Обозреватель - Observer
Внешняя политика

ЮГОСЛАВСКИЙ КРИЗИС:истоки и современность


М.Гацко,
кандидат философских наук,
профессор Академии военных наук, полковник



Недавно мировая общественность отметила печальную годовщину с момента начала боевых действий войск и сил блока НАТО против суверенной Югославии. Массированные ракетно-бомбовые удары по военным и гражданским объектам Югославии покончили с поиском компромиссного решения косовской проблемы и показали намерение стран НАТО впредь решать международные проблемы с позиций силы. Беспрецедентная военная акция явилась грубым нарушением международного права и чревата разрушением всей современной системы мироустройства, базирующейся на балансе сил и интересов ведущих мировых держав.

Ретроспектива проблемы

Почему Югославия, еще недавно являвшаяся благополучной европейской страной, скатилась в бездну непрекращающихся военных конфликтов? Ответ на этот вопрос уходит корнями в прошлое. В течение 600 лет Балканы являются ареной конфликтов между великими державами. Здесь пересекаются интересы трех основных цивилизаций: Запада (католический мир), Востока (православный мир) и Юга (мусульманский мир). Будучи вовлеченными в эти конфликты, южнославянские народы оказались разделенными на три противоборствующих лагеря. Хорваты и словенцы традиционно входят в состав Австро-Венгрии и находятся в орбите католического германо-роман-ского влияния, боснийские и косовские мусульмане представляют собой геополитический авангард исламского мира в Европе, а православные сербы и черногорцы традиционно тяготеют к прорусской ориентации и на протяжении веков вынашивают идеалы панславизма (единения всех православных славян под лидерством Великой России).

Колыбелью сербской государственности является Южная Сербия — земля Косово. На косовской земле сербы живут с VI в. Области Косово и Метохия (вместе называемые «Космет») являются для сербов «священной землей», поскольку они стали колыбелью сербской государственности и Сербской Православной Церкви. Именно в Косове размещался Патриархат Сербской Православной Церкви, которая стала духовным центром объединения сербов. С IX по XIV в. Космет входил в состав средневекового Серб-ского царства и был населен преимущественно славянскими народами (сербами, черногорцами, болгарами).

Когда в конце XIV в. Сербия подвергается турецкой агрессии, решающая битва сербских войск под командованием князя Лазаря с армией султана Мурада I происходит в день Святого Вита («Витовдан») 15 июня 1389 г. на Косовом поле близ Приштины. Несмотря на героизм и стойкость сербских воинов, исход битвы был решен в пользу турецкой армии, многократно превосходившей по своей численности сербское войско. С тех пор в национальном сознании сербов Косовская битва стала символом борьбы народа за свободу и независимость. Оккупировав Сербию, Турция проводит здесь насильственную исламизацию славянского населения и осуществляет планомерное заселение исконно сербских земель мусульманами.

Нашествие турок на Балканы и их пятивековое господство привели к массовому вытеснению славянского населения из Косова. Опустошенные земли Косова и Метохии турецкие правители заселяли своими верными вассалами — албанскими мусульманами из горных областей. Следует отметить, что в иерархии Османской империи албанские мусульмане занимали видное место. Они составляли немалую часть турецкой армии, поставляли для Порты чиновников, среди которых отдельные занимали даже должности пашей и великих визирей. Например, знаменитый правитель Египта Мухаммед-Али был албанцем.

Албанские четы (вооруженные отряды) использовались турками для проведения карательных акций против сербского населения, которое, несмотря на по-литику его выселения из района Косова и Метохии, до конца XIX в. все еще составляло около половины жителей края. В 1795 г. этим краем овладел властитель Северной Албании (Шкодры) трехбунчужный паша Махмуд и присоединил его к албанским владениям.

В начале XIX в. в Сербии происходят массовые антитурецкие восстания, которые вынудили Турцию признать Сербию самоуправляющимся княжеством, однако Косово и Метохия по-прежнему остаются в составе Албании. Только в 1912 г. Косово и Метохия воссоединились с Сербией. Этому способствовала победоносная первая балканская война Сербии, Черногории, Болгарии и Греции против Турции.

В годы второй мировой войны Сербию оккупируют итальянские и германские войска. В 1941 г. оккупационные власти отчленяют от Сербии Косово и Метохию и присоединяют их к «Великой Албании» — марионеточному государству, подконтрольному фашистской Италии. Албанские националисты осуществляют насильственное изгнание сербов из региона. В течение второй мировой войны из Косова было депортировано более 100 тыс. сербов и черногорцев. Примерно такое же число албанцев переселилось из Албании в Косово. Кроме того, около 10 тыс. сербов было уничтожено албанцами в этот период при проведении антисербских акций.

После окончания второй мировой войны югославский лидер И.Броз Тито запретил возвращение изгнанных сербских семей в Косово. Хорват Тито планировал использовать албанизированное Косово в качестве приманки для албанского правителя Э.Ходжи. По замыслам Тито, Косово следовало бы отдать Албании, если бы та согласилась войти в состав задуманной им Балканской Федерации, ядром которой должна была стать Югославия.

