Обозреватель - Observer |
Внешняя политика
|
С.Романов, Правильно выстроенная государственная политика в области пространственного планирования способствует сбалансированному региональному развитию. Именно таким образом возможно сгладить существующие между отдельными регионами социально-экономические дефиниции. По сути дела речь здесь идет о том, чтобы правильно и равномерно распределить свои усилия по всему спектру существующих проблем экономического, социального, культурного, природоохранного характера для наиболее успешного их решения. Для достижения этих задач, прежде всего, необходимо обратить наиболее пристальное внимание вопросам модернизации существующей транспортной и информационной инфраструктуры, продуманному определению приоритетов для полномасштабного вовлечения регионов в общую схему хозяйственного строительства как в стране, так и в Европе в целом. Достижение этой цели одними лишь национальными средствами представляется достаточно проблематичным. Протекающие во всех сферах экономики и общественного строительства процессы глобализации, открытие и освоение новых рынков, срастание хозяйственно-политических механизмов и управленческих структур сопредельных регионов выдвигают новые требования к формированию национальных стратегий пространственного планирования и развития. ФРГ рассматривает в качестве одного их своих основных приоритетов задачу оказания всестороннего содействия протекающим в Европе процессам углубления и расширения транснационального межрегионального взаимодействия, интеграции на микроуровне с целью построения единого экономически стабильного, социально и регионально ориентированного и равномерно развитого общеевропейского дома. Интенсивные хозяйственные связи Германии, общие проблемы в области культуры, экологии, в социальном секторе, сфере туризма тесно связывают ее как с прирейнскими странами, так и с другими государствами — членами Евросоюза, а также со странами Центральной и Восточной Европы. На рубеже тысячелетия все активнее становится проблематика выработки продуманного, взвешенного подхода к формированию политики трансграничного субрегионального взаимодействия, прежде всего в рамках расширяющегося Европейского Союза. Для достижения этой задачи служит и разработанная ЕС программа ИНТЕРРЕГ, ориентированная на эффективное осуществление совместных проектов в сфере межрегиональных и трансграничных связей всеми членами Евросоюза. Благодаря ей каждый регион независимо от уровня своего развития и имеющегося потенциала имеет шанс на равномерное партнерство в деле обеспечения своих жизненных интересов, может рассчитывать на финансовую и техническую помощь и содействие со стороны как КЕС, так и непосредственных соседей при реализации запланированных мероприятий и программ по своему жизнеобеспечению и социально-экономическому развитию. Это полностью относится к таким проектам, выходящим за рамки отдельного региона, как: Программа «Интеррег» позволяет осуществлять шаги по одновременной структурно-политической оптимизации как всего общеевропейского механизма, так и по закреплению принципа субсидиарности с точки зрения гармонизации региональных интересов, способствует развитию инициативы на местах, утверждению основ международной кооперации и разделения труда, формированию совместных организационных, управленческих и финансовых структур под крышей единой Европы. Для Германии это означает осуществление в период 1997—2000 гг. проектов в различных сферах с национальным долевым финансовым участием на общую сумму более чем в 150 млн. ДМ. Основным вектором германской региональной политики является расширение взаимодействия с государствами Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ), причем федеральное правительство, по словам Э.Освальда, бывшего федерального министра по делам региональной политики, строительства и городского хозяйства в правительстве Г.Коля, «рассматривает эту задачу в контексте с планами по скорейшему подключению этих стран к единому европейскому хозяйственному механизму, адаптации их экономики к требованиям рынка, на подготовку их к последующему вступлению в Евросоюз на правах полноправных членов. В силу своего географического положения Германия является мостом между ЕС и государствами ЦВЕ, стоящими на пути политических и экономических преобразований, играя важную роль форпоста Евросоюза на этом важнейшем для будущего всего континента направлении».
