Обозреватель - Observer 
Внутренняя политика 

 Бюрократия:
хождение во власть
 
В.ТАТУР, директор Института ноосферного естествознания
 
Бюрократия долго шла к власти. Не десятилетия, а столетия. Шаг за шагом, создавая плацдарм для ее захвата. Ее победное шествие к вершине власти началось после реформ Петра I и она достигла ее, пройдя огонь Октябрьской революции.
 
Пленительная власть
 
Втечение нескольких столетий в России формировался мощный бюрократический аппарат. Чиновники всех рангов трудились на ниве управления, но управлять им приходилось не своим имуществом. Для бюрократа вся собственность, которой он распоряжался, — не его, обособленная от него. Он обладает ею, не обладая, он должен извлекать доходы из нее, но не для себя, он хочет передать ее по наследству, а не может, не может изменить ее юридический статус, а как хочется. И как змей совращал Еву откусить от яблока и познать Добро и Зло, так и власть, особенно самодержавная, совращала бюрократию возможностью испытать свое могущество, стать равной Богу на Земле. Один человек, всего один мешал целому аппарату безраздельно господствовать в России. Власть монарха ограничивала корпоративную власть. Он реально принимал окончательное решение и был властителем и судеб. Монарх получал власть по наследству, а потому был вне аппарата и над ним.

Первая мировая война была подарком для бюрократии (или ее тайным делом). Она обеспечила концентрацию собственности у государства. В руках бюрократии оказались рычаги управления мощнейшей державой. В эти годы многие проморгали появление на политической арене нового класса, весь интеллект которого был направлен на поддержание противостояния рабочего класса и капиталистов до полного изнеможения как того, так и другого. Этот новый класс — класс бюрократии.

Истоки бюрократии
 
Государство. Это слово волнует бюрократа и приводит в священный трепет. Он молится на государство, он его обоготворяет, он любит его своей первой и единственной любовью. В нем все номенклатурное богатство бюрократа, а, если более конкретно, в количестве связей, которыми он располагает, занимая определенную должность. Последняя есть лишь рабочее место на фабрике по производству распоряжений, называемой государством. Но распоряжения — это не просто решения. Это — решения, опирающиеся на власть, на проявление и демонстрацию силы и, как первейшей и самой простой формы силы, — физической силы. Исторически первое распоряжение было не что иное, как решение, подкрепленное простой физической силой.

Для понимания истоков и сути бюрократии нужно уяснить, что вся сложная система управления современного общества выросла из такого простого отношения между индивидами в первобытном обществе, как физическое насилие. Доминировало то решение, то есть становилось распоряжением, которое опиралось на более эффективную силу. С развитием человеческого общества это нашло проявление при выборе военных вождей, вокруг которых в последствии и стали складываться системы управления возникающих протогосударств.

Одновременно с возникновением государства на развалинах общинной собственности возникла обособленная собственность. В историческом контексте она появилась почти незаметно и раньше частной. Ее отличительное свойство было в том, что она не передавалась по наследству, а давалась лишь в пользование. Не на общинной, а на обособленной собственности, как на фундаменте, выросла частная собственность.
Вслед за этим должна была появиться такая система управления, которая своей целью ставила не развитие общества, а только свое развитие. Человек в такой системе должен был цениться не за свои умственные способности, а за способности плодить распоряжения, увеличивать количество должностей, обеспечивать проникновение бюрократического производства во все поры общественного организма. Разбухание системы управления и перепроизводство распоряжений, которые не находили своего воплощения в жизни, дублирование функций — вот внешние признаки идеала бюрократической системы, идеала государства, система принуждения которого основана на насилии. Коррупция, продажность чиновников в самой сути такого госу- дарства, поскольку за всяким распоряжением стоит сила, обыкновенная физическая сила, многократно усиленная и модифицированная различными техническими средствами. Именно потому, что у товара и распоряжения есть единая основа — физическая сила человека, можно торговать распоряжениями и должностями. Именно поэтому можно предлагать, как «великий» демократ Г.Попов, узаконить взятки и брать с них налоги. Короче, сделать должность легальным товаром. Пока не изменятся принципы самоуправления общества, коррупция неистребима по своей сути. Формы мздоимства чиновников будут изменяться вместе с формами борьбы со взяточничеством. Но чиновник чиновнику рознь. Чем больше бюрократ способен влиять на денежные потоки, тем ценнее его должность, тем больше вероятность его коррумпированности. В процессе развития государства возникло четыре крупных управленческих блока: идеологический, хозяйственный, карательный, оборонный. В соответствии с ними сформировались четыре конкурирующих между собой отряда бюрократии. У каждого из них и по сей день есть свои особые интересы. Каждый отряд бюрократии стремится быть доминирующим и он становится им на определенных этапах развития общества. Такое общество не является феодальной реакцией на развитие буржуазных отношений, а напротив, является шагом вперед по отношению к частной собственности и преддверием общественной.
Любые реформирования общества обособленной собственности будут не удалять нас от общественной собственности, а приближать к ней, как бы кому не хотелось реформировать этот строй в сторону капитализма, какими бы ужасными нам не казались эти этапы, как бы их не называли: военный коммунизм, диктатура пролетариата, оттепель, развитой социализм, номенклатурный капитализм и т.д.

