Обозреватель - Observer
Экономика

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РЕГИОНОВ РОССИИ

М.Голубицкая,
кандидат экономических наук

9. Западно-Сибирский экономический район1

Развитие Западной Сибири многие годы определялось потребностями государства. Благодаря широкомасштабному освоению природных ресурсов, финансировавшемуся государством, район стал главной энергетической и сырьевой базой и основой финансовой устойчивости страны. В реформенные годы Западно-Сибирский район продолжал выполнять роль финансового «спонсора» страны. Мало того, роль его усилилась: за счет экспорта минерально-сырьевых ресурсов и продуктов их переработки обеспечиваются более двух третей валютных поступлений страны.

Сырьевая ориентация района обусловила существенно меньшую по сравнению с европейскими районами потерю индустриального потенциала в реформенные годы. К 1998 г. объем промышленного производства составлял половину от уровня 1990 г. Наименьшие потери объемов промышленной продукции имели место в Томской области, в которой около 60% продукции производится в нефтеперерабатывающей, химической и нефтехимической отраслях, и Тюменской области, где более четырех пятых объемов промышленного производства дает топливная отрасль. Наибольший урон нанесен реформами Республике Алтай и Алтайскому краю.

Таблица 1
Динамика объемов промышленного производства в %

Спад производства продолжается, и стабилизация не достигнута практически ни в одном из субъектов РФ (табл. 1).

Экстенсивная эксплуатация природно-ресурсного потенциала Западной Сибири в реформенные годы углубила сырьевую ориентацию экономики района.

К началу 1998 г.:

  • в отраслях ТЭК производилось около 70% продукции вместо 37% в 1990 г.;
  • доля машиностроения снизилась с 22 до 7,5%,
  • легкой промышленности — с 6,5 до 0,7%.

    Аналогичные тенденции имеют место во всех субъектах региона. Так, к началу 1998 г.:

  • в Кемеровской области около двух третей промышленной продукции производилось в отраслях ТЭК (в том числе около трети — в топливной) и черной металлургии (более 27%);
  • в Омской области более 60% промышленной продукции выпускалось в отраслях ТЭК (около 50% — в топливной), немногим более 20% — в примерно равноценных пищевой промышленности и машиностроении;
  • в Томской области более 70% продукции производилось в ТЭК, химической и нефтехимической промышленности;
  • в Тюменской области доля продукции топливной промышленности превышала 80%, а вместе с электроэнергетикой составляла 92,5%;
  • в Новосибирской области, традиционно специализировавшейся на обрабатывающей промышленности, более пятой части продукции принадлежало электроэнергетике, около трети — машиностроению, пятая часть — пищевой отрасли.

    В территориальном разделении труда наиболее существенна роль Тюменской области (в топливной промышленной — более 43% российских объемов производства), Кемеровской области (в черной металлургии и топливной промышленности — более 10% российских объемов производства), Омской области (в топливной промышленности), Томской области (в химической и нефтехимической промышленности).

    Общий уровень экономического развития Западно-Сибирского района превышает средний по России и уровень развития всех остальных экономических районов.

    Таблица 2

    Уровень производства валового регионального продукта в важнейших сферах экономики.

    К1 — уровень производства ВРП2 в экономике субъектов РФ;
    К2 — уровень производства ВДС3 в материальной сфере в целом;
    К3 — уровень производства ВДС в промышленности;
    К4 — уровень производства ВДС в сфере услуг в целом;
    К5 — уровень производства ВДС в сфере рыночных услуг;
    К6 — уровень производства ВДС в сельском хозяйстве.

    Более высокий общий уровень развития имеют Тюменская (более чем двухкратное превышение среднего уровня), Кемеровская и Томская области. Самый низкий уровень экономического развития, равный половине от среднероссийского, имеют Республика Алтай и Алтайский край (табл. 2).

