Обозреватель - Observer |
Военно-политические проблемы
|
П.БЕЛОВ, Не могу не поделиться впечатлениями о процедуре принуждения России к срочной ратификации 3-х международных договоров, заключенных примерно 10 лет назад, но так и не одобренных ни одним из предыдущих составов депутатов. Речь идет об уже свершившейся 14 и 21 апреля 2000 г. ратификации Договора о дальнейшем ограничении и сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-2) и Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ), а также планируемой в этом же году ратификации — так называемого «Договора об открытом небе». Как это делается — поясню на примере якобы «открытого обсуждения» 10 апреля Комитетом по международным делам Госдумы (на две трети обновленной) первого договора в атмосфере чрезвычайной экстремальности. На нее обратил внимание его председатель Д.Рогозин, ссылаясь на внеочередность (планировалось на май), скоротечность (через 2 часа ждут доклада на совещании руководителей фракций Госдумы, а через 3 — на Совете Безопасности РФ) и конфиденциальность заседания (отсутствие прессы и узкий состав приглашенных экспертов). Как принималось решение о судьбе СНВ-2 В процессе заранее запланированных выступлений четырех представителей оборонного, промышленного и иностранного министерств России, у участников заседания упомянутого выше комитета сформировались следующие впечатления: при изложении позиции министерств обороны и промышленности России, начальник Главного оперативного управления Генштаба Вооруженных Сил РФ Ю.Балуевский, Главком РВСН В.Яковлев и Генеральный конструктор всех наших «перспективных и универсальных ракет XXI века» Ю.Соломонов выглядели столь неубедительными, наивными и противоречивыми, что спровоцировали реплики типа «за кого вы нас принимаете», «здесь не детский сад», да и американцы (наш партнер по СНВ-2) не такие уж «круглые идиоты». Такие высказывания позволили себе депутаты Госдумы И.Никитчук, В.Севастьянов и А.Шабанов, услышав, что не подпадающие под действие СНВ-2 современные ракеты типа «мобильный Тополь» в 7 раз эффективнее любой из наших старых шахтных ракет с разделяющимися головными частями. Ведь они-то точно знают, что истинная цель данного договора заключается в ликвидации прежде всего многозарядных ракет типа РС-20. Для этого США выделяют нам даже деньги. В отличие же от многозарядных шахтных ракет, неподвижно стоящие ныне «наземно-мобильные Тополя» и боевые железнодорожные ракетные комплексы (кроме их ракет) американцами попросту игнорируются, поскольку все они в нужный момент будут попросту уничтожены на базах или при попытке покинуть их по одному из двух заранее известных путей. Хуже того, некоторые утверждения упомянутых «военных генералов» и выступившего чуть позже третьего, «гражданского — от науки», касающиеся необходимости ратификации СНВ-2, а также достоинств новых и недостатков ликвидируемых многозарядных ракет, противоречили не только друг другу, но и самим себе. Так, Ю.Балуевский вначале сказал, что по количеству ядерных боезарядов нам не следует идти «ноздря в ноздрю» с США — мол «нет ни нужды, ни возможности», а затем все же высказал тайное желание — разоружить американцев с помощью нового СНВ-3 до посильных для России 1500. В.Яковлев, выступивший раньше, убеждал аудиторию, что «Тополь-М вдвое лучше преодолевает ПРО на активном участке полета и «всемеро» эффективнее». Чуть позже «академик РИА» Ю.Соломонов поднял эти показатели до «втрое» и «вообще несоизмеримо». Заметим, что присутствующий в зале, тоже «академик РАРАН» В.Дворкин, не стал с ними спорить, хотя в своей речи на юбилее ЦНИИМаш годом ранее утверждал обратное: РС-20, созданная нынешним директором этого института В.Уткиным, — «в 2 раза эффективнее всех остальных ракет, а высокие возможности по поражению объектов, защищенных системой ПРО, — признаны специалистами США»?! Не украсил докладчиков и уход от вопросов, связанных с всесторонней оценкой сделанных утверждений и использование ими странных доводов в качестве аргументации. Наконец, руководитель нашего МИД довольно часто пытался скрыть слабость своих доводов путем замены ответа на вопрос либо встречным вопросом, либо риторикой о вреде отказа от ратификации СНВ-2. Он же, утверждая о невозможности убедить мировую общественность в правильности отказа от него России и предрекая успех США в такой работе, просил аудиторию доказать пользу перехода нами к самостоятельной военно-политической стратегии. Подобно обрабатывались депутаты Госдумы на двух закрытых слушаниях по СНВ-2 (21 марта и 13 апреля), не говоря уже о посещении ими объектов МО РФ. Дело в том, что ратификация этого договора нужна маршалу И.Сергееву для оправдания ложного пути развития РВСН (мобильных Тополей) вследствие соблюдения СНВ-2 в течение 7 лет. Для того чтобы системно разобраться с реальной ситуацией вокруг всех этих договоров и их влиянием на будущее России, нам потребуется проиллюстрировать пагубность такой экстраординарности. Решение данной задачи проведем путем сравнительного анализа тех шагов США и России, которые сделаны в последнее десятилетие для обеспечения их национальной безопасности с учетом принципиально новой общемировой ситуации, сложившейся на рубеже тысячелетий. Именно такой, проблемно-ориентированный анализ даст нам ответ и на другой вопрос заголовка данной статьи. В самом начале 90-х годов руководство США в качестве основной угрозы для их дальнейшего процветания признали перенаселенность планеты и исчерпание ее ресурсов, а способ парирования — снижение подобной «антропогенной нагрузки» на биосферу за счет остального мира. Естественно, что для насильственного установления подобного мирового порядка, им потребовалось продемонстрировать абсолютное военно-политическое превосходство. Именно для этого они вначале провели устрашающие операции в Ираке, Югославии, а затем отказались от ратификации ДВЗЯИ и приняли закон о развертывании широкомасштабной ПРО. Иначе говоря, на рубеже тысячелетий, в условиях «перенаселенности» планеты и истощения ее ресурсов, США (под предлогом обеспечения собственной экологической безопасности) самолично присвоили право контроля за численностью населения всей планеты и масштабами потребления ее ресурсов. Нетрудно понять: первое действие либо разорит Россию бессмысленным перевооружением, либо, обескровив наши СЯС, удешевит американскую систему ПРО; второе — поставит нашу страну перед необходимостью в ближайшие годы избавиться от ядерного оружия (в силу непредсказуемости последствий обладания им без уверенности в его безопасности); третье — облегчит создание США так называемых «цифровых карт» России — «путеводителей» крылатых ракет и другого их высокоточного обычного оружия. Происходящее можно было бы сравнить с такой ситуацией. В одной лодке оказались все позволяющий себе агрессивный насильник Янки и крайне сооблазнительная (ресурсами), но пока недоступная, Россия. Чтобы не спровоцировать насилие и уцелеть, последнюю уговаривают раздеться (разоружиться), а одежды сбросить в воду (уничтожить ракеты, взорвать шахты и распродать извлеченный из боеголовок уран), поясняя, что это якобы охладит его страсть, а если нет, то она, отказавшись от уговора, может вновь стать недоступной (выйти из СНВ-2). Как быть в сложившейся ситуации? Представляется, следовало бы поступить так. |
|