Обозреватель - Observer
Военно-политические проблемы

ДЕМОКРАТИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА И ФОРМИРОВАНИЕ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ

Б.Омеличев,
генерал-полковник в отставке

Известный немецкий социолог Ральф Дорендорф высказал следующую мысль: «Дорогу к рабству прокладывали многие, а вот как прийти к свободе, на карте не обозначено». Справедливость этих слов во многом подтверждается сложностью современного этапа общественного развития России.

Победа демократических сил в стране ускорила процесс реформирования общества и государства. В основу происходящих изменений положен принцип демократизации. Он затронул и сферу обороны и определяет сегодня содержание военной политики России, положений военной доктрины и ее оборонительной направленности.

На наш взгляд, демократизация представляет собой вектор прогрессивного исторического развития, ведущий к динамичной стабильности и самоуправлению общества. Все политические режимы, которые осуществляли в своей политике другие принципы, рано или поздно сошли с исторической сцены. Такая судьба постигла как Императорскую Россию, так и Советский Союз. Уроки истории являются убедительным свидетельством того, что радикальные меры и революции не всегда приводят к утверждению демо-кратических ценностей. Более приемлемым для демократического обновления является путь эволюционных реформ. Он более соответствует естественно-историческому развитию стран и народов. По этому пути идет сегодня Россия, формируя демократические институты власти и новую социальную структуру общества.

Распад единого в прошлом государства побудил нарастание кризисных явлений, усиление конфликтности и сепаратизма. Становление демократических режимов сопровождается ростом внутренних угроз для их самостоятельного государственного сущест-вования. Последовавший вслед за этим разрыв единого военно-стратегического пространства, процесс форсированного строительства национальных армий с «приватизацией» целых военных округов и флотов, состав и дислокация которых создавались под принципиально иные цели и задачи, привели к тому, что ныне называется военно-стратегическим вакуумом.

В этих условиях без стабильного военно-политического развития вряд ли можно рассчитывать на успешные демократические преобразования. Однако процессы, происходящие в военной сфере сегодня, вызывают вполне обоснованные опасения. Имеющийся ныне Договор о коллективной безопасности не стал эффективным средством обеспечения национальной и региональной безопасности. Единое военно-стратегическое пространство остается разорванным. До сих пор остаются нерешенными ряд важнейших военно-политических проблем.

Применительно к такой социально-политической ситуации главной предпосылкой осуществления демократических реформ, види-мо, будет являться преодоление социально-политического кризиса и постепенная политическая стабилизация. Представляется, что именно такая существующая ны-не стадия современного развития России, государств Содружест-ва является основным предметом внимания политологов и военных аналитиков. В этом смысле целесообразно было бы рассмотреть некоторые проблемы общественного развития, непосредственно затрагивающие принципы формирования и строительства вооруженных сил.

Первое. Локализация военных конфликтов на территории СНГ. Интересы новых государств не могут совпадать по всем параметрам, особенно экономическим и этническим. Но нельзя превращать объективные разногласия в непримиримые конфликты, тем более, — вооруженные столкновения. Нарушение норм международного права, существующих договоренностей, принятых конституций и законов, потакание националистическим и религиозно-экстремист-ским настроениям — все это рано или поздно приводит к кровавым схваткам и страданиям народов. Наглядные примеры тому — войны в Югославии и на Кавказе, которые еще раз подтверждают, что использование военной силы в конфликтных ситуациях может осуществляться только на международно-правовой основе и в соответствии с законами страны и решением парламента. Все иные способы использования военной силы могут диктоваться лишь чрезвычайными условиями (стихийными бедствиями и пр.). Ответственность за применение войск должна носить предметный характер.

Второе. Легитимация конституционных основ общественного развития, институтов политической власти. Будет уместно заметить, что легитимация предполагает не только законность тех или иных основ общественного строя, но и добровольное согласие подавляющего большинства населения на принятие этих основ. Согласие по вопросу о путях развития России и форме ее государственного устройства сегодня необходимо как никогда. Если конституционные вопросы станут объектом постоянных разногласий, это приведет к расшатыванию политического строя России.

Что касается согласия самого народа, то оно будет находиться в прямой зависимости от результатов экономической реформы, уровня жизни широких слоев населения.

Третье. Модель развивающегося демократического устройства России должна, несомненно, определяться ее многонациональным населением. Это означает самостоятельность национальных регионов и многообразие социально-политического устройства в каждом из них в рамках общей российской модели, необходимость внимания к нуждам тех десятков миллионов русских, которые в настоящее время проживают в ближнем зарубежье. Следует заметить, что единственным критерием демократичности в этих сложных национально-этнических условиях может выступать только соблюдение и защита государством прав человека независимо от его национальности.