Расширение сотрудничества европейских государств и их административно-территориальных единиц в сфере регионального развития и пространственного планирования становится в настоящее время все более актуальной задачей. Лишь один взгляд на основные проблемы современности, которые предстоит решить в Европе в ближайшее время, такие как: наглядно убеждает, что задачи регионального развития ФРГ невозможно реализовать, опираясь исключительно на национальные возможности и силы. При этом здесь на передний план выходят не столько немецкие, сколько общеевропейские интересы. И действительно, практически малореально, ограничиваясь территорией лишь одной страны, что-либо эффективно предпринимать, будь то вопросы охраны окружающей среды или создания единой европейской транспортной инфраструктуры. Учитывать следует и тот факт, что в целом проблемы, затрагивающие сферы сельского хозяйства, природоохраны, транспортной и региональной политики входят в прерогативу общей политической компетенции ЕС. Содействие транснациональной кооперации на микроуровне — один из относительно новых аспектов политики как отдельных европейских стран, так и ЕС в целом. До недавнего времени межрегиональное сотрудничество ограничивалось государственными границами. Теперь же оно стало распространяться на всю территорию субрегиона. Параллельно Комиссия Европейских Сообществ (КЕС) взяла на себя кураторство над реализацией международных проектов, носящих многосторонний характер. Основой же для этого стала и общая операционная программа, разработанная и поддержанная многими государствами ЕС, охватывающая все географическое пространство, на котором и осуществляется кооперационная деятельность заинтересованных сторон, включающая задачи: Таким образом, конкретные проекты, осуществляемые по линии транснациональной кооперации на региональном уровне и требующие поддержки со стороны КЕС, должны полностью соответствовать требованиям общей операционной программы, при этом обязательным условием является участие в них партнеров по меньшей мере из двух сопредельных государств. ИНТЕРРЕГ отличается от прежних структурно-политических программ ЕС тем, что осуществляет, прежде всего, координирующую функцию в отношении административных и финансовых механизмов, вовлеченных в динамику межрегионального партнерства. Это в свою очередь означает, что, во-первых, при осуществлении в этой сфере практической деятельности заинтересованным сторонам необходимо сформировать совместные управленческие органы, а, во-вторых, обеспечить возможность совместного управления аккумулированными на эти цели финансовыми средствами, предусмотрев открытие совместных счетов. Помимо прочего ИНТЕРРЕГ нацелен на то, чтобы наладить и закрепить новые формы и методы взаимодействия между КЕС, отдельными государствами — членами ЕС и их административно-территориальными единицами. Таким образом, можно констатировать, что ИНТЕРРЕГ является программой с явно выраженным пилотным характером. При ее осуществлении становится возможным избежать риска негативных последствий от реализации конкретных национальных или трансграничных проектов для районов и населенных пунктов не задействованных в них. В качестве одной из стратегических задач этой программы можно назвать задачу добиться за счет централизованного планирования снижения себестоимости проектов, а также реальных финансовых и материальных затрат по их разработке и реализации. Иллюстрацией может служить следующее: своевременное проведение дренажных, мелиоративных и прочих аналогичных работ в верховьях рек обходится во много раз дешевле, нежели возведение дополнительных или наращивание старых дамб в их низовьях, уменьшает риск затопления больших площадей в период паводка и наводнений, что в конечном итоге ведет к значительному снижению затрат по ликвидации последствий природных катастроф, которые типичны и традиционны для многих регионов Европы. Очевиден и тот факт, что максимальная экономическая отдача от реализации многосторонних проектов в области развития и модернизации транспортных сетей и инфраструктуры может быть достигнута только в том случае, когда закрыты последние бреши на этом направлении на национальной территории каждого из участников. Логично и то, что создание совместных центров международного туризма ведет к уменьшению конкуренции в этой прибыльной сфере бизнеса, делая ее доходной и привлекательной для всех заинтересованных сторон. В конечном счете программа ИНТЕРРЕГ нацелена на постепенное перенесение центра тяжести по осуществлению субрегиональных проектов с национального на наднациональный уровень, придание им многостороннего характера, минимизацию при этом финансовых и материальных затрат, достижение максимального экономического эффекта на благо всех респондентов. Скоординированные действия в области наднациональных межрегиональных отношений эффективнее и масштабнее, нежели исключительно односторонняя национальная ангажированность при решении отдельных проблем. В целом же ИНТЕРРЕГ стал конструктивным механизмом строительства общеевропейского дома на микроуровне, полностью ориентированным на