Обозреватель - Observer |
Внутренняя политика
|
Куда
качнется
маятник?(Еще раз о российско-белорусской интеграции)
А.УСОВ,Маятник российско-белорусской интеграции продолжает мерно раскачиваться. Вот рука президента Белоруссии А.Лукашенко заводит пружину интеграции новой объединительной инициативой — и маятник, стремительно набирая скорость, мчит общественное мнение к главной цели — образованию единого союзного государства1 . Но проходит время и невидимое земное притяжение (читай — отсутствие политической воли, или убежденности в целесооборазности этого шага) останавливает маятник и возвращает в исходное положение. Так было 2 апреля 1996 г., когда в Москве подписывался Договор об образовании Сообщества, так произошло год спустя, когда был подписан Договор о Союзе Беларуси и России, похоже, что так случилось и 25 декабря 1998 г., когда в результате нескольких напористых визитов А.Лукашенко в Москву президентами двух стран была подписана декларация о дальнейшем единении Белоруссии и России и ряд других интеграционных соглашений.
политолог
Терпение и настойчивость, с которой А.Лукашенко отстаивает идеи единения России и Белоруссии достойны уважения и восхищения. Но что или кто стоит на его пути?
Вот и недавний апрельский визит белорусского лидера в Москву предполагал
окончательное согласование текста Договора об объединении России и Белоруссии
в союзное государство2 . Однако и на этот раз достичь
согласия и прорыва к объединению не удалось. В интервью журналистам Президент
Белоруссии пояснил, что возникли разногласия по вопросу о введении постов
Президента и вице-президента союзного государства. Российский президент
высказался за сохранение коллективного органа управления Союзом — Высшего
Совета.
Полемика между сторонниками и противниками объединения двух государств
давно выявила основные аргументы оппонентов. В вопросе объединения России
и Белоруссии наиболее рельефно обозначились две концепции: государственно-политического
объединения и создания экономического союза. Сторонники государственно-политического
объединения первоосновой успешной интеграции считают объединение
двух стран на федеративной или конфедеративной основе. Сторонники экономического
союза полагают, что без установления эффективного торгово-экономического
сотрудничества, сближения курса реформ, унификации законодательств преждевременно
и бесперспективно ставить вопрос об объединении государственном.
Более откровенные оппоненты российско-белорусской интеграции аргументируют
свою позицию так:
В геополитическом плане Россия и Белоруссия связаны единством исторических корней, родственными узами, единством веры, близостью языка и культуры, стратегическими, экономическими, политическими и оборонными интересами. Более двухсот лет (на протяжении десяти поколений) русские и белорусы были гражданами единого государства. Именно в эти два столетия складывался единый и общий для двух народов рынок идей, труда, капиталов, товаров, единая, объединяющая народы православная церковь, единая система ценностей и нравственных стандартов поведения.
На долю России в 1997 г. приходилось 58,7% общего внешнеторгового оборота Белоруссии. В свою очередь Белоруссия — второй по значению (после Украины) торговый партнер России в рамках СНГ. На ее долю в 1997 г. приходилось почти 30% товарооборота РФ со странами Содружества и более 6% общего объема товарооборота.
Общий экономический интерес обусловлен особенностью белорусской экономики,
где в структуре промышленности преобладают обрабатывающие производства,
использование которых освобождает российскую промышленность от больших
затрат на развитие дублирующих предприятий. Добавим к этому, что потребности
белорусской экономики обеспечиваются за счет поставок из России нефти —
на 86%, природного газа — на 90%, угля — на 76%, электроэнергии — на 15%.
Через территорию Белоруссии осуществляется свыше 70% российского экспорта
в Центральную и Западную Европу. В условиях расширения НАТО на Восток роль
Белоруссии как важного стратегического партнера России еще более возросла.
