Экономика
Обозреватель - Observer



 Банковской системе России необходимы реформы
 

История вопроса

В 1988 г. началось создание новой, двухуровневой, банковской системы России, представленной Центральным банком Российской Федерации и коммерческими банками.

По состоянию на 1 марта 1996 г. на территории Российской Федерации было зарегистрировано 2253 коммерческих банка, из них 1342 паевых и 931 акционерный. Из общего числа банков 782 имеют лицензию на совершение операций в иностранной валюте, из них 274 банка - лицензию на проведение всех видов рублевых и валютных операций (генеральную лицензию). Количество филиалов банков (не считая Сберегательного банка) на 1 марта 1996 г. достигло 5533. Филиальная сеть Сберегательного банка составляет 38 567 отделений.

В то же время не менее 600 коммерческих банков серьезно "больны", более 800 завершили 1995 г. с убытками, почти у 400 отозваны лицензии, в ближайшее время ожидается отзыв лицензий у более 400 учреждений.

Однако лишь количественные параметры не позволяют судить о качественном состоянии банковской системы России, которая переживает застойный структурный кризис, выражающийся в:

  • массовом разорении коммерческих банков,
  • существенном подрыве доверия к ним населения в связи с потерей вкладов,
  • катастрофическом сокращении кредитования реального сектора экономики,
  • разрушении рынка межбанковских кредитов,
  • сужении всех альтернативных ГКО финансовых рынков,
  • обострении проблемы неплатежей,
  • ужесточении позиций международного банковского сообщества в отношении российских кредитных учреждений.

Многие проблемы, с которыми сталкивается современная банковская система России, были предопределены историческими особенностями ее возникновения и эволюции. Основная причина кризиса банковского сектора страны заключается в том, что его формирование происходило без должного участия государства в этом процессе и контроля с его стороны.

Законодательная и нормативная база хронически отставала от реальной банковской практики. Достаточно отметить, что первые коммерческие банки стали создаваться в 1988 г., тоща как основополагающие банковские законы - Закон РСФСР "О Центральном банке РСФСР (Банке России)" и Закон РСФСР "О банках и банковской деятельности в РСФСР" - были приняты только в конце 1990 г. С большим опозданием был принят Закон "О валютном регулировании и валютном контроле". До сих пор не принят Закон "О страховании банковских депозитов граждан", несмотря на шквал финансовых афер, жертвами которых оказались десятки миллионов вкладчиков. Законодательный вакуум и инерция в банковской сфере породили эйфорию вседозволенности, правовой нигилизм, многочисленные нарушения и злоупотребления со стороны коммерческих банков. Поэтому активизация работы по совершенствованию банковского законодательства с учетом необходимости ликвидации правовых пустот, потребностей развития национальной банковской системы и международной банковской практики выдвигается в ряд первоочередных задач. Необходимо незамедлительное принятие законодательных и нормативных актов:

  • по банкротству и санации банков,
  • о страховании частных вкладов,
  • о рынке ценных бумаг,
  • об ипотеке,
  • о ломбардном кредите.

Положение российской банковский системы усугубляет и такие характерные для нее явления, как хроническая недостаточность собственного капитала и отсутствие адекватных резервов под кредитные риски. По состоянию на 1 марта 1996 г. действующие кредитные организации по объявленным уставным фондам представлены в таблице.

Уставный фонд

% кредитных организаций

До 100 млн. руб.

1,8

От 100 до 500 млн.руб.

25,4

От 500 до 1 млрд.руб.

35,7

От 5 до 20 млрд.руб.

21,0

От 20 млрд.руб. и выше

4,7


Приведенные данные свидетельствуют о явной слабости капитальной базы большей части российских банков. Кроме того, среднее по отрасли отношение капитала банков к сумме активов, взвешенных с учетом риска, составляет чуть больше 3%, что значительно уступает рекомендуемому Базельским комитетом банковского надзора минимальному коэффициенту достаточности капитала коммерческих банков (8%). Дефицит резервов отечественных банков под кредитные риски, необходимых для недопущения кризиса ликвидности и предотвращения банкротства, составляет около 16 трлн. руб. Многие кредитные институты вообще не формируют такие резервы. Вина за создавшееся положение лежит на самих коммерческих банках, которые пренебрежительно отнеслись к необходимости наращивания собственного капитала и создания достаточных резервов под кредитные риски, продолжают проводить крайне рискованную кредитную политику, несут необоснованно высокие расходы на содержание аппарата, покупку недвижимости, автотранспорта и т.д.

