Обозреватель - Observer
|
Духовное наследие
|
Особенности
региональной политики
«ДУХОВНОГО НАСЛЕДИЯ»
В.КУЛИШ, советник председателя ЦС ВОПД «Духовное наследие»
Всвязи с происшедшими за последнее время коренными
изменениями во всех сферах жизнедеятельности российского общества роль
и место региональной политики в системе государственного устройства и управления
неизмеримо возросли, и этот процесс имеет устойчивую тенденцию дальнейшего
развития. Он обусловливает необходимость нового подхода к региональной
политике и отторжение старых форм и методов ее осуществления. Здесь прежде
всего речь идет о создании новой программы государственной региональной
политики, отражающей все особенности нынешнего этапа общественного развития
и перспективы его на будущее. Объективности ради следует сказать, что попытки
создания такой программы предпринимались неоднократно и на различных уровнях
(от Администрации Президента, правительства, обеих палат Федерального Собрания
и до научных учреждений), но, к сожалению, эти попытки не получили логического
завершения. И, как результат, на сегодняшний день мы не имеем цельной,
общегосударственной программы регионального развития, что является серьезным
препятствием на пути возрождения и развития России.
Как известно, государственная региональная политика должна основываться
на принципах и положениях Конституции Российской Федерации, федеральных
законах и нормативных актах органов местного самоуправления. Она должна
представлять собой основу деятельности по управлению процессом развития
и укрепления Российского государства, с учетом интересов как всего общества
в целом, так и отдельных субъектов РФ, в частности. Другими словами, региональная
политика является деятельностью государства по регулированию политического,
экономического, социального и экологического развития нашей страны в пространственном
(территориальном) аспекте. Исходя из этого, региональная политика должна
строиться на дифференцированной и рациональной основах. Объектом региональной
политики является вся территория РФ, разделенная на экономико-географические
зоны, в которые входят территории субъектов РФ и местные самоуправляемые
структуры. Государственная региональная политика должна строиться на принципах
федерализма, социально-экономической самостоятельности, разнообразия форм
и методов общественного и местного самоуправления. Данная политика должна
быть направлена на обеспечение максимально возможного самостоятельного
и всестороннего развития субъектов Федерации на основе использования ими
своих собственных ресурсов, координации и кооперации механизмов межрегионального
развития, с учетом интересов и в рамках единого Российского государства.
Исходя из этого, основными целями государственной региональной
политики должны быть:
-
укрепление политических, экономических и социальных основ развития Российского
государства;
-
обеспечение военной, экономической и экологической безопасности России,
в целом, и каждого из ее субъектов, в частности;
-
обеспечение социального равновесия в жизненном уровне всех категорий и
групп населения российских граждан, сбалансированности их интересов с социально-экономической
политикой всего государства;
-
повышение жизненного уровня населения всех регионов нашей страны;
-
создание равнозначных условий для полноценного национально-культурного
развития народов РФ.
С учетом этого, главными целевыми задачами государственной региональной
политики должны стать:
-
разработка и реализация мер политического, экономического и правового характера,
обеспечивающих конституционно установленную самостоятельность различных
регионов нашей страны с сочетанием государственного стимулирования их активности
на всей территории РФ;
-
последовательное смещение приоритетов хозяйственной, финансовой, социальной,
культурной и национальной политики в сторону российских регионов;
-
реальное обеспечение каждому гражданину РФ конституционных прав и свобод
на всей территории РФ;
-
формирование рациональной пространственной структуры региональной экономики,
совершенствование системы территориального разделения труда, развития эффективных
и конкурентоспособных направлений организации хозяйств и экономических
связей регионов в рамках единого общегосударственного экономического пространства;
-
государственная поддержка регионов с наиболее сложными экономическими,
социальными и эколоическими условиями жизни для людей, а также субъектов
с недостаточным для саморазвития материальным и демографическим потенциалом;
-
приведение политики социально-экономического развития отдельных регионов
нашей страны в соответствие с новыми геополитическими и экономическими
реалиями данного времени и их доминирующей ролью в реализации стратегических
планов России (в частности, на Северном Кавказе и Дальнем Востоке).