достижение целей оптимизации децентрализованного сотрудничества под лозунгом «От Европы государств — к Европе регионов». Углубление трансграничной кооперации не является какой-то самоцелью. Она призвана служить тому, чтобы сгладить различия в экономическом положении регионов Европы и смягчить воздействие этой несбалансированности на различные стороны общественно-политической жизни. Динамика экономического развития внутреннего европейского рынка показывает, что имеющиеся существенные различия невозможно преодолеть в одиночку, исключительно одними национальными мерами. Успех в этом может гарантировать лишь выработка общей стратегии. Географическое положение Германии, находящейся в самом сердце Европы, предопределяет ее значение как транзитной страны. При этом наибольшая нагрузка приходится на транспортные коммуникации, связывающие вдоль Рейна Север континента с Югом. Из-за интенсивности здесь транспортных потоков создается угроза возникновения транспортного коллапса в густонаселенных районах в географических зонах Рейн — Рур и Рейн — Майн. Аналогичная ситуация складывается и в транспортном коридоре Запад — Восток, связывающем Западную Европу с Восточной от нидерландской границы через Ганновер, Берлин и Варшаву вплоть до Москвы. Поэтому становится жизненно важной необходимостью задача совместной выработки всеми государствами комплекса конкретных мер по охране окружающей среды и пространственному планированию, которые бы смягчили негативные последствия от многократного увеличения интенсивности транспортных перевозок. Еще одной важной сферой многостороннего трансграничного сотрудничества является охрана окружающей среды, вопросы природопользования и природоохраны. При этом необходимо учитывать, что в каждом государстве имеется немало структур, занимающихся этой проблематикой. Следует, однако, исходить из реальности, что в приграничье компетенции многих сторон переплетаются наиболее часто, накладываясь, а порой и противореча друг другу. Решения по представляющим общий интерес проблемам принимаются зачастую без учета интересов соседей, что в значительной степени препятствует реализации их в конструктивном ключе. Практика же диктует, что добиться максимального эффекта возможно лишь путем согласованной деятельности всех сторон. Здесь наглядным примером может служить работа по сохранению экологии Северного моря. Федеративная Республика Германия, действуя в рамках программы ИНТЕРРЕГ, наиболее активно сотрудничает со своими соседями в пяти пограничных субрегионах. В четырех из них взаимодействие осуществляется по линии подпрограмм «Пространственное развитие и совместные мероприятия транснационального характера, осуществляемые в масштабах крупных взаимозависимых районов» и в одном — по линии подпрограммы «Пространственное развитие и снижение риска наводнений». К вышеупомянутым субрегионам относятся следующие: ФРГ совместно с другими странами ЕС подготовила и внесла на рассмотрение КЕС Общую операционную программу децентрализованного сотрудничества. Основной акцент в ней сделан на формах взаимодействия в трех основных субрегионах, представляющих, по мнению немецких специалистов, наибольший практический интерес. Данные средства предназначены для кофинансирования по линии КЕС совместных проектов сопредельных стран — членов ЕС, причем предусмотрено, что национальное финансирование проектов должно составлять не менее 50% от их стоимости, а в районах так называемой категории I (регионы, имеющие статус развивающихся. В ФРГ к ним отнесены «Новые федеральные земли» и Восточный Берлин) — не менее 25%. Невысокий уровень германского ангажемента в суб-регионах бассейна Северного моря и Северо-Западной Европы отнюдь не означает, что эти территории имеют второстепенное значение для пространственной политики ФРГ. В то же время направленность распределения финансовых средств отвечает сегодняшним политическим приоритетам Германии, к которым относится интенсификация сотрудничества со странами ЦВЕ, без ущерба для межрегионального взаимодействия на Западноевропейском направлении. За этим кроется убежденность, что сотрудничество с государствами ЦВЕ с использованием механизмов и средств программы ИНТЕРРЕГ IIC будет эффективно способствовать задачам развития и углубления межрегиональных и трансграничных кооперационных связей в этом регионе, а также подготовке расположенных здесь стран к вступлению в Европейский Союз. При этом для всех участников этого процесса вполне очевидно, что он будет проходить с известными сложностями. К ним можно отнести обязательное условие, что выделяемые по данной программе ЕС финансовые средства не могут быть направлены за пределы Евросоюза. Имеют место и различные подходы к определению форм и методов пространственного развития, причем в некоторых государствах еще только предстоит сформировать национальную концепцию субрегионального трансграничного сотрудничества. Таким образом, становится вполне объяснимым, почему именно на этом европейском направлении целесообразно сконцентрировать наибольшие усилия по созданию действенного работоспособного интеграционного механизма.
