Обозреватель - Observer 
Внутренняя политика 

  
С.ЗУБКОВ,
кандидат
социологических наук

А.ПАНОВ, 
кандидат исторических наук,
подполковник запаса
 
 
 
 
 
 

Формирование
государственно-общественной
системы адаптации
военнослужащих запаса
 
 

Среди проблем реформы Российской армии осо-
 бо можно выделить адаптацию военнослужа-
 щих запаса и членов их семей, включающую в себя профессиональную ориентацию, трудоустройство, социально-правовую и морально-психологическую поддержку, обеспечение жильем. Все это выступает одним из серьезных факторов социально-политической стабильности в нашем обществе.

Нужно признать, что со стороны центральных и региональных властей уделяется некоторое внимание проблемам адаптации офицеров запаса и делаются определенные шаги для их решения. Однако предпринимаемые меры не могут снять остроту социально-экономических проблем бывших офицеров и прапорщиков.

Примером тому является рост недовольства проводимыми реформами среди военнослужащих, что в частности, привело к формированию широкого народного движения в поддержку армии, возглавляемого Л.Рохлиным.

Целенаправленные шаги по формированию государственной системы адаптации военнослужащих запаса можно было бы выделить в качестве самостоятельного направления реформы Российской армии.

Данный вопрос постоянно обсуждается в военных изданиях. Государственная Дума ФС РФ приступила к обсуждению законопроекта «Об основах государственной системы комплексной реабилитации военнослужащих — участников боевых действий и других чрезвычайных ситуаций. Можно сформулировать ряд задач по формированию системы адаптации военнослужащих запаса и членов их семей.

Первый комплекс задач связан с совершенствованием нормативно-правовой базы функционирования системы. Для этого было бы целесообразно подготовить и принять федеральный закон об основах государственной системы адаптации военнослужащих запаса и членов их семей. Данный закон стал бы важным элементом правового механизма социальной защиты военнослужащих, без которого он пока что малоэффективен.

В законе можно было бы:
 

При определении правового статуса ветеранских организаций им можно было бы доверить обращаться в представительные и исполнительные органы власти, муниципальные службы с проектами решений по улучшению социально-экономического положения военнослужащих запаса. Также следовало бы предусмотреть меры поддержки этих структур со стороны государства.
Второй комплекс задач — это формирование организационной основы системы на местном уровне, здесь необходимо создание при службах занятости центров и отделов по работе с военнослужащими, уволенными в запас, и членами их семей. В качестве главных направлений деятельности образованных при службах занятости центров и отделов по работе с военнослужащими запаса могли бы являться следующие: Важной задачей создания государственной системы адаптации военнослужащих запаса и членов их семей является формирование элементов обеспечения профессиональной адаптации (информационного, методического, технического, кадрового). Остановимся на некоторых из них.

Механизмом информационного обеспечения является мониторинг, который представляет собой систему наблюдения, оценки, прогноза процесса профессиональной адаптации бывших военных к условиям гражданской жизни. Создание и осуществление мониторинга предполагает:

Формирование информационного процесса профессиональной адаптации возможно на базе внедрения компьютерной технологии, что требует: Задача кадрового обеспечения имеет следующие аспекты: Целый ряд задач формирования системы адаптации военнослужащих запаса связан с решением проблемы профессиональной адаптации в военных гарнизонах.
Прежде всего, к ним относится: Создание дополнительных рабочих мест в военных гарнизонах открывает возможность  использования надомного труда, индивидуальной трудовой деятельности. Роль военно-силовых ведомств заключается в обеспечении сырьем лиц, занимающихся надомным трудом, индивидуальной трудовой деятельностью, в предоставлении помещений под склады, земельных участков для выращивания сельскохозяйственной продукции.

Нужно также использовать заинтересованность предпринимательских структур в деловом сотрудничестве с армейскими частями. Она состоит в том, чтобы ввести в коммерческий оборот значительную часть ресурсов, которые принадлежат Вооруженным Силам, но ими не используются. К таким ресурсам относится немалое количество земель, площадей, сооружений, подъездных железнодорожных путей и т.д.

Их участие в осуществлении программ создания рабочих мест в военных городках должно быть регламентировано законодательством. В законе следует закрепить правовые гарантии того, что деловое сотрудничество армейских подразделений с предпринимательскими структурами не нанесет вред национальной безопасности РФ. Порядок имущественных отношений должен строиться на договорной основе, с обязательной уплатой коммерческими фирмами арендной платы, которая должна поступать на специальные счета Минобороны и расходоваться потом на нужды ВС под соответствующим государственным контролем. В законе также должны содержаться нормы, запрещающие, с одной стороны, командованию воинских частей заниматься коммерческой деятельностью, с другой — привлекать личный состав к выполнению работ по поручению коммерческих структур. Запрет следует подкрепить правовыми санкциями, включающими должностную ответственность командования воинских частей, имущественную ответственность руководства коммерческих фирм. Кроме того, в законе должны быть закреплены гарантии соблюдения имущественных прав коммерческих структур, их право на самостоятельное ведение дел, которые предусмотрены договором.

Задача организации работы в военных городках по профессиональному переобучению военнослужащих, увольняемых в запас, заключается в освоении офицерами по социальной работе в войсках передового опыта и в эффективном его применении.