Отмеченная проблема тесно связана с обеспечением прав российских военнослужащих, по долгу службы оказавшихся на территории вновь образовавшихся самостоятельных государств. К сожалению, обязательства по защите их интересов во многих государствах Содружества зачастую не выполняются. Миро-творческая роль военнослужащих России не всегда находит понимание у местных политических руководителей в «горячих точках» СНГ. Все это только политизирует армию и милитаризует политику, осложняя военно-политическую обстановку в целом.

Четвертое. Сегодня России, как никогда, нужна позитивная историческая преемственность, использование прогрессивных традиций и опыта организации общественной жизни. Следует учесть, что современная демократическая Россия имеет многовековую и, прежде всего, самодержавную историю. В старой, имперской России в науке, искусстве, экономике и даже политике присутствовала тенденция демократического развития. Пусть она не всегда была господствующей, но она всегда, даже в самые тяжелые времена, имела место. И, строя новую жизнь, нельзя забывать этого исторического факта.

Вот несколько примеров. В России издавались сотни журналов и тысячи газет разного направления. Практики запретов выезда за границу фактически не существовало (в 1900 г. 200 000 русских провели за границей в среднем 80 дней каждый). В 80-е годы XIX в. за политические преступления было казнено только 17 чел. Россия может и должна гордиться идеями своих лучших политиков, ученых, военных. За последние столетия она собрала такой духовный капитал, который вполне способен сориентировать наше общество в набирающем силу демократическом развитии.

В Конституции РФ записано: «Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления». Демократизация российского общест-ва накладывает, естественно, и весомый отпечаток на принципы формирования Вооруженных Сил РФ. Их содержание определяется приоритетами военной политики, системой военной безопасности, военной доктриной и вытекающими из этого принципами строительства Вооруженных Сил.

В настоящее время главной задачей военной политики России является предотвращение войны и сохранение мира. Этой установкой определяется содержание новой военной доктрины.

Указанные позиции позволяют, на наш взгляд, вычленить следующие принципы военной политики России:

В международной сфере

Первоочередной принцип — признание необходимости сохранения мира в качестве приоритетной ценности. Действительно, создавая собственные вооруженные силы и военные структуры, политикам всех уровней надо ставить этот вопрос во главу угла. Без обеспечения этого условия демократические преобразования вряд ли будут возможны. В этой связи Россия уделяет особое внимание обеспечению ядерной безопасности. 3 января 1993 г. между Россией и США подписан Договор СНВ-2 о дальнейшем сокращении стратегических наступательных вооружений, реализация которого, после ратификации его Государственной Думой РФ, позволит к 01.01.2008 г. сократить ядерные арсеналы двух крупнейших ядерных держав на две трети от уровня на начало переговоров (1991 г.).

Не менее важным принципом является принцип неприменения первыми военной силы. Руководст-вуясь этим принципом, Россия строит свои военно-политические отношения с другими государствами. В концепции национальной безопасности, утвержденной Указом Президента РФ от 10 января 2000 г., определено, что «Российская Федерация рассматривает возможность применения военной силы для обеспечения своей национальной безопасности, исходя из следующих принципов: применение всех имеющихся в ее распоряжении сил и средств, включая ядерное оружие, в случае необходимости отражения вооруженной агрессии, если все другие меры разрешения кризисной ситуации исчерпаны или оказались неэффективны». Основная роль в предотвращении войн и вооруженных конфликтов Россия отводит политическим, дипломатическим, экономическим и другим невоенным средствам.

Прочное место в военной политике России занимает принцип невмешательства во внутренние дела других государств. Россия стремится действовать исключительно через механизмы коллективной безопасности ООН, СБСЕ, СНГ. При этом военно-политическое руководство страны стремится проявлять сдержанность и тактичность, особенно в том случае, когда российские войска выполняют функцию «голубых касок».

Демократизация международных отношений привела к снижению непосредственной глобальной угрозы. Одновременно она выдвинула на первое место необходимость сотрудничества государств в отражении агрессии, урегулировании вооруженных конфликтов, сокращении вооружений, правовом обеспечении международной военно-политической деятельности.