В послевоенные годы политический статус Косова постоянно повышался: от автономной области в составе Сербии в 1945 г. до автономного края, ставшего фактически самостоятельным субъектом Федерации в 1974 г. В указанный период в Косове осуществляется дискриминация славянского населения, что вынуждает 220 тыс. сербов и черногорцев покинуть край. В марте 1981 г. албанские националисты провоцируют в Косове массовые антисербские выступления, следствием которых стал очередной исход сербских и черногорских семей из края. Если в 1961 г. албанское население Космета составляло 67%, то в 1991 г. — уже 82,2% населения края.

В сентябре 1991 г. косовские албанцы проводят несанкционированный Сербией референдум о независимости края и самопровозглашают собственную «Республику Косово», президентом которой 24 мая 1991 г. был избран Ибрагим Ругова. Указанные действия являются антиконституционными, поскольку еще в марте 1989 г. Скупщина Сербии приняла поправки к Конституции Сербии, лишающие автономные края права на выход из состава Федерации.

Для вооруженной борьбы за выход из состава Югославии албанские националисты создают террористическую «Освободительную армию Косова» (ОАК), боевики которой только с 1991 по 1998 г. совершили более 500 терактов. В начале 1998 г. боевики ОАК, прошедшие подготовку в албанских лагерях, спровоцировали в Косово возобновление вооруженного конфликта, однако к октябрю 1998 г. были фактически вытеснены сербской армией и полицией из Косова к албанской границе. Руководство Сербии начало переговоры о нормализации ситуации в крае с лидером косовских албанцев Ибрагимом Руговой. При этом президент Югославии С.Милошевич не-однократно подчеркивал готовность предоставить Косову широкие права национальной автономии в со-ставе Сербии с учетом равноправного отношения ко всем национальным общинам края.

В феврале 1999 г. в замке Рамбуйе под Парижем начались переговоры между делегацией Югославии и лидерами косовских националистов. При этом югославской стороне западными посредниками были выдвинуты неприемлемые условия: Югославия должна была согласиться на ввод на территорию Косова вооруженных сил НАТО для осуществления «миро-творческой вооруженной миссии», что фактически означало бы оккупацию края и нарушение суверенитета Югославии.

Реакция делегации СРЮ была естественной — она отказалась от подписания неприемлемого договора, но готова была продолжить переговоры по мирному разрешению косовского конфликта. В ответ на проявленную югославской стороной твердость, 14 стран НАТО во главе с США, грубо поправ нормы международного права, стали наносить массированные ракетно-бомбовые удары, которые должны бы-ли заставить сербов согласиться на диктат НАТО: разместить на своей территории войска альянса, убрать из руководства СРЮ ненавистного Западу С.Мило-шевича, признать независимость косовских албанцев.

Россия на защите интересов южных славян

Россия издавна оказывает всестороннюю поддержку южным славянам. Так, еще в XVI в., в период турецкого нашествия на Сербию, русский царь Иван Грозный берет под свое покровительство сербские монастыри и оказывает им материальную помощь. В XVIII в. Россия принимает около 20 тыс. сербских переселенцев, которые расселяются в Левобережной Украине. В эпоху Петра I из сербов, перешедших на службу к российскому императору, формируется первый сербский гусарский полк (1707 г.). Впоследствии оборону южных рубежей России от набегов турок и крымских татар обеспечивали четыре сербских полка: два гусарских и два пикерных. В 1753 г. в Малороссии создается специальная национально-территориальная единица Славяно-Сербия, административным центром которой являлся город Бахмут (ныне Артемовск Донецкой области).

В 1804 г. сербы под предводительством князя Кара-Георгия поднимают антитурецкое восстание, которое активно поддерживает Россия. В результате победы в русско-турецкой войне 1806—1812 гг. Россия добивается от Турции признания автономии Сербии. Конец зависимости Сербии от Турции положила победоносная русско-турецкая война 1877—1878 гг.

Когда в 1914 г. Сербия подвергается нападению Австро-Венгрии, то Россия без колебаний вступается за православных сербов. В годы второй мировой войны Советский Союз и Югославия также совместно ведут борьбу с фашистской Германией.

В послевоенные годы, несмотря на идеологические разногласия между партийным руководством СССР и СФРЮ, братские отношения между народами этих стран сохранялись и развивались. До распада СССР его экономическая и военно-политическая мощь являлась сдерживающим фактором против любых попыток пересмотра послевоенного мироустройства, обеспечивая баланс сил и интересов ведущих мировых стран.