Осуществляемая при германском участии подпрограмма «Пространственное развитие и совместные мероприятия транснационального характера» в каждом субрегионе сотрудничества нацелена на реализацию в рамках Совместной операционной программы (СОП) конкретных детально проработанных малоформатных проектов, представляющих взаимный интерес.
К ним можно отнести мероприятия в следующих сферах: Все вышеперечисленные направления взаимодействия в целом соответствуют позициям, зафиксированным в Европейской рамочной Конвенции о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей от 21 мая 1980 г., подтверждая, что все участники программы ИНТЕРРЕГ ориентированы на ее успешную реализацию. Кроме того, в качестве перспективных сфер сотрудничества предусмотрена совместная деятельность по отработке эффективных моделей субрегиональных кооперационных связей для использования их в других регионах континента, например, на Балтике или в Средиземноморье. К совместным проектам, подпадающим под действие ИНТЕРРЕГ относятся преимущественно проекты, носящие пилотный характер, зафиксированные в СОП и, как правило, распространяющиеся на следующие сферы деятельности: планирование, обеспечение деятельности, обмен опытом, научные исследования, подготовка и переподготовка кадров и т.д. Совместные действия по оптимизации инфраструктуры по причине их масштабности, как правило, выходят за рамки сферы действия ИНТЕРРЕГ за исключением случаев реализации малых и микропроектов, носящих модельный характер. Таким образом, основой для отбора совместных проектов, подлежащих осуществлению с использованием механизма этой программы КЕС служат субрегиональные СОП. Причем предлагаемые для реализации проекты должны полностью соответствовать направленности СОП, являться составной частью стратегии развития субрегиона и носить транснациональный характер. Это, в свою очередь, означает, что они должны выдвигаться и осуществляться совместными усилиями всех затрагиваемых ими сторон-участниц. Проекты подлежали рассмотрению до конца 1999 г., а их завершение не должно выходить за рамки 2001 г. Одной из первоочередных задач при разработке каждого отдельного мероприятия в субрегионах, носящего многосторонний характер, является поиск и правильный выбор партнеров. В случае целесообразности задействования по предлагаемым проектам механизмов и средств ИНТЕРРЕГ IIC участникам необходимо подать его описание и соответствующую заявку в совместный субрегиональный секретариат или административную структуру, его заменяющую, причем заявителями могут быть как общественные организации и частные структуры, так и местные и реальные органы власти, а также многосторонние сообщества межрегионального взаимодействия. Тем самым городские и коммунальные власти, то есть органы местного самоуправления, а также неправительственные организации получают возможность выступать с самостоятельными инициативами по осуществлению тех или иных мер, предоставляющих для них непосредственный интерес. Степень участия сторон в совместных проектах определяется правилами соответствующих структурных фондов. Регламент программы ИНТЕРРЕГ предусматривает кофинансирование затрат до 75% в так называемых регионах категории I и до 50% в экономически развитых регионах. При этом, однако, следует учитывать, что страны — не члены ЕС не подпадают под действие этой программы, а следовательно, не получают по ней финансовых дотаций. В то же время возможно использование странами ЦВЕ на цели осуществления субрегионального трансграничного сотрудничества финансовых средств по программам ТАСИС и ФАРЕ. Сам процесс воплощения в жизнь целей, зафиксированных в СОП, варьируется в различных убрегионах. В упрощенном виде его можно представить следующим образом. Участвующие стороны определяются относительно основного заказчика проекта, который в свою очередь обязан удостовериться в их платежеспособности. Затем им подается