Обозреватель - Observer
Внешняя политика

Россия и Каспий:
геополитические интересы

В.Котилко,
доктор экономических наук

С позиций европейской безопасности Каспий входит в так называемую «дугу уязвимости», то есть в конфликтную зону, протянувшуюся через Средиземноморье, Черноморье, Северный Кавказ, Закавказье, Центральную и Среднюю Азию и включающую геополитические интересы не только России, но и других держав. Наша страна постепенно вытесняется из этого региона. Вот почему возрастает роль Северного Кавказа как форпоста интересов России в районе Закавказья и Каспия. При определенных условиях данный регион будет серьезно влиять на мировую экономику и меж-государственные отношения.

Геополитическая обстановка

Географическое положение Каспия, близость российского Северного Кавказа, Азербайджана, Казахстана, Туркменистана и Ирана, значительные запасы различных ресурсов, а также объявление Каспия зоной «жизненно важных интересов» США усиливает угрозу интересам России в этом регионе. Возрастает политическое, экономическое, информационное и психологическое давление на Россию и ее республики на Северном Кавказе, втягивая их в зону потенциальных международных конфликтов.
Достаточно отметить, что из девяти вариантов маршрутов строительства трубопроводов для транспортировки каспийской нефти, выделенных энергетическим информационным управлением США, три связаны с Северным Кавказом:

  • Баку — Новороссийск через Чечню;
  • маршрут Баку — Новороссийск через территорию Дагестана;
  • Тенгиз — Новороссийск.

    Каспийский регион отличается рядом особенностей, влияющих на национальную безопасность России:

  • специфические природные условия, в том числе не до конца освоенные запасы полезных ископаемых;
  • неэффективно используемый продовольственный и рекреационный потенциал, большие потенциальные возможности в развитии сельского хозяйства;
  • экологические проблемы;
  • высокий риск обострения этнических и религиозных проблем;
  • долговременное отрицательное воздействие внутренних вооруженных конфликтов;
  • появление неурегулированных приграничных конфликтов вследствие распада СССР;
  • непрекращающиеся попытки Запада и США формировать и поддерживать прозападную ориентацию в кавказских и центрально-азиатских государствах.

    Стремление западных государств влиять на ситуацию в Каспийском регионе связаны не только с имеющимися там энергоресурсами, но и с попытками вытеснить Россию из ее исконной зоны.

    В то же время, создавая в России и приграничных с Каспием государствах иллюзию готовности вложения инвестиций в этот регион, Запад и США снимают политические дивиденды, держа под контролем и ту, и другую сторону. Это будет удаваться до тех пор, пока к энергоресурсам Каспия в перспективе не проявят интерес быстроразвивающиеся государства (Китай, Индия, страны Восточной Азии, а также Япония).
    Влияние Каспийского региона в первую очередь связано со следующими факторами:

  • экспортом энергоресурсов, привлечением иностранных инвесторов и доступом на внешние рынки (Россия, Азербайджан, Иран, Казахстан, Туркмения);
  • существующими или проектируемыми нефте- и газопроводами (Грузия, Россия);
  • дополнительной возможностью влиять на политическую ситуацию в мире (Турция, Таджикистан, Саудовская Аравия, Греция) или получать доходы от транзита и достигать решения иных проблем (Армения, Украина, Болгария).

    Для России проблема взаимодействия со странами Каспийского региона приобретает конфронтационный оттенок. Особенно это касается российских территорий, прилегающих к Каспийскому морю (Дагестан и Калмыкия). Чеченские сепаратисты, стремясь к образованию вахабитского государства, пытались завладеть территорией Дагестана и выйти на берега Каспия. Калмыкия, видя интерес мирового сообщества к Каспию, часто предпринимает политические маневры, проверяя на крепость федеральную власть России и выдвигая требования, нарушающие Конституцию РФ. Совпадения этих действий с претензиями других государств могут подорвать национальную безопасность России.

    Регионы Северного Кавказа должны учитывать, что США на примере отношения к проблеме Каспия отрабатывают новую модель международных отношений после окончания «холодной войны». При этом данная модель связывается с обеспечением национальной безопасности США и им нет дела до других государств. Они только заинтересованы в использовании любых конфликтов на территории России или вблизи ее границ в своих стратегических интересах.

