Обозреватель - Observer 
Внутренняя политика 


 
 Куда
                   качнется
                маятник?

(Еще раз о российско-белорусской интеграции)

 
А.УСОВ,
политолог
Маятник российско-белорусской интеграции продолжает мерно раскачиваться. Вот рука президента Белоруссии А.Лукашенко заводит пружину интеграции новой объединительной инициативой — и маятник, стремительно набирая скорость, мчит общественное мнение к главной цели — образованию единого союзного государства1 .  Но проходит  время и невидимое земное притяжение (читай — отсутствие политической воли, или убежденности в целесооборазности этого шага) останавливает маятник и возвращает в исходное положение. Так было 2 апреля 1996 г., когда в Москве подписывался Договор об образовании Сообщества, так произошло год спустя, когда был подписан Договор  о Союзе Беларуси и России, похоже, что так случилось и 25 декабря 1998 г., когда в результате нескольких напористых визитов А.Лукашенко в Москву президентами двух стран была подписана декларация о дальнейшем единении Белоруссии и России и ряд других интеграционных соглашений.

Терпение и настойчивость, с которой А.Лукашенко отстаивает идеи единения России  и Белоруссии достойны уважения и восхищения. Но что или кто стоит на его пути?

Вот и недавний апрельский визит белорусского лидера в Москву предполагал окончательное согласование текста Договора об объединении России и Белоруссии в союзное государство2 . Однако и на этот раз достичь согласия и прорыва к объединению не удалось. В интервью журналистам Президент Белоруссии пояснил, что возникли разногласия по вопросу о введении постов Президента и вице-президента союзного государства. Российский президент высказался за сохранение коллективного органа управления Союзом — Высшего Совета.
 

«За» и «против» объединения
 
Думаю, истинные причины разногласий все же значительно глубже и серьезнее.

Полемика между сторонниками и противниками объединения двух государств давно выявила основные аргументы оппонентов. В вопросе объединения России и Белоруссии наиболее рельефно обозначились две концепции: государственно-политического объединения и создания экономического союза. Сторонники государственно-политического объединения первоосновой  успешной интеграции считают  объединение двух стран на федеративной или конфедеративной основе. Сторонники экономического союза полагают, что без установления эффективного торгово-экономического сотрудничества, сближения курса реформ, унификации законодательств преждевременно и бесперспективно ставить вопрос об объединении государственном.
Более откровенные оппоненты российско-белорусской интеграции аргументируют свою позицию так:

У сторонников объединения аргументов поболее3 .

В геополитическом плане Россия и Белоруссия связаны единством исторических корней, родственными узами, единством веры, близостью языка и культуры, стратегическими, экономическими, политическими и оборонными интересами. Более двухсот лет (на протяжении десяти поколений) русские и белорусы были гражданами единого государства. Именно в эти два столетия складывался единый и общий для двух народов рынок идей, труда, капиталов, товаров, единая, объединяющая народы православная церковь, единая система ценностей и нравственных стандартов поведения.

На долю России в 1997 г. приходилось 58,7% общего внешнеторгового оборота Белоруссии. В свою очередь Белоруссия — второй по значению (после Украины) торговый партнер России в рамках СНГ. На ее долю в 1997 г. приходилось почти 30% товарооборота РФ со странами Содружества и более 6% общего объема товарооборота.

Общий экономический интерес обусловлен особенностью белорусской экономики, где в структуре промышленности преобладают обрабатывающие производства, использование которых освобождает российскую промышленность от больших затрат на развитие дублирующих предприятий. Добавим к этому, что потребности белорусской экономики обеспечиваются за счет поставок из России нефти — на 86%, природного газа — на 90%, угля — на 76%, электроэнергии — на 15%. Через территорию Белоруссии осуществляется свыше 70% российского экспорта в Центральную и Западную Европу. В условиях расширения НАТО на Восток роль Белоруссии как важного стратегического партнера России еще более возросла.
Результативность российско-белорусской интеграции очевидна.  Растут показатели торгово-экономического сотрудничества, ликвидированы пограничные и таможенные барьеры, установлены широкие межрегиональные связи, решаются вопросы уравнивания граждан двух стран в правах на труд и оплату труда, получение образования, медицинское обслуживание и социальное обеспечение, реализуются совместные производственные, научные, военно-технические прграммы, координируются действия в области оборонной и пограничной политики. И все же темпы сближения не отвечают реальным возможностям.
 

Что препятствует объединению?
 
Что-то и сегодня сдерживает российское руководство, не дает ему сделать «последний и решительный» шаг к объединению. Что?

