Обозреватель - Observer
Внешняя политика



2000 — год исключительной активности ООН

А.Орлов,
член Правления Российской Ассоциации содействия ООН,
кандидат исторических наук.

Создав в победном 1945 г. Организацию Объединенных Наций — единственный универсальный международный форум — члены мирового сообщества едва ли могли тогда представить, какой будет через полвека степень интенсивности его деятельности. Окна расположенного в восточной части манхэттонского «мидтауна» небоскреба ООН, с одной стороны смотрящие на Истривер, а с другой — на Первую авеню, никогда не гаснут как в прямом, так и в переносном смысле. Как не знают перерывов, интервалов, выходных международные отношения, так не знает их и ООН — организация, призванная эти самые международные отношения регулировать. И делает она это вполне успешно и эффективно, несмотря на отдельные сбои и неудачи, за которыми зачастую стоят амбиции и гордыня конкретных государств, стремящихся поставить себя выше мирового сообщества и продемонстрировать всем и каждому, что для них закон в виде Устава ООН и общепризнанных норм международного права не писан.

Международная повестка дня, как это видно даже не искушенному в большой политике человеку, исключительно насыщена. Бывают такие периоды, когда в огромном здании ООН нет возможности даже найти свободный зал или комнату для проведения того или иного международного форума или встречи. В такие дни ооновский «большой дом» напоминает растревоженный муравейник, где множество людей — и члены официальных делегаций, и представители «гражданского общества», неправительственных организаций, которые все активнее заявляют о себе в стенах ООН — перемещаются в различных направлениях по лабиринтам небоскреба либо в поисках нужного зала заседаний, либо — в перерывах между сессиями того или иного ооновского органа — для проведения «кулуарной работы», которая является одной из важных форм неформального согласования позиций различных делегаций.

Но 2000 г. обещает стать особым, уникальным явлением в многолетней истории ООН. Такого напряженного графика всевозможных мероприятий, причем в том числе и на самом высоком уровне, не могут припомнить даже «ветераны» организации. И это понятно. Человечество пересекает рубикон не только веков, но и двух тысячелетий. А это — подходящий повод для того, чтобы и оглянуться назад — на пройденный путь, и, заглянув в будущее, постараться выявить новые тенденции мирового развития, определить риски и угрозы, с которыми цивилизация может столкнуться в грядущем веке, наметить пути и формы коллективного реагирования на них.

Вступлению человечества в новое тысячелетие будет посвящен целый ряд форумов в стенах ООН. Первыми в Нью-Йорке соберутся 22—26 мая представители «гражданского общества» (ученые, бизнесмены, деятели культуры и искусства и т.д.), неправительственных организаций, которые обменяются мнениями по наиболее жгучим проблемам современности, таким как мир и безопасность, социально-экономическое развитие, права человека и т.д.

Сразу после этого (5—9 июня) там же в Нью-Йорке пройдет двадцать третья специальная сессия Генеральной Ассамблеи ООН под названием «Женщины 2000: гендерное равенство, развитие и мир в XXI веке», в ходе которой имеется в виду оценить прогресс, достигнутый в осуществлении перспективных стратегий в области улучшения положения женщин.

Несколько позже (с 26 по 30 июня) в ооновском центре в Женеве состоится другая специальная сессия Генеральной Ассамблеи ООН, на которой будет рассмотрено осуществление решений Всемирной встречи на высшем уровне в интересах социального развития («Копенгаген плюс 5»).

В период с 30 августа по 1 сентября в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке при поддержке Межпарламентского союза будет проведена Конференция председателей национальных парламентов (Conference of Presiding Officers of National Parliaments), посвященная тематике тысячелетия.

И, наконец, апофеозом мероприятий 2000 г. в рамках ООН станет проведение Саммита и Ассамблеи тысячелетия.

Встреча глав государств и правительств стран —участниц ООН (Саммит тысячелетия) состоится в Нью-Йорке с 6 по 8 сентября 2000 г. В своей резолюции 54/254 от 23 марта 2000 г. Генеральная Ассамблея ООН постановила, что в рамках Саммита тысячелетия будут проведены пленарные заседания и четыре интерактивных «круглых стола». Общая тема этого форума: «Роль Организации Объединенных Наций в ХХI веке».