Важную роль в реализации этих задач призваны играть принципы региональной
политики, к которым, в частности, относятся:
-
формирование равных институционных условий жизнедеятельности различных
регионов нашей страны, преодоление существующих различий в уровнях экономического,
социального и культурного развития ряда субъектов РФ;
-
использование прогрессивных форм пространственной организации общественного
производства и размещения квалифицированных кадров на всей территории нашей
страны;
-
внедрение отраслевого принципа специализации регионов РФ, структурная перестройка
которых должна осуществляться в соответствии с научно-технической и инвестиционной
политикой Российского государства, а также среднесрочной и долгосрочной
программами его развития;
-
недопущение иждивенческих и сепаратист-ских тенденций, проявляющихся в
отдельных регионах РФ, главным образом путем экономического и хозяйственного
урегулирования возникающих противоречий.
Говоря о целях, задачах и принципах региональной политики, хотелось бы
особо подчеркнуть роль и место национального фактора как составной части
этой политики.
Учитывая его специфическую особенность (как известно, полиэтничность
— характерный признак самой России и каждого из ее регионов), в программе
региональной политики следует выделить следующие основные аспекты
национального развития:
-
постепенное уравнивание фактических прав различных субъектов РФ (республик,
краев, областей и др.);
-
обеспечение главенства федеральных законов во всех областях, отнесенных
исключительно к компетенции Федерального центра, а также к совместному
ведению Центра и субъектов Федерации;
-
регулирование на уровне Федерального центра международных экономических
и культурных связей РФ, преодоление попыток отдельных республик, краев
и областей выступать в той или иной форме в качестве субъектов международного
права;
-
становление в полном объеме национально-культурной автономии, обеспечение
ее соответствующим федеральным законодательством;
-
уравнивание прав национальных меньшинств и коренных малочисленных народов,
проживающих на территории РФ;
-
решение наиболее острых межнациональных конфликтов и противоречий мирным
путем, без военного вмешательства Центра и других субъ-ектов РФ;
-
эффективная защита национальных прав и свобод личности во всех регионах
нашей страны, особенно в зонах межнациональных конфликтов;
-
выработка и реализация на практике основополагающих принципов социального
и культурного объединения граждан и их взаимодействие.
Таким образом, дальнейшее развитие России как цельного жизнеспособного
и цивилизованного
государства невозможно без разработки и реализации реальной общегосударственной
региональной политики и ее программы, направленных на укрепление и развитие
многосторонних связей между Центром и регионами, а также между органами
государственной власти и местного самоуправления. Целью данного взаимодействия
должно стать эффективное социально-экономическое развитие соответствующих
региональных структур (муниципальных образований субъектов Федерации) и
всей России, в целом.
Это и является одной из целевых задач деятельности Всероссийского общественно-политического
движения «Духовное наследие» (о чем подробно говорится в его Программе,
а также в книге председателя ЦС ВОПД А.Подберезкина «Русский путь: сделай
шаг»).
И в заключение хотелось бы коснуться еще одного существенного момента,
имеющего непосредственное отношение к теме данной публикации. Учитывая
общественный характер деятельности ВОПД «Духовное наследие» и целевую направленность
его основных аспектов (возрождение традиций, гуманизм, духовность и т.д.),
в качестве доминанты вышеуказанной программы государственной региональной
политики, на мой взгляд, следует принять утверждение, что любое развитие
Общества осуществляется прежде всего через развитие Человека с использованием
его главного феномена — Духовное Сознание. В данном случае, развитие
России, и, в частности, ее региональной структуры, должно осуществляться,
в первую очередь, через изменение Сознания и типа мышления людей, населяющих
ту или иную территорию и страну, в целом, т.е. когда речь идет о развитии
экономики, политики, социальной и иных сфер жизнедеятельности нашего общества,
то следует иметь в виду прежде всего подготовленность Сознания людей, осуществляющих
это развитие. Ибо, как всем известно, Общество, не обеспеченное осознанностью
своих членов правоты решаемых ими задач, обречено на поражение! И это
надо хорошо помнить.
404 Not Found
Not Found
The requested URL /hits/hits.asp was not found on this server.
<%you_hit(58);%>