Обозреватель - Observer |
Экономика
|
М.Голубицкая, 9. Западно-Сибирский экономический район1 Развитие Западной Сибири многие годы определялось потребностями государства. Благодаря широкомасштабному освоению природных ресурсов, финансировавшемуся государством, район стал главной энергетической и сырьевой базой и основой финансовой устойчивости страны. В реформенные годы Западно-Сибирский район продолжал выполнять роль финансового «спонсора» страны. Мало того, роль его усилилась: за счет экспорта минерально-сырьевых ресурсов и продуктов их переработки обеспечиваются более двух третей валютных поступлений страны. Сырьевая ориентация района обусловила существенно меньшую по сравнению с европейскими районами потерю индустриального потенциала в реформенные годы. К 1998 г. объем промышленного производства составлял половину от уровня 1990 г. Наименьшие потери объемов промышленной продукции имели место в Томской области, в которой около 60% продукции производится в нефтеперерабатывающей, химической и нефтехимической отраслях, и Тюменской области, где более четырех пятых объемов промышленного производства дает топливная отрасль. Наибольший урон нанесен реформами Республике Алтай и Алтайскому краю.
Спад производства продолжается, и стабилизация не достигнута практически ни в одном из субъектов РФ (табл. 1). Экстенсивная эксплуатация природно-ресурсного потенциала Западной Сибири в реформенные годы углубила сырьевую ориентацию экономики района. К началу 1998 г.: Аналогичные тенденции имеют место во всех субъектах региона. Так, к началу 1998 г.: В территориальном разделении труда наиболее существенна роль Тюменской области (в топливной промышленной — более 43% российских объемов производства), Кемеровской области (в черной металлургии и топливной промышленности — более 10% российских объемов производства), Омской области (в топливной промышленности), Томской области (в химической и нефтехимической промышленности). Общий уровень экономического развития Западно-Сибирского района превышает средний по России и уровень развития всех остальных экономических районов.
Более высокий общий уровень развития имеют Тюменская (более чем двухкратное превышение среднего уровня), Кемеровская и Томская области. Самый низкий уровень экономического развития, равный половине от среднероссийского, имеют Республика Алтай и Алтайский край (табл. 2). Анализ составляющих ВРП выявил достаточно резкую дифференциацию источников его формирования. Так, в Тюменской и Кемеровской областях уровень производства ВДС во всех сферах экономики, кроме сельского хозяйства, превышает уровень, средний по стране, и общий уровень экономического развития этих субъектов РФ. При этом производство ВДС в материальной сфере на 25—45% превышает уровень производства ВДС в сфере услуг. В Томской области уровень производства ВДС в материальной сфере в целом, в промышленности, а также в сельском хозяйстве превышает уровень ВДС в сфере услуг, не достигающий среднероссийского. В Республике Алтай и Алтайском крае, отстающих в индустриальном развитии, наоборот, ВДС в сфере услуг превышает, хотя и не очень значительно, и общий уровень экономического развития этих субъектов РФ, и уровень ВДС, создаваемый в материальной сфере. Уровень ВДС в сельском хозяйстве в пяти из семи субъектов выше среднероссийского и выше общего уровня экономического развития. Уровень обеспеченности основными фондами резко дифференцирован по району. Тюменская область имеет более чем трехкратное превышение среднероссийского уровня, в Республике Алтай он не достигает и половины от средней по стране насыщенности фондами. Уровень обеспеченности фондами пяти субъектов ниже среднероссийского. Образовательный уровень занятых в экономике различается не только и не столько по регионам, сколько по категориям занятых.
Численность занятых с высшим образованием выше среднероссийской имеют лишь Томская и Новосибирская области; во всех остальных субъектах она ниже средней по стране. По численности занятых со средним образованием практически все субъекты, расположенные на территории Западно-Сибирского района, имеют примерно равные условия; они либо несущественно хуже, либо незначительно лучше среднероссийских. Только Тюменская область имеет существенное превышение над средней по России численности занятых со средним образованием (табл. 3). Достаточно большая дифференциация в уровне экономического развития субъектов РФ и в уровне развития промышленности в частности обусловливает существенные региональные различия в уровне финансовых ресурсов, создаваемых в субъектах РФ на душу населения.