Среди принципов, которые могут быть положены в основу эффективного решения задач профессиональной адаптации военнослужащих запаса и членов их семей, на первый план можно было поставить требования формирования системы адаптации военнослужащих запаса как государственно-общественной системы. Это предполагает создание условий для плодотворного сотрудничества при решении ее задач государственными органами и такими структурами, как ветеранские организации, учебные заведения, коммерческие фирмы и акционерные общества.
Можно определить ряд направлений сотрудничества:

Анализ деятельности негосударственных структур позволяет сделать вывод о значительном потенциале, которым они располагают, для решения задач адаптации офицеров и прапорщиков. Примером результативности их работы может служить деятельность Московской международной высшей школы бизнеса МИРБИС по реализации программы переподготовки военно-служащих запаса и членов их семей «Демос» (Демилитаризация, образование, сотрудничество), которая с июня 1995 г. находится под патронажем Комитета Государственной Думы РФ по обороне.
За пять лет дипломы об окончании курса программы «Демос» получили более 450 военнослужащих запаса и членов их семей. Все они были обеспечены высокооплачиваемыми рабочими местами в коммерческих фирмах, государственных организациях и учреждениях.

В основу разработки программы «Демос» за-кладывались принципы системности и комплексности, самоокупаемости, благотворительности, ориентации на офицерскую сплоченность и взаимоподдержку. В качестве главной цели рассматривалась не только передача офицерам запаса в процессе обучения знаний и навыков, но также их трудоустройство, дающее гарантию высокого и стабильного заработка, возможность реализовать накопленный творческий потенциал личности.

С самого начала программа финансируется из средств организаций-работодателей, учреждений, направляющих офицеров запаса и членов их семей на переподготовку и из их собственных средств. При этом, как показывает опыт осуществления программы, использовать принцип самоокупаемости можно при определенных условиях, включающих формирование: банка данных о квалифицированных преподавателях, системы связей с коммерческими фирмами, с федеральными и региональными СМИ, с зарубежными фирмами и организациями, системы связей с государственными органами, ответственными за переподготовку военнослужащих, а также нуждающимися в квалифицированных кадрах.

По инициативе выпускников программы создана Региональная общественная организация офицеров «Демос», учрежденная в начале 1996 г. Ее главной уставной целью является объединение усилий бывших военнослужащих, общественных и иных организаций, всех граждан для содействия переподготовке и трудоустройству, развитию цивилизованных рыночных отношений, осуществлению реформ, направленных на благо российского общества.

В области профориентации и трудоустройства военнослужащих запаса известна деятельность негосударственной компании «Стратегия». Эта организация была создана по инициативе Московского городского Совета ветеранов войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов, Московского городского Союза ветеранов ВС (военных пенсионеров).

За время работы компании, начиная с мая 1996 г., ее услугами воспользовались около 2 тыс. человек. Деятельность компании «Стратегия» получила одобрение в Администрации Президента РФ, Государственной и Московской думах, Министерстве труда и занятости РФ. Для координации вопросов трудоустройства и переподготовки офицеров запаса, проживающих в столице, постановлением Правительства Москвы № 977 от 17.12.96 г. на базе компании «Стратегия» организован Московский центр занятости военнослужащих запаса.

В области профориентации и трудоустройства военнослужащих запаса известна также деятельность Кадрового центра Союза ветеранов Вооруженных Сил и правоохранительных органов. Руководитель центра полковник запаса, кандидат исторических наук Воронков Б.И.

В мае 1996 г. Союз ветеранов Вооруженных Сил и правоохранительных органов отметил пятилетие работы по программе трудоустройства военнослужащих запаса и членов их семей. За это время более 4-х тыс. военных получили возможность плодотворно трудиться в гражданских условиях.

Решением Правительственной комиссии по социальным вопросам военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей от 17 июня 1995 г. Союз ветеранов ВС и ПО включен официальным соисполнителем федеральных программ переподготовки и трудоустройства военнослужащих запаса.

Услугами союза по подбору кадров пользуются правительственные структуры, департаменты, комитеты, префектуры, инспекции, таможенные органы, другие государственные организации, а также различные коммерческие структуры (банки, страховые компании, торговые дома, представительства зарубежных компаний, промышленные предприятия и т.д.). Трудоустройство осуществляется бесплатно.
В заключение следует отметить, что круг вопросов по проблеме адаптации военнослужащих запаса и членов их семей значительно шире. Можно назвать такие актуальные проблемы, как формирование и осуществление федеральных и региональных программ обеспечения жильем военнослужащих запаса, медицинская и психологическая реабилитация участников боевых действий, инвалидов.
 

РАУ-Университет готовит к выпуску
СЕРИЮ ПОПУЛЯРНЫХ УЧЕБНЫХ ПОСОБИЙ
ПО ВОЕННОЙ ИСТОРИИ РОССИИ
Сегодня, когда в стране проводится военная реформа, необходимо возродить
 военно-патриотическое воспитание подрастающего поколения. Этому будут способствовать указанные издания, в которых показано, как на полях военных сражений ковалось могущество Государства Российского, формировались славные боевые традиции русского народа.

Книги предназначены для учеников средних школ, суворовских военных училищ и кадетских корпусов. Они призваны помочь им более глубоко изучить военную историю России, узнать героев былых сражений, ознакомиться с развитием русской армии и ее вооружения в различные исторические периоды.



   TopList         




[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]