МОЛОДЕЖЬ
ИДЕТ В ИНСТИТУТ МОЛОДЕЖИ
Интервью ректора Института молодежи, директора Международного института ЮНЕСКО «Молодежь за культуру мира и демократии» И.Ильинского
Ильинский Игорь Михайлович родился 28 июня 1936 г. в Ленинграде.
В 1964 г. заочно закончил Новосибирский институт инженеров железнодорожного транспорта, в 1977 г. с отличием — Дипломатическую академию МИД СССР.
Работал слесарем, старшим мастером-механиком, секретарем комитета комсомола стройки, первым секретарем райкома комсомола, начальником цеха на оборонном заводе в Новосибирске; инструктором, первым заместителем заведующего отделом ЦК комсомола; в течение четырех с половиной лет — главным редактором журнала «Комсомольская жизнь»; с 1977 по 1994 г. — заведующим отделом, заместителем директора, директором НИЦ при ВКШ (затем — Институт молодежи), в течение полутора лет — секретарем парткома ВКШ при ЦК ВЛКСМ.
С февраля 1994 г. по настоящее время — ректор Института молодежи. По совместительству (на общественных началах) с июня 1998 г. — президент Союза негосударственных вузов Москвы и Московской области, с февраля 1996 г. — директор Международного института ЮНЕСКО «Молодежь за культуру мира и демократии», с марта 1995 г. — председатель Совета попечителей Национального института бизнеса.
В 1995—1999 гг. — член Совета по делам молодежи при Правительстве РФ, член коллегии Государственного комитета РФ по делам молодежи. С 1989 по 1995 гг. — вице-президент Исследовательского Комитета-34 «Социология молодежи» Международной социологической ассоциации. С 1984 г. — член редколлегии газеты «Вузовские вести».
Доктор философских наук (1983 г.), профессор (1985 г.). Действительный член Академии гуманитарных наук (1993 г.), Академии менеджмента и рынка (1995 г.), Международной кадровой академии (1996 г.), Российской академии естественных наук (1998 г.).
В России и за рубежом опубликовано более 450 работ, в том числе 14 книг и 12 брошюр. Предметы исследований: теоретические аспекты социологии молодежи и молодежного движения, молодежная политика, глобалистика и глобализация.
Лауреат премии Ленинского комсомола в области науки. Награжден орденом Дружбы (1996 г.), медалями СССР и России, знаком К.Д.Ушинского «За заслуги в области педагогической науки» (1996 г.).
Женат, имеет сына и дочь. Увлекается спортом, чтением, профессионально поет, пишет стихи. Сборник очерков и стихов «Так живу, так люблю» вышел в 1998 г.
Игорь Михайлович, что такое сегодня Институт молодежи, чем он отличается от других российских негосударственных вузов.
Сегодня Институт молодежи — один из ведущих негосударственных вузов России.
Наш институт был создан на базе Высшей комсомольской школы (ВКШ), которая, в свою очередь, создавалась на базе Центральной комсомольской школы. Что значит эта база?
Если говорить о материально-технической части, то это 60 га великолепной парковой территории, более десятка зданий и сооружений, просторные общежития с комнатами на 1, 2, 3 чел., стадион, бассейн, спорткомплекс, теннисные корты, баскетбольныеи волейбольные площадки. База ВКШ — это мощный кадровый потенциал, это потрясающие преподаватели. База ВКШ — это репутация и престиж, наработанные десятилетиями. Высшая комсомольская школа была «элитным», в лучшем смысле этого слова, учебным заведением.
Сохранив все самое лучшее, что было в ВКШ, мы модернизировали наше учебное заведение в соответствии с самыми жесткими требованиями, которые предъявляются к современному вузу.
Сейчас у нас восемь факультетов: культурологии, международных отношений, экономики и управления, психологии, рекламы, социальной работы и информационных систем, юриспруденции, обучения иностранцев.
На дневном отделении осуществляется подготовка по специальностям: «Культурология», «Менеджмент», «Мировая экономика», «Регионоведение», «Реклама», «Социальная работа», «Юриспруденция».