    Нефть и Каспий

    В настоящее время идет активное обсуждение вопроса о роли Каспийского нефтегазового бассейна и его влиянии на мировое энергоснабжение. На наш взгляд, нет оснований разделять проблему влияния России и Каспия на мировой рынок нефти и газа, поскольку их воздействие взаимосвязано. Сравнение роли Каспия с влиянием государств Ближнего и Среднего Востока как экспортеров нефти и газа несколько преувеличено. Например, доказанные запасы нефти Ближнего и Среднего Востока по разным оценкам колеблется в пределах 90—100 млрд. т, что соответствует двум третям мировых запасов (которые составляют более 150 млрд. т). В то же время в Каспийском регионе они составляют всего 2—4 млрд. т, что не превышает 2,6% мирового уровня.

    Справедливости ради следует заметить, что все прикаспийские государства ведут интенсивные поисково-разведочные работы на шельфе с привлечением международных нефтяных компаний. Политические разногласия между государствами (как это было вокруг месторождения Кяпаз (Сердар) не могут остановить процесс активного освоения ресурсов шельфа Каспийского моря.

    Азербайджан подписал достаточно много соглашений на разведку и добычу нефти и газа с консорциумами иностранных компаний («Азери, Чираг, Гюнешли», «Карабах», «Шах-Дениз», «Дан-Улдузу-Ашрафи», «Ленкорань-Талыш-Дениз», «Апшерон», «Нахчыван», «Огуз»). К этому району проявляют активный интерес такие российские нефтяные компании, как Лукойл и Роснефть. Одной из причин заинтересованности российских компаний — рост издержек добычи нефти на традиционных месторождениях Западной Сибири. Кроме того, у них появляются альтернативные возможности транспортировки нефти по сравнению с теми, которые монополизировала Транснефть.

    По мнению ряда экспертов, ошибочно сводить проблему транспортировки нефти к альтернативе маршруту через Чечню. Коммерческие интересы российских компаний не всегда совпадают с российскими национальными интересами. Экономическое требование любой ценой уменьшить транспортные издержки «толкает» их в сторону Ирана и государств Ближнего и Среднего Востока.

    В ближайшее время обострится конкурентная борьба на рынке нефти и газа между тремя регионами — Россия, Прикаспийские страны и страны Ближнего и Среднего Востока. Победит в борьбе за инвестиции тот, кто предложит устойчивые поставки с наименьшими издержками добычи и транспортировки. Ситуация осложняется, с одной стороны, тем, что западные эксперты завышают ресурсы нефти Каспийского региона, поддерживая претензии ряда государств (Азербайджана, Казахстана и Туркменистана) на секторальное деление зоны Каспия, а с другой —неравномерностью распределения нефтегазовых ресурсов. Следует также отметить, что основные маршруты транспортировки каспийской нефти относятся к регионам с высоким политическим риском.

    Роль Северного Кавказа

    Северный Кавказ занимает выгодное экономико-географическое положение. Он обеспечивает выход России к государствам Закавказья, Черноморского и Прикаспийского бассейнов, обладает огромными потенциальными возможностями в закреплении и расширении экономических и стратегических позиций России на Черном и Каспийском морях.

    Северный Кавказ, располагаясь на пересечении важных сухопутных, морских и воздушных коммуникаций, обладает достаточно развитой инфраструктурой и обладает большими возможностями для транзита через свою территорию международных транспортных потоков. Северный Кавказ может активно использовать железнодорожные и автомобильные магистрали федерального значения, морские и речные порты, крупные аэропорты российского и международного уровня. Ускоренное комплексное развитие морских и устьевых речных портов Азово-Черноморского и Прикаспийского бассейнов позволит активизировать внешнеторговые перевозки грузов, осуществляемые в настоящее время через украинские и другие зарубежные транспортные компании. У Северного Кавказа есть все предпосылки для превращения в транспортный узел международного значения.