соответствующее заявление относительно кофинансирования по линии ИНТЕРРЕГ IIC в Координационное бюро этой программы с одобрения и при поддержке ее субрегионального секретариата, которое проверяет представленные документы на предмет их соответствия требованиям ее регламента. Далее среди представленных проектов проводится тендер. Информацию по конкретным деталям оформления и предоставления заявок на конкурс можно получить в субрегиональных секретариатах программы. Следует отметить, что в различных сферах трансграничного субрегионального взаимодействия функционируют различные административные и финансовые структуры, отличающиеся от схожих в зависимости от субрегиональной специфики. В то же время едиными для всех являются организационные механизмы ИНТЕРРЕГ и, прежде всего, общий Исполнительный комитет, совместный Координационный комитет и Общий секретариат. Федеральные и земельные органы власти ФРГ придают большое значение развитию приграничного сотрудничества с сопредельными государствами на региональном и местном уровнях, которое рассматривается в качестве важного компонента германской внешней политики и существенного элемента формирования «единого европейского пространства». Наиболее распространенной формой организации трансграничных связей является практика создания «еврорегионов», получившая достаточно широкое распространение по всей Европе. На сегодняшний день территориальные субъекты ФРГ регионального, районного и коммунального звена участвуют более чем в 25 таких межрегиональных структурах сотрудничества, сеть которых в последние годы плотно «оплела» территорию объединенной Германии, охватив весь периметр ее государственной границы. Одной из ключевых задач концепции развития еврорегионов, начало реализации которой было положено в 50—60-е годы в первую очередь на границах ФРГ со странами Бенилюкса, в несколько меньшей степени — с Францией, являлось придание «прозрачности» внутренним границам на пространстве ЕС за счет совместного решения приграничными регионами общих или близких проблем местного, либо регионального характера (транспортное сообщение, автомобильные и железные дороги, приграничное хозяйство, охрана окружающей среды, последствия стихийных бедствий и др.). Отправной точкой становления такого сотрудничества зачастую были частные инициативы по реализации небольших проектов, получавшие впоследствии поддержку местных органов власти, которые брали на себя их дальнейшее продвижение и реализацию. Постепенно приграничное сотрудничество приобретало более четкую структуру, формировались совместные органы. Общей характерной чертой еврорегионов, создававшихся территориальными субъектами регионального и местного уровня (общины, коммуны, города, районы и т. п.), в ряде случаев с привлечением экономических и социальных органов (ТПП, профсоюзы и т.д.), являлся, как привило, их частноправовой характер. Такую правовую форму они имеют и в настоящее время. Организационно еврорегионы состоят из совместных органов нескольких уровней: высшего органа — парламентской ассамблеи (Совета), рабочей группы (главного комитета), рабочих «кружков» различной тематической направленности и «трансграничного» секретариата. Их деятельность не регулируется в большинстве случаев какими-либо жесткими уставными рамками или соглашениями, а осуществляется на основе консенсусных решений, договоренностей или совместно выработанных рабочих программ сотрудничества. Показательным примером организации приграничного сотрудничества является еврорегион «Маас — Рейн» (ФРГ, Бельгия, Нидерланды), который эксперты КЕС считают своего рода «лабораторией европейской интеграции». Созданный в 1975 г., этот еврорегион долгое время развивался лишь на основе формальной договоренности местных органов власти трех стран, хотя за этот период при финансовой поддержке ЕС были реализованы сотни совместных проектов самого разнообразного профиля — от