Внешняя политика
Обозреватель - Observer



 Германия сегодня
 
И.КУЗЬМИН,
доктор философии Гумбольдтского университета
 

Коренные сдвиги, происшедшие в странах Центральной и Восточной Европы в 1989- 1990 гг., самым прямым и непосредственным образом затронули центральную европейскую державу - Германию. Крушение режима СЕПГ и последовавшее за ним присоединение Восточной Германии к ФРГ привело к качественно новому состоянию страны, изменило судьбы миллионов немцев. Специфика развития в новой ФРГ состоит сегодня в том, что глубочайшие преобразования, осуществляемые в пяти новых землях, определяются не их населением, а проводятся в соответствии с установками из Западной Германии, которая финансирует эти преобразования, задает их темп и направление.

Следует подчеркнуть, что Германия в прошедшем пятилетии развивалась вопреки распространенным прогнозам, предрекавшим стремительное увеличение мощи этой страны сразу же после восстановления ее единства. Путь, по которому пошла Германия после присоединения ГДР к ФРГ, оказался более тяжелым и сложным, чем это первоначально представляли себе и на Востоке, и на Западе.

Бесплодными оказались и попытки рассчитать потенциал объединенной Германии путем простого сложения основных показателей, характеризовавших состояние экономики ФРГ и ГДР. Стало очевидно, что эти показатели находятся как бы в разных измерениях и трудно поддаются суммированию. Более того, результат такого суммирования до сих пор остается минусовым. Ежегодные расходы Западной Германии на финансирование интеграции пяти новых земель в состав ФРГ составляют до 5% внутреннего валового продукта страны. А это означает отвлечение огромных финансовых средств, которые могли бы быть использованы на развитие передовых отраслей производства и на укрепление слабеющих германских позиций на мировом рынке.

I

Серьезные проблемы возникли в области внутренней политики и в социальной сфере. Сохраняется и даже закрепляется раскол немецкой нации. В результате общее положение в нынешней Германии выглядит менее стабильным, чем оно было в прежней ФРГ до конца 1990 г.

Наиболее сложной остается ситуация в Восточной Германии.. Перевод ее экономики на рельсы социального рыночного хозяйства, осуществленный форсированными темпами, привел к тому, что обрушились целые отрасли производства, обеспечивавшие в бывшей ГДР работу основной части ее населения. В целом в Восточной Германии после ее присоединения к ФРГ исчезли 4,4 млн. рабочих мест, в результате чего потеряли работу почти 50% занятых. Несмотря на многообразные меры, принятые для смягчения положения на рынке труда, уровень безработицы в этой части страны остается необычайно высоким. Квота полностью безработных не опускается здесь ниже 13-14% (декабрь 1995 г. - 14,9%), а с учетом скрытых форм безработицы это касается около 30% трудоспособного населения.

Деиндустриализация Восточной Германии и разорение ее сельского хозяйства привели к значительному сокращению производства, которое в настоящее время примерно на треть ниже уровня 1989 г. Большинство уцелевших предприятий бывшей ГДР ныне убыточные. Возникающие новые фирмы во многих случаях также оказываются неконкурентоспособными. Приватизация государственных предприятий бывшей ГДР дала к настоящему времени лишь отрицательный эффект. В 1990 г. стоимость этих предприятий, переданных ведомству по опеке, оценивалась в 900 млрд. марок. В действительности же результат приватизации оказался отрицательным: минус 250 млрд. марок.

Тяжелым бременем обернулось присоединение ГДР и для Западной Германии. Расходы на его финансирование составляют ежегодно около 150 млрд. марок. Следствием является значительный рост налогов и социальных отчислений, что заметно ухудшает материальное положение западных немцев. На сегодняшний день доля налогов и отчислений по линии социального страхования достигает здесь необычно высоких размеров - около 50% от общего заработка.

Конечно, в ФРГ предприняты колоссальные усилия по нормализации экономической ситуации в пяти новых землях, которые привели к заметным позитивным сдвигам. За прошедшее пятилетие в новые земли из федерального бюджета было направлено около 600 млрд. марок за счет государственных и общественных средств из Западной Германии. За это время модернизирована почти половина восточногерманских автострад. Реконструирована вся система телекоммуникаций, установлено больше телефонов, чем за все годы существования ГДР. Построено большое число очистных сооружений. Осуществляются крупные промышленные проекты, в том числе строительство крупнейшего в Европе предприятия по производству интегральных микросхем в Дрездене, химического комбината в Биттерфельде, мощного нефтеперерабатывающего комплекса "Лейна 2000". Проведена модернизация кораблестроительных верфей в Ростоке и Висмаре. В 1994 г. валовой внутренний продукт в Восточной Германии увеличился на 9,5%, а в 1995 г. - на 6,3%.

