Экономика
Обозреватель - Observer



Зарубежный опыт

 ЕВРОПЕЙСКАЯ ЭКОНОМИКА:
НА ПУТИ К СОЕДИНЕННЫМ ШТАТАМ ЕВРОПЫ?
 
И. ГЛАДКОВ,
кандидат экономических наук, доцент
 
Европейская интеграция достигла весьма заметного прогресса за три с половиной десятилетия своего развития при известном сочетании в экономической жизни стран Европы двух составляющих - национальной и интернациональной. Упомянуть об этом есть смысл в связи с участившимися чрезмерно эйфорическими утверждениями о имеющем место сглаживании различий в экономическом развитии и политическом курсе европейских государств. Кроме того, эти страны имеют:
  • национальные особенности хозяйственной, и в частности промышленной, структуры;
  • деловые традиции, отражающие исторический опыт конкретной страны;
  • географические и иные отличительные черты.

Даже заметные во многом успехи интеграционного процесса в Европе (прежде всего в Западноевропейском регионе) не приводят к исчезновению всех существовавших ранее различий в хозяйственной сфере, а скорее наоборот. Известно, что интеграционные процессы могут привести к усилению специализации. Логично было бы предположить, что предоставление странам полной свободы конкуренции будет способствовать более рациональному использованию факторов производства. Реализуется это именно на основе существующих национальных особенностей европейских государств, участвующих в процессах экономической интеграции.

В первые же годы после окончания второй мировой войны в западной части Европы проявилось ощутимое стремление к оживлению межнациональных контактов, международного сотрудничества в целом. Это стремление базировалось главным образом на соображениях хозяйственного характера, поскольку европейская экономика находилась в катастрофическом состоянии и ее возрождение переходило в разряд важнейших, первоочередных задач.

С целью содействия реализации этой задачи США предложили в 1947 г. "план Маршалла", осуществление которого началось с апреля 1948 г. Этот план был рассчитан на обеспечение европейских государств необходимыми им запасами и товарами для проведения в жизнь программ экономического возрождения.

Предоставление американской помощи происходило скорее на общеевропейской, нежели на национальной основе.

Созданный с этой целью специальный международный институт - Организация европейского экономического сотрудничества (ОЕЭС) -распределял помощь между странами-участницами, а также координировал программы по оказанию помощи. Кроме того, в рамках деятельности ОЕЭС предпринимались попытки интенсификации торговли на Европейском континенте.

Показательно, что ОЕЭС не исчерпала себя и после окончания предоставления помощи в 1950 г., продолжая способствовать либерализации международной торговли и экономическому сотрудничеству. Позднее, в 1961 г., эта организация трансформировалась в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), членство в которой было доступно практически каждой из развитых стран Запада.

Кроме чисто хозяйственных факторов, способствовавших нарастанию интеграционных тенденций, имели место геополитические и иные соображения. Среди них - заметное стремление обновленной, возрожденной экономически Западной Германии подключиться к хозяйственной жизни Европы. При этом ее вклад как бы уравновешивался вкладом прочих стран в создание сильной в экономическом отношении Западной Европы. Вместе с тем не допускалось возникновение ситуации, в которой стало бы возможным доминирование ФРГ в политической и военной сфере среди прочих западноевропейских государств.

Исходя из этих соображений, Франция выступила с инициативой подчинить угольную и сталелитейную промышленность Европы единому наднациональному органу и создать в этой области общий рынок. Предложенный план мог способствовать быстрому развитию этих важных для экономического роста отраслей, не давая, однако, ФРГ полностью их контролировать. Помимо Франции и ФРГ к участию в проекте приглашались все заинтересованные западноевропейские страны.

Следствием предпринятых Францией усилий стало создание Европейского объединения угля и стали (ЕОУС)1 весной 1951 г. при участии ФРГ, Италии, Бельгии, Нидерлавдов и Люксембурга.