Тюменская область имеет более чем трехкратное превышение среднероссийского уровня обеспеченности финансовыми ресурсами. Уровень финансовых ресурсов, превышающий средний по стране, также имеют Томская и Омская области; незначительно (на 3—15%) отстают от среднероссийского уровня Новосибирская и Кемеровская области. Уровень обеспеченности финансовыми ресурсами Республики Алтай и Алтайского края не достигают половины от среднего по России (табл. 4). Западно-Сибирский район в целом входит в состав четверки районов с наивысшим уровнем финансовой обеспеченности (1,14), занимая третье место. Структура финансовых ресурсов, создаваемых в районе, дана на рис.1. Отставание в развитии социальной сферы всегда было одной из важнейших проблем Западно-Сибирского района. Реформенные годы, сопровождавшиеся сокращением инвестиций, длительными задержками в выплате заработной платы, общим падением уровня жизни населения, обострили эту старую проблему. Показатели, характеризующие уровень жизни населения, свидетельствуют об относительном благополучии лишь в Тюменской области: численность населения с доходами ниже прожиточного минимума меньше средней по стране; уровень розничного товарооборота выше, уровень безработицы ниже среднероссий-ского. Во всех других субъектах численность населения с доходами ниже прожиточного минимума выше, уровень розничного товарооборота — ниже среднего по России (табл. 5). Обращает на себя внимание относительно низкий уровень безработицы в большинстве регионов Западной Сибири. Несопоставимость уровня безработицы с численностью населения с доходами ниже прожиточного минимума (особенно в Кемеровской области) свидетельствует об огромных масштабах скрытой безработицы. Длительная ориентация на приоритетное развитие сырьевых отраслей, остаточный принцип финансирования других отраслей промышленности, сельского хозяйства и социальной инфраструктуры препятствовали формированию комплексности в развитии экономики района и, как следствие, привели к неполному, а точнее неэффективному, использованию его потенциала. Уменьшение инвестиций, недостаточность масштабов геологоразведочных работ, сокращение уровня обеспеченности запасами добывающих отраслей хозяйства, большие затраты на импорт оборудования обострили проблемы эффективности дальнейшего развития и сырьевого сектора экономики. Уникальность Западно-Сибирского района, располагающего огромными запасами нефти и газа, которых нет в других районах, обрекает его на сохранение роли поставщика топливно-энергетических ресурсов на внутренний и мировой рынки. Однако глубина и многоаспектность внутрирайонных проблем, обусловленных сырьевой ориентацией экономики, позволяет сделать вывод о необходимости пересмотра, хотя бы после 2005 г., некоторых отраслевых приоритетов. Они могут быть перераспределены в пользу высокотехнологичных производств машиностроения, химической и нефтехимической, лесной и других обрабатывающих отраслей, ориентированных на потребительский рынок, в первую очередь в наиболее развитых южных регионах Западной Сибири.
* * * Проблемы и их решение имеют свою специфику в разных субъектах Российской Федерации: Для всей Западной Сибири актуальны вопросы подтягивания до среднего по стране уровня социального развития (уровня жизни и норм социальной инфраструктуры), прекращение оттока населения, особенно высококвалифицированных кадров. 10. Восточно-Сибирский экономический район Восточная Сибирь располагает, также как и Западная Сибирь, уникальными природно-сырьевыми ресурсами. Ее значение усиливается мощным военно-промышленным потенциалом и, в силу географического положения, интегрирующей ролью между Дальним Востоком и европейской частью страны, а также между Европой и Азиатско-Тихоокеанским районом. Конъюнктура рынка в реформенные годы усиливала сырьевую ориентацию Восточной Сибири, с одной стороны, и обусловила наименьшие по сравнению со многими другими экономическими районами потери промышленного потенциала, с другой. Наибольший урон был нанесен экономике Читинской области, промышленный потенциал которой к началу 1999 г. не достигал и четверти от уровня 1990 г., и Республики Тыва, чей потенциал к 1999 г. составлял около трети от уровня 1990 г. Меньше всего пострадала экономика Республики Хакасия и Красноярского края. Падение объемов промышленного производства не приостановлено практически во всех субъектах РФ (табл. 6).