Вместе с тем нельзя не видеть, что прирост восточногерманского национального продукта происходит не за счет собственного производства, а лишь благодаря вливаниям из Западной Германии. По мнению ряда немецких экспертов, для подлинного оздоровления экономики в пяти новых землях потребуется от 15 до 20 лет.

Непростая экономическая ситуация в бывшей ГДР осложнена кардинальными изменениями в социальной области, С включением Восточной Германии в состав ФРГ произошла полная смена социальных приоритетов. В одночасье рухнула прежняя иерархическая лестница. Высшие и средние государственные служащие, партийные и профсоюзные функционеры, офицеры Национальной народной армии были немедленно отправлены на пенсию или просто лишились работы. Лишь считанные единицы из этой категории лиц остались на прежней службе. Например, из тысячи сотрудников МИД ГДР на дипломатической службе ФРГ были оставлены всего 23 человека, молодые люди "без прошлого". Такая же судьба постигла и представителей профессорско-преподавательского состава, деятелей искусства и культуры, большинство из которых были связаны с государственными и партийными структурами ГДР.

II

В объединенной Германии проводится жесткая линия по недопущению на службу в федеральные и местные учреждения бывших государственных служащих ГДР и функционеров СЕПГ, а также по ограничению их общественной деятельности. Эта категория лиц подвергается дискриминации и в других отношениях, например в пенсионном обеспечении. Такой же характер носит и получившая широкий размах кампания по выявлению лиц, сотрудничавших с органами госбезопасности ГДР.

Подобные меры гармонично вписываются в общую тенденцию, суть которой состоит в вытеснении восточногерманской элиты с ключевых позиций во всех сферах и в отстранении ее от активной политической деятельности. Характерно, что в Федеративной Германии бесследно исчезли с политической сцены почти все лидеры гражданских движений ГДР, сыгравшие столь заметную роль в объединении страны. За прошедшее пятилетие выбыли со своих постов и местные лидеры ХДС, а также десятки министров и статс-секретарей в правительствах пяти новых земель, не говоря уже о сотнях функционеров ХДС и СДПГ, не отвечающих западным стандартам. Их места заняли "свои" люди из Бонна: "импорт с Запада", как невесело шутят аборигены. Та же тенденция отмечается и на федеральном уровне. В руководстве немецких политических партий, кроме ПДС, почти нет восточногерманских функционеров. Они оказывают все меньшее влияние на судьбу собственной страны.

Вместе с тем было бы явным упрощением утверждать, что подобные процессы определяются только идеологическими мотивами. Осуществляемый в бывшей ГДР полный переход к правовым нормам ФРГ во всех областях потребовал огромной по масштабам практической работы. Для решения этих задач только в администрацию пяти новых земель из Западной Германии командированы 35 тыс. чиновников различного ранга. Понятно, что в новых условиях прибывшие с Запада специалисты и по своим знаниям, и по навыкам работы, и по деловым связям во многих случаях обладают преимуществами перед своими восточногерманскими коллегами, что позволяет им обеспечивать себе руководящие должности во многих сферах.

Подобная ситуация вызывает острое недовольство коренных жителей, считающих, что тем самым идет колонизация Восточной Германии западными немцами, которых подчас даже сравнивают с оккупантами. В этих условиях продолжается отток наиболее продуктивной части населения в западные земли. Отмечается также заметное сокращение рождаемости. Согласно прогнозу ученых Гумбольдтского университета в Берлине, до 2010 г. численность населения в Восточной Германии сократится на 20% - до 13 млн. человек.

III

Один из феноменов развития Германии после 1990 г. состоит в том, что географическое объединение страны не привело автоматически к восстановлению единства немецкой нации. Более того, раскол нации на западников ("весси") и восточников ("осси") стал заметным фактором жизни в объединенной Германии.

Сразу же после затухания объединительной эйфории среди значительной части населения в обеих частях страны началось формирование устойчивых стереотипов в отношении друг друга с отчетливо выраженными негативными признаками. Проводимые в Германии многочисленные опросы убедительно отражают существующие ныне взаимную антипатию и антагонизм. Так, восточный немец считает существенными чертами своего соотечественника с Запада его индивидуализм, заносчивость, высокомерие, самодовольство, постоянную сосредоточенность на вопросе о деньгах. В свою очередь, "весси" склонны считать жителей бывшей ГДР нахлебниками и нытиками, малоинициативными и неуверенными в себе людьми с недостаточной профессиональной квалификацией и слабыми трудовыми навыками.

Причины этого развития довольно многообразны. За полвека раздельного существования немцы на Востоке и на Западе в известной степени утратили общность культуры как один из важных признаков единой нации. Сама разница укладов жизни в обоих германских государствах способствовала формированию у людей различных моделей поведения, что не могло не наложить отпечаток на их национальный характер. Под воздействием различных условий существования на Востоке и на Западе сложились свои системы ценностей.