На очно-заочном (вечернем) отделении ведется подготовка по специальностям: «Государственное и муниципальное управление», «Культурология», «Менеджмент», «Психология», «Регионоведение», «Реклама», «Социальная работа», «Юриспруденция». Зачисленным на учебу на дневное отделение и в аспирантуру предоставляется отсрочка от призыва на военную службу, иногородних студентов и аспирантов мы обеспечиваем общежитием.
Сейчас в Институте молодежи учится более 4000 чел., у нас работает более 500 преподавателей.
Если говорить о том, что отличает нас от других вузов, как государственных, так и негосударственных, то необходимо отметить, что именно на базе нашего института создан Международный институт ЮНЕСКО, территория Института молодежи объявлена территорией Культуры Мира. Именно в нашем институте был создан первый факультет социальной работы, мы вводили и методически обеспечивали эту специальность.
В Институте молодежи действует уникальный Научно-исследовательский центр, ведущая российская организация, занимающаяся разработкой и научно-методическим обеспечением государственной молодежной политики.
Обучение в Институте молодежи платное для всех без исключения?
Да. Другой вопрос, что для некоторых студентов мы ввели различные льготы, скидки при оплате обучения, именные стипендии, некоторым предоставляем отсрочку по срокам оплаты.
Нет ли проблем с трудоустройством у ваших выпускников?
Признается ли в государственных и частных организациях ваш диплом?
Институт молодежи прошел государственную аккредитацию, мы выдаем диплом государственного образца, так что никаких формальных проблем нет. Выпускникам, которые хорошо зарекомендовали себя во время учебы, мы оказываем содействие в трудоустройстве. А на признание нашего диплома, кроме госаккредитации, работает и накопленный десятилетиями авторитет Высшей комсомольской школы. Среди наших выпускников — заместитель руководителя Администрации Президента России Джахан Поллыева, заместитель министра образования России Елена Чепурных, многие другие влиятельные и известные люди. Наши выпускники с успехом работают не только в государственных, но и в частных структурах, в бизнесе.
Как бы Вы оценили качество и уровень образования в Институте молодежи, их соотношение со стоимостью учебы?
Неудобно хвалить самого себя, но социологические исследования, проведенные среди студентов ведущих столичных вузов, показывают, что нашим учебным заведением довольно большинство тех, кто получает высшее образование в Институте молодежи. Плата у нас сравнительно ниже, чем в других ведущих вузах, например, в Московском государственном университете имени М.В.Ломоносова, в МГИМО, в Плехановской академии.
А соотношение стоимости и качества обучения, на мой взгляд, — оптимальное. Мы держим максимально низкие цены за получение высшего образования. И показатель такого оптимального соотношения — высокий, особенно по сравнению с другими негосударственными образовательными заведениями, — конкурс. Причем конкурс не только среди российских, но и иностранных студентов.
Как Вы считаете, чем должен руководствоваться абитуриент при выборе между государственным и негосударственным вузами?
Делая любой выбор, абитуриент должен руководствоваться, в первую очередь, своими интересами и запросами. И ориентироваться надо не на сомнительные рейтинги, а на свои собственные впечатления от знакомства с вузом, от общения со студентами и преподавателями. Надо опираться на собственную информацию, реально оценивать собственные возможности и возможности своей семьи. Дать общий совет сложно, потому что у каждого — своя специфическая ситуация. И, конечно, каждый такой совет, каждая консультация, должны быть сугубо индивидуальны.
Институт молодежи смог сохранить материально-техническую базу Высшей комсомольской школы. И не просто сохранить, а укрепить.
Как Вам это удалось?
Не буду скрывать — с трудом. Был период, когда институт буквально растаскивали. Арендаторы хотели закрепиться на нашей территории постоянно и любыми путями. Не раз ставился вопрос и о расчленении института, и о приватизации нашей собственности. Дело доходило и до прямых «наездов» со стороны криминальных группировок. Так что, когда я пришел в Институт молодежи 13 февраля 1994 г., в свой первый рабочий день в качестве ректора, то застал картину, далекую от той, что Вы видите сейчас. Посторонние люди и организации, кучи мусора на территории, полная дезорганизация и подавленность в коллективе. Изменить мы смогли только с помощью упорной работы всех сотрудников и преподавателей института, при поддержке наших друзей в органах государственной власти, правоохранительных и специальных службах.
