственного регулирования, которое было доведено до абсурда, то в последнее десятилетие маятник качнулся в другую сторону — в сторону бесконтрольного разгула рыночной стихии, что приводит к бесконечным криминально-мафиозным разборкам, спекулятивному характеру многих сделок и т.д. Бесконтрольный стихийный рынок неоднократно ввергал экономику многих капиталистических стран в кризисы, после чего в этих странах было введено государственное регулирование экономики и рынка. Разумеется, регулирование должно быть разумным, не должно быть вмешательства государства во многие аспекты экономических отношений. Но все же, государственное регулирование должно воздействовать на определенные рычаги в экономике:
во-первых, государство должно проводить жесткую антимонопольную политику;
во-вторых, государство должно пресекать нечестный, недобросовестный бизнес;
в-третьих, государство должно защищать добросовестный бизнес как от давления криминальных кругов, так и от произвола чиновников.

2. Объем внешнего долга фантастичен, и обслуживание этого долга тяжелейшим бременем висит на бюджете России. Как же власть решает сегодня проблему долговой ямы? Откровенно говоря, — практически никак. Более того, совершенно ясно, что у Правительства нет на этот счет никаких идей. Ведутся бесконечные переговоры о так называемой «реструктуризации» долга, которая практически сводится к отсрочке выплаты, и одновременно продолжается выклянчивание новых кредитов.
При этом мы все больше залезаем в долги, все больше платим по процентам. Абсурд! И из этого абсурда нам надо выбираться.
Давайте скажем честно и трезво: Россия никогда не сможет возвратить столь фантастический долг, и, если не решить вопрос кардинальным образом, навечно останется в долговой яме, платя оброк Западу. Что же делать? Отказаться от уплаты долгов? Это — не выход.
Во-первых, и это главное, это будет бесчестно.
Во-вторых, это приведет к банкротству страны, к немедленному аресту всех наших счетов и имущества за рубежом.
В-третьих, это приведет к изоляции России от внешнего мира на долгие времена.
Где же выход? Объем вывезенного на Запад капитала в 1,5—2 раза превышает объем кредитов с Запада. Поэтому решение проблемы заключается в том, чтобы всеми возможными путями вернуть вывезенный из России капитал и за счет него расплатиться по внешним долгам. Конечно, возвращение этого капитала представляет собой отнюдь не простую проблему. В качестве одного из вариантов ее решения можно рассмотреть следующий: российское правительство договаривается со службами западного мира, которые специализируются на поиске банковских вкладов и различной собственности, о том, что эти службы находят вывезенные из России капиталы и собственность, получая за это определенный процент от найденных средств.

Если же этот процесс затянется, надо просто поставить вопрос о взаимном погашении долгов: наших — Западу и Запада — нам. Мы можем на это согласиться, хотя мы должны меньше, чем должны нам. Надо отдавать себе отчет в том, что если Россия начнет ставить вопрос о таком пути решения долговой ямы, Запад будет не в восторге. Запад в целом, видимо, считает, что ему выгоднее бесконечно получать с России оброк, чем расплатиться с нами по долгам и получить сегодня живые деньги. Но мы должны отстаивать собственные интересы и объяснить Западу, что он явно перегнул палку, так как дестабилизация в России может неблагоприятно отразиться на всем мире и, в конечном счете, очень дорого обойтись Западу.

И еще один штрих к решению проблемы долговой ямы. Долг должен быть выплачен не за счет народа России, многократно ограбленного властью в нынешнем десятилетии, а за счет тех конкретных людей, кто ограбил народ, нажился на западных кредитах и перевел свои денежки за рубеж, приобрел за рубежом более чем приличную недвижимость, кто виновен в преступном затягивании России в долговую яму. Если арестовать имущество этих людей, этого будет достаточно для расчета России по внешним долгам.

3. Необходимо перекрыть все «черные дыры», через которые капитал из России утекает за рубеж. Одновременно нужно создать в России такие условия, при которых предпринимателям будет выгодно инвестировать капитал, в первую очередь, в производство, а не спекулятивно-посредническую деятельность. Для этого тем бизнесменам, которые вкладывают деньги в производство, нужно предоставить большие льготы в налоговой области, в таможенной области и т.д. При строительстве или коренной модернизации производственных предприятий, необходимых стране, предприниматели на определенный период времени должны вообще освобождаться от налогов.

4. Сегодня в России невозможно принятие разового эффективного решения, которое мгновенно привело бы к оздоровлению финансов. Поэтому нужно организовать постоянный переговорный процесс между шестью сторонами, определяющими функционирование финансовой системы страны. Эти шесть сторон следующие: правительство, профсоюзы, Центральный банк, коммерческие банки, руководители государственных предприятий, предприниматели.
Основные вопросы, которые должны были бы решаться на этих переговорах, следующие: регулирование инвестиций, заработной платы, доходов, эмиссии денег, процентов банковских кредитов, всего круга вопросов, связанных с налогами, в том числе и законодательные предложения парламенту в этой области. На подобных переговорах согласовывались бы интересы договаривающихся сторон, и это дало бы возможность оздоровить финансовую систему.