Данное обстоятельство уже давно со всей определенностью отмечалось западногерманскими политологами, например К. Зонтхаймером. Поэтому было бы логично ожидать, что в этой области будет проявлен взвешенный подход и будет предложена позитивная программа интеграции восточной части страны в новой Германии с установкой на сохранение или усовершенствование того приемлемого и полезного для объединенной Германии, что существовало в бывшей ГДР.

Вместо этого власти ФРГ действуют методом "парового катка", стремясь как можно быстрее добиться полной унификации Восточной Германии с Западом и устранить все признаки, которые напоминали бы о социалистическом прошлом. Для идеологического обоснования подобных лобовых подходов к решению проблем на разных уровнях и в различных сферах развернута массированная кампания по "переосмыслению" истории ГДР. Применительно к ГДР в обиход введено понятие "Unrechtstaat", то есть государство, основанное на беззаконии, государство произвола (в противоположность этому, ФРГ - "Rechtstaat", правовое государство). При подобном взгляде на вещи, что касается бывшей ГДР, лишено легитимной основы и подлежит осуждению, то есть все относящееся к 40-летнему периоду ее существования как бы автоматически получает знак минус.

Выполняя эту миссию по "переосмыслению", большинство средств массовой информации ФРГ на протяжении всех пяти лет после объединения страны изо дня в день публикуют материалы о злоупотреблениях властей бывшей ГДР, бесчинствах МГБ, о сотрудничестве органов госбезопасности с конкретными людьми, об экологических бедах, гонениях на инакомыслящих, о провале социалистической экономики. В обоснование необходимости этой кампании регулярно выступают и некоторые видные немецкие литераторы и специалисты из разных областей, от юристов до психиатров. В этом же направлении протекает деятельность органов германской юстиции и специальных институтов, выполняющих задачи по "преодолению" восточногерманского прошлого.

Очернение и криминализация условий жизни при "реальном социализме" не только вызывает внутренний протест у большинства восточных немцев (до 80% опрошенных в пяти новых землях выражают несогласие с проводимой в ФРГ информационной политикой), но и способствуют усилению ностальгии по прежней ГДР, которая стала одной из примет восточногерманского бытия. Ностальгия по прошлой жизни в ГДР, ощущение ущербности, второсортности по сравнению с западными немцами - все это порождает у жителей пяти новых земель недовольство условиями своего существования, делает их восприимчивыми к политическому радикализму, ведет к возникновению негативного политического потенциала.

Таким образом, нельзя не видеть, что внутреннее развитие в Германии протекает сегодня в ряде областей отнюдь не в русле объединительного процесса, наоборот, затрудняет и замедляет этот процесс. Оценивая ситуацию, многие немецкие политики высказывают единое мнение, что преодоление раскола Германии и восстановление единства нации займет по времени, как минимум, жизнь целого поколения.

IV

Достаточно сложно выглядят и внешние аспекты, связанные с восстановлением немецкого единства. Прошедшее пятилетие положило начало осмыслению новой роли Германии после воссоединения, появились и первые признаки обретения ею нового качества - качества великой державы. Этому способствовали и внешние обстоятельства.

Существенное значение имело в этом плане завершение в августе 1994 г. вывода в Россию Западной группы войск, которое явилось большим шагом на пути освобождения Германии от рудиментов послевоенной оккупации - присутствия на ее территории войск иностранных держав. Важным событием стали и торжества по случаю 50-летия победы над гитлеровским рейхом, прошедшие под знаком полного примирения с Германией и символизировавшие безоговорочное ее принятие в семью миролюбивых народов.

Переосмысление роли и места объединенной Германии на мировой арене требует отказа от сложившихся стереотипов и сопровождается довольно бурной дискуссией. Многие немецкие политики, к числу которых относится и председатель СДПГ О. Лафонтэн, ратуют за сохранение прежнего курса, когда ФРГ выступала в роли малой страны в политике, что обеспечивало ей ряд преимуществ. Приводятся разного рода доводы в пользу того, что ФРГ не может быть отнесена к разряду великих держав: отсутствие у нее ядерного оружия, скромная роль в космосе и пр. К тому же понятие "великая держава" применительно к Германии представляется многим историкам и политологам явно неприемлемым, так как вызывает в памяти ее прежние имперские устремления. В этой связи предлагаются новые варианты типа "центральная держава".