Слабость капитальной базы и недостаточность резервов под кредитные риски выступают одной из основных причин краха банковских учреждений, создают реальную предпосылку для возникновения системного кризиса всей банковской индустрии.

Банки и государство

В целях консолидации национальной банковской системы необходимо дальнейшее ужесточение требований к ускоренной капитализации кредитных учреждений, увеличению создаваемых ими резервов под возможные убытки по ссудам, даже если это приведет к ликвидации слабых, неперспективных банков.

В этой связи очень важно ускорить установление для коммерческих банков верхнего уровня минимального значения базового норматива достаточности капитала Н 1 (8%), введение которого предусматривается инструкцией № 1 ЦБ РФ "О порядке регулирования деятельности кредитных организаций" только в 1999 г.

В целях оздоровления ситуации в денежно-кредитной и финансовой сферах следует ликвидировать институт уполномоченных банков, через которые проходят бюджетные средства, т.е. деньги налогоплательщиков.

По данным Счетной палаты, в 1995 г. примерно половина средств федерального бюджета прошла через коммерческие банки, а местные бюджеты обслуживались в учреждениях Центрального банка всего на 25%. Практика показывает, что регулярные миллиардные "прокрутки" через уполномоченные коммерческие банки бюджетных ресурсов препятствуют инвестированию реального сектора экономики, своевременной выплате заработной платы, решению социальных проблем, подрывают обменный курс национальной валюты. Помимо этого не исключена возможность краха уполномоченных банков, нерационального использования государственных средств, неоправданных задержек в расчетах, что может нанести колоссальный материальный ущерб государству и обществу. В силу вышеупомянутых причин представляется оправданным упразднить институт уполномоченных банков и перевести средства бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов из коммерческих банков в учреждения Центрального банка.

Остро стоит вопрос регламентации взаимоотношений провинциальных и столичных банков, особенно в свете бесконтрольной экспансии последних в регионы. Действующий с недавнего времени уведомительный порядок открытия филиалов, предусматривающий облегченную процедуру их создания с последующим уведомлением Главного управления ЦБ РФ по соответствующему региону о свершившемся факте, значительно усиливает такой экспансионизм и чреват вытеснением местных банков.

Крупные столичные банки, как правило, не заинтересованы в обслуживании мелкой и средней провинциальной клиентуры. Основная цель крупных столичных банковских структур при открытии филиала на периферии - выкачивание денежных ресурсов из регионов, а это, в свою очередь, ведет к истощению их и без того скудных инвестиционных возможностей, дальнейшему спаду производства, росту безработицы и обострению социальных проблем. Только местные банки могут решать проблемы экономических агентов на местах, особенно мелких и средних. Необходим разумный государственный протекционизм по отношению к местным коммерческим банкам. Кроме того, велика опасность того, что многие "лежачие" банки за счет открытия филиалов попытаются привлечь дополнительных клиентов и исправить свое финансовое положение. Учитывая изложенное, представляется целесообразным вернуться к разрешительному порядку открытия филиалов кредитными организациями, предусматривающему предварительное получение разрешения в местном Главном управлении Центрального банка, и внести соответствующие изменения в ст. 22 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О банках и банковской деятельности".

Невосполнимый урон банковской и бюджетной системе, экономике страны в целом наносит законодательно закрепленное положение, согласно которому клиенты коммерческих банков "вправе открывать необходимое количество расчетных, депозитных и иных счетов в любой валюте". Осуществляя дисперсию денежных средств по счетам в различных банках и манипулируя ими, недобросовестные клиенты успешно уклоняются от уплаты налогов. В результате государство недополучает огромные суммы в доходную часть бюджета. Необходимо обязать клиентов коммерческих банков иметь только один рублевый и валютный счет и только в одной кредитной организации, что существенно облегчит контроль за движением денег и будет способствовать лучшему взиманию налогов. Для этого нужно внести соответствующие изменения в ст. 30 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О банках и банковской деятельности".