В области военного строительства

Основные принципы и тенденции формирования Вооруженных Сил России определяются приоритетами оборонной политики и военной доктрины нашего государства. Сегодня уже можно определенно говорить о существующих устойчивых принципах формирования и функционирования Вооруженных Сил РФ:

Гражданский контроль над вооруженными силами.Он обеспечивается сегодня в России подотчетностью Министерства обороны Федеральному Собранию и Президенту РФ. Парламент не только утверждает военный бюджет, но и определяет основные направления военной политики России. Складывается демо-кратическая практика принятия военно-политических решений после всестороннего их обсуждения во всех инстанциях государственной власти и с представителями общественности. Военные проблемы открыто и гласно обсуждаются на страницах газет и журналов, в других средствах массовой информации. Деятельность Вооруженных Сил поставлена на правовую основу. Приняты и действуют законы «О безопасности», «Об обороне», «О статусе военнослужащих», «О военной обязанности и военной службе».

Поэтапное, эволюционное проведение военной реформы.

Россия вынуждена формировать свои вооруженные силы в сложной обстановке, скажем прямо, в условиях сильнейшего кризиса. С учетом такой ситуации и происходит реальное, постепенное совершенствование военной системы. Основные направления военного строительства определены «Основами (концепцией) государственной политики Российской Федерации по военному строительству на период до 2005 года», утвержденными в 1998 г. Президентом РФ.

Эти направления положены Министерством обороны РФ в основу поэтапного реформирования во-оруженных сил (как идет их реформирование сегодня — отдельная тема), основываясь на них, в настоящее время Генеральный штаб осуществляет разработку «Плана строительства Вооруженных Сил Российской Федерации на 2000—2005 гг.».

Социальная защита военнослужащих

Одним из важнейших принципов реформирования Вооруженных Сил России выступает принцип социальной защищенности военнослужащих. Необходимость этого принципа определяется тяжелыми условиями жизнедеятельности российских войск. Для реализации этого принципа предстоит полностью ликвидировать денежные задолженности перед Министерством обороны и каждым военнослужащим, обеспечить решение программы обеспечения жильем военнослужащих и лиц, уволенных из Вооруженных Сил в ходе их реформирования, значительно увеличить денежное содержание военнослужащих всех категорий, возвращение армии и ее костяку — офицерскому составу заслуженного авторитета. В этой связи тенденция усиления социальной защищенности военнослужащих должна оставаться приоритетной в течение всего периода реформирования Вооруженных Сил России.

Соответствие Вооруженных Сил возможностям страны, задачам предотвращения войны и отражения агрессии

Данный принцип определяется уроками нашей истории. Нельзя забывать, что Россия не раз являлась объектом агрессивных действий других государств. Особенно в такие периоды, когда она была слаба. Учитывая это, в новой редакции концепции национальной безопасности определяется, что интересы Российской Федерации требуют наличия достаточной для ее обороны военной мощи, а Вооруженные Силы России играют главную роль в обеспечении ее военной безопасности. Исходя из этого, они должны поддерживать ядерный потенциал на уровне, обеспечивающем нанесение заданного ущерба агрессору в любых условиях обстановки, а в силах общего назначения иметь развернутые боеготовые группировки войск на основных стратегических направлениях, способные совместно с другими войсками, решать задачи по отражению агрессии в локальной вой-не, а также развертывание группировки войск (сил) для решения задач в региональной войне.

Профессионализация армии

Этот принцип отражает общую тенденцию развития вооруженных сил цивилизованных государств. На сегодняшний день профессиональные армии существуют в США, Канаде, Англии, Японии. Видимо, по ме-ре решения задач подъема экономики и реформирования Вооруженных Сил к такой системе будет приближаться и Россия. Поспешность в решении этого вопроса недопустима. Именно поэтому указом Президента РФ от 11 ноября 1998 г. определено осуществлять переход на контрактную основу комплектования армии по мере создания необходимых экономических условий. Сегодня, и на ближайшую перспективу, основным и единственным способом комплектования Российских Вооруженных Сил остается принцип смешанного комплектования. Такого принципа комплектования своих армий, кстати, придерживается большинство экономически развитых стран мира.

В военной политике России действуют, несомненно, и другие принципы: укрепление единоначалия на демократических основах; поддержание боевой и мобилизационной готовности войск; усиление патриотического воспитания и другие.

Таким образом, демократизация общества и формирование Российской армии представляют собой процессы, взаимно влияющие друг на друга.

Чтобы это взаимодействие носило цивилизованный характер, Россия учитывает опыт демократического развития западных стран, собственные национально-исторические традиции и особенности, современную ситуацию, складывающуюся в России и странах СНГ.



   TopList         




[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]