Таким образом шесть западноевропейских государств и положили начало институционализации интеграционных процессов на Европейском континенте. Некоторые экономически сильные страны Европы (к примеру, Великобритания) пока не подключались к начавшемуся движению, имея на это свои веские причины. Они наблюдали за созданием ЕОУС, а также за попыткой формирования "шестеркой" общей армии и создания организации Европейское Оборонительное Сообщество (что предполагалось "Парижским договором" 1952 г . и "Общим договором" 1952г.).

Предложение о создании данной организации на тот момент не осуществлялось прежде всего из-за оппозиции определенных политических сил во Франции. Но сотрудничество между странами Европы начало развиваться, захватив в первую очередь экономическую сферу, хотя и в скромных размерах. Однако процесс интеграции постоянно нарастал. Важнейшим событием на этом пути стало создание странами вышеназванной "шестерки" Европейского экономического сообщества (ЕЭС) на основе "Римского договора", подписанного в марте 1957 г. на неограниченный срок. Также был создан орган для объединения ресурсов ядерного сырья и ядерной промышленности - Европейское сообщество по атомной энергетике (Евратом). "Римский договор" вступил в силу 1 января 1958 г.

Согласно ст. 2 "Римского договора" задача Сообщества - способствовать посредством создания общего рынка и прогрессирующего сближения экономической политики стран-членов

  • гармоничному развитию экономической активности;
  • ускоренному подъему уровня жизни;
  • более тесным отношениям государств, входящих в Сообщество.

Таким образом, открывался путь к дальнейшему совершенствованию экономических отношений - к экономическому союзу.

Логика интеграции привела позднее к слиянию в 1967 г. трех вышеназванных организаций в единую, которая именуется Европейские Сообщества (ЕС)2. Управляется она следующими властными структурами: институтами Совет министров, Комиссия, Парламент, Суд. Созданы и консультативные организации - Европейский совет. Экономический и социальный комитет, конференции. При ЕС существуют также вел ологательный учреждения, которые в совокупности с консультативными называются органами ЕС. Европейский совет сообществ, действовавший ранее в виде пери одических совещаний в верхах стран-членов ЕС, постепенно превратился в верховную инстанцию интеграционной группировки. То есть механизм действия властных структур ЕС сложился не сразу, а постепенно, нередко видоизменяясь в зависимости от исторических условий.

Финансирование деятельности ЕС осуществляется из

  • бюджета Сообщества,
  • операционного бюджета ЕОУС,
  • ресурсов Европейского фонда развития,
  • банковской деятельности ЕОУС,
  • Европейского инвестиционного банка.

Бюджетом Сообщества распоряжается Комиссия, контролируют его также Совет и Европарламент.

Согласно статье 8 "Римского договора", формирование общего рынка стран-членов должно было бы завершиться в течение 12 лет (начиная с 1958 г.). Однако этот путь до конца не пройден: задачи создания общего рынка товаров, капиталов, услуги рабочей силы стран - членов Сообщества оказались весьма сложны.

Как считает известный западный экономист Ф. Сомерс, само понятие "общий рынок" можно определить как ассоциацию наций, предполагающую свободную торговлю между ее членами, а также общий внешний тариф и полную мобильность факторов производства. Если же, кроме того, согласовывается экономическая политика, то такая ассоциация уже называется экономическим союзом.

ЕС смогли достичь к 1970 г. только первые две цели: отмену всех внутренних тарифов и квотных ограничений и общие внешние тарифы. Что же касается прочих условий, то они не были реализованы в полном объеме и до конца 80-х годов. Медленные темпы реализации интеграционных планов объясняются рядом причин.

Прежде всего это присутствие национальных интересов. Как известно, подлинный экономический союз подразумевает передачу большой части властных полномочий от национальных к наднациональным структурам. На практике это означает сужение суверенитета стран-участниц. Однако с самого начала интеграционных процессов (то есть с 50-х годов) эти идея воспринималась отдельными государствами с большой настороженностью.