экономического, технологического, природоохранного и др. сотрудничества до взаимодействия в социальных сферах, вопросах развития рынка труда и пр. Только в 1991 г. ему был придан юридический статус в форме частноправового «зарегистрированного общества». В настоящее время еврорегион имеет постоянный секретариат, расположенный в г. Маастрихте (пять сотрудников — по одному от каждого участвующего региона), который ведет все текущие дела. В 1995 г. создан совместный «парламентский орган» — Совет еврорегиона (состоит из 118 членов, назначаемых каждым из партнеров по своему усмотрению). В перспективе планируется принятие «Декларации принципов» и собственного устава. По весьма близкой схеме строятся и другие еврорегионы. Главным нормативным документом, создающим основу такого сотрудничества, в настоящее время является «Европейская рамочная конвенция о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей», заключенная по инициативе Совета Европы в мае 1980 г. В более поздний период «приводным ремнем» в деятельности еврорегионов и главной притягательной силой в реализации планов создания новых стала массированная финансовая поддержка, оказываемая трансграничному сотрудничеству Евросоюзом. КЕС через программу ИНТЕРРЕГ финансирует сейчас до 50% стоимости каждого «достойного» проекта, реализуемого в рамках приграничных связей на пространстве ЕС. Планы расширения Евросоюза объективно подталкивают процесс образования еврорегионов и со странами ЦВЕ. По мнению немецких экспертов, постепенное включение в процесс европейской интеграции восточных соседей Германии закладывает фундамент будущего практического взаимодействия с ними в ЕС. В 1991—1992 гг., после подписания Варшавой и Прагой соглашений об ассоциированном партнерстве с ЕС, было образовано четыре еврорегиона на германо-польской и пять — на германо-чешской границах. Важным шагом для их становления стало принятое в 1994 г. по немецкой инициативе решение руководящих органов ЕС о возомжности выделения средств Евросоюза на финансирование трансграничных проектов и за его территориальными пределами, но в более ограниченных объемах (до 1/4 стоимости). По оценкам МИД ФРГ, приграничное сотрудничество с Польшей развивается весьма динамично и продуктивно при активной поддержке ЕС, правительства ФРГ и земель Бранденбург, Мекленбург-Предпомерания и Саксония (особенно в рамках еврорегионов «Нейсе», «Померания», «Шпрее — Нейсе — Бубр») и имеет отличные перспективы, в долгосрочном плане сопоставимые с «западными» еврорегионами. Вместе с тем, приграничное сотрудничество складывается во многих аспектах не столь радужно, как того ожидали в Варшаве и Праге. Серьезным тормозом на пути развития этой формы прямой кооперации ФРГ с новыми восточноевропейскими партнерами оказалось, в частности, ужесточение контроля на внешних границах ЕС в соответствии с Шенгенскими соглашениями. Эксперты отмечают сложность и с финансированием КЕС совместных проектов, поскольку средства для германских и «восточных» участников еврорегионов выделяются из разных целевых программ. Оценивая дальнейшие перспективы еврорегионов, германские эксперты исходят из того, что позитивные тенденции в развитии приграничного сотрудничества в Европе будут укрепляться, причем новым импульсом для качественного продвижения этого процесса стало введение евро — единой европейской валюты, — а процесс создания подобных трансграничных структур, как показывает практика, развивается параллельно с расширением ЕС. Не исключено, что в перспективе в практическую плоскость может перейти вопрос о формировании еврорегионов на «новых восточных границах» Евросоюза. Вместе с тем, отмечают немецкие специалисты, сотрудничество в рамках еврорегионов при всей очевидности его экономических и политических выгод и хороших перспектив ориентировано на отдельные, в основном небольшие проекты и имеет достаточно узкий региональный характер и ограниченный