    Анализ составляющих ВРП выявил достаточно резкую дифференциацию источников его формирования. Так, в Тюменской и Кемеровской областях уровень производства ВДС во всех сферах экономики, кроме сельского хозяйства, превышает уровень, средний по стране, и общий уровень экономического развития этих субъектов РФ. При этом производство ВДС в материальной сфере на 25—45% превышает уровень производства ВДС в сфере услуг.

    В Томской области уровень производства ВДС в материальной сфере в целом, в промышленности, а также в сельском хозяйстве превышает уровень ВДС в сфере услуг, не достигающий среднероссийского.

    В Республике Алтай и Алтайском крае, отстающих в индустриальном развитии, наоборот, ВДС в сфере услуг превышает, хотя и не очень значительно, и общий уровень экономического развития этих субъектов РФ, и уровень ВДС, создаваемый в материальной сфере.

    Уровень ВДС в сельском хозяйстве в пяти из семи субъектов выше среднероссийского и выше общего уровня экономического развития.

    Уровень обеспеченности основными фондами резко дифференцирован по району. Тюменская область имеет более чем трехкратное превышение среднероссийского уровня, в Республике Алтай он не достигает и половины от средней по стране насыщенности фондами. Уровень обеспеченности фондами пяти субъектов ниже среднероссийского.

    Образовательный уровень занятых в экономике различается не только и не столько по регионам, сколько по категориям занятых.

    Таблица 3

    Уровень обеспеченности основными фондами и образовательный уровень занятых в экономике

    * % к численности занятых.

    Численность занятых с высшим образованием выше среднероссийской имеют лишь Томская и Новосибирская области; во всех остальных субъектах она ниже средней по стране. По численности занятых со средним образованием практически все субъекты, расположенные на территории Западно-Сибирского района, имеют примерно равные условия; они либо несущественно хуже, либо незначительно лучше среднероссийских. Только Тюменская область имеет существенное превышение над средней по России численности занятых со средним образованием (табл. 3).

    Достаточно большая дифференциация в уровне экономического развития субъектов РФ и в уровне развития промышленности в частности обусловливает существенные региональные различия в уровне финансовых ресурсов, создаваемых в субъектах РФ на душу населения.

    Таблица 4

    Уровень финансовых ресурсов, создаваемых на душу населения

    Тюменская область имеет более чем трехкратное превышение среднероссийского уровня обеспеченности финансовыми ресурсами. Уровень финансовых ресурсов, превышающий средний по стране, также имеют Томская и Омская области; незначительно (на 3—15%) отстают от среднероссийского уровня Новосибирская и Кемеровская области. Уровень обеспеченности финансовыми ресурсами Республики Алтай и Алтайского края не достигают половины от среднего по России (табл. 4).

    Западно-Сибирский район в целом входит в состав четверки районов с наивысшим уровнем финансовой обеспеченности (1,14), занимая третье место. Структура финансовых ресурсов, создаваемых в районе, дана на рис.1.

    Отставание в развитии социальной сферы всегда было одной из важнейших проблем Западно-Сибирского района.

    Реформенные годы, сопровождавшиеся сокращением инвестиций, длительными задержками в выплате заработной платы, общим падением уровня жизни населения, обострили эту старую проблему. Показатели, характеризующие уровень жизни населения, свидетельствуют об относительном благополучии лишь в Тюменской области: численность населения с доходами ниже прожиточного минимума меньше средней по стране; уровень розничного товарооборота выше, уровень безработицы ниже среднероссий-ского. Во всех других субъектах численность населения с доходами ниже прожиточного минимума выше, уровень розничного товарооборота — ниже среднего по России (табл. 5).

    Обращает на себя внимание относительно низкий уровень безработицы в большинстве регионов Западной Сибири. Несопоставимость уровня безработицы с численностью населения с доходами ниже прожиточного минимума (особенно в Кемеровской области) свидетельствует об огромных масштабах скрытой безработицы.