Согласно "Римскому договору" механизм принятия решений на основе единогласия был позднее заменен на принцип квалифицированного большинства при голосовании по широкому спектру вопросов (1966г.). Во многом благодаря позиции Франции страны-члены сохранили право вето в ситуациях, когда затрагивались их жизненно важные интересы (Люксембургский компромисс, 1966 г.).

Немаловажную роль в замедлении интеграционных процессов на европейском Западе сыграла в 70-80-е годы Великобритания, исходившая при этом из своих узконациональных соображений.

Быстрому продвижению к экономическому союзу препятствовало и сравнительно частое пополнение ЕС новыми членами. Великобритания, Ирландия и Дания вступили в ЕС в 1973 г., Греция - в 1981, Испания и Потугалия - в 1986г. Это затрудняло согласование деятельности в различных сферах сотрудничества. По данным Комиссии Европейских Сообществ, тем не менее можно составить интересную количественную характеристику достижений стран - членов ЕС в хозяйственной сфере (табл. 1).

Таблица 1

Основные экономические показатели стран ЕС на 1992 г.3

Страна

Население страны,
% к населению ЕС

Валовой продукт на душу
населения, долл. США

Прирост валового продукта в среднем за год,%

Бельгия

2,9

17937

2,9

Великобритания

16,7

15724

3,8

ФРГ + ГДР

23,3

19500

3,3

Греция

3,0

8047

0,0

Дания

1.5

18118

-1,1

Ирландия

1.0

12064

0,9

Испания

11,3

13072

5,5

Италия

16,4

17830

3,9

Люксембург

0,1

21541

3,0

Нидерланды

4,4

16943

4,0

Португалия

2,8

9650

5,0

Франция

16,6

18666

2,3

Согласно приведенным в табл. 1 данным, среди стран Сообщества существуют, несмотря на известные достижения в сфере экономики, весьма заметные различия, отражающие их неодинаковое положение в области социального и хозяйственного развития.

Наконец, среди факторов, тормозящих прогресс интеграции в Западной Европе, и экономический кризис середины 70-х-начала 80-х годов, осложнивший климат свободной торговли в этом регионе. Национальные правительства были вынуждены тогда вновь обратиться к протекционизму в целях поддержки своей промышленности и ослабления кризисных воздействий на экономику в целом.

Новый импульс получило движение к интеграции в первой половине 80-х годов. Кризис показал, что произошло обострение хозяйственных проблем, так как европейские производители часто уступали свои позиции в конкурентной борьбе соперникам из США и Японии. Собственный раздробленный рынок стран - членов ЕС был признан главной причиной случившегося, что и послужило естественным толчком к интеграционным процессам. Стал популярным вывод, что единый европейский рынок будет стимулировать активность не только в сфере производства, маркетинга, но и усилит конкуренцию, а следовательно, эффективность и конкурентоспособность европейской промышленности.

Необходимым условием ускоренного создания общего рынка явилось изменение механизма принятия решений, который требовал единогласия при голосовании. Это условие было выполнено в связи с принятием Единого Европейского Акта в 1985 г.

Согласно этому документу все решения, касающиеся непосредственно внутреннего рынка, могли приниматься не единогласно, а квалифицированным большинством. Кроме того, акт, который вступил в силу после ратификации его всеми 12 членами ЕС в 1987 г., содержал положение, утверждавшее сроки формирования общего европейского рынка не позднее 1992 г.

Единый Европейский Акт внес также поправки в текст " Римского договора ", приняв положения, относящиеся к экономической и социальной сферам, окружающей среде, валютному и политическому сотрудничеству. Таким образом. Акт был важнейшим, хотя и не последним шагом на пути к конечной цели - экономически единой Европе.

Достижению этой цели должен был способствовать новый этап - образование европейского Экономического и валютного союза (ЭВС), что требует далеко идущей координации валютной и экономической политики стран ЕС. Например, это перевод политики из-под национального контроля под контроль Европейского центрального банка (Еврофед), а также замена национальных валют общей валютой. В сфере налоговой политики национальные правительства сохранят большую автономию, но их контролирующие функции должны быть существенно лимитированы.