За крушением СССР последовал и распад Югославской федерации. Руководство СФРЮ пыталось пресечь религиозно-этнический сепаратизм. Однако национальные амбиции и вековые обиды, активно разжигаемые странами католического и мусульман-ского мира, привели к выходу Хорватии и Словении из состава Югославии (1991 г.). При этом был создан опасный прецедент нарушения принятого ОБСЕ порядка послевоенного устройства Европы и попрания конституционно-правовой системы Югославии. Далее при поддержке стран Северо-Атлантического альянса следует цепная реакция сепаратизма, приведшего к выходу из Югославии мусульмано-хорватской Боснии и Герцеговины (1992 г.). К декабрю 1998 г. волна инспирированного сепаратизма захлестнула и историческую колыбель сербского государства — автономный край Косово, населенный преимущественно мусульманами. Вместо мирного разрешения этнических противоречий, страны — участницы НАТО пошли на силовое решение косовской проблемы.

Российская Федерация политическими и дипломатическими средствами стремилась предотвратить развязывание силовых действий со стороны НАТО против СРЮ. Государственная Дума Федерального Собрания РФ 14 октября 1998 г. приняла Заявление «Об угрозе развязывания военных действий со стороны Организации Североатлантического договора против Союзной Республики Югославии». Указанное заявление было направлено главам правительств и председателям парламентов государств — членов Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе. В заявлении выражалась озабоченность России в связи с принятием противоречащего Уставу ООН решения Совета НАТО о возможности проведения военной операции против Югославии, осуждались продолжающиеся приготовления к вторжению в суверенное государство и заявлялось, что реализация этих планов будет рассматриваться Россией как акт агрессии, который имел бы крайне тяжелые последствия для мира и безопасности в Европе.

В заявлении также декларировалось о намерениях России рассмотреть вопрос о возобновлении военно-технического сотрудничества Российской Федерации и Союзной Республики Югославии в соответствии с нормами международного права и скорректировать программу сотрудничества Российской Федерации и блока НАТО с учетом позиции НАТО в отношении Югославии.

Тогда, в 1998 г., в НАТО еще изучали реакцию России на возможность применения силы в Югославии. Помимо указанного заявления Государственной Ду-мы России никаких реальных адекватных мер с российской стороны не последовало, что подтолкнуло руководство НАТО к силовому решению проблемы.

В начале 1999 г. ситуация в югославском крае Косово вновь обострилась — у села Рачак было обнаружено захоронение нескольких десятков албанцев. Вместо тщательного и объективного расследования обстоятельств этой трагедии, представители миссии ОБСЕ по наблюдению в Косово обвинили в случившемся только сербские власти. Руководство НАТО вновь предъявило ультиматум сербской стороне и ускорило подготовку к вмешательству в косовский конфликт своих вооруженных сил.

Российская Федерация, последовательно выступая за решение косовского вопроса исключительно мирными средствами, вновь призвала стороны конфликта проявить сдержанность и немедленно начать предусмотренные международными соглашениями переговоры о достижении политического урегулирования. Государственная Дума 20 января 1999 г. приняла постановление № 3536-II ГД «О заявлении Государст-венной Думы Федерального Собрания Российской Федерации «В связи с обострением ситуации в Косово». Однако, протесты слабеющей России, погрязшей в своих внутренних проблемах (социально-экономический кризис, обвал экономики, чеченская война и др.) уже не имели действенности. Североатлантический альянс стремился продемонстрировать всему миру — кто теперь в нем имеет реальную силу.

Вооруженное вторжение сил НАТО в Югославию, начатое 24 марта 1999 г., было совершено вопреки решительному противодействию России. «Миротворческая» агрессия НАТО против Югославии стала явным вызовом антироссийской направленности. Единственное, че-го смогла добиться Россия в сложившейся ситуации, — это возможность использования российского контингента миротворческих сил в международном присутст-вии по безопасности в Косове. В соответствии с резолюцией Совета Безопасности ООН 1244 от 10 июня 1999 г. был издан Указ Президента Российской Федерации от 25 июня 1999 г. № 822 «Об использовании воинских формирований Вооруженных Сил Россий-ской Федерации в международном присутствии по безопасности в Косово, Союзная Республика Югославия». На основании этого указа в Союзную Республику Югославию был направлен российский воинский контингент численностью 3616 чел. со штатным вооружением, военной техникой и другими материальными средствами для использования до 10 июня 2000 г. в международном присутствии по безопасности в Косове. Знаменитый марш-бросок российских миротворцев, совершенный летом 1999 г. в Косово, напомнил миру о русских чудо-богатырях. Однако у тогдашнего руководства России не хватило решимости продолжить силовое давление на НАТО и закрепить за российскими миротворцами ключевые позиции в Косове. С осени 1999 г. России пришлось сосредоточиться преимущественно на внутренних проблемах, и она временно отошла от активного участия в разрешении косовской проблемы. Теперь, когда состоялись выборы нового Президента России и Государственной Думы, когда близится к завершению силовое наведение конституционного порядка на российских «Балканах» — Северном Кавказе (Дагестан и Чечня), будем надеяться, что у нашего Отечества вновь появятся возможности защиты интересов братской Югославии.




   TopList         




[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]