Саммит явится начальной составной частью 55-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, которой присвоено официальное название Ассамблея тысячелетия1.

В упомянутой выше резолюции Генеральной Ассамблеи ООН отмечается, что «2000 год представляет собой уникальный и символически значимый момент для выработки и утверждения активной позиции Организации Объединенных Наций в новую эру», укрепления ее роли в решении проблем ХХI в. В документах ООН зафиксировано, что обсуждение всех вопросов, касающихся Саммита и подготовки его итогового документа, будет проходить транспарентно при адекватном участии всех государств — членов ООН.

К настоящему времени еще не сложилось общего понимания, принятием конкретно какого документа (документов) должен завершиться Саммит. Многие члены ООН полагают, что речь должна идти о кратком, но «мускулистом» политическом заявлении (как вариант — декларации), в котором бы подтверждались обязательства, принятые государствами-членами по Уставу ООН. Но есть и скептики, считающие, что будет сложно и даже невозможно согласовать «субстантивный» текст, приемлемый для всех лидеров государств — членов ООН. Поэтому они предлагают ограничиться фактологическим, нейтральным резюме дискуссии, которую изложат сопредседатели Саммита (ими, как согласовано, будут представители Намибии — в качестве председателя 54-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН и Финляндии — на правах председателя 55-й сессии). Согласно такой логики, принципиальное значение будет иметь сам факт того, что вместе соберутся, как ожидается, более 170 глав государств стран мира, а не конкретный текст итогового документа.

В таком подходе, разумеется, есть рациональное зерно. Меньше дискуссий — меньше проблем. Но чем в этом случае Саммит тысячелетия будет принципиально отличаться от регулярных сессий Генеральной Ассамблеи ООН? На них тоже собираются десятки лидеров государств мира, выступают с высокой трибуны ООН, излагают собственные взгляды как на характер мироустройства в целом, так и по острейшим международным проблемам. Сессии Генеральной Ассамблеи используются руководителями государств для проведения встреч в различных форматах — и многостороннем, и двустороннем, контактов с генеральным секретарем ООН, общения с прессой и представителями общественности. Если не завершить Саммит принятием какого-то весомого итогового документа, то, как можно предположить, все в конечном итоге сведется к устоявшемуся «джентльменскому набору» для глав государств и правительств в виде выступления и встреч, что явно обеднит это по своему уникальное международное событие. Не так часто все лидеры стран мира собираются вместе и уж совсем редко по такому поводу, как вступление человечества в новое тысячелетие.

Неужели нет таких крупных и значимых для всех тем, по которым международное сообщество могло бы выступить с общих позиций?

Конечно, такие темы есть. Это прежде всего вопросы мироустройства в ХХI в., в основе которого должно лежать формирование новой «культуры мира», утверждающей в качестве высшего приоритета для народов и конкретных граждан мир без войн и конфликтов. Не следовало бы обходить стороной проблему продолжающей углубляться пропасти в уровнях развития между индустриально развитыми и развивающимися государствами. Важно, чтобы глобализация, которая рассматривается многими аналитиками в качестве естественного этапа мирового развития, способствовала бы более активному подключению народов стран Азии, Африки, Латинской Америки и других «отстающих» регионов к плодам цивилизации, а не закреплению на веки вечные деления мира на бедных и богатых, лидеров и «совсем пропащих» аутсайдеров. Наконец, этот форум можно было бы использовать для укрепления роли ООН в современных международных отношениях, подтверждения непреложности базовых международно-правовых принципов, зафиксированных в Уставе ООН, выполнение которых членами международного сообщества является первоосновой стабильного и безопасного мира.

