Обозреватель - Observer
Внутренняя политика

Россия — многонациональная, многоголосая!

З.Годжаев,
председатель Конгресса Национальных объединений России,
председатель Совета Федеральной Азербайджанской НКА в России, профессор

В Российской Федерации проживают более 160 народов и национальностей, каждый из которых обладает уникальными особенностями материальной и духовной культуры. В этом плане Россия не имеет себе равных в мире.
Спрашивается, хорош ли фактор многонациональности для государства. Помогает ли этот фактор процветанию и прогрессу, достижению согласия и гражданского мира внутри страны?

Конечно, практика мировых держав показывает, что почти все они были достаточно многонациональны. И проживающие в этих странах народы приумножали их могущество, потенциальные возможности во всех областях жизнедеятельности. Мы считаем, что и Россия в этом не исключение. Историческая терпимость и доброта в отношении к «инородцам», одним словом то, что называется «русским характером», притягивали многие народы к России. Я бы сказал не сила оружия, не военная мощь, а добрая воля и милосердие, которые доминировали в российском обществе, являлись сплачивающим и объединяющим началом. Кульминацией проявления единства и дружбы наших народов была Победа над фашизмом в 1945 г. Действительно, Россия, занимающая шестую часть земной суши, в Евразийском пространстве имеет особую историческую миссию и ответственность за судьбу народов, населяющих ее. Благодаря соединяющей и объединяющей роли русского народа на территории России сохранились уникальное единство и многообразие, духовная общность и союз различных народов.

В условиях когда на территории бывшего СССР образовалось много суверенных государств, в России интенсивно формируются новые многочисленные диаспоры, эмигрировавшие из ближнего зарубежья. Среди них можно отметить азербайджанскую, армянскую, грузинскую, молдавскую, украинскую, корейскую, курдскую и другие диаспоры. И для этих представителей национальных меньшинств, не имеющих своих субъектов Федерации, национально-культурное развитие требует особой заботы со стороны общественных и государственных структур. Основные принципы, заложенные в государственной национальной политике: равенство прав и свобод человека и гражданина, независимо от его национальности, языка и религиозной принадлежности, запрещение любых форм ограничения прав граждан по признакам национальной принадлежности, запрещение деятельности, направленной на подрыв безопасности государства и возбуждение национальной и социальной розни либо вражды, послужат в скором будущем основой для построения в России гармонично развитого и свободного от предрассудков, патриотически настроенного общества.

Думаю, что настоящее положение дел в области национальной политики требует в ближайшем будущем перенести акценты с национально-территориальных определений на национально-культурные автономии. Подобные структуры должны создаваться во всех субъектах РФ. Полностью согласен со многими политическими и общественными деятелями, отмечающими необходимость создания Совета Национальностей, то есть третьей палаты Федерального Собрания, и аналогичных структур на уровне региональных законодательных органов. Естественно, для этого надо внести соответствующие изменения в Конституцию РФ. Хочу сказать некоторым «горе-патриотам», что в этом в первую очередь заинтересованы представители национальных меньшинств. Ибо ни для кого не секрет, что в стране, где господствуют разруха, анархия и безвластие, самыми уязвимыми являются представители национальных меньшинств. Многим из политиков и во властных структурах надо наконец-то понять — каждая национальность, это богатство России. Национальная палитра России мне напоминает бережно созданную мозаику из драгоценных камней. И без каждого из этих камней картина неполная.

