Обозреватель - Observer |
Внутренняя политика
|
Ю.Руднев Положение, в котором сейчас находится наше Отечество, намного опаснее, чем оно было во всех войнах за всю историю России. Складывается впечатление, что большей частью нашего населения абсолютно утрачены чувство самосохранения, ощущение ответственности за судьбу своей Родины. Налицо все признаки массовой апатии и безразличия к происходящему в стране. Полностью отсутствует одно из необходимых условий успешной борьбы граждан любой страны за свои права — классовая солидарность. Учителя, медики, шахтеры, энергетики — каждый бастует сам по себе, не делая ни малейших попыток согласования своих требований, совместной координации действий. Еще памятны случаи, когда, например, на одних шахтах забастовки объявлялись, а на других, рядом расположенных, люди выходили на работу. Впрочем, с приходом А.Тулеева во власть, о шахтерских забастовках что-то не слыхать. И незаметно, чтобы шахтеры стали намного лучше жить. Просто расчеты Кремля, в свое время поставившие этого человека на роль «огнетушителя» во взрывоопасный шахтерский регион, оправдались полностью. Конечно, можно много говорить о продажности нынешних профсоюзных лидеров и руководителей местных администраций, делающих все возможное, чтобы во время, например, первомайских демонстраций выдвигались только экономические лозунги, а синих знамен было больше, чем красных. Но ведь, по сути, дело-то не в них, а в нас самих. Это мы привыкли к мысли о том, что получить вовремя нашу нищенскую зарплату — это уже большое счастье, а требовать ее повышения (как делают трудящиеся во всем остальном мире), это уже чересчур смело. Голодовка — стала нашей самой распространенной формой протеста, в то время как в других странах давно поняли ее неэффективность и применяют лишь в условиях камеры-одиночки. Офицеры, в чьих руках оружие и которые дали присягу защищать свой народ, предпочитают втихую пускать себе пулю в голову, нежели эту присягу выполнять. Конечно, судьба Рохлина, Боровика и других у всех на памяти. От тех, кто становится по-настоящему опасен, власть избавляется быстро, жестко, без колебаний. Народ запуган, воля к сопротивлению парализована. А что же лидеры нашей оппозиции? Когда смотришь на предвыборные выступления Зюганова, невольно напрашивается аналогия с ситуацией, когда честный, порядочный гражданин пытается выиграть в карты у команды опытных шулеров. Любой, кто хоть иногда брал карты в руки, может подтвердить — каким бы ни был расклад, сколько козырей бы ни было на руках — исход игры предопределен, никаких шансов на выигрыш у него нет, играй он хоть сто лет подряд. Общеизвестно, что, начиная с 1993 г. (Конституция Шахрая — Ельцина), ни одних честных, несфальсифицированных выборов в России проведено не было. Однако если в 1996 г. основной механизм подтасовок был включен лишь во втором туре президентских выборов, то сейчас, в 2000 г., бригада Чубайса решила особо не деликатничать и до второго тура дело не доводить. Все детали механизма фальсификаций, думаю, нам еще предстоит узнать. Среди председателей избиркомов на местах всегда можно найти желающих на определенных условиях поделиться секретами «правильного» подсчета голосов. Стоит только по-серьезному заняться этим вопросом. При анализе итоговых цифр прошедших выборов, первое, что бросается в глаза, — это явно завышенный процент явки избирателей (69%). При самых оптимистических прогнозах этот процент никак не мог быть выше 60—65%. Острота противостояния, являвшаяся заметным фактором в выборах 1996 г., сейчас, особенно после весьма скромного результата коммунистов на думских выборах-99, полностью отсутствовала. Почти никто не сомневался, что как бы он ни голосовал, победит В.Путин. Народу эти выборы были совершенно не интересны — так выходило по всем опросам. Поэтому можно уверенно утверждать, что, как минимум, 4—9% избирательных бюллетеней были тем или иным способом просто добавлены в ящики для голосования. И именно они помогли Путину преодолеть заветный 50%-ный рубеж уже в первом туре. По целому ряду признаков (например, по явно инспирированной Кремлем кампании «голосуй против всех») было заметно, что команду Путина очень тревожила возможность низкой, менее 50%, явки избирателей. Ведь в этом случае пришлось бы проводить повторные выборы только через 4 месяца и Путину оставаться «черным ящиком» для избирателей стало бы просто невозможно. Время играло бы против него. Такое, весьма опасное для Кремля развитие событий, стало бы абсолютно реальным, если бы Г.Зюганов призвал своих избирателей бойкотировать выборы, а все первичные организации компартии на местах провели бы соответствующую агитработу. При этом наблюдателям от коммунистов надо было бы только подсчитывать общее число проголосовавших на каждом из избирательных участков с последующим сведением этих данных по всей России. Успех такого бойкота был бы гарантирован, а к августу шансы оппозиции были бы несравненно выше. К сожалению, Зюганов просто не способен принимать такие смелые нестандартные решения и поэтому, пока он стоит во главе компартии, у оппозиции никаких шансов на успех быть не может. Серьезной ошибкой оппозиционных фракций в Думе прошлого созыва была постоянная боязнь роспуска. Б.