вес в общеевропейских масштабах. Более высокой ступенью развития приграничного сотрудничества в Европе немецкие эксперты считают состоящие из более крупных территориальных единиц «большие регионы» — «Верхний Рейн» (ФРГ — Швейцария — Франция) и «Саар — Лор — Люкс» (ФРГ — Люксембург — Франция), в который, к примеру, входит весь Люксембург, приграничные районы Лотарингии, Рейнланд-Пфальца, земля Саар, ко многим проектам подключена бельгийская Валония, которая участвует и в межрегиональном парламентском Совете. Складывавшиеся десятилетиями экономические связи в рамках этого «большого региона» настолько тесно переплетены, что, по определению руководства ЕС, он является «самым образцовым европейским регионом». Свидетельство тому — хотя бы объем ежедневно циркулирующей через границы рабочей силы — более 80 000 чел. Характерная особенность приграничного сотрудничества в рамках «больших регионов» — наличие специальных межгосударственных соглашений между участвующими странами, трехсторонних (соответственно германо-франко-швейцарской и германо-франко-люксембургской) межправительственных (общие вопросы) и межрегиональных комиссий (конкретные практические вопросы сотрудничества). При этом «Верхний Рейн» имеет еще и частноправовые органы, зарегистрированные как «еврорегион». В «больших регионах» активно идет процесс институализации структур сотрудничества. Так, в ноябре 1996 г. на очередной встрече глав правительств регионов, входящих в «Саар — Лор —Люкс», принято решение о создании «Межрегионального экономического и социального комитета», задачей которого является обеспечение преемственности в развитии трансграничного сотрудничества. Принципиально новым шагом в развитии приграничного сотрудничества явилось подписанное в г. Карлсруэ в январе 1996 г. Соглашение между правительствами ФРГ, Франции, Люксембурга и Швейцарии «О трансграничном сотрудничестве между региональными субъектами и органами местного самоуправления». Зона действия Соглашения охватывает Люксембург, французские регионы Лотарингию и Эльзас, германские федеральные земли Саарланд, Рейнланд-Пфальц и Баден-Вюртемберг, швейцарские контоны Золотурн, Базель, Ааргау и Юра, то есть под него частично подпадают и «большие регионы» — «Верхний Рейн» и «Саар-Лор-Люкс». Актуальность этого соглашения, направленного на содействие развитию трансграничного сотрудничества, состоит в передаче государствами местным органам власти всей полноты ответственности и полномочий в принятии решений по приграничному сотрудничеству в вопросах, относящихся к сфере их компетенции по внутреннему праву, хотя имеют место небольшие изъятия, касающиеся деятельности полиции и некоторых других специфических вопросов. По этому соглашению региональные и местные власти имеют возможность самостоятельно и без дополнительных согласований с государственными органами заключать с приграничными партнерами юридически обязывающие соглашения о кооперации. Таким образом, создается общая правовая основа, предоставляющая местным органам власти гораздо большие возможности для развития приграничного сотрудничества и самостоятельного решения проблем кооперации. Правительство ФРГ рассматривает «Соглашение Карлсруэ» как «модель сотрудничества в Европе XXI века» и стремится распространять этот опыт. В 1996 г. было заключено еще одно близкое по смыслу германо-бельгийское «Майнцское соглашение». На аналогичной основе имеется в виду в перспективе строить приграничное сотрудничество с центрально- и восточноевропейскими соседями Германии. Параллельно Германия выступила с инициативой создания с Польшей и Чехией «европейской экономической области» на Одере, которая в рамках «большого еврорегиона» связала бы три страны трансграничным сотрудничеством в сферах экономики, охраны окружающей среды, территориального планирования и др.
|
The requested URL /hits/hits.asp was not found on this server.
<%you_hit(84);%>
|