Обозреватель - Observer 
Экономика 

Из года в год растет число мигрантов, прибывающих из стран ближнего зарубежья. На начало 1998 г. их насчитывалось более 5 млн., из которых лишь 1,3 млн. имеют официальный статус и могут рассчитывать на содействие в своем обустройстве со стороны государственных органов.
 
Проблемы трудоустройства
переселенцев и беженцев
 
Е.НАЗАРОВА,
кандидат социологических наук
 
Одним из центральных вопросов социальной адаптации вынужденных переселенцев является их трудоустройство. Получив работу они могут приступить к реализации и другой проблемы — обретению постоянного жилья. К сожалению, в большинстве случаев только наличие прописки дает основание для поступления на работу. Практика свидетельствует, что с этими препятствиями большинство переселенцев справляется, а вот получение работы, отвечающей уровню образования и квалификации, является трудноразрешимой, а порой и вообще неразрешимой задачей.

Следует отметить, что трудности, возникающие с трудоустройством переселенцев, среди которых преобладают высококвалифицированные специалисты с высшим и средним специальным образованием, отчасти имеют объективный характер и обусловлены современным кризисным состоянием экономики и социальной сферы. Так, «перепроизводство» инженерно-технических кадров привело к насыщению спроса на них и к высокому (более 10%) уровню безработицы среди специалистов этого профиля. При этом заметного улучшения перспектив их занятости в ближайшие годы не ожидается. Число безработных среди инженерно-технических работников на начало 1998 г. превысило 650 тыс. человек. У этой категории специалистов, а тем более у вынужденных переселенцев, практически нет шансов на то, чтобы закрепиться в избранной сфере — спрос даже на малоквалифицированных рабочих и рабочих без профессии, согласно прогнозам специалистов, понизился и составляет в 1998 г. 1,5—2 млн. человек.

Как показывает анализ, реальным выходом для трудоустройства приезжих инженерно-технических работников остается их переквалификация. Известно, что в России на длительную перспективу прогнозируется достаточно устойчивый спрос лишь на работников организаций социальной инфраструктуры, жилищно-коммунального хозяйства, бытового и сервисного обслуживания населения. Определенные шансы на беспроблемное трудоустройство получают также специалисты сферы образования (прежде всего школьного), здравоохранения.

Изучение общероссийского банка вакансий для граждан, желающих переехать с целью трудоустройства в другую местность, показало, что наиболее востребованными являются педагоги (32,9%), высококвалифицированные специалисты сельского хозяйства (17,5%), врачи и средний медицинский персонал (12,7%). В несколько меньших объемах существует потребность в юристах (2,7%), бухгалтерах и экономистах (2,6%), дипломированных специалистах промышленности (1,4%), руководителях производственных подразделений (0,5%), культпросветработниках (0,5%). Определенным спросом пользуются также промышленные рабочие (11,6%), рядовые специалисты сельского хозяйства (11,1%), военнослужащие (6,5%).

Важно подчеркнуть, что потребность в указанных специальностях и работниках испытывают не только отдаленные регионы (на их долю приходится только 37% вакансий), но и центральные области России. К ним относятся, в первую очередь, Орловская (34,5% от общего числа вакансий), Курганская (7,2%). В несколько меньших масштабах готовы принять на работу высококвалифицированных специалистов в Калужской, Курской, Рязанской и Ленинградской областях.

Сложившаяся структура вакансий в основном отражает долговременные тенденции в социально-экономическом развитии регионов, и практически все заявленные вакансии относятся к предприятиям и учреждениям, расположенным в сельской местности или в поселках городского типа и малых городах. При этом лишь в одном-двух случаях из десяти (и то для учителей и врачей) предусматривается предоставление места в семейном общежитии.

Таким образом, несмотря на, казалось бы, открывающиеся возможности выбора вариантов трудоустройства по специальности, воспользоваться ими становится весьма сложно, во-первых, из-за необходимости смены привычного городского уклада жизни, и, во-вторых, из-за неотработанности вопросов предоставления жилья или гарантий его получения в оговоренные сроки. Следовательно, такой серьезный канал адресного пополнения высококвалифицированных трудовых ресурсов, в том числе за счет специалистов из ближнего зарубежья, остается до сих пор невостребованным.

Наряду с высококвалифицированными специалистами, серьезные трудности в трудоустройстве испытывают и вынужденные переселенцы из числа молодежи и женщин. Ныне все труднее становится найти работу молодому мигранту, ведь в целом по России уровень безработицы среди молодежи в возрасте 20—24 лет превышает 20% и продолжает расти. Еще более значительная безработица среди горожан в возрасте 15—19 лет (почти 30%).

Следует отметить, что, несмотря на хроническую безработицу, до 8—10% свободных рабочих мест не могут быть заполнены по причине непрестижного характера работы и неудовлетворительного состояния охраны труда. Наличие непрестижных рабочих мест ограничивает, по мнению специалистов, выбор работы для молодежи, ведет к дополнительному давлению на рынок труда, а также увеличивает непроизводительные компенсационные издержки на медицинскую реабилитацию лиц, пострадавших от производственных травм, снижает вероятность их последующего трудоустройства.