Результативность российско-белорусской интеграции очевидна. Растут
показатели торгово-экономического сотрудничества, ликвидированы пограничные
и таможенные барьеры, установлены широкие межрегиональные связи, решаются
вопросы уравнивания граждан двух стран в правах на труд и оплату труда,
получение образования, медицинское обслуживание и социальное обеспечение,
реализуются совместные производственные, научные, военно-технические прграммы,
координируются действия в области оборонной и пограничной политики. И все
же темпы сближения не отвечают реальным возможностям.
На наш взгляд, главная причина кроется в неготовности Кремля признать провал прозападной либеральной политики и отказаться от нее. Финансовая долговая удавка западных кредиторов, интересы влиятельных доморощенных олигархов, коррумпированность власти и ее нежелание поступиться принципами, ряд других обстоятельств не позволяют сегодня это сделать. Объединение с Белоруссией, идущей по пути государственного регулирования и социальной ориентации экономики (пусть даже в аморфное в правовом значении конфедеративное государство), явится важным событием, свидетельствующим о завершении эпохи реформ по западным рецептам.
Сторонникам либерализма даже уроки унизительного поражения России в вопросе о расширении НАТО на Восток и в Балканском кризисе не раскрыли глаза на истинные цели и задачи США и НАТО в отношении России. Белоруссия — это, пожалуй, единственный проигрыш, досадная промашка западной стратегии постсоветского периода. И единственное реальное приобретение России. Во времена правления С.Шушкевича, ориентировавшего республику в западном направлении, Евросоюз, ведущие европейские державы и США недооценили стратегическое значение бедной на ресурсы республики. Затянули согласование условий выделения кредитов, затем диалог перевели на язык ультиматумов, в конце концов, прибегли к политической и экономической блокаде республики, чем в немалой степени способствовали формированию пророссийской политики Белоруссии, получившей окончальное оформление с избранием А.Лукашенко первым президентом Белоруссии (на майском референдуме 1995 г. 82,4% белорусов поддержали предложение об экономической интеграции с Россией, 83,1% — согласились, что русский язык должен стать вторым государственным языком в Белоруссии).
Другая причина кроется во внутрироссийской политической нестабильности. Процедура отрешения Б.Ельцина от должности президента РФ наглядно продемонстрировала, что согласия между ветвями власти в их нынешнем кадровом раскладе достичь не удастся. Разве что временное перемирие до очередных выборов. Образование союзного государства по сути своей означало бы перераспределение властных полномочий в России и Белоруссии. Проектом Договора об образовании союзного государства (как вариант предложено название Союз Суверенных Республик) предусматривается наделение парламента Союза законодательными функциями. В ведение органов Союза передаются вопросы безопасности и обороны, налоговая и тарифные политики и другие. Предположу, что Кремль пойдет на эти шаги только будучи абсолютно уверенным, что в результате объединения президентская власть не только не ослабнет, но и укрепится.
Политологами в ряде публикаций высказывалась мысль о том, что пост президента
союзного государства — хороший вариант продления жизни на политическом
олимпе для Б.Ельцина. Однако отказ российского Президента от предложения
ввести такую должность в проект Договора об образовании союзного государства
свидетельствует об иных его планах и замыслах. Это может означать и то,
что Б.Ельцин сегодня еще не принял принципиального решения по вопросу объединения
и вопросу своего президентства на третий срок. Может быть, играет свою
роль и одна из страшилок правых о том, что к власти в России рвется А.Лукашенко,
а уж тогда-то... И далее известный набор о диктатуре, плановой экономике
и т.п.
Совсем недавно возникло еще одно обстоятельство, подвигающее на более тщательное осмысление государственно-правового устройства будущего союзного государства — о вступлении в Союз Беларуси и России заявила Югославия. Государственная Дума, палаты Национального собрания Белоруссии одобрили это решение, хотя юридически оно еще не оформлено. Таким образом из теоретической в практическую плоскость перешло положение ст. 7 Договора о Союзе Беларуси и России, в которой в частности говорится: «Настоящий договор открыт для присоединения к нему других государств, являющихся субъектами международного права...». Теперь, решая проблему объединения России и Белоруссии, предстоит учитывать и весьма сложный югославский фактор.