Давно назрел вопрос о создании коммерческих банков с государственным капиталом и о приобретении государством доли участия в капитале уже существующих наиболее крупных банков. Накопленный опыт свидетельствует, что коммерческие банки в своей деятельности руководствуются исключительно соображениями максимизации прибыли, причем от быстродоходных спекулятивных операций, в том числе на финансовых рынках. Совершенно очевидно, что характерная для российских коммерческих банков частная или узкогрупповая форма собственности априорно исключает их ориентацию на общенациональные интересы. Даже самый строгий пруденциальный надзор и инспектирование не могут обеспечить преимущественную общесоциальную ориентацию коммерческих банков, особенно если учитывать крайне невысокий уровень предпринимательской культуры и эгоцентричный экономический менталитет совладельцев большей части кредитных учреждений.

Характерный пример. 12 марта 1996 г. коммерческие банки провели заимствования у Центробанка под 120% годовых и тут же разместили их у Правительства в облигации федерального займа (ОФЗ) под 123,34%.

Вместе с тем кредитование реального сектора экономики как материальной основы роста производства, занятости и уровня жизни населения все в большей степени становится самой приоритетной социально-экономической задачей государства. Справиться с ней под силу только государственным банкам или банкам с солидным государственным участием. Только государственные банки или их консорциумы в состоянии реализовывать крупномасштабные инвестиционные проекты, не сулящие скорой отдачи, но жизненно необходимые для нормального функционирования народнохозяйственного комплекса страны, поддержания пропорций расширенного воспроизводства и решения назревших социальных задач. Именно государственные банки должны заниматься обслуживанием тех секторов экономики, куда проникновение частного капитала нежелательно.

Одной из организационных форм государственных банков могут явиться так называемые муниципальные банки, создаваемые местными органами власти в целях решения проблем локального характера, не представляющих интереса для крупных коммерческих банков, но без решения которых невозможно развитие местного хозяйства (городской транспорт, водоснабжение, отопление, канализация и т.д.). Накоплен богатый опыт создания и деятельности муниципальных банков в годы нэпа.

Необходимо общее ужесточение требований к коммерческим банкам, что признается и Ассоциацией российских банков, и крупнейшими отечественными банками. Такое ужесточение должно охватывать все стороны и направления деятельности коммерческих банков.

В частности, представляется целесообразным:

  • принятие неотложных мер по прекращению расхищения средств коммерческих банков (особенно привлеченных) их учредителями и пайщиками, что является одной из основных причин краха банков;
  • установление прямой ответственности учредителей, пайщиков и советов банков за результаты финансовой деятельности последних (большинство учредителей банков не несут практически никакой ответственности за судьбу своих банков. В основном учредителей интересует только уровень доходов на вложенный капитал, а также возможность получения кредитов в своем банке в размере, во много раз превышающем их долю в уставном фонде банка, на льготной или вообще беспроцентной основе. Если у банка возникают трудности, то большая часть учредителей пытается любыми путями продать свои акции (паи) и таким образом выйти из банка);
  • усиление контроля за финансовым положением и деловой репутацией учредителей и пайщиков коммерческих банков;
  • повышение требований к профессиональному уровню, деловой репутации и стажу работы на руководящих должностях в кредитных организациях к претендентам на высшие банковские должности (председателя правления и главного бухгалтера);
  • введение уголовной ответственности руководителей банков за допускаемые ими правонарушения (до сих пор в Уголовном кодексе Российской Федерации отсутствуют статьи, предусматривающие уголовную ответственность должностных лиц за злостные нарушения банковского законодательства, неплатежеспособность банков, прекращение ими выплат вкладчикам и кредиторам);
  • незамедлительное создание федерального фонда обязательного страхования денежных вкладов населения; запрещение банкам, не участвующим в этом фонде, привлекать средства физических лиц;
  • сокращение удельного веса банков, относящихся к закрытым формам собственности, - сейчас это 4/5 всех коммерческих банков (как показывает практика, именно значительная часть этих "карманных" банков чаще других нарушает действующее законодательство, нормативы Центрального банка РФ и используется их владельцами в целях быстрого получения прибыли любой ценой);
  • параллельно с корректировкой денежно-кредитной и финансовой политики в сторону поощрения инвестиций и стимулирования отечественных товаропроизводителей в административном порядке обязать коммерческие банки направлять фиксированную долю активов в реальный сектор экономики; снижение резервных требований к коммерческим банкам обусловить направлением образующейся разницы в реальную экономику.