На наш взгляд, главная причина кроется в неготовности Кремля признать провал прозападной либеральной политики и отказаться от нее. Финансовая долговая удавка западных кредиторов, интересы влиятельных доморощенных олигархов, коррумпированность власти и ее нежелание поступиться принципами, ряд других обстоятельств не позволяют сегодня это сделать. Объединение с Белоруссией, идущей по пути государственного регулирования и социальной ориентации экономики (пусть даже в аморфное в правовом значении конфедеративное государство), явится важным событием,  свидетельствующим о завершении эпохи реформ по западным рецептам.

Сторонникам либерализма даже уроки унизительного поражения России в вопросе о расширении НАТО на Восток и в Балканском кризисе не раскрыли глаза на истинные цели  и задачи  США  и  НАТО  в отношении России.  Белоруссия — это, пожалуй, единственный проигрыш, досадная промашка западной стратегии постсоветского периода. И единственное реальное приобретение России. Во времена правления С.Шушкевича, ориентировавшего республику в западном направлении, Евросоюз, ведущие европейские державы и США недооценили стратегическое значение бедной на ресурсы республики. Затянули согласование условий выделения кредитов, затем диалог перевели на язык ультиматумов, в конце концов, прибегли к политической и экономической блокаде республики, чем в немалой степени способствовали формированию пророссийской политики Белоруссии, получившей окончальное оформление с избранием А.Лукашенко первым президентом Белоруссии (на майском референдуме 1995 г. 82,4% белорусов поддержали предложение об экономической интеграции с Россией, 83,1% — согласились, что русский язык должен стать вторым государственным языком в Белоруссии).

Другая причина кроется во внутрироссийской политической нестабильности. Процедура отрешения Б.Ельцина от должности президента РФ наглядно продемонстрировала, что согласия между ветвями власти в их нынешнем кадровом раскладе достичь не удастся. Разве что временное перемирие до очередных выборов. Образование союзного государства по сути своей означало бы перераспределение властных полномочий в России и Белоруссии. Проектом Договора об образовании союзного государства (как вариант предложено название Союз Суверенных Республик) предусматривается наделение парламента Союза законодательными функциями. В ведение органов Союза передаются вопросы безопасности и обороны, налоговая и тарифные политики и другие. Предположу, что Кремль пойдет на эти шаги только  будучи абсолютно уверенным, что в результате объединения президентская власть не только не ослабнет, но и укрепится.

Политологами в ряде публикаций высказывалась мысль о том, что пост президента союзного государства — хороший вариант продления жизни на политическом олимпе для Б.Ельцина. Однако отказ российского Президента от предложения ввести такую должность в проект Договора об образовании союзного государства свидетельствует об иных его планах и замыслах. Это может означать и то, что Б.Ельцин сегодня еще не принял принципиального решения по вопросу объединения и вопросу своего президентства на третий срок. Может быть, играет свою роль и одна из страшилок правых о том, что к власти в России рвется А.Лукашенко, а уж тогда-то... И далее известный набор о диктатуре, плановой экономике и т.п.
 

Интеграция и политическая конъюнктура
 
Качание интеграционного маятника удивительным образом совпадает с политическими событиями в России. Да и само образование Сообщества Беларуси и России пришлось на пик предвыборной президентской гонки в России. Так что же? Российско-белорусская интеграция — разменная политическая монета? В том-то и дело что нет. Ни один здравомыслящий политический или государственный деятель не позволит себе роскошь игнорировать мнение населения (а все социологические исследования показывают позитивное отношение и белорусов, и россиян к идее сближения двух стран) и тем более — фундаментальные выгоды интеграции. Но на скорость объединительных процессов, глубину интеграции и форму объединения значительное влияние оказывает субъективный политический фактор. Следуя этой логике, можно смело прогнозировать нарастание интеграционных настроений российского истеблишмента по мере приближения к очередным выборам: сначала думским, а затем и президентским. Выглядит все это по отношению к искренним стремлениям двух братских народов  если не лицемерно, то уж неуважительно — точно. Как результат — появление скептицизма и нигилизма в настроениях простых людей, не понимающих политической коньюнктуры «верхов» в интеграции. Эксплуатировать идею российско-белорусской интеграции в политических целях становится опасно для интересов России.

Совсем недавно возникло еще одно обстоятельство, подвигающее на более тщательное осмысление государственно-правового устройства будущего союзного государства — о вступлении в Союз Беларуси и России заявила Югославия. Государственная Дума, палаты Национального собрания Белоруссии одобрили это решение, хотя юридически оно еще не оформлено.  Таким образом из теоретической в практическую плоскость перешло положение ст. 7 Договора о Союзе Беларуси и России, в которой в частности говорится: «Настоящий договор открыт для присоединения к нему других государств, являющихся субъектами международного права...». Теперь, решая проблему объединения России и Белоруссии, предстоит учитывать и весьма сложный югославский фактор.