Российская Федерация, можно сказать, загодя начала готовиться к Саммиту тысячелетия, выступив на встрече лидеров государств «большой восьмерки» в Кельне в июне прошлого года с предложением о разработке «Концепции мира в ХХI веке» и документа о правовых аспектах применения силы в международных отношениях в условиях глобализации. Хотя российская инициатива была мотивирована необходимостью адекватно отреагировать на негативное международное развитие в 1999 г., связанное прежде всего с развязанной странами НАТО неспровоцированной агрессией против СРЮ, она становится все более актуальной по мере приближения ключевых международных форумов 2000 г. Подготовленные Россией конкретные наработки к упомянутым выше документам были с интересом встречены членами международного сообщества. В плане-конспекте «Концепции» в сжатой форме нашло отражение видение российской стороной мира в ХХI в., который должен быть многополюсным, демократичным, безопасным, стабильным, гуманным, основанным на строгом соблюдении государствами Устава ООН и норм международного права.

Дальнейшее развитие российские идеи, касающиеся основ миропорядка в ХХI в., получили в проекте Декларации Саммита тысячелетия, который Россия также представила на суд членов мирового сообщества. Необходимо подчеркнуть, что в этом документе учтены новаторские мысли и предложения, высказанные в последнее время лидерами различных стран мира и, в частности, «7 принципов» взаимоотношений государств, сформулированных президентом Франции Ж.Шираком. Речь идет о следующих принципах: коллективной ответственности, справедливости, солидарности, разнообразия, предосторожности, свободы и взаимодополняемости, осуществление которых, наряду с выполнением государствами имеющих непреходящее значение базовых принципов Устава ООН, призвано обеспечить стабильный и безопасный мир без войн и насилия, процветание государств и народов, свободное развитие каждого человека.

В целом много созвучных идей содержится в докладе генерального секретаря ООН К.Аннана, представленного Генеральной Ассамблее ООН 3 апреля 2000 г. с прицелом на подготовку Саммита и Ассамблеи тысячелетия. Вынося на первый план проблему глобализации в современном мире, генеральный секретарь делает справедливый вывод о неоднозначном воздействии этого феномена на разные страны. Если развитые государства получают от глобализации очевидные плюсы, то экономически слабые страны не в состоянии в одиночку противостоять ее рискам. Отсюда делается главный вывод: мировому сообществу необходимо научиться сообща управлять глобализацией. При этом благополучные страны должны продемонстрировать солидарность с остальным миром, «поделившись» частью своих «благ и достояния» с бедными членами международного общежития. Другая приоритетная цель, как ее видит К.Аннан, — сократить уровень нищеты в мире вдвое к 2015 г.

Развитие процесса глобализации, по мнению генерального секретаря ООН, подводит к необходимости перестройки созданных полвека назад основных международных структур управления, включая политические, финансовые и торговые институты. ООН отводится в этих условиях важная роль главного разработчика «правил поведения», посредника в объединении интересов и устранении эвентуальных межгосударственных разногласий.

К.Аннан выносит в своем докладе на рассмотрение будущего Саммита шесть «принципов и ценностей», которые будут, на его взгляд, иметь в новую эпоху особое значение. Это: свобода, равенство и солидарность, терпимость, отказ от насилия, уважение к природе и совместная ответственность. Как видно, «принципы и ценности Аннана» в главном перекликаются с содержащимися в российском проекте Декларации «7 принципами» взаимоотношений государств, что, как представляется, создает неплохой задел для достойного «концептуального» наполнения будущего Саммита.

*    *    *
Какими конкретно результатами завершатся Саммит и Ассамблея тысячелетия будет, естественно, зависеть от политической воли и настроя лидеров государств мира, которые соберутся в сентябре в Нью-Йорке. Действительно, будет весьма непросто объединить в единое целое устремления всех членов мирового сообщества, имеющих зачастую несовпадающие интересы и разные взгляды на конкретные международные события. Однако это, как представляется, не должно расхолаживать, настраивать на заведомую невозможность прийти к общему знаменателю. Все народы мира, образно говоря, плывут в одной большой лодке, и проблема выживания — общая для всех. Отсюда императивная необходимость искать общий язык и взаимопонимание по самым острым проблемам.

1. Решение 53-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН от 17 декабря 1998 г.



   TopList         




[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]