Обозреватель - Observer 
Внутренняя политика 

 
Уважаемые читатели!

В № 3 нашего журнала была опубликована статья об афганской иммиграции в России, в которой ставился вопрос об узаконении временного проживания граждан Афганистана, ищущих убежище на территории Россий-ской Федерации.
21 марта 1998 г. состоялось заседание Комитета Государственной Думы по международным делам, который обсудил предложения по этому вопросу, выработанные Межведомственной рабочей группой, и принял соответствующее решение.
Материалы данного заседания предлагаются Вашему вниманию.
 
Доклад межведомственной рабочей группы
по изучению положения граждан Афганистана,
ищущих убежище на территории РФ
 
Проблема афганских имми грантов в РФ из-за сложности и многоплановости требует скоординированных усилий различных ведомств.
Многолетние попытки решить эту проблему так и не увенчались успехом по причине явного несоответствия возможностей федеральных и местных властей масштабам миграции населения из стран дальнего и ближнего зарубежья.
Вопрос урегулирования правового положения афганских иммигрантов мог бы быть решен на основании статьи 12 Федерального закона «О беженцах» (в редакции от 28 июня 1997 г., № 95-ФЗ), которая вводит новый правовой институт — временное убежище. Однако подзаконные акты по порядку предоставления временного убежища предусмотрено принять только в 1999 г. и сейчас применить на практике положения данного закона не представляется возможным. Кроме того, создание Центра ФМС для временного размещения лиц, претендующих на статус беженца, не решит задачи ввиду большого количества заявителей и долгого срока рассмотрения ходатайства.

Члены рабочей группы считают, что игнорирование проблем бывших союзников СССР наносит прямой ущерб международному авторитету России как правопреемницы, особенно сейчас, когда проведение в Москве Первых всемирных юношеских игр и 100-ой юбилейной конференции Межпарламентского союза вновь привлечет повышенное внимание мировой общественности к России. В политическом плане важно закрепить пророссий-скую ориентацию большей части афганской элиты в изгнании и сохранить возможность работы с наиболее видными ее представителями на перспек-тиву.

Совокупность обстоятельств предполагает решение проблемы с привлечением негосударственных источников финансирования и организационного содействия.
Наиболее целесообразным представляется решение вопроса в два этапа.
В результате проведения первого этапа предполагается:

1. Подготовить списки имми-грантов для регистрации с разделением членов диаспоры по мотивам миграции.

2. Провести регистрацию афганцев на территории РФ по местам их фактического проживания одновременно в различных городах в качестве иностранных граждан, временно (в течение 6—12 месяцев) пребывающих в России.

3. Создать российскую общественную некоммерческую организацию, непосредственно занимающуюся вопросами афганской иммиграции в РФ с привлечением средств афганских иммигрантов и иных заинтересованных российских и зарубежных лиц и организаций.

4. В российских и зарубежных средствах массовой информации, включая иммигрантские на языках пушту и дари, ясно выразить позицию России о нежелательности новых миграционных потоков, вызванных экономическими мотивами.

5. В сотрудничестве с международными организациями провести отправку из России всех иммигрантов, желающих соединиться с родственниками в западных странах.

В результате проведения второго этапа предполагается:

1. Разместить оставшихся на территории РФ афганцев на принципах самоокупаемости, предварительно проработав данный вопрос с субъектами Федерации в качестве всероссийской программы.

2. Использовать квалифицированных афганских специалистов для выполнения работ по обеспечению жизнедеятельности своей общины (образование, здравоохранение, религия и т.д.).

3. Отсечь поток новых экономических мигрантов путем их принудительной депортации в пункты отбывания за счет средств созданной общественной некоммерческой организации.

4. Начать преобразование мест компактного проживания в иммиграционные центры ФМС, функционирующие на основе частичной самоокупаемости.

5. Совместно с международными организациями наладить работу по регулярной отправке афганцев, желающих соединиться со своими родственниками в третьих странах.

6. К 2000 г. в результате перечисленных в пунктах 2, 4, 7 мероприятий вдвое сократить афганскую диаспору в РФ, доведя ее численность до 40—50 тыс. чел.
Режим взаимоуважительного диалога является наиболее приемлемым и эффективным для общения с законопослушной и культурной афганской диаспорой, готовой к долголетнему экономическому и иному сотрудничеству с российскими властями. Поэтому любая демонс-трация доброй воли со стороны последних была бы очень своевременной. Например, регистрация в Москве двух-трех сотен наиболее авторитетных и заслуженных членов общины могла бы облегчить проведение любых мероприятий по организации афганских иммигрантских и международных фондов по адаптации и другим программам и создать хорошее впечатление у зарубежной общественности по вопросам решения гуманитарных программ в РФ.
 

РЕШЕНИЕ
 
Заслушав и обсудив сообщение заместителя председателя Комитета по международным делам, руководителя межведомственной рабочей группы по изучению положения граждан Афганистана, ищущих убежище на территории РФ, Подберезкина А.И. о результатах деятельности группы, Комитет отмечает, что создавшееся положение, при котором в России по многу лет без всякой регистрации проживают десятки тысяч афганцев, недопустимо и наносит ущерб авторитету государственной власти как внутри страны, так и за рубежом.

Исходя из того, что в соответствии с российским законодательством и общепризнанными нормами международного права пребывание иностранных граждан на территории Российской Федерации должно быть юридически оформлено, Комитет Государственной Думы по международным делам принял решение:
 
1. Считать основой для юридического оформления пребывания афганских иммигрантов на территории РФ институт временного убежища, предоставленного из гуманных побуждений, введенный статьей 12 Федерального закона «О беженцах» (в редакции от 28 июня 1997 г. № 95-ФЗ).

2.  Подготовить обращение депутатов Государственной Думы — членов комитетов по международным делам и обороне к Председателю Правительства РФ о положительном решении вопроса о правовом оформлении пребывания афганских граждан, ищущих убежище в РФ, на основе ускорения принятия нормативных актов к статье 12 федерального закона «О беженцах».

3. До введения нормативных актов по порядку предоставления временного убежища и, принимая во внимание невозможность в условиях гражданской войны в Афганистане массовой депортации афганцев на родину, просить Правительство РФ дать распоряжение Министерству внутренних дел провести регистрацию граждан Афганистана в РФ в качестве временно пребывающих иностранных граждан сроком на один год по местам их фактического проживания, в том числе зарегистрировать в ближайшее время несколько сотен афганских граждан, как акт доброй воли российских властей по отношению к афганской диаспоре.

4. Ввиду несоответствия возможностей федеральных и местных властей масштабам миграции и отрицательного опыта последних лет по предоставлению убежища на территории РФ за счет бюджетных средств поддержать инициативу создания в соответствии со статьей 16 закона «О беженцах» авторитетного международного фонда, способного обеспечить финансирование программ по адаптации и перемещению афганских иммигрантов.

Председатель Комитета В.П.ЛУКИН
 



   TopList         




[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]