Четвертая причина менее заметна, но также оказывает влияние на процесс сближения. Она заключается в опасении белорусов утратить свой государственный суверенитет и независимость. Реальная перспектива  попасть под диктат Москвы (политически нестабильной, криминальной, с непонятным экономическим курсом) порождает настороженность и осмотрительность белорусского руководства в вопросах объединения.
На мой взгляд, у российских сторонников интеграции  проявляется упрощенное понимание подходов белорусской стороны к интеграции с Россией. Главная угроза интеграции, как это ни покажется читателю парадоксально, исходит не от белорусских одиозных оппозиционеров, выступающих с откровенно антироссийских позиций и не пользующихся сегодня сколь нибудь значимой поддержкой населения, не от Запада, мягко говоря, настороженно относящегося к российско-белорусскому союзу, а от... России. Политическая элита Минска очень болезненно реагирует на факты неуважительного отношения к своей суверенной республике, к случаям бесцеремонного нарушения российской стороной договоренностей и соглашений, несоюзническим подходом к разрешению возникающих в двусторонних отношениях проблем. Неоднократные, в одностороннем порядке без предварительного согласования изменения российскими министерствами и ведомствами пошлин, тарифов на грузоперевозки, электроэнергию и т.д. вызывают не только законное возмущение белорусов, но и заставляют их настороженно относиться к процессу объединения с Россией. Или чего стоит история с российско-белорусской телерадиокомпанией, которая и через полтора года со дня образования так и не получила ни средств, ни эфира. Хочется верить, что все это естественные трудности роста.

В ходе переговоров о будущей форме союзного государства белорусские представители главными принципами его построения  выдвигают сохранение национального суверенитета, полное равенство в управлении и взамовыгодность. Очень важно, чтобы и россияне неуклонно руководствовались ими.
Не все помнят, но в апреле 1994 г. Россия и Белоруссия стояли на пороге объединения. Тогда В.Кебичем и В.Черномырдиным уже был подписан Договор об объединении денежной системы Республики Беларусь с денежной системой Российской Федерации и условиях функционирования общей денежной системы. Но камнем преткновения стала ст. 5 Договора, предоставлявшая право ЦБ России выступать в качестве единого эмиссионного центра и органа денежно-кредитного и валютного регулирования в объединенной денежной системе, что фактически ставило под сомнение государственный суверенитет Белоруссии.

Позволю себе весьма актуальную и сегодня цитату из давнего выступления А.Лукашенко: «Я свою политику в отношении России никогда не изменю. Я убежден, что мы будем вместе, как бы кто-то этому не противостоял. Но для меня есть также вопросы, через которые я переступить не имею права. Это прежде всего государство — государственность и суверенитет нашей республики. Мы не можем войти в состав того или иного государства на правах района или губернии. Мы хотим равноправного сотрудничества»4 . И хотя это было сказано более двух лет назад, такая позиция остается принципиальной для белорусского руководства и сегодня.
 

* * *
 
Настойчивость, с которой Президент Белоруссии отстаивает идею единения двух славянских государств, не должна порождать у российских лидеров рецидивы великодержавности, ложное представление о безальтернативности для Белоруссии пророссийской политики. В распространенном среди делегаций на сессии Парламентской Ассамблеи ОБСЕ (февраль 1999 г.) Окончательном Отчете о первом визите в г. Минск Рабочей Группы по Беларуси Парламентской Ассамблеи говорится: «Недостаток политических альтернатив и недостаточное присутствие Европейского Союза в стране способствует Союзу Беларуси и России» и  далее «члены Группы считают, что международные организации и ЕС должны пытаться вновь вовлечь Белоруссию в сферу международной политики и устранить изоляцию страны».

Сегодня мы уверены в будущем союзного российско-белорусского государства. Но бег на месте не приближает к цели. Завтра маятник интеграции снова качнется.

Куда?

1 В Ст. 3 Устава Союза Беларуси и России определено, что «перспективы развития Союза направлены на последовательное продвижение  к добровольному  объединению государств — участников Союза на основе свободного волеизъявления их народов, исходя из конституций государств — участников Союза и общепризнанных принципов и норм международного права».
 2 В Декларации в частности записано: «В политической сфере до середины 1999 г. будет разработан и вынесен на всенародное обсуждение договор об объединении Беларуси и России в союзное государство».
3 Убедительно целесообразность объединения обоснована в научном докладе Совета по внешней и оборонительной политике  «Российско-белорусский Союз: выгоды фундаментальны, негативные последствия минимальны// «Независимая газета», «НГ-сценарий». 1997. №5.
4 «Белорусский мониторинг» 1997. 14 января.
 



   TopList         




[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]