Обозреватель - Observer |
Внутренняя политика
|
А.ПАНОВ,
кандидат исторических наук,
подполковник запаса
Формирование
государственно-общественной
системы адаптации
военнослужащих запаса
Среди проблем реформы Российской армии осо-
бо можно выделить адаптацию военнослужа-
щих запаса и членов их семей, включающую в себя профессиональную
ориентацию, трудоустройство, социально-правовую и морально-психологическую
поддержку, обеспечение жильем. Все это выступает одним из серьезных факторов
социально-политической стабильности в нашем обществе.
Нужно признать, что со стороны центральных и региональных властей уделяется некоторое внимание проблемам адаптации офицеров запаса и делаются определенные шаги для их решения. Однако предпринимаемые меры не могут снять остроту социально-экономических проблем бывших офицеров и прапорщиков.
Примером тому является рост недовольства проводимыми реформами среди военнослужащих, что в частности, привело к формированию широкого народного движения в поддержку армии, возглавляемого Л.Рохлиным.
Целенаправленные шаги по формированию государственной системы адаптации военнослужащих запаса можно было бы выделить в качестве самостоятельного направления реформы Российской армии.
Данный вопрос постоянно обсуждается в военных изданиях. Государственная Дума ФС РФ приступила к обсуждению законопроекта «Об основах государственной системы комплексной реабилитации военнослужащих — участников боевых действий и других чрезвычайных ситуаций. Можно сформулировать ряд задач по формированию системы адаптации военнослужащих запаса и членов их семей.
Первый комплекс задач связан с совершенствованием нормативно-правовой базы функционирования системы. Для этого было бы целесообразно подготовить и принять федеральный закон об основах государственной системы адаптации военнослужащих запаса и членов их семей. Данный закон стал бы важным элементом правового механизма социальной защиты военнослужащих, без которого он пока что малоэффективен.
В законе можно было бы:
Механизмом информационного обеспечения является мониторинг, который представляет собой систему наблюдения, оценки, прогноза процесса профессиональной адаптации бывших военных к условиям гражданской жизни. Создание и осуществление мониторинга предполагает:
Нужно также использовать заинтересованность предпринимательских структур в деловом сотрудничестве с армейскими частями. Она состоит в том, чтобы ввести в коммерческий оборот значительную часть ресурсов, которые принадлежат Вооруженным Силам, но ими не используются. К таким ресурсам относится немалое количество земель, площадей, сооружений, подъездных железнодорожных путей и т.д.
Их участие в осуществлении программ создания рабочих мест в военных городках должно быть регламентировано законодательством. В законе следует закрепить правовые гарантии того, что деловое сотрудничество армейских подразделений с предпринимательскими структурами не нанесет вред национальной безопасности РФ. Порядок имущественных отношений должен строиться на договорной основе, с обязательной уплатой коммерческими фирмами арендной платы, которая должна поступать на специальные счета Минобороны и расходоваться потом на нужды ВС под соответствующим государственным контролем. В законе также должны содержаться нормы, запрещающие, с одной стороны, командованию воинских частей заниматься коммерческой деятельностью, с другой — привлекать личный состав к выполнению работ по поручению коммерческих структур. Запрет следует подкрепить правовыми санкциями, включающими должностную ответственность командования воинских частей, имущественную ответственность руководства коммерческих фирм. Кроме того, в законе должны быть закреплены гарантии соблюдения имущественных прав коммерческих структур, их право на самостоятельное ведение дел, которые предусмотрены договором.
Задача организации работы в военных городках по профессиональному переобучению военнослужащих, увольняемых в запас, заключается в освоении офицерами по социальной работе в войсках передового опыта и в эффективном его применении.
Среди принципов, которые могут быть положены в основу эффективного решения
задач профессиональной адаптации военнослужащих запаса и членов их семей,
на первый план можно было поставить требования формирования системы адаптации
военнослужащих запаса как государственно-общественной системы. Это предполагает
создание условий для плодотворного сотрудничества при решении ее задач
государственными органами и такими структурами, как ветеранские организации,
учебные заведения, коммерческие фирмы и акционерные общества.