    Длительная ориентация на приоритетное развитие сырьевых отраслей, остаточный принцип финансирования других отраслей промышленности, сельского хозяйства и социальной инфраструктуры препятствовали формированию комплексности в развитии экономики района и, как следствие, привели к неполному, а точнее неэффективному, использованию его потенциала.

    Уменьшение инвестиций, недостаточность масштабов геологоразведочных работ, сокращение уровня обеспеченности запасами добывающих отраслей хозяйства, большие затраты на импорт оборудования обострили проблемы эффективности дальнейшего развития и сырьевого сектора экономики.

    Уникальность Западно-Сибирского района, располагающего огромными запасами нефти и газа, которых нет в других районах, обрекает его на сохранение роли поставщика топливно-энергетических ресурсов на внутренний и мировой рынки.

    Однако глубина и многоаспектность внутрирайонных проблем, обусловленных сырьевой ориентацией экономики, позволяет сделать вывод о необходимости пересмотра, хотя бы после 2005 г., некоторых отраслевых приоритетов. Они могут быть перераспределены в пользу высокотехнологичных производств машиностроения, химической и нефтехимической, лесной и других обрабатывающих отраслей, ориентированных на потребительский рынок, в первую очередь в наиболее развитых южных регионах Западной Сибири.

    Таблица 5

    Показатели уровня жизни населения

    *    *    *

    Проблемы и их решение имеют свою специфику в разных субъектах Российской Федерации:

  • Экономика Республики Алтай в ближайшей перспективе сохранит аграрный характер со слаборазвитой промышленностью. Наиболее актуальны здесь вопросы повышения эффективности (продуктивности, в первую очередь) агропромышленного комплекса, устранение отставания переработки сельскохозяйст-венного сырья (мяса, молока, шерсти) в целях сокращения вывоза за пределы субъекта и связанных с ним потерь произведенной продукции.
  • В Алтайском крае, крупном аграрно-индустриальном регионе Западной Сибири, важное значение имеет техническое перевооружение машиностроения, легкой и пищевой промышленности, переориентация их на новый ассортимент продукции, ускоренное развитие переработки сельскохозяйственного сырья, наиболее эффективное использование большого потенциала местной сырьевой базы для легкой и пищевой промышленности. В сельском хозяйстве актуально повышение его продуктивности.
  • Успешность развития Кемеровской области зависит от правильности решения проблем эффективного использования топливно-энергетических, минерально-сырьевых ресурсов и технического перевооружения отраслей, работающих на их основе. Речь идет в первую очередь о реконструкции металлургических предприятий, расширении и реконструкции действующих шахт, а также конверсии ВПК.
  • В Новосибирской области важно сохранение ее роли крупного научного центра и высокоразвитого индустриально-аграрного региона со специализацией на производстве высококвалифицированной продукции машиностроения (электрических машин и генераторов, приборов и средств автоматизации, авиационной техники и др.). Актуально также ускорение развития некапиталоемких и конкурентоспособных производств легкой и пищевой отраслей.
  • В Омской области наиболее важны вопросы эффективных преобразований в химическом комплексе — внутриотраслевая сбалансированность, устойчивость поставок сырья, а также техническое перевооружение машиностроения и ориентирование его на производство оборудования для ТЭК, нефтеперерабатывающей, химической промышленности и отраслей АПК. Требует внимания развитие некапиталоемких производств легкой и пищевой промышленности.
  • В Томской области наиболее важны вопросы технического перевооружения нефтехимической промышленности, развития малого и среднего предпринимательства в легкой и пищевой отраслях, а также повышение продуктивности сельского хозяйства и переработки местной сельскохозяйственной продукции.
  • В Тюменской области (северной части) особо актуальны проблемы развития нефтегазовой промышленности, имеющей общенациональное значение: стабилизация уровней добычи, вовлечение в эксплуатацию новых газоносных районов, более широкое привлечение федеральных средств. Южная часть области должна сохранить роль производителя сельскохозяйственной продукции и ее переработки, а также промышленной продукции в основном машиностроительного профиля.

