Обозреватель - Observer
Военно-политические проблемы

Договор по ПРО и стратегическая стабильность
В.Симаков,
кандидат военных наук

Внастоящее время судьба бессрочного Договора по ограничению противоракетной обороны 1972 г. находится под большим вопросом. Несмотря на то что этот Договор является одной из фундаментальных опор всей системы международной безопасности и стратегической стабильности, США всерьез намерены подвергнуть его кардинальной ревизии. Если эти планы будут реализованы, то вся прочная, проверенная временем, безупречная конструкция стратегической стабильности может рухнуть. Удержится ли в этом случае все здание международных договоров по ограничению вооружений? Вряд ли.

В марте 1999 г. сенат конгресса США утвердил, а президент Б.Клинтон подписал закон «О национальной системе ПРО», в котором провозглашено «создание и развертывание на американской территории системы противоракетной обороны в максимально короткие с технологической точки зрения сроки для обеспечения защиты страны от ограниченного удара баллистическими ракетами». Свою позицию по развертыванию национальной системы противоракетной обороны руководство США мотивирует угрозами со стороны так называемых «террористических государств».

В то же время расчеты специалистов показывают, что в течение ближайших 15—20 лет ни у одного из так называемых «террористических государств» не будет в наличии межконтинентальных БР, способных угрожать США. Лишь Израиль, который никак не относится к «нехорошим», по мнению США, странам, к 2015 г. может иметь ракету «Иерихон-3» межконтинентальной дальности.

Следовательно, ссылка США на ракетные угрозы ее территории со стороны «нехороших» государств на ближайшие 15—20 лет несостоятельны. Почему же так настойчиво США стремятся к созданию национальной ПРО? Косвенный ответ на этот вопрос можно найти в заявлении бывшего министра обороны США У.Коэна: «Мы не хотим быть вовлеченными в войну на равных условиях… Мы хотим доминировать по всему спектру конфликта, чтобы, если нам придется вступить в борьбу, мы бы выиграли ее на наших условиях».

Возможно ли это в условиях ракетно-ядерного противостояния? Специалисты отвечают категорически нет. Известно, что баллистические ракеты оснащаются средствами преодоления ПРО. Эти средства вносят принципиальный момент в противоборство атакующих ядерных баллистических ракет и системы противоракетной обороны. Система ПРО, созданная на традиционных принципах, в настоящее время неспособна противостоять современным комплексам средств преодоления ПРО, которыми оснащены БР. Даже ввод в состав системы ПРО космической информационной составляющей не улучшает ситуации. Более того, они существенно теряют в эффективности, если в составе ракетно-ядерного оружия имеются ракеты с укороченным активным участком, маневрирующие боевые головки с уменьшенной радиолокационной заметностью боевых блоков, разнообразные тяжелые и легкие ложные цели.

В этих условиях надежная оборона территории страны от удара возмездия становится практически недостижимой, а ущерб от удара будет в любом случае неприемлемым.

Таким образом, можно считать, что как только США начнут развертывать даже ограниченную систему ПРО, так сразу начнет действовать механизм по совершенствованию ракетно-ядерных средств. В ответ США потребуется наращивание системы ПРО. Соответственно это приведет к дальнейшему совершенствованию средств нападения. Следовательно, может начаться новый этап гонки вооружений, а уровень стратегической стабильности и безопасности снизится. Нужно ли это мировому сообществу? Конечно, нет.

24 апреля 2000 г. в Нью-Йорке открылась конференция участников Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) по рассмотрению его действия. Как известно, со дня предыдущей конференции по ДНЯО в 1995 г. два государства (Пакистан и Индия), не являющиеся участниками Договора, провели испытания своего ядерного оружия. Косвенной причиной распространения ядерного оружия явилась неэффективность выполнения ведущими ядерными державами статьи VI ДНЯО, которая предусматривает обязательства ядерных держав по сокращению своих ядерных вооружений.

В этой связи стремление США начать создание своей национальной системы ПРО не способствует сокращению ядерных вооружений, наоборот, подталкивает другие страны к пересмотру своих планов по ракетно-ядерному разоружению.

Незавершенность американской стороной ратификации протоколов к Договору СНВ-2 задерживает его вступление в силу. Американским сенатом отклонена ратификация Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний. Эти действия США не укрепляют режим международной безопасности и стабильности и не ускоряют процесс ограничения вооружений. Они могут определенно квалифицироваться многими государствами как намерение США обеспечить свою безопасность за счет других стран.

В свою очередь, Россия предлагает вовлечение в процесс обеспечения международной безопасности как можно больше участников. Сегодня только система коллективной безопасности в рамках ООН может быть достаточно эффективной. Система коллективной безопасности, подкрепленная комплексом санкций ООН против нарушителей договоренностей позволит обеспечить выполнение всеми взятых на себя добровольных обязанностей по поддержанию мира. В этом может быть ответ мирового сообщества на вызовы XXI в.

404 Not Found

Not Found

The requested URL /hits/hits.asp was not found on this server.

<%you_hit(94);%>

   TopList         




[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]