Обозреватель - Observer
Внешняя политика

Не выучим Балканский урок — потеряем Россию

Е.Гуськова, доктор исторических наук,
руководитель Центра по изучению современного кризиса

Отсутствие информации в наших СМИ о событиях в Югославии не означает, что там все спокойно. Напротив, в Косове продолжаются убийства сербов, уничтожение православных памятников культуры. С июня прошлого года в крае убиты 800 чел., из них более 700 были сербами. 630 сербов и черногорцев похищены. Но, в отличие от Чечни, за них не требуют выкупа — их истязают и зверски убивают для устрашения других. Косово уже покинули 350 тыс. сербов, черногорцев, цыган, мусульман, турок, горанцев. В большинстве косовских сел и городов вообще не осталось сербов.

Командование КФОР своим бездействием фактически поощряет албанцев к преступлениям. НАТО закрепляется в этом регионе, строит военные базы в Урошеваце, Подуево и Пече и не собирается покидать край. Резолюцию 1244 Совета Безопасности никто и не вспоминает. Россия, конечно, советует руководству Югославии настаивать на ее выполнении, но кто же будет слушать это руководство, если все оно (800 чел.) находится в списке изгоев Европы. Полностью игнорируются декларировавшиеся принципы суверенитета и территориальной целостности СРЮ. Так и не учрежден Комитет по вопросу осуществления резолюции 1244. Статус присутствия иностранных войск и полиции на территории Косова не урегулирован с Югославией. Поэтому Бернар Кушнер, возглавляющий «международное гражданское присутствие» в Косове, занимается самоуправством — он отменил систему судебной власти и попытался создать автономную от центра судебную систему в крае, где все должности отданы албанцам, возложив на себя функции главного арбитра и судьи, он передал албанцам сбор таможенных пошлин, нарушив законы Югославии, он разрешил албанцам решать вопросы внешнеторговых связей, всегда находившихся в компетенции федеральных властей, импорта, контроля за деятельностью платежных ведомств и служб, службы связи. Он открыл в Приштине международный аэропорт и разрешил международные авиарейсы без согласия Югославии. В Косове открыта граница с Албанией, и Кушнер, а не соответствующие службы страны, выдает удостоверения личности албанцам и всем, кто беспрепятственно приезжает в Косово, даже военным преступникам. Кушнер полностью игнорирует тот факт, что Косово является составной частью Сербии, нарушает принцип территориальной целостности страны тем, что все больше создает самостоятельную государственную структуру края. На этой земле больше не действуют законы Федерации. Специальный представитель не выполнил обязательства резолюции 1244, согласно которым определенному числу военнослужащих югославской армии и полицейских будет разрешено вернуться в Косово для выполнения конкретных функций.

Попустительство албанским экстремистам приводит к тому, что они становятся силой, которую боятся даже натовцы, а край превращается в центр терроризма, организованной преступности, незаконной торговли оружием, незаконного оборота наркотиков. Миротворцы не смогли разоружить Освободительную армию Косова и нашли выход в преобразовании отрядов головорезов в «Защитный корпус Косова», что не предусмотрено никакими решениями ООН.

Все эти беззаконные действия главного миротворца в крае, направленные на разрушение единой конституционной и правовой системы Союзной Республики Югославии, могли бы вызвать недоумение и непонимание, если бы не становилась отчетливой цель всех действий НАТО в последние месяцы. Осуществляется план территориального расчленения Югославии как продолжение процесса, начатого еще в 1991 г. И делается это для того, чтобы сломить единственный в Европе островок сопротивления планам НАТО, каковым до сих пор является Сербия. Именно этой цели подчинены действия натовцев в Косове, поощрение сепаратистских тенденций руководства Черногории, попытка любыми средствами добиться свержения законного правительства Югославии и поставить на его место кого-нибудь послушного из оппозиции. Поскольку к этой цели натовцы продвигаются крайне медленно, можно предположить, что они попытаются вновь применить силу против Югославии, чтобы ускорить процесс. Была бы цель. А повод всегда состряпать можно. Тем более, что за время кризиса уже наработана определенная методика, которая была эффективной для поддержания ускоренного процесса распада многонациональных федераций.

Изучение этой методики должно было бы стать приоритетным для руководства России, так как не очень богатые на фантазию западные «миротворцы» могут применить ее и в России. Так, существует методика ускоренного признания субъектов Федерации в качестве независимых государств. Ее отправной точкой является вмешательство международных организаций в переговорный процесс, естественно, с благородной целью помочь достичь соглашения. Для этого выстраивается целая система «международной озабоченности» какой-либо проблемой. Следующей фазой является установление контроля над переговорным процессом и управление им. Как только появляются международные посредники, за ними торопятся гуманитарные организации, гражданские наблюдатели. Это — прелюдия для решения о посылке миротворческих контингентов, роль которых сегодня выполняют натовцы. Все эти действия сопровождаются «усыплением бдительности» — благонамеренными заявлениями, провозглашением гуманных намерений, использованием демократической фразеологии, за которыми всегда следуют противоречащие им поступки. Напомним заявления о поддержке целостности СФРЮ, целостности СРЮ. Заканчивается этот фарс признанием независимости частей Федерации либо по ускоренной процедуре (как это было со Словенией, Хорватией), либо по схеме «принуждения к миру» (пример Боснии и Герцеговины). Косово дает пример еще одного варианта — полное игнорирование норм международного права и установление независимого правопорядка на отдельно взятой территории Федерации без согласия руководства страны, после чего до независимости остается только один шаг.

Реакция Запада на события в Чечне — красноречивое доказательство правильности наших выводов. Сегодня никто не сомневается в территориальной целостности России, но требование сесть за стол переговоров при посредничестве международных организаций становится все решительнее. Если мы не согласимся на это — будет применяться уже опробованная на Балканах «концепция принуждения к миру», имеющая в своем арсенале целый набор инструментов экономического, политического, военного и дипломатического давления, вплоть до применения военной силы. Система создания «поводов» для применения наказания также отработана — гибель мирного населения в результате взрывов, «гуманитарная катастрофа» с беженцами, вопросы нарушения прав человека, негуманное отношение с пленными, необходимость защиты миротворцев, на худой конец — недемократическое поведение руководства.

Сегодня никто не знает, насколько мы выучили балканский урок и что будем делать в ближайшее время после восстановления отношений с НАТО — заблуждаться и верить в искренность намерений, дружить и помогать друг другу, или отстаивать свои национальные интересы и территориальную целостность даже в ущерб дружбе с НАТО?




   TopList         




[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]