Наиболее важные решения относительно ЭВС были приняты в 1990 г. Создание ЭВС планируется провести в три этапа, последний из которых должен быть завершен во второй половине текущего десятилетия. Но в связи с необходимостью передачи контроля над реализацией проекта наднациональным структурам ЭВС не может быть создан без политической интеграции.

На Маастрихтских (Нидерланды) заседаниях Европейского Совета 12 стран - членов ЕС согласовали проект уникального договора о создании Европейского Союза. Позднее, после подписания и ратификации этого документа всеми участниками, должны быть реализованы его основные цели, среди которых:

  • введение не позднее 1999 г. единой валюты (ЭКЮ);
  • выработка общего внешнеполитического курса;
  • усиление роли Европарламента;
  • сотрудничество в сфере безопасности, иммиграции;
  • введение европейского гражданства.

Однако Маастрихтские соглашения, по мнению их создателей, не означают вовсе, что ЕС находится на пути к превращению в сверхгосударство в традиционном для нас понимании этого слова: с единым правительством и армией, единой денежной системой и единым рынком, а также с возможностью при этом расширять состав участников.

К концу нынешнего столетия в регионе будет функционировать Европейский центральный банк для контроля и управления единой валютной системой (ЕВС), используемой на едином рынке товаров. Национальные правительства по-прежнему будут заниматься определением размеров расходов, налогообложения и займов, хотя свобода их в этом несколько сузится.

Кроме того, введение европейского гражданства даст дополнительные права гражданам стран - членов ЕС. Так, например, голосовать на выборах в местные органы власти и в Европарламент можно будет на территории ЕС (за исключением выборов в национальные парламенты). Совет министров будет состоять по-прежнему из избранных на национальной основе и останется высшим распорядительным органом ЕС. Сообщество не приемлет вариант США, согласно которому президент возглавляет исполнительную власть.

Следование общей линии во внешней политике, согласие принимать решения по второстепенным вопросам простым большинством голосов не означает, что 12 стран - членов ЕС хотят отказаться от своего раздельного членства в ООН и (или) также в Международном валютном фонде (МВФ).

Страны - члены ЕС обязались, кроме того, стремиться "к конечному оформлению общей оборонительной политики, что в перспективе может привести к созданию общей обороны", но при этом участники Сообщества не покидают организацию НАТО.

Наиболее важную роль среди Маастрихтских договоренностей играет решение о создании Экономического и валютного союза. Единая общая валюта представляется давней и нереализованной пока идеей в ЕС: уже с 1970г. Сообщество пытается создать валютный союз. Тогда срок был намечен - 1980 г., однако сделать это так пока и не удалось. На этот раз случайности как бы исключаются, поскольку реализация проекта разделена на три этапа, четко отделенных друг от друга.

На первом этапе (до 1994 г.) страны - члены ЕС сформируют свои "планы по конвергенции", стремясь к сокращению дефицитов бюджетов и темпов инфляции.

На втором этапе (начался в 1994 г. с создания Европейского валютного института) произойдет координирование национальной валютной политики каждой из стран-членов ЕС. В названном органе будут иметь представительство все центральные национальные банки. Национальные правительства примут соответствующие меры, чтобы обеспечить соотношение курсов своих валют и требований единой системы, то есть попытаются удержать курс в определенных рамках, а также приблизить к показателям лидеров ЕС уровни инфляции и учетных ставок.

Наконец, после этих первых шагов наступит финальный этап создания ЭВС - с 1996 г. Семь государств - членов ЕС должны пройти тест на экономическую конвергенцию (на их готовность к заключению валютного союза). Но если к 1996 г. такое "большинство" еще не сложится, то несколькими годами позже будет принято решение об учреждении Европейского центрального банка. Поэтому валютный союз возникнет даже в том случае, если к 1999г. лишь три-четыре страны продемонстрируют свою готовность к нему.