Существует такая точка зрения, что образовательное учреждение должно заниматься только образованием, а воспитание — исключительная функция семьи. Ваше мнение по этому поводу.
Я категорический противник такой точки зрения. Убежден, что учебные заведения должны заниматься и образованием, и воспитанием. Никто не отнимает воспитательных функций у семьи, но игнорировать роль школы, колледжа, вуза в воспитании подрастающего поколения, не обращать на это внимания — нельзя. Я был противником сокращения в вузах должностей проректоров по воспитательной работе. Если говорить об Институте молодежи, то мы развиваем и студенческое самоуправление, у нас великолепная художественная самодеятельность, одна из лучших в Москве и России. К услугам студентов отличный спортивный комплекс, просторный парк. Так что мы о воспитательной работе не забываем.
Что такое успех в представлении успешного человека, ректора Института молодежи, президента Союза ректоров негосударственных вузов Москвы, академика, профессора, доктора наук?
Те, кто считают, что успех определяется количеством денег, глубоко заблуждаются. Успех — это самореализация, это признание в обществе, среди друзей и коллег. Это достижение поставленных целей. Уверяю Вас, не все богатые люди успешны, более того, очень часто богатство становится источником дополнительных бед и проблем. Я успешен потому, что хорошо и эффективно делаю свое дело, потому что процветает Институт молодежи. В этом — и моя заслуга.
Игорь Михайлович, Вы известны как один из ведущих теоретиков государственной молодежной политики. Как бы Вы могли прокомментировать ее современное состояние?
Занимаюсь государственной молодежной политикой уже не первый год, фактически я был одним из ее создателей в России. Ее современное состояние оставляет желать лучшего, хотя Государственный комитет Российской Федерации по молодежной политике предпринимает все возможное для улучшения положения в этой области.
Но сам Госкомитет был воссоздан полтора года назад. А до этого распускался и снова создавался. На протяжении последних лет ведомство по делам молодежи пережило несколько реорганизаций. Уже одно это характеризует отношение нашего государства к молодежи.
А при таком отношении, когда во вновь созданной структуре федеральных органов исполнительной власти Госкомитету вновь не нашлось места, о какой государственной молодежной политике можно говорить? Хочется надеяться, что та поддержка, которую общественные объединения и представители регионов оказывают Госкоммолодежи будет принята во внимание и поможет сохранить это важное ведомство в правительственной структуре.
Сейчас мы активно взаимодействуем с Государственным комитетом РФ по молодежной политике, проводим на базе нашего Центра образования молодежи «Демократия и развитие» и учебные семинары, и научно-практические конференции. В общем, вносим посильную лепту в решение этого вопроса. Хотя очевидно, что проблемы молодежи должны решаться комплексно, согласованным подходом различных министерств и ведомств. И координирующая роль ведомства по делам молодежи и его статус, должны быть повышены.
Любое государство уделяет очень много внимания работе с молодежью, воспитанию подрастающего поколения в духе патриотизма. В детстве, отрочестве и юности формируется характер и образ жизни молодых граждан России. И от того, как с ними работают сегодня, как ни от чего другого, зависит наше завтра.
Что бы Вы могли пожелать нашим молодым читателям?
Советую меняться всю жизнь, но только в лучшую сторону. Чтобы в зрелом возрасте, оглядываясь на прожитые годы, можно было сказать самому себе: «Я правильно жил», чтобы не было стыдно перед самим собой. Мне перед собой не стыдно, я не изменял ни людям, ни убеждениям. Моя совесть чиста — это самое главное.
И еще одна очень важная вещь, которую я понял и пониманием которой хотел бы поделиться с вами, — личной судьбы у настоящего человека нет и быть не может без счастья Родины. В добрые старые времена говорили так: «Раньше думай о Родине, а потом о себе». Это и есть настоящий патриотизм, на котором держалась и держится Россия.
И сейчас нашей Родине, нашему государству как никогда нужны спасатели и служители, которые профессионально и с энтузиазмом будут выполнять служебный и гражданский долг. Уверен, что такие люди выйдут и из стен Института молодежи.
Беседовали А.Иванов и Е.Павлова
|