Отсутствие перспектив трудоустройства для молодежи, ее гражданского и профессионального воспитания в трудовых коллективах  ведет к тому, что молодое поколение России становится социальной базой преступного мира. Не спасает, как считают социологи МВД России, ситуацию и отзывчивость молодежи на рыночные стимулы. Почти две трети предпринимателей в крупных городах ныне составляют лица в возрасте 18—29 лет, однако, согласно их данным, все возрастающая часть молодежи становится подвластной преступности.

В крайне затруднительном положении на рынке труда оказались российские женщины, которые в общей численности безработных составляют почти 45%. В наиболее сложном положении находятся слабозащищенные категории женщин, к которым следует отнести и вынужденных переселенок. Следует отметить, что в списке слабозащищенных категорий женщин, разработанном Минтрудом России, отсутствуют именно женщины из числа вынужденных переселенцев и беженцев, что не только не способствует востребованию их потенциала, но и ограничивает возможности конкурировать на рынке труда.

Одной из эффективных форм решения проблемы трудоустройства для социально слабозащищенной части населения, включая женщин, подростков, вынужденных переселенцев и беженцев, может стать квотирование рабочих мест. К 1998 г., однако, намечалось создать лишь 150 тыс. рабочих мест для граждан, нуждающихся в особой поддержке (сюда, кроме перечисленных выше категорий, относятся также инвалиды, демобилизованные военнослужащие, бывшие заключенные и т.д.). Столь малый объем рабочих мест, при достаточно широком списке претендентов, делает возможность воспользоваться ими для вынужденных переселенцев более чем призрачной.

Более чем скромными представляются усилия по созданию рабочих мест в местах компактных поселений вынужденных переселенцев, предусмотренные в Федеральной миграционной программе. Например, в 1996 г. в центрах временного размещения и компактных поселениях было намечено трудоустроить соответственно лишь 135 и 178 рабочих мест!

Трудно назвать достаточными и меры, предусмотренные другими правительственными документами. Так, в Федеральной программе содействия занятости населения были намечены меры по созданию и сохранению в 1996 г. лишь 100 тыс., а в 1997 — 110 тыс. рабочих мест. (Для сравнения приведем следующие данные: в США в годы президентства Б.Клинтона ежегодно каждый месяц (!) вводится 200 тыс. новых рабочих мест. Всего за последние пять лет там создано более 14 млн. рабочих мест).

Низким остается авторитет местных служб занятости среди вынужденных переселенцев, как потенциального посредника на рынке труда.

Так, по данным Минтруда Рссии, в 1995 г. к услугам службы занятости за содействием в трудоустройстве обратилось лишь 18,8% (28,56 тыс. чел.) зарегистрированных трудоспособных беженцев и вынужденных переселенцев. Не удалось добиться перелома в этом направлении и в последующие годы. Например, в 1996—1997 гг. клиентами данных служб стали около трети (28%) вынужденных мигрантов, и только в некоторых субъектах Федерации, таких как Тамбовская, Псковская, Курган-ская область этот показатель превышает 50%.

Таким образом, именно в наиболее «безработных» регионах и прогнозируется наибольший социальный пресс вынужденных переселенцев на рынок труда.

Более того, в ходе проведенного анализа выявлено такое обстоятельство, как межведомственная несогласованность. Так, в Федеральной миграционной программе зафиксировано, что работа по содействию занятости мигрантов осуществляется территориальными органами Федеральной службы занятости России совместно с территориальными органами ФМС России и другими заинтересованными органами исполнительной власти. В то же время в Федеральной целевой программе содействия занятости населения, напротив, упор делается на инициативу и усилия, в первую очередь миграционных служб.

Обращает также на себя внимание и такой немаловажный факт — приток мигрантов в Россию в последние годы оценивается почти в один миллион человек в год, а средства на обустройство в плановом порядке выделяются ежегодно лишь на 450 тыс. чел. На деле Федеральная программа финансируется в еще меньших объемах.

В ситуации, когда исчерпаны все традиционные пути решения вопроса трудоустройства вынужденных переселенцев, актуализируется значение альтернативных вариантов получения работы и обустройства.
Серьезными резервами для обеспечения работой и средствами самообеспечения, необходимыми для обустройства и социальной адаптации вынужденных переселенцев, располагает негосударственный сектор российской экономики.

Численность лиц, занятых в нем, составляла в середине 90-х годов 40,2 млн. чел. (60% общей численности работающих) и, по оценкам специалистов, достигала в 1996 г. 61—67%, а в 1997 — не менее 67—70%. Мелкие и средние предприятия, самостоятельно оперирующие на рынке, создают возможность для занятия миллионов граждан без прямого централизованного финансового участия государства. В 1996—1997 гг. ставилась задача создания критической массы малых предприятий при росте их числа в 1,5—2 раза и доведения их численности до 2—2,5 млн. Это, по расчетам экспертов, должно обеспечить создание 600—800 тыс. новых рабочих мест.