Все развитие России тому подтверждение.

За что боролись — на то и напоролись
 
Совершая Октябрьскую революцию, большевики стремились, как им казалось, к слому государственной машины, но в итоге им пришлось создать такую же государственную машину. Но прежде бюрократия руками большевиков расправилась с царской семьей, ибо только она мешала им окончательно заявить о правах на власть, избавиться от векового кошмара иметь, не имея. Прервав династическую традицию передачи власти по наследству внутри одного семейства, а вместе с ней и традицию частной собственности на власть, бюрократия создала новую традицию — корпоративной собственности на эту вожделенную власть. Теперь к ней должны были приходить только ее ставленники. Для того чтобы определить, какая ветвь бюрократии в то или иное время находится у власти, достаточно посмотреть, какая из ее частей наращивает свою живую массу.

Где плодятся бюрократы
 
Еще во время гражданской войны власть в партии стал прибирать к рукам ее аппарат. С середины 20-х годов пышным цветом расцветает бюрократия всех мастей. Для того чтобы хоть каким-то образом согласовать интересы разных своих ветвей, бюрократия выделяет из своей среды одного единственного, которого она возносит на вершину власти. Централизация собственности в руках государства, огосударствление земли, превращение всех в подданных его величества государства было сущностным интересом бюрократии, ибо это была ее собственность и ее работники. Бюрократия не может без централизации как главной своей идеи, но на определенных этапах она проходит через децентрализацию, чтобы увеличить свою массу, проникнуть все глубже в общественный организм, поразив метастазами все общественные ткани. Случилось то, о чем преду-преждали бесконечно третируемые сегодня, классики марксизма: ни в коем случае общество не должно передавать в руки бюрократии право определять и милостиво выдавать рабочему его долю из его собственного продукта. Но это произошло. Тем самым бюрократия обеспечила почву для своей власти и получила в руки экономическую удавку на производящих работников.

Будучи выдвинут на вершину власти, Сталин в своей деятельности по строительству государства бюрократов опирался на партноменклатуру и аппарат ЧК. Постепенно репрессивный аппарат превращался в государство в государстве. Его чиновники в 30-х годах активно уничтожали своих партийных, советских и военных собратьев. С 37-го года НКВД официально контролирует партийную, советскую и военную бюрократию. Власть полностью переходит к ее карательному отряду. Великая Отечественная война создала новую конфигурацию сил внутри бюрократии. После смерти Сталина к власти приходит ее идеологический отряд — партийная бюрократия, которая расцветает пышным цветом и в течение 30 лет определяет развитие общества. Конечно, увеличивают свою массу и другие отряды бюрократии, но доминирующей является партноменклатура.

Грабли бюрократии
 
После возникновения поста президента созрели все предпосылки к приходу к власти хозяйственной бюрократии. Так называемого второго эшелона номенклатуры. Партийная номенклатура сметена, сейчас на ее смену пришли те, кто, как они думают, знают что делать с собственностью. Ее нужно забрать себе. Ибо никто другой в России кроме них, по их мнению, не может управлять ею успешно. Наконец-то они могут изменить юридический статус собственности. Но и здесь их поджидают противоречия. Эту собственность нужно разделить между собой. Они должны сохранить власть в государстве и стать собственниками, которых эксплуатирует государство. С одной стороны, они в корпорации, в системе. С другой — они хотят быть частными собственниками, вне системы. Путь — создание АО, в которых у государства контрольный пакет акций, и они имеют не малый пакет. Как это сделать? «О, его величество ваучер, именной по закону и безымянный по жизни! О информация, источник блаженства и собственности! Соединитесь вместе, и пусть на меня, бедного бюрократа, польется желанный денежный дождь!» — так, или примерно так, молился бюрократ, проводя ваучерную приватизацию на благо народа, своего народа, бюрократического. Недаром настоящий этап получил название номенклатурный капитализм. Но противоречия между интересами государства, как обособленной своей корпорации, и личными интересами в различных АО приводят к шараханиям из стороны в сторону, от желания укрепить государство, собрать больше налогов, до желания создать условия для быстрого обогащения (конечно своего). В результате этих метаний хозяйственная бюрократия доводит государство до крайней степени разорения и запустения. Ситуация в экономике приводит к тому, что ставится под сомнение жизнеспособность армии: нет достаточной мобилизации, уходят из армии или из жизни офицеры, не идет обеспечение армии новыми видами техники, по причине отсутствия средств и развала ВПК, старая техника не ремонтируется, снижается образовательный уровень новобранцев. Первый раз военная бюрократия пострадала в конце 30-х годов. Сейчас военная бюрократия страдает второй раз. Только слепой дважды наступает на одни и те же грабли.