Ельцин и его команда искусно подыгрывали этим страхам, в кризисных ситуациях постоянно распуская всяческие слухи о возможном роспуске Думы, прекрасно осознавая при этом всю опасность такого шага для самого Кремля. В самом деле, представим себе, что Дума в третий раз проваливает кандидатуру, например, Кириенко, Ельцин Госдуму распускает и объявляются досрочные выборы. Нет никакого Путина как преемника, нет ни партии «Согласие», ни времени на ее создание и раскрутку в СМИ. Каким было бы положение коммунистов в новом составе Думы при таких обстоятельствах? Безусловно, намного лучше, чем сейчас. Большинство голосов у оппозиции в Думе было бы сохранено, ни о какой ратификации Договора СНВ-2 речь бы не шла. Все мы помним острое чувство унижения при провале голосования по процедуре импичмента Б.Ельцина в прошлой Думе, в которой у коммунистов (в отличие от нынешнего состава) всегда было твердое большинство 230—250 голосов. Недостающие 50—70 голосов вполне можно было бы организовать, если бы тактика проведения голосования была бы не такой бездарной. Ответственность за это лежит целиком на совести Зюганова. Одним из возможных тактических ходов тогда мог бы быть, например, неожиданный для Кремля перенос даты голосования на день-два ранее намеченной, а утром в день голосования принять такое же внезапное решение об объединении всех 5 пунктов обвинения в один. Только такой стремительностью решений оппозиция могла бы нейтрализовать усилия команды Ельцина по организации провала голосования. Впрочем, о какой неожиданности решений можно говорить, если, по признанию некоторых членов штаба Ельцина, каждое слово, произнесенное в команде Зюганова, немедленно становилось известным в Кремле. Выборы-2000 в этом отношении, видимо, проходило в точно таких же условиях, так как каких-либо серьезных мер по обеспечению конфиденциальности решений в штабе Зюганова не предпринималось. Вообще говоря, с практикой фальсификаций выборов всех уровней в России, приобретающей с каждым годом все более циничные формы, необходимо кончать. Нужно срочно разрабатывать и принимать совершенно новый закон о выборах. Основные статьи этого закона, по моему мнению, должны быть посвящены: В урне нового типа на каждом опускаемом бюллетене должны автоматически печататься: текущее время (с точностью до секунд), порядковый номер бюллетеня и номер (код) избирательного участка. Все эти данные должны параллельно регистрироваться на непрерывной контрольной ленте (по типу кассовых аппаратов). Для контроля табло с индикацией текущего времени и общего числа уже опущенных бюллетеней необходимо вынести на некоторую высоту над урной, причем цифры индикации должны быть достаточно крупного размера и хорошо видны с любого места комнаты, где проходит голосование. При вскрытии урны для подсчета голосов контейнер с контрольной лентой немедленно опечатывается. Одной из наиболее острых проблем избирательного права является полное отсутствие каких-либо форм ответственности депутатов всех уровней за невыполнение их предвыборных программ и обещаний. Действующая процедура досрочного отзыва депутатов совершенно неработоспособна и, без сомнения, именно такой и задумывалась ее разработчиками с самого начала. Я предлагаю принять закон, согласно которому во время очередных выборов всех уровней, на обороте выдаваемых избирательных бюллетеней печатать фамилии депутатов (или депутата, если он был единственным), выбранных на этих же избирательных участках во время аналогичных предыдущих выборов, с просьбой к избирателям оценить работу этих депутатов за прошедший период. Возможных оценок две — «удовлетворительно» и «неудовлетворительно». Если данный депутат набирает менее 2/3 от числа проголосовавших за него избирателей на прошлых выборах, он обязан вернуть в госбюджет сумму всех выплат, полученных им за весь истекший депутатский период без исключений (оклад, командировочные, дотации и т.п.). В случае отказа в возвращении этой суммы, на имущество бывшего депутата накладывается арест с последующей конфискацией и продажей с торгов. Вырученные от продажи суммы идут на возмещение невыплаченного долга. Иначе говоря, финансируя деятельность депутата, государство дает ему эти средства только в долг, с последующим списанием этого долга лишь в случае положительной оценки избирателями его деятельности за выборный период. Кандидат в депутаты, давая согласие на выдвижение своей кандидатуры на выборах, дает тем самым и согласие с такой формой оплаты его труда (лучше в виде письменной расписки с соответствующими обязательствами). Очень круто? Согласен. Но если хорошенько подумать, то принятие только такого закона поставило бы надежный барьер на пути целой армии проходимцев, идущих в политику не с целью служения своему народу, а от неуемного желания помучить властные полномочия и употреблять их для личного обогащения. Принять такой закон можно только через Всероссийский референдум, так как по вполне понятным причинам, ни Госдума, ни Совет Федерации его никогда не утвердят.
|
|