    Для всей Западной Сибири актуальны вопросы подтягивания до среднего по стране уровня социального развития (уровня жизни и норм социальной инфраструктуры), прекращение оттока населения, особенно высококвалифицированных кадров.

    10. Восточно-Сибирский экономический район

    Восточная Сибирь располагает, также как и Западная Сибирь, уникальными природно-сырьевыми ресурсами. Ее значение усиливается мощным военно-промышленным потенциалом и, в силу географического положения, интегрирующей ролью между Дальним Востоком и европейской частью страны, а также между Европой и Азиатско-Тихоокеанским районом.

    Конъюнктура рынка в реформенные годы усиливала сырьевую ориентацию Восточной Сибири, с одной стороны, и обусловила наименьшие по сравнению со многими другими экономическими районами потери промышленного потенциала, с другой.

    Наибольший урон был нанесен экономике Читинской области, промышленный потенциал которой к началу 1999 г. не достигал и четверти от уровня 1990 г., и Республики Тыва, чей потенциал к 1999 г. составлял около трети от уровня 1990 г. Меньше всего пострадала экономика Республики Хакасия и Красноярского края. Падение объемов промышленного производства не приостановлено практически во всех субъектах РФ (табл. 6).

    Таблица 6

    Динамика объемов промышленного производства в %

    Конъюнктура рынка и достаточно большая разница между внутренними и мировыми ценами на топливно-энергетические ресурсы, цветные металлы, в том числе алюминий, и другие, стимулировавшая экстенсивную эксплуатацию природного потенциала района, еще больше углубила сырьевую ориентацию экономики и обусловила потерю позиций района в ряде обрабатывающих отраслей. В структуре промышленности более чем на 10%-ных пунктов выросла доля ТЭК (особенно электроэнергетики), на 10%-ных пунктов увеличилась доля цветной металлургии, почти вдвое уменьшилась доля машиностроения, более чем в полтора раза — доля отраслей лесного комплекса, более чем в 10 раз — доля легкой промышленности.

    Эти тенденции характерны для всех субъектов РФ, находящихся на территории Восточной Сибири.

  • в Республике Хакасия около 40% продукции промышленности выпускалось в ТЭК, около трети — в цветной металлургии;
  • в Красноярском крае около 45% промышленной продукции производилось в цветной металлургии, по 6—8% — примерно равнозначными машиностроением, химической, лесной, пищевой отраслями.
  • в Иркутской области около 30% продукции принадлежат ТЭК, пятая часть — цветной металлургии, около седьмой части — отраслям лесного комплекса.
  • в Читинской области более половины промышленной продукции производилось ТЭК, около пятой части — машиностроением.

    В территориальном разделении труда существенна роль Красноярского края (в цветной металлургии —более 28% общероссийских объемов продукции, в лесной и пищевой промышленности), Иркутской области (в лесной промышленности и цветной металлургии).

    Общий уровень экономического развития Восточно-Сибирского района превышает средний по России. При этом превышение среднероссийского уровня свойственно всем отраслям экономики района — промышленности, строительству, сельскому хозяйст-ву, сфере услуг.

    Из субъектов РФ, расположенных на территории Восточной Сибири, только в Красноярском крае и в Иркутской области общий уровень экономического развития выше среднего по России; близок к среднему общий уровень развития Республики Хакасия. Наименьший уровень экономического развития имеет Республика Тыва (табл. 7).

    Таблица 7

    Уровень производства валового регионального продукта в важнейших сферах экономики

    Примечание:
    К1 — уровень производства ВРП в экономике субъектов РФ;
    К2 — уровень производства ВДС в материальной сфере в целом;
    К3 — уровень производства ВДС в промышленности;
    К4 — уровень производства ВДС в сфере услуг в целом;
    К5 — уровень производства ВДС в сфере рыночных услуг;
    К6 — уровень производства ВДС в сельском хозяйстве.