    Большие возможности открываются в связи с перспективами развития трубопроводного транспорта в Северо-Кавказском регионе. Хорошие перспективы могут появиться в связи с совершенствованием сферы деятельности Каспийского трубопроводного консорциума. Он предназначен для транспортировки сырой нефти от Тенгизского месторождения и других месторождений в Казахстане и России до терминала в районе г. Новороссий-ска. Маршрут нефтепровода предполагается провести через территорию Казахстана, Республики Калмыкия, Астраханской области, Ставропольского и Краснодарского краев.

    По экспертным оценкам, в федеральный и региональный бюджеты России должно поступить 23,3 млрд. долл. США в виде налоговых отчислений и прибыли. За эти годы Краснодарский край получит около 6,7 млрд. долл., Ставропольский край — 1,5 млрд. долл., Республика Калмыкия — 1,7 млрд. долл., Астраханская область — 1,8 млрд. долл.

    В настоящее время нефтепродуктопроводы, проходящие по территории Северного Кавказа, из-за ситуации в Чечне не работают. Проработаны иные схемы доставки нефтепродуктов: комбинированные воднотрубопроводные и железнодорожно-трубопроводные системы. Сложившаяся ситуация привела к тому, что общий объем инвестиций в основной капитал в расчете на душу населения в Северо-Кавказском экономическом районе в 2 раза ниже, чем в среднем по России. Довольно низки иностранные инвестиции в регион — примерно 3,5% от общего объема иностранных инвестиций в экономику России. При этом 80% этих инвестиций приходится на Краснодарский край.
    В стратегическом плане прикаспийская территория России, включающая Астраханскую область, Дагестан и Калмыкию имеет низкий уровень промышленного развития, отставание по большинству социально-экономических показателей, высокий уровень безработицы, теневой экономики и организованной преступности. Все это негативно сказывается на безопасности России, особенно с позиций возможного повышения роли Каспийского региона в перспективе.

    Правовое обеспечение интересов России

    Разрешению межнациональных конфликтов и обеспечению национальной безопасности могут посодействовать следующие направления по совершенствованию нормативно-правовой базы в интересах национальной безопасности России на Северном Кавказе, а именно принятие следующих федеральных законов:

  • о порядке предупреждения и разрешения межнациональных конфликтов в РФ;
  • о борьбе с политическим, религиозным и национальным экстремизмом;
  • о порядке принятия в РФ и образовании в ее составе нового субъекта и об изменении конституционно-правового статуса субъектов РФ;
  • о курортном регионе федерального значения «Кавказские Минеральные воды»;
  • о орядке урегулирования территориальных споров между субъектами РФ;
  • о регулировании миграционных процессов в субъектах РФ Северо-Кавказского региона;
  • о казачестве;
  • о правовых основах применения федеральных вооруженных сил, осуществляющих уничтожение незаконных вооруженных формирований на Северном Кавказе.

    Кроме того, в ближайшее время в рамках Федеральной целевой программы экономического и социально-политического развития Северо-Кавказского региона на период до 2005 г., целесообразно осуществить следующие мероприятия, уменьшающие негативные последствия миграционных процессов и обеспечивающие социально-политическую и экономическую стабильность в регионе:

  • подготовить межгосударственные соглашения с государствами Закавказья по регулированию процессов переселения;
  • обеспечить занятость вынужденных переселенцев и беженцев в местах компактного проживания;
  • разработать систему раннего предупреждения конфликтов в регионе, связанных с притоком мигрантов, их обустройством и интеграцией;
  • наладить сотрудничество между районами компактного проживания народов Республики Дагестан и Азербайджанской Республики;
  • разработать и осуществить меры по сдерживанию оттока русского населения из республик Северного Кавказа;
  • обеспечить создание предпосылок для полного восстановления законности и правопорядка на всей территории Чеченской республики;
  • осуществить комплекс мер, связанных с адаптацией населения к условиям рынка труда, профессиональным консультированием и профориентацией и психологической поддержкой;
  • создать реабилитационные центры для оказания лечебной и психологической помощи лицам из зоны межнациональных конфликтов, заложникам и жертвам террористических актов;
  • разработать геополитическую модель Северного Кавказа, проводя на ее основе мониторинг социально-политической ситуации в регионе.



  •    TopList         




    [ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]