На современном этапе, пожалуй, лишь Дания, Люксембург и Франция смогли бы удачно пройти тестирование на экономическую конвергенцию. Экономика Германии подвергается дополнительной нагрузке в процессе объединения с восточными землями (повышение уровня инфляции и расходов), а что касается стран на юге континента, то их положение в хозяйственной сфере выглядит ослабленным (Греция, Португалия и др.).

Существует опасность, что несоответствие возросшим стандартам и требованиям ЕС может оттолкнуть кого-то от ЭВС. Странам-участницам на пути к ЭВС надо взять на себя дополнительные обязательства. Но все же остаются два исключения: Великобритания, которая оговорила условие ее участия в ЭВС, а также Дания, пожелавшая провести референдум о своем членстве в ЭВС в конце десятилетия.

Создание единой общей валюты (ЭКЮ) к концу нынешнего века будет иметь такие последствия, как выравнивание цен, что даст импульс торговле и сделает более конкурентоспособными товары, производимые на территории Сообщества. ЭКЮ станет валютой не менее весомой, чем доллар и йена. Но экономически более слабые страны не смогут решать свои проблемы при помощи девальвации национальной валюты. Кроме того, в этих государствах может снизиться уровень занятости, так как произойдет перемещение производств и соответственно рабочих мест в страны с более высоким уровнем хозяйственного развития (наиболее вероятно, в Германию и Францию).

Меньше проблем по Маастрихтским соглашениям возникает по поводу политических договоренностей, поскольку они предполагают главным образом реформирование процесса принятия решений и предоставления большей законодательной власти Европарламенту.

Как известно, Маастрихтское соглашение войдет в силу только после его ратификации всеми двенадцатью странами-участницами. Но оно будет пересматриваться в 1996 г. К тому времени состав ЕС, возможно, пополнится за счет Австрии, Швеции, а возможно, и государств Центральной Европы (Польша и др.).

Если рассматривать ЕС как единое целое, то Сообщество является на современном этапе одним из основных мировых экономических центров. Со своим общим валовым внутренним продуктом (ВВП) в 5728 млрд. ЭКЮ они уже в 1990 г. существенно опережали США (4311 млрд.) и Японию (2264 млрд.), несмотря на известную зависимость этих данных от обменного курса (ЭКЮ опережала доллар и йену в 1990г.).

Лидирует ЕС и по численности населения. По данным на конец 80-х-начало 90-х годов, в странах ЕС проживало более 340 млн. человек, в США - 251 млн., в Японии - 124 млн. человек. Но в то же время граждане США пока самые богатые в мире. Их средний доход, выраженный через индекс покупательной способности, в 1990 г. составлял 151, в Японии этот показатель ниже - 120, на третьем же месте ЕС - 100. Тем не менее Япония и ЕС нагоняют Соединенные Штаты, причем особенно быстро - Япония. Так, в I960 г. США опережали с индексом 189 Европу (100), а также Японию (56).

Как показывают данные, в японской экономике просматривается достаточно благоприятная ситуация с безработицей и инфляцией, а также положительным сальдо по текущим операциям платежного баланса. При этом негативное воздействие существенного (вдвое) увеличения заработной платы в Стране восходящего солнца вызвано не внутренними факторами, а скорее авторитетом японской йены на мировом рынке в 80-е годы.

В целом, положение дел в японской экономике ярко контрастирует с ситуацией в США, в то время как ЕС находится между ними (табл. 2).

Таблица 2

Основные показатели трех "центров силы", 1990 г.4

ПОКАЗАТЕЛИ

ЕС

США

ЯПОНИЯ

Население, млн. чел.