Дума как поле боя
 
Каждая бюрократия выполняет определенную функцию. У военной бюрократии — это защита Отечества, а не только государства, как у репрессивных органов. В безвременье правления хозяйственной бюрократии, когда государство разваливается на глазах, а значит разваливается система жизнеобеспечения армии, военная бюрократия сопротивляется развалу армии всеми возможными средствами. Но когда система, которую создали хозяйственные бюрократы, ставит на грань смерти не только личный состав армии (голодная смерть), но и общество, отключением электроэнергии от центров управления стратегическими ракетными комплексами, атомных подводных лодок и т.д., то военные вынуждены ввязываться в политику. Они вынуждены маршировать по улицам городов, как в Волгограде, претендуя на места в местные органы власти, оповещать всех об особых интересах армии, идти во все блоки и партии, участвовавшие в выборах в Государственную Думу в 1995 г., и как апофеоз — выставить своего кандидата на выборах президента. Но участие в выборах в Государственную Думу представителей военных это было лишь средство, чтобы выпустить пар у военной бюрократии, проведя ее представителей в законодательный орган и предоставив ей хоть какие-то полномочия. Видимость власти — вот что ее ждало. Но народ не захотел избирать тех, кому было приказано думать. Военные потерпели крах, но, как и власть Думы, этот крах — фикция.

Реальная схватка и реальная власть была впереди. Кто мог представлять ее интересы? Зюганов, Жириновский, Лебедь, Романов? Оказалось — никто. Никто реально не сплотил военную бюрократию, никто не смог воспользоваться трагической ситуацией в вооруженных силах. А хозяйственная бюрократия смогла расчленить военную элиту, сыграть на честолюбии кандидатов и кандидатиков, смогла сплотить весь  номенклатурный капитал, выросший на бюджетных деньгах, наплевать на все законы и условности президентской избирательной кампании. Она цинично воспользовалась своим привилегированным положением, чтобы сохранить за собой власть. Хотя военная бюрократия давно поняла, что быть вне политики нельзя, но только сейчас она приступила к консолидации своих сил через создание движения в поддержку армии и ВПК (ДПА). В разные времена она занимала разные стороны, и кого она поддерживала, у того была и победа. Военная бюрократия не была только на своей стороне. Кто теперь ее поддержит, того и она поддержит, если не будет обманута в очередной раз.

Армия единственный общегосударственный не приватизируемый официально организм. Можно сказать, что это стержень единства России в настоящее время. Нет других ни политических, ни экономических реалий сохранения единства России как только опасность не выпустить атомного джина из бутылки. Если бы этого не было — Россию давно бы растащила по регионам местная хозяйственная бюрократия. Не помогла бы ни политическая трескотня о якобы общей судьбе, ни упование на призрачные экономические интересы.
Военная бюрократия — это единственная часть бюрократии, которая не была у руля государства. Приход военных к власти не означает, что это будут обязательно люди с погонами. Это могут быть представители ВПК, армии. Внешняя цель военной бюрократии — это защита Отечества. Она видит ее в том, чтобы Вооруженные Силы были способны отразить любую внешнюю агрессию. Цель по отношению к себе — это увеличение своей живой массы: военных, у которых на погонах звездочки, должно быть больше, а главное — больше военных, у которых на погонах большие звездочки. Пока Президент увеличивал число генералов силовых структур (со времен СССР их число возросло в 7 раз), военную бюрократию раздирали внутренние противоречия, препятствующие ее консолидации. Сейчас же, с объявлением начала военной реформы и реальным сокращением командного состава Вооруженных Сил, появились субъективные причины консолидации военных. Лозунги, которые они будут провозглашать, найдут отклик у подавляющей части общества, уставшего вымирать в ограбленном доме. Это лозунги национализации предприятий ВПК, поддержки науки, передовых технологий, образования и здравоохранения, развития самоуправления. Почему так?