На самом деле, сохранение прежних позиций теперь уже вряд ли возможно, и правительство ФРГ, как видно, достаточно четко определило свою линию в этих вопросах. Об этом свидетельствует, в частности, его стремление обеспечить для своей страны статус постоянного члена Совета Безопасности ООН. Об этом же говорит принципиальное изменение позиции ФРГ в отношении ее участия в миротворческих акциях по линии ООН и НАТО, резкое усиление германской политической активности в странах Восточной Европы и государствах Балтии.

Наиболее значительные сдвиги в новом направлении просматриваются в военной области: произошло радикальное изменение военной концепции ФРГ. Если раньше предназначением бундесвера, как оно определялось Основным законом, была оборона территории ФРГ, то теперь это предназначение - защита интересов Германии. Новые задачи бундесвера со всей определенностью сформулированы в изданной в 1994 г. Белой книге федерального министерства обороны и в Директиве оборонной политики, подписанной министром Ф. Рюэ. В соответствии с этими документами одна из задач бундесвера состоит в "предупреждении, подавлении и прекращении кризисов и конфликтов, которые могут нанести ущерб целостности и стабильности Германии". Бундесверу также вменяется в обязанность "защита Германии и ее. граждан от внешней опасности и политического шантажа". То есть нынешние положения, регламентирующие применение бундесвера, весьма далеки от чисто оборонительных задач, как они первоначально формулировались в статьях 87а и 24 Основного закона ФРГ.

Частично под изменившуюся концепцию подведена и правовая база: в 1993 г. было внесено изменение в ст. 24 Основного закона, а в 1994 г. федеральный конституционный суд принял решение, на основании которого является правомерным использование бундесвера за пределами сферы НАТО с разрешения парламента ФРГ.

Основное же состоит в том, что соответственно новым установкам в течение прошлого года была произведена реорганизация германских вооруженных сил. Теперь бундесвер включает в себя "главные оборонительные силы" и интервенционистские силы, именуемые "силами реагирования на кризисные ситуации".

Состав сил реагирования на кризисные ситуации, комплектуемых исключительно за счет добровольцев, уже сейчас представляется довольно внушительным. При численности в 54 тыс.чел. они включают в себя три воздушно-десантные бригады, три танковые бригады, мотопехотную бригаду, смешанную германо-французскую бригаду, шесть авиационных эскадрилий, одиннадцать эскадрилий ПВО, а также ряд боевых кораблей и морскую авиацию. В их вооружение входят, в частности, 440 танков, 220 гаубиц, 90 минометов большого калибра.

Таковы первые азимуты, по которым намечается дальнейшее движение, первые симптомы меняющейся роли Германии на мировой арене. В этой связи представляется неизбежным усиление в дальнейшем национальных компонентов во внешней политике и в политике безопасности Германии, а это не останется без последствий и для позиций ФРГ внутри западной системы союзов, и для ее взаимоотношений с другими странами.

С учетом этих тенденций исключительно большое значение будет иметь расширение НАТО в восточном направлении. В случае включения в НАТО Польши, Чехии, Словакии и Венгрии существенно изменится геостратегическое положение Германии. Границы НАТО и ЕС, которые сегодня проходят по восточным рубежам ФРГ, отодвинутся дальше на Восток, что будет иметь для немцев также и практическое значение. Кроме того, Германия превратится из окраины Западной Европы в ее центр. А с учетом преобладающего экономического влияния ФРГ в странах вышеградской четверки можно ожидать общего укрепления германских позиций в НАТО и в Европейском Союзе.

Следует отметить и такое немаловажное обстоятельство. Германия является единственным государством - членом НАТО, имеющим общую границу с Польшей и Чехией, к которым примыкают Словакия и Венгрия. Именно поэтому все мероприятия в практической области по расширению НАТО в отношении оборудования театра военных действий, проведения совместных учений и пр. будут осуществляться в основном с территории ФРГ, которая располагает для этого всеми необходимыми предпосылками. А это приведет к еще большей зависимости указанных стран от Германии и к дальнейшему ослаблению здесь российских позиций.

* * *

В заключение необходимо отметить, что за последние пару лет в Германии с нарастающей интенсивностью идет обсуждение проблем новой идентичности, обретенной страной в результате ее объединения. В ходе дискуссии на передний план начинают выдвигаться требования более четкой национальной ориентации правительственной политики. Все чаще высказывается мысль о том, что в ФРГ есть предпосылки для создания новой партии, которая способна предложить программу преодоления раскола немецкой нации и готова выступать не от имени Европы и не от имени Запада, а с позиций собственной страны как великой державы. К этому следует добавить, что определенная динамика на внутриполитической сцене ФРГ становится все более вероятной в связи с драматическим развитием внутри и вокруг Партии свободных демократов. Указанные тенденции заслуживают пристального внимания с нашей стороны, так как уже в близком будущем они, возможно, будут оказывать влияние на формирование германской внешней политики.



   TopList         




[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]