345

251

124

Валовой внутренний продукт (ВВП) в текущих ценах, млрд. ЭКЮ

4728

4311

2264

на душу населения, индекс

100

151

120

Безработица, %

8.5

5,4

2,2

в среднем за 1981—1990 гг., %

9,6

7,1

2,5

Инфляция (1981—1990 гг.),

 

 

 

среднегодовой дефлятор ВВП

6,8

4.2

1,4

Потребление частное,

 

 

 

% от ВВП в текущих ценах

61,5

66,7

56.3

Экспорт товаров и услуг,

 

 

 

% от ВВП в текущих ценах

9,1

9,9

13,9

Импорт товаров и услуг,

 

 

 

% от ВВП в текущих ценах

10,1

11,2

12.5

Текущие операции, баланс

-0,3

-1,7

1,6

Согласно оценочным данным, баланс по текущим операциям в ЕС находится в относительном равновесии, японский на протяжении ряда лет сводится с положительным сальдо, а США имеют достаточно крупный дефицит.

Как показывают данные, экспорт и импорт товаров и услуг составлял около 10% ВВП везде, кроме Японии.

Кроме того, представляет большой интерес географическая структура внешнеторговых контактов Сообщества. К числу его наиболее видных партнеров относятся развивающиеся страны (табл. 3).

Таблица 3

Географическая структура внешней торговли ЕС
(на конец 80-х годов)5

СТРАНЫ, ГРУППЫ

ЭКСПОРТ ЕС

ИМПОРТ ЕС

Развивающиеся страны

30,0

32,0

Промышленно развитые страны Европы (не члены ЕС)

30,0

27,0

США

20,0

17,0

Япония

5,0

10,0

Остальные страны (Канада, Австралия, страны с плановой системой хозяйства)

15,0

14,0

Согласно оценочным данным Комиссии Европейских Сообществ, суммарный объем экспорта ЕС составлял в конце 80-х годов, примерно 370 млрд. ЭКЮ, а импорта - 380 млрд. ЭКЮ. Дефицит во внешней торговле ЕС с Японией в этот период равнялся 23 млрд. ЭКЮ, что характерно для внешнеторговых связей Сообщества с Японией.

Существенные отличия характерны для практики торговых контактов Японии, так как японская модель предполагает направление 58% экспорта страны в ЕС и США, а также получение примерно 32% всех своих поставок по импорту именно из этих регионов.

Становится понятно, что торговые связи между мировыми центрами на современном этапе выглядят несбалансированными.

Это обстоятельство часто вызывает споры и нарекания. Так, США упрекают ЕС за использование в торговой практике государственных дотаций (субсидий) и протекционизма, особенно в области сельского хозяйства. Соединенные Штаты опасаются, что, несмотря на разговоры о "свободном рынке", ЕС построит что-то вроде "европейской крепости" с ограниченными возможностями для иностранных экспортеров.

Сообщество, в свою очередь, склонно обжаловать ограниченность доступа на японский рынок, что связано с нетарифными ограничениями, а в то же время их собственный рынок наводнен японской продукцией высокотехнологичных отраслей промышленности (электроника компьютеры, автомашины и т.п.). Поэтому приоритетная ориентация ЕС на менее развитые государства является показателем его невысокой конкурентоспособности в этом секторе. Считается, что структурная слабость Сообщества, как и прочие негативные моменты в хозяйстве, может быть успешно преодолена на пути к интегрированному единому рынку в рамках интегрированной европейской экономики.

1 ЕОУС во второй половине 80-х годов контролировало свыше 80% производства чугуна и стали, почти всю добычу каменного угля в Западной Европе.
2 Неофициально и достаточно часто дается название Европейское Сообщество.
3 ИСТОЧНИК: Комиссия Европейских Сообществ, март/апрель 1992 г. Рассчитано на базе паритета покупательной способности.
4 ИСТОЧНИК: Европейская экономика, декабрь 1990 г.; оценка Комиссии Европейских Сообществ, ноябрь 1990 г.
5 ИСТОЧНИК: Комиссия Европейских Сообществ, 1990.



   TopList         




[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]