Четвертая причина менее заметна, но также оказывает влияние на процесс
сближения. Она заключается в опасении белорусов утратить свой государственный
суверенитет и независимость. Реальная перспектива попасть под диктат
Москвы (политически нестабильной, криминальной, с непонятным экономическим
курсом) порождает настороженность и осмотрительность белорусского руководства
в вопросах объединения.
На мой взгляд, у российских сторонников интеграции проявляется
упрощенное понимание подходов белорусской стороны к интеграции с Россией.
Главная угроза интеграции, как это ни покажется читателю парадоксально,
исходит не от белорусских одиозных оппозиционеров, выступающих с откровенно
антироссийских позиций и не пользующихся сегодня сколь нибудь значимой
поддержкой населения, не от Запада, мягко говоря, настороженно относящегося
к российско-белорусскому союзу, а от... России. Политическая элита Минска
очень болезненно реагирует на факты неуважительного отношения к своей суверенной
республике, к случаям бесцеремонного нарушения российской стороной договоренностей
и соглашений, несоюзническим подходом к разрешению возникающих в двусторонних
отношениях проблем. Неоднократные, в одностороннем порядке без предварительного
согласования изменения российскими министерствами и ведомствами пошлин,
тарифов на грузоперевозки, электроэнергию и т.д. вызывают не только законное
возмущение белорусов, но и заставляют их настороженно относиться к процессу
объединения с Россией. Или чего стоит история с российско-белорусской телерадиокомпанией,
которая и через полтора года со дня образования так и не получила ни средств,
ни эфира. Хочется верить, что все это естественные трудности роста.
В ходе переговоров о будущей форме союзного государства белорусские
представители главными принципами его построения выдвигают сохранение
национального суверенитета, полное равенство в управлении и взамовыгодность.
Очень важно, чтобы и россияне неуклонно руководствовались ими.
Не все помнят, но в апреле 1994 г. Россия и Белоруссия стояли на пороге
объединения. Тогда В.Кебичем и В.Черномырдиным уже был подписан Договор
об объединении денежной системы Республики Беларусь с денежной системой
Российской Федерации и условиях функционирования общей денежной системы.
Но камнем преткновения стала ст. 5 Договора, предоставлявшая право ЦБ России
выступать в качестве единого эмиссионного центра и органа денежно-кредитного
и валютного регулирования в объединенной денежной системе, что фактически
ставило под сомнение государственный суверенитет Белоруссии.
Позволю себе весьма актуальную и сегодня цитату из давнего выступления
А.Лукашенко: «Я свою политику в отношении России никогда не изменю. Я убежден,
что мы будем вместе, как бы кто-то этому не противостоял. Но для меня есть
также вопросы, через которые я переступить не имею права. Это прежде всего
государство — государственность и суверенитет нашей республики. Мы не можем
войти в состав того или иного государства на правах района или губернии.
Мы хотим равноправного сотрудничества»4 . И хотя это
было сказано более двух лет назад, такая позиция остается принципиальной
для белорусского руководства и сегодня.
Сегодня мы уверены в будущем союзного российско-белорусского государства. Но бег на месте не приближает к цели. Завтра маятник интеграции снова качнется.
Куда?
1 В Ст. 3 Устава Союза Беларуси и России
определено, что «перспективы развития Союза направлены на последовательное
продвижение к добровольному объединению государств — участников
Союза на основе свободного волеизъявления их народов, исходя из конституций
государств — участников Союза и общепризнанных принципов и норм международного
права».
2 В Декларации в частности записано:
«В политической сфере до середины 1999 г. будет разработан и вынесен на
всенародное обсуждение договор об объединении Беларуси и России в союзное
государство».
3 Убедительно целесообразность объединения
обоснована в научном докладе Совета по внешней и оборонительной политике
«Российско-белорусский Союз: выгоды фундаментальны, негативные последствия
минимальны// «Независимая газета», «НГ-сценарий». 1997. №5.
4 «Белорусский мониторинг» 1997. 14 января.
|