Тем самым, возможности для самостоятельной предпринимательской деятельности граждан, включая вынужденных переселенцев, заметно расширяются. Доля лиц ненаемного труда (владельцев индивидуальных предприятий, фермеров, граждан, работающих индивидуально) ныне составляет примерно 10% от общего числа занятых в экономике страны.

Как показывает проведенный анализ, занятие малым препринимательством становится для вынужденных переселенцев практически единственным способом выживания в новых экономических реалиях. Нельзя сказать, что все у них получается хорошо и сразу. Малые предприятия мигрантов, как и остальные, подвержены всем опасностям, выпадающим на долю современных российских предпринимателей. Среди них — проблемы регистрации предприятия, получения кредитов, непростых взаимоотношений с государственными учреждениями и криминальными структурами и др.

Вся «забота» о развитии предпринимательства в их среде сводилась к созданию при центрах временного размещения и в местах компактного поселения мигрантов государственных малых предприятий для обеспечения рабочими местами.

Более того, по линии Министерства труда России и его структур в регионах на 1996—1997 гг. вообще не предусматривалась адресная поддержка малого предпринимательства среди вынужденных переселенцев. Следует подчеркнуть, что в этом случае проявляется трудно объяснимое затягивание обработки форм, методов и технологии содействия развитию и поддержке малого предпринимательства. Декларируя деятельность в этом направлении как важнейшее условие реализации активной политики на рынке труда, Министерство труда России тем не менее заявляет о намерении приступить к этой работе с большой задержкой. Такая позиция отчасти объясняется тем, что в качестве главного ведомства по данной проблематике в целом выступает Госкомитет России по предпринимательству и упор делается на Федеральную программу государственной поддержки предпринимательства на 1996—1997 гг. Хотя известно, уже к концу 1996 г. деятельность этого учреждения и упомянутая программа стали сворачиваться, были отменены некоторые налоговые льготы для малого предпринимательства. Более того, как выяснилось в ходе проверки Минфина России, значительная часть средств, направленных на поддержку малого предпринимательства, была использована не по назначению.

Так, из 476,7 млрд. руб., поступивших на эти цели в 1995—1996 гг., только 52,4% было направлено на финансирование программ. Но даже те средства, которые и доходили до предпринимателей, оформлялись с нарушениями требований действующего законодательства, что привело к невозвратам кредитов на сумму 72 млрд. руб.

Таким образом, возможность для вынужденных переселенцев попасть в те программы развития малого бизнеса, которые предусмотрены Правительством РФ, весьма проблематичны по причине уже отмеченных выше факторов. Тем не менее в отдельных регионах, таких как Москва, Санкт-Петербург и прилегающих к ним областях, развитию малого предпринимательства (МП) уделяется большое внимание, выделяются немалые средства, создаются так называемые бизнес-инкубаторы, модельные центры занятости, задействуются другие прогрессивные организационные формы. Однако и здесь, где созданы условия для приложения делового потенциала переселенцев, их участие в малом бизнесе весьма проблематично — данные регионы являются наиболее закрытыми для этой категории граждан (за весь 1996 г., например, в Москве и области было официально зарегистрировано соответственно лишь 670 и 922 вынужденных мигранта).

Следовательно, по линии государства, как бы изначально, закладывается дискриминационная политика по отношению к предпринимательскому потенциалу вынужденных переселенцев, они находятся в неравных стартовых условиях с другими. Пропасть между ними возрастает еще и потому, что подавляющее большинство предприятий переселенцев специализируются на производстве продукции и услуг, а структура МП в целом по России говорит о значительном преобладании среди них торгово-закупочных и коммерческих, т.е. непроизводственных предприятий.

Проведенный анализ не позволил выявить и сколько-нибудь значительного числа малых предприятий, созданных вынужденными переселенцами или с их участием в весьма приоритетном и прибыльном направлении — научно-технической сфере. Хотя, обладая столь значительным образовательным потенциалом, являясь высококвалифицированными специалистами, часть вынужденных переселенцев могла бы оптимально вписаться в эту деятельность. Исследование показывает, что государственная поддержка на льготных условиях может привести к увеличению численности работников малых предприятий в научно-технической сфере на 11—12% и росту объема реализации наукоемкой продукции на 22—25%. При этом, как известно, предприятия инновационного бизнеса на 20% эффективнее обычных малых производственных форм.

Между тем даже в столь сложных кризисных экономических условиях существуют примеры нетрадиционного, творческого подхода к решению проблем трудоустройства, социально-экономической адаптации со стороны самих переселенческих общин, ассоциаций и объединений, других неправительственных организаций.

Вцелом по России складывается очень серьезная ситуация с безработицей, которая наиболее остро затрагивает интересы вынужденных переселенцев. Как следует из существующих прогнозных данных, эта проблема остается в числе наиболее острых социальных на достаточно отдаленную перспективу и требует принятия действенных мер.



   TopList         




[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]