Конъюнктура рынка и достаточно большая разница между внутренними и мировыми ценами на топливно-энергетические ресурсы, цветные металлы, в том числе алюминий, и другие, стимулировавшая экстенсивную эксплуатацию природного потенциала района, еще больше углубила сырьевую ориентацию экономики и обусловила потерю позиций района в ряде обрабатывающих отраслей. В структуре промышленности более чем на 10%-ных пунктов выросла доля ТЭК (особенно электроэнергетики), на 10%-ных пунктов увеличилась доля цветной металлургии, почти вдвое уменьшилась доля машиностроения, более чем в полтора раза — доля отраслей лесного комплекса, более чем в 10 раз — доля легкой промышленности. Эти тенденции характерны для всех субъектов РФ, находящихся на территории Восточной Сибири. В территориальном разделении труда существенна роль Красноярского края (в цветной металлургии —более 28% общероссийских объемов продукции, в лесной и пищевой промышленности), Иркутской области (в лесной промышленности и цветной металлургии). Общий уровень экономического развития Восточно-Сибирского района превышает средний по России. При этом превышение среднероссийского уровня свойственно всем отраслям экономики района — промышленности, строительству, сельскому хозяйст-ву, сфере услуг. Из субъектов РФ, расположенных на территории Восточной Сибири, только в Красноярском крае и в Иркутской области общий уровень экономического развития выше среднего по России; близок к среднему общий уровень развития Республики Хакасия. Наименьший уровень экономического развития имеет Республика Тыва (табл. 7).
Интересна одна особенность, характерная, пожалуй, только для Восточно-Сибирского района. Среди субъектов только в Красноярском крае и Республике Бурятия численность занятых с высшим образованием превышает среднероссийский уровень. Численность занятых со средним образованием вы-ше, чем в среднем по России, в четырех субъектах РФ; в пятом субъекте РФ она близка к среднероссийской (табл. 8).
По уровню финансовых ресурсов, создаваемых на душу населения, Восточно-Сибирский район в целом занимает второе место (после Северного экономического района). В структуре финансовых ресурсов обращает внимание сравнительно высокая доля средств внебюджетных фондов и более низкая, по сра-внению с большей частью других районов, доля средств предприятий (рис.2). Три субъекта — Красноярский край, Иркутская область и Республика Хакасия — входят в первую группу регионов с уровнем создаваемых ими финансов, превышающим средний по России, Республика Бурятия и Читинская область — в третью группу регионов с уровнем финансовой обеспеченности, составляющим 0,75—0,5 от среднероссийского. Наименьший уровень финансовых ресурсов, создаваемых в регионе, имеет Республика Тыва (табл. 9).
Негативные тенденции в изменении уровня жизни населения свойственны практически всем субъектам РФ, расположенным на территории Восточной Сибири. Они усугубляются моноспециализацией района на добывающих отраслях и цветной металлургии, сла Уровень производства ВДС в сфере услуг в четырех из шести субъектах РФ выше уровня производства ВДС в материальной сфере в целом и в промышленности. Причем, в число этих четырех субъектов входят субъекты РФ с уровнем производства ВДС в сфере услуг (как и с общим уровнем экономического развития) и выше, и ниже среднего в России. Это свидетельствует о положительной тенденции в развитии социальной сферы большинства субъектов РФ, не коснувшейся пока Красноярского края и Республики Хакасия. Уровень обеспеченности основными фондами района в целом превышает среднероссийский. В трех субъектах (Республике Бурятия, Красноярском крае и Иркутской области) обеспеченность основными фондами выше средней по стране; в Республике Хакасия она близка к средней, но все-таки ниже ее. Остальные субъекты обеспечены основными фондами хуже, чем в среднем по стране. Во всех субъектах степень изношенности фондов меньше среднероссийской. Образовательный уровень занятых в экономике района отражает тенденции, характерные для регионов с преимущественным развитием добывающих отраслей промышленности — более низкий по сравнению со средним по стране уровень занятых с высшим образованием и более высокий уровень занятых со средним образованием. Относительно благополучные условия жизни населения складываются только лишь в Красноярском крае: численность населения с доходами ниже прожиточного минимума меньше среднероссийского, уровень розничного товарооборота — на уровне среднего по стране, уровень безработицы меньше (хотя и незначительно), чем в среднем по России. Численность населения с доходами ниже прожиточного минимума трех из шести регионов Восточной Сибири в два-три раза превышает среднероссийский уровень; уровень розничного товарооборота в четырех регионах на 30—60% меньше среднего по России; численность зарегистрированных безработных в большинстве регионов меньше средней по стране (табл. 10).
Проблемы развития Восточной Сибири, обусловленные сырьевой ориентацией экономики, близки проблемам Западной Сибири: Сырьевая направленность экономики Восточной Сибири при любых условиях развития России сохранится, что обусловлено исключительной ценностью сырьевых ресурсов, многие виды которых в других районах отсутствуют, либо не могут добываться с необходимой технико-экономической эффективностью. Не исключено, что профилирующие отрасли, в частности цветная металлургия, будут испытывать дополнительные трудности перехода на ускоренную динамику развития по двум причинам: Для всех регионов Восточной Сибири актуальны вопросы развития социальной инфраструктуры и преодоление отставания уровня жизни населения от средних по России.
|
|