5. Поскольку приватизация в России была проведена криминальными методами, и частная собственность не работает, сегодня необходимо провести хотя бы частичную национализацию незаконно приобретенной собственности. Для этого нужно ввести декларацию о доходах, связанных с приобретенной в процессе приватизации собственности. Если декларация не соответствует затраченным средствам или если она не соответствует действительности, собственность должна быть национализирована.
Разумеется, сегодня невозможно проверить декларации, связанные со всей приватизированной собственностью. Поэтому нужно принять закон, по которому подобная декларация не будет иметь срока давности, она кладется в сейф и хранится, скажем, в течение 50—100 лет, и в любой момент может быть проведена выборочная проверка. В случае если в декларации обнаруживается ложь, несоответствие действительности, собственность автора декларации или его наследников немедленно национализируется, а сам автор декларации привлекается к уголовной ответственности.

6. Нынешняя налоговая система, отбирая у предпринимателя слишком много, не дает ему встать на ноги, особенно в области производства. Поэтому преобразование налоговой системы должно включать в себя, прежде всего, следующие аспекты:

  • эта система должна быть резко упрощена, количество видов налогов должно быть небольшим, порядка 3—5 видов, а объем налогов должен быть существенно снижен;
  • нужно обеспечить большие налоговые льготы тем предпринимателям, которые вкладывают деньги в производство, а также в науку, образование, здравоохранение, экологию;
  • должна быть создана эффективная система сбора налогов и введена жесточайшая ответственность за уклонение от уплаты налогов;
  • необходимо ввести налог рентного типа, то есть налог, пропорциональный той выгоде, которая обусловлена не деятельностью предпринимателя, а использованием природных богатств — земли, полезных ископаемых и т.д. Природные ресурсы принадлежат всему народу, и если кто-то ими владеет или пользуется, то должен платить государству соответствующий рентный налог. Введение такого налога значительно пополнит государственный бюджет, приведет к установлению, в определенной мере, справедливости, предохранит от спекуляции, от использования земли и природных богатств не по назначению. Нам нужно поберечь наши природные ресурсы, тем более, что сегодня на мировом рынке экспорт высоких технологий, основанных на интеллектуальном богатстве страны, является значительно более выгодным, чем экспорт энергоресурсов.
    В целом вся система налогов должна создать такие условия, чтобы бизнесменам, финансистам было выгодно инвестировать капиталы в первую очередь в производство.

    7. Сегодня необходимо существенно пересмотреть подход к внешнеэкономической деятельности:

  • нужно проводить определенную протекционистскую политику по отношению к отечественному производителю, но ни в коем случае нельзя возвращаться к политике изоляции;
  • сегодня нужно поставить под жесткий контроль государства внешнеэкономическую деятельность крупных фирм, оставив относительную свободу действий для мелкого бизнеса, например, бизнесу челночного типа.
    Необходимо провести инвентаризацию различных таможенных и налоговых льгот и резко сократить их. Кстати, стоит отметить, что эти льготы зачастую приобретались за взятки или на почве знакомств с высокопоставленными чиновниками.

    8. Одной из самых основных причин сегодняшнего упадка экономики, разграбления собственности и природных ресурсов, коррупции и криминальной атмосферы в стране является смыкание власти и бизнеса.
    Необходимо категорически, жесточайше запретить такое смыкание и разделить власть и бизнес. Подобная проблема существует практически во всех странах, и, увы, ее идеального решения вообще нет в жизни. Однако сегодня в России об этой проблеме никто даже серьезно не говорит, а она является одной из важнейших. И нужно приложить все силы для ее решения в максимально возможной мере.

    9. Как известно, сегодняшний бюджет всей России не превышает бюджета города Нью-Йорк. А российское правительство главным достоинством бюджета считает его реальность, которая достигнута за счет резкого сокращения всех расходов. Правительство все время говорит о том, что надо жить о средствам, но при этом продолжает занимать деньги в долг.
    На самом же деле, главная задача правительства состоит в обеспечении доходной части бюджета, которая сегодня должна быть резко увеличена. Сделать это можно за счет ряда факторов, а именно:

  • решение проблемы внешнего долга (о чем говорилось выше);
  • прекращение вывоза капитала за рубеж;
  • введение госмонополии на экспорт энергоресурсов и других природных ресурсов (или же введение высокого налога рентного типа);
  • частичная национализация собственности;
  • создание нормальной налоговой системы;
  • оздоровление всей финансовой системы в целом.

    10. Одновременно с повышением доходной части бюджета и оздоровлением экономики нужно существенно повысить зарплату и пенсии населению. Через какоето время можно будет привлекать вклады населения для финансирования экономики. Но это, разумеется, можно будет сделать только после серьезной реорганизации банковской системы и после восстановления доверия населения к государству и к банкам.

    11. Политика неотделима от экономики. Нынешний кризис в огромной мере обусловлен безответственностью власти и принципиально порочной избирательной системой. Поэтому необходимо законодательно ввести реальный механизм ответственности власти (концепцию такого законопроекта я уже предлагал недавно на страницах газеты «Голос поколения» от 28 февраля 2000 г.).
    Далее, нужно коренным образом изменить избирательную систему. Идеальной избирательной системы вообще не существует. На мой взгляд, имеет смысл взять за основу ту систему, которая работала на выборах 1989 и 1990 гг., внеся в нее изменения с учетом современных условий.



  •    TopList         




    [ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]