Можно определить ряд направлений сотрудничества:
В основу разработки программы «Демос» за-кладывались принципы системности и комплексности, самоокупаемости, благотворительности, ориентации на офицерскую сплоченность и взаимоподдержку. В качестве главной цели рассматривалась не только передача офицерам запаса в процессе обучения знаний и навыков, но также их трудоустройство, дающее гарантию высокого и стабильного заработка, возможность реализовать накопленный творческий потенциал личности.
С самого начала программа финансируется из средств организаций-работодателей, учреждений, направляющих офицеров запаса и членов их семей на переподготовку и из их собственных средств. При этом, как показывает опыт осуществления программы, использовать принцип самоокупаемости можно при определенных условиях, включающих формирование: банка данных о квалифицированных преподавателях, системы связей с коммерческими фирмами, с федеральными и региональными СМИ, с зарубежными фирмами и организациями, системы связей с государственными органами, ответственными за переподготовку военнослужащих, а также нуждающимися в квалифицированных кадрах.
По инициативе выпускников программы создана Региональная общественная организация офицеров «Демос», учрежденная в начале 1996 г. Ее главной уставной целью является объединение усилий бывших военнослужащих, общественных и иных организаций, всех граждан для содействия переподготовке и трудоустройству, развитию цивилизованных рыночных отношений, осуществлению реформ, направленных на благо российского общества.
В области профориентации и трудоустройства военнослужащих запаса известна деятельность негосударственной компании «Стратегия». Эта организация была создана по инициативе Московского городского Совета ветеранов войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов, Московского городского Союза ветеранов ВС (военных пенсионеров).
За время работы компании, начиная с мая 1996 г., ее услугами воспользовались около 2 тыс. человек. Деятельность компании «Стратегия» получила одобрение в Администрации Президента РФ, Государственной и Московской думах, Министерстве труда и занятости РФ. Для координации вопросов трудоустройства и переподготовки офицеров запаса, проживающих в столице, постановлением Правительства Москвы № 977 от 17.12.96 г. на базе компании «Стратегия» организован Московский центр занятости военнослужащих запаса.
В области профориентации и трудоустройства военнослужащих запаса известна также деятельность Кадрового центра Союза ветеранов Вооруженных Сил и правоохранительных органов. Руководитель центра полковник запаса, кандидат исторических наук Воронков Б.И.
В мае 1996 г. Союз ветеранов Вооруженных Сил и правоохранительных органов отметил пятилетие работы по программе трудоустройства военнослужащих запаса и членов их семей. За это время более 4-х тыс. военных получили возможность плодотворно трудиться в гражданских условиях.
Решением Правительственной комиссии по социальным вопросам военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей от 17 июня 1995 г. Союз ветеранов ВС и ПО включен официальным соисполнителем федеральных программ переподготовки и трудоустройства военнослужащих запаса.
Услугами союза по подбору кадров пользуются правительственные структуры,
департаменты, комитеты, префектуры, инспекции, таможенные органы, другие
государственные организации, а также различные коммерческие структуры (банки,
страховые компании, торговые дома, представительства зарубежных компаний,
промышленные предприятия и т.д.). Трудоустройство осуществляется бесплатно.
В заключение следует отметить, что круг вопросов по проблеме адаптации
военнослужащих запаса и членов их семей значительно шире. Можно назвать
такие актуальные проблемы, как формирование и осуществление федеральных
и региональных программ обеспечения жильем военнослужащих запаса, медицинская
и психологическая реабилитация участников боевых действий, инвалидов.
Книги предназначены для учеников средних школ, суворовских военных
училищ и кадетских корпусов. Они призваны помочь им более глубоко изучить
военную историю России, узнать героев былых сражений, ознакомиться с развитием
русской армии и ее вооружения в различные исторические периоды.
|