Перспективы развития банковской системы

В современных условиях весьма актуальной является проблема реструктурирования банковской системы страны путем слияния и поглощения банков. Процесс централизации и концентрации в рамках банковской отрасли закономерен. Быстрый рост числа банков породил проблему распыленности банковского капитала. Изначальная недостаточность капитала влечет за собой цепочку дальнейших негативных последствий:

  • банкротства,
  • "проседание" банков,
  • невозможность предоставлять сколько-нибудь значимые для клиентов кредиты,
  • отсутствие управления кредитными рисками с соблюдением принципов разумной осторожности и установленных Банком России экономических нормативов,
  • недостаточную рентабельность операций,
  • неспособность банка пополнять быстро обесценивающийся в условиях инфляции капитал.

Слияния и поглощения банков позволят создавать более крупные и надежные банковские структуры, проводить оздоровление "больных" банков. Но нужно учитывать, что это довольно сложная процедура. Руководители и собственники банков неохотно идут на слияния и поглощения, не желая терять доходные места и возможность заимствования денег в подконтрольных им кредитных учреждениях. С другой стороны, в условиях кризисного состояния экономики находится мало желающих выкупать "больные" банки и брать на себя их обязательства. Необходимо законодательное оформление слияний и поглощений, а их проведение требует жесткого контроля со стороны государства.

Развитие банковской сферы России немыслимо без создания адекватной системы валютного регулирования и валютного контроля. Значительная часть расчетов по поставкам между предприятиями, контролируемыми мафиозными структурами, осуществляется "черным", неучитываемым, валютным "налом". При этом стоимость контрактов существенно занижается и для налогообложения показываются незначительные суммы. Россия стала страной, где отмывают "грязные" деньги, текущие сюда со всех континентов.

Катастрофических масштабов достигло "бегство капиталов" за границу. По экспертным оценкам, в 1990 г. они составили 20 млрд. долл., в 1991 г. - 50, в 1992 г. - 60, в 1993 - 40, в 1994 - 50 млрд. долл. Рублевый эквивалент валюты на руках у населения в два раза превышает объем денежной массы в обращении.

Чтобы валютная стихия не захлестнула полностью слабую экономику страны, необходимо принятие чрезвычайных мер:

  • ограничение хождения и обмена иностранной валюты на территории России;
  • частичное восстановление монополии внешней торговли для предотвращения использования экспортных и импортных контрактов в целях незаконного перевода капиталов за рубеж;
  • запрещение безвалютных расчетов в режиме товарообмена и "челночной" торговли;
  • введение процедуры ведения корреспондентских отношений российских банков с инобанками через специальные транзитные счета в Центробанке.

Принятие превентивных мер по отношению к проблемным банкам предполагает необходимость скорейшей разработки и введения в действие "системы раннего реагирования", позволяющей своевременно обнаруживать такие банки и принимать соответствующие меры.

Наконец, необходимо создание общенациональной системы проверки платежеспособности заемщиков коммерческих банков.

Банковская система России в своем развитии сталкивается с многочисленными серьезными проблемами, приобретающими хронический, системный характер. Это диктует необходимость реформирования банковской отрасли, основным направлением которого должно стать заметное усиление присутствия государства в банковской сфере, его контрольных и регулирующих функций.

Эксперты РАУ-Kopnopaцuu



   TopList         




[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]