Одним из заметных общественно-политических событий последнего времени было введение института национально-культурной автономии (НКА). Это понятие не новое в истории нашей страны и имеется небольшой практический опыт создания таких образований. Принятый в 1966 г. Федеральный закон «О национально-культурной автономии России», хотя и имеет много недостатков, но все-таки является серьезным достижением в национальной политике России. Согласно закону, НКА — экстерриториальная форма самоопределения, достаточно широко распространенная в мире. Благодаря этому закону повсеместно в РФ создаются автономии диаспорных народов местного регионального и федерального уровня, их сегодня более 400. Важная роль в становлении и развитии НКА, которые имеют статус общественной организации, принадлежит органам самоуправления, а субъектами закона являются этнические объединения России — украинцы, армяне, греки, немцы, евреи, курды и др. Вместе с тем, на территории России действуют многочисленные национальные организации, созданные согласно «акону «Об общественных объединениях». Нет сомнения, что все эти общественные организации послужат развитию этих народов, демократизации и процветанию российского общества, а также достижению гражданского согласия и мира в России. Кроме того, все эти общественные организации проводят большую работу по борьбе с таким опасным явлением современности, как маргинализация отдельных слоев общества, особенно среди представителей диаспор ближнего зарубежья. Достаточно удачно идет процесс создания государственной системы этнокультурного образования. В рамках имеющихся возможностей создаются классы, факультативы, школы, например, в Москве успешно идет создание сети школ национального образования. Уже функционирует 47 таких учреждений с этнокультурными компонентами образования.

Считаю необходимым остановиться на опыте работы с национальными диаспорами в Москве. Действительно, в последние годы соответствующими властными структурами Москвы проводится определенная эффективная работа по урегулированию межнациональных отношений и реализации национально-культурных программ различных диаспор. В частности, начал функционировать «Дом национальностей г. Москвы», представляющий общественным национальным организациям свое помещение и услуги в организации собраний, «круглых столов», научных конференций, торжественных вечеров и национальных праздников, встреч с известными людьми. Надо отметить, что это большая помощь для общественных организаций, которые, как обычно, имеют скромные финансовые возможности. Одним словом, о таком доме мы долгое время мечтали, и вот наши пожелания реализовались. Особо хотелось бы отметить полезность «Горячей телефонной линии» и «Аналитическо-справочной службы по Москве», созданной распоряжением мэра от октября месяца 1999 г. По «Горячей линии» любой гражданин и гость столицы может оперативно сообщать о нарушении своих прав и закона со стороны отдельных нечистоплотных сотрудников правоохранительных органов. Это особо актуально, когда многие люди, в частности выходцы с Кавказа, подвергаются незаконным процедурам, связанным с паспортным режимом, коммерческой деятельностью и т.д. У людей появляется психологическая уверенность в том, что власти смогут оперативно среагировать на такие поступки при поступлении жалобы по «Горячей линии». Я могу засвидетельствовать, как сотрудники этой службы внимательно и оперативно относятся к каждому сигналу о нарушениях. Для такого мегаполиса, как Москва, где проживают представители многих национальностей, это очень важно.

Я думаю, властные структуры должны понять всевозрастающую роль национальных общественных организаций в деле достижения межнационального согласия, в развитии каждого народа и национальности, в конечном итоге формировании гармонично развитого демократического российского общества. Хотелось бы затронуть еще один вопрос — вопрос политического представительства, например представительства в выборных органах РФ, начиная от муниципального и до федерального уровня. По нашему мнению, закон о выборах в Государственную Думу РФ имеет свои недостатки, по этому закону проводить в Парламент России представителей народов «дисперсно проживающих по всей стране» очень проблематично. В этом плане имеется положительный опыт некоторых центральноевропейских стран, где законодательно решен вопрос представительства национальных меньшинств в парламенте. Мы накануне недавних выборов вели консультации со многими ведущими партиями и движениями, объясняли им ситуацию, что, например, двухмиллионная азербайджанская диаспора вот уже третьи выборы не может провести ни одного своего представителя в Думу ни по одномандатным округам, ни по партийным спискам. Это нарушение принципов корпоративной демократии, это недостаток выборной системы. Помогите, поддержите стремление национальных диаспор в этих вопросах, просим мы. Но кроме избирательных объединений «Единства» и «Духовного наследия» никто не откликнулся. Этот шаг мы со стороны вышеназванных объединений расцениваем как проявление уважения ко всем народам и национальностям, проживающим в России, стремление помочь в решении их проблем. Тут я бы хотел процитировать известную крылатую фразу: «Демократия — это удовлетворение интересов меньшинства».



   TopList         




[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]