    Интересна одна особенность, характерная, пожалуй, только для Восточно-Сибирского района.

    Среди субъектов только в Красноярском крае и Республике Бурятия численность занятых с высшим образованием превышает среднероссийский уровень. Численность занятых со средним образованием вы-ше, чем в среднем по России, в четырех субъектах РФ; в пятом субъекте РФ она близка к среднероссийской (табл. 8).

    Таблица 8

    Уровень обеспеченности основными фондами и образовательный уровень занятых в экономике

    По уровню финансовых ресурсов, создаваемых на душу населения, Восточно-Сибирский район в целом занимает второе место (после Северного экономического района).

    В структуре финансовых ресурсов обращает внимание сравнительно высокая доля средств внебюджетных фондов и более низкая, по сра-внению с большей частью других районов, доля средств предприятий (рис.2).

    Три субъекта — Красноярский край, Иркутская область и Республика Хакасия — входят в первую группу регионов с уровнем создаваемых ими финансов, превышающим средний по России, Республика Бурятия и Читинская область — в третью группу регионов с уровнем финансовой обеспеченности, составляющим 0,75—0,5 от среднероссийского. Наименьший уровень финансовых ресурсов, создаваемых в регионе, имеет Республика Тыва (табл. 9).

    Таблица 9

    Уровень финансовых ресурсов, создаваемых на душу населения

    Негативные тенденции в изменении уровня жизни населения свойственны практически всем субъектам РФ, расположенным на территории Восточной Сибири. Они усугубляются моноспециализацией района на добывающих отраслях и цветной металлургии, сла

    Уровень производства ВДС в сфере услуг в четырех из шести субъектах РФ выше уровня производства ВДС в материальной сфере в целом и в промышленности. Причем, в число этих четырех субъектов входят субъекты РФ с уровнем производства ВДС в сфере услуг (как и с общим уровнем экономического развития) и выше, и ниже среднего в России. Это свидетельствует о положительной тенденции в развитии социальной сферы большинства субъектов РФ, не коснувшейся пока Красноярского края и Республики Хакасия.

    Уровень обеспеченности основными фондами района в целом превышает среднероссийский. В трех субъектах (Республике Бурятия, Красноярском крае и Иркутской области) обеспеченность основными фондами выше средней по стране; в Республике Хакасия она близка к средней, но все-таки ниже ее. Остальные субъекты обеспечены основными фондами хуже, чем в среднем по стране. Во всех субъектах степень изношенности фондов меньше среднероссийской.

    Образовательный уровень занятых в экономике района отражает тенденции, характерные для регионов с преимущественным развитием добывающих отраслей промышленности — более низкий по сравнению со средним по стране уровень занятых с высшим образованием и более высокий уровень занятых со средним образованием.

    Относительно благополучные условия жизни населения складываются только лишь в Красноярском крае: численность населения с доходами ниже прожиточного минимума меньше среднероссийского, уровень розничного товарооборота — на уровне среднего по стране, уровень безработицы меньше (хотя и незначительно), чем в среднем по России.

    Численность населения с доходами ниже прожиточного минимума трех из шести регионов Восточной Сибири в два-три раза превышает среднероссийский уровень; уровень розничного товарооборота в четырех регионах на 30—60% меньше среднего по России; численность зарегистрированных безработных в большинстве регионов меньше средней по стране (табл. 10).