Дохлый солдат — плохой солдат
 
Что такое на деле выполнение военными своей функции? Это — работа, связанная с огромными физическими и психическими нагрузками. Сейчас здоровье нации катастрофически ухудшается и, как следствие, здоровье военнослужащих из года в год становится все хуже и хуже. А дохлый солдат — плохой солдат. С ним Отечество не защитить. Отсюда естественно стремление у военной бюрократии к улучшению здоровья призывников. Но его в одночасье не поправишь. Нужны систематические тренировки. Как следствие этого военные особое внимание будут уделять оздоровлению подростков, создавать спортивные школы и т.д.
Однако ужасающее загрязнение окружающей среды будет сводить на нет все их усилия, направленные на оздоровление подрастающего поколения. Уже сейчас последствия загрязнения природы таковы, что большая часть выпускников школ промышленных городов не обладают необходимым уровнем здоровья для несения воинской службы. Именно поэтому военные будут уделять особое внимание экологии. И это не по причине благотворительности, а в силу своих особых интересов и честолюбивых замыслов.

Балбес — он и в Африке балбес
 
Но вот результат достигнут. В армию хлынул поток здоровых призывников. Не чихают, 100 раз отжимаются, могут пробежать много километров с полной выкладкой, но... но не знают как этим пользоваться. Их надо учить. Вот горе. Набирали солдат, а набрали балбесов. Таких могли бы и из других стран пригласить. Этих за два или три года не выучишь. Значит, надо учить в школе. Но в школу не поставишь танки и ракеты. Нужно поднимать общеобразовательный уровень, чтобы каждый мог самостоятельно и достаточно быстро осваивать новую технику. Забота об общем уровне развития школьников будет одной из приоритетных задач военной бюрократии.

Бумерангом по томагавкам
 
Сегодня в армии есть еще автоматы, стоят заброшенные танки, иногда летают самолеты. Не хватает горючего, запчастей. Если и дальше будет происходить развал оборонной промышленности, то в школах всех детей нужно будет обучать пользоваться бумерангом, поскольку такое оружие экономное — возвращается, а научить пользоваться им можно и балбеса. Но томагавки бумерангами не собъешь. Другие страны создают современные средства вооружения, тратят колоссальные средства на научные исследования в военных технологиях. Даже Япония утвердила военный бюджет, который уступает лишь военному бюджету США. Для военной бюрократии это как красная тряпка для быка. Она должна обеспечить оборонную мощь страны. Для этого она будет ускоренными темпами восстанавливать ВПК. Но ВПК без высококвалифицированных кадров лишь объекты недвижимости, на которые претендует хозяйственная бюрократия и которые она хочет как можно быстрее «прихватизировать» через аукционы. Но она забывает правила обобщенной бюрократии, которыми сама часто пользуется: когда нужно, закон имеет обратную силу. Национализация оборонозначимых предприятий такой же закономерный шаг военной бюрократии, как и всемирная поддержка науки и наукоемких производств. Она обеспечит технократам почву для созидательной деятельности, для тех, кто ориентирован на национальные интересы и может мыслить стратегически: не пятилетками, а на полвека вперед.

По городам и весям
 
Чтобы не были окончательно погребены под развалинами реформ научные школы, требуется приток новых талантливых молодых ученых. Но поднятие уровня науки означает всероссийский поиск талантов, а следовательно, доступность высшего образования выходцам из всех слоев общества. Но как организационно и финансово обеспечить этот процесс при сегодняшней разрухе? Как, сокращая невоенный бюрократический аппарат, т.е. своих конкурентов во внутренней бюрократической игре, достичь поставленных целей? Такие или примерно такие вопросы могут волновать военных, обдумывающих свое властное бытие. Единственный путь, с их точки зрения, — это обеспечение самоуправления населения через земства или подобные органы. Всемерная организационная и финансовая поддержка становлению этих форм самоуправления обеспечит быстрый рост экономики и приток в институты талантливой молодежи. Не Центр и не регионы, а местные органы самоуправления способны выполнить задачи, стоящие перед военной бюрократией. Как ни парадоксально, но сегодня путь к русской демократии (соборности) и экономическому возрождению вероятнее всего лежит через этап правления военных.

Будем надеяться, что он будет коротким и плодотворным.



   TopList         




[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]