    Таблица 10

    Показатели уровня жизни населения

    Проблемы развития Восточной Сибири, обусловленные сырьевой ориентацией экономики, близки проблемам Западной Сибири:

  • то же отставание обрабатывающих отраслей и большая зависимость от хозяйственных связей с другими районами и импорта продукции для жизнеобеспечения района;
  • сокращение уровня обеспеченности запасами добывающей промышленности;
  • недостаточная глубина переработки сырья и в связи с этим большие потери ресурсов;
  • необходимость конверсии предприятий ВПК, находящихся в тяжелом состоянии из-за сокращения госзаказов;
  • неконкурентоспособность продукции местных предприятий легкой и пищевой промышленности по сравнению с импортируемыми товарами;
  • недостаточное развитие инфраструктуры, особенно социальной.

    Сырьевая направленность экономики Восточной Сибири при любых условиях развития России сохранится, что обусловлено исключительной ценностью сырьевых ресурсов, многие виды которых в других районах отсутствуют, либо не могут добываться с необходимой технико-экономической эффективностью.

    Не исключено, что профилирующие отрасли, в частности цветная металлургия, будут испытывать дополнительные трудности перехода на ускоренную динамику развития по двум причинам:

  • во-первых, переориентация отрасли на внешний рынок, с одной стороны, и выравнивание внутренних и мировых цен на цветные металлы, с другой, могут обусловить трудности в поддержании такой же высокой, как в предыдущие 5—7 лет, хозяйственной активности;
  • во-вторых, продажа электроэнергии по среднероссийским тарифам, последовавшая после перевода местных энергоисточников в РАО ЕЭС, может лишить прежних преимуществ энергоемкую цветную металлургию. Кстати говоря, это обстоятельство может повлиять на эффективность всего общероссийского энергоемкого комплекса, размещавшегося ранее в районах с наиболее дешевой электроэнергией.

    *    *    *
  • Проблемы дальнейшего развития энергоемких производств актуальны в первую очердь для Красноярского края, поизводящего около 30% российских объемов цветной металлургии. Важное значение для развития края имеет также конверсия оборонных предприятий и совершенствование структуры лесопромышленного комплекса. Для северной части Красноярского края актуально увеличение объемов производства на основе переработки местного кожевенно-мехового сырья, развитие промысловых хозяйств.
  • Для Республики Бурятия наиболее важно развитие отраслей по производству продовольственных и непродовольственных товаров, инфраструктурных производств — электроэнергетики, топливной промышленности, а также развитие переработки местных природных ресурсов.
  • В Республике Хакасия важно поддержание уровня развития цветной металлургии при сохранении ее роли поставщика электроэнергии и товарной железной руды в другие районы. Актуально развитие производств легкой и пищевой промышленности, перерабатывающих местное сырье.
  • В Иркутской области наиболее важны вопросы развития цветной металлургии, отраслей лесного комплекса (особенно целлюлозно-бумажной), создание в этих отраслях конечных переделов вместо вывоза сырья и полупродуктов в другие районы. Актуально техническое перевооружение действующих предприятий, вывод из эксплуатации устаревших производств.
  • В Читинской области актуальна проблема обеспечения цветной металлургии минерально-сырьевыми ресурсами (проблемы Удоканского месторождения) и опережающее развитие отраслей, перерабатывающих местное сырье — деревообрабатывающей, кожевенно-обувной, овчинно-шубной, мясоперерабатывающей и др., ориентированных на потребительский рынок.
  • В Республике Тыва наиболее важно более полное и эффективное использование местного сельскохозяйст-венного сырья. Имеет возможности для расширения золотодобыча, по эффективности сопоставимая с легкой и пищевой промышленностью.

    Для всех регионов Восточной Сибири актуальны вопросы развития социальной инфраструктуры и преодоление отставания уровня жизни населения от средних по России.

    1. Продолжение. Начало см.: «Обозреватель - Observer», № 12, 1999; № 1—5, 2000.
    2. ВРП — валовой региональный продукт.
    3. ВДС — валовая добавленная стоимость — часть ВРП, создаваемая в различных сферах экономики: в материальной сфере в целом, в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве, а также в сфере услуг, в том числе рыночных.



  •    TopList         




    [ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]