Обозреватель - Observer 
СНГ 

Новый шантаж
АЗЕРБАЙДЖАНА
 
C.Вермишева,
публицист
 
Еще до прихода к власти в качестве Президента Азербайджана, Г.Алиев свой политический, экономический и военный успех предполагал строить на эксплуатации темы «Нефть Каспия». В дальнейшем он в этом преуспел. «Коммерческая палатка», каковой можно считать все правительства России, начиная с 1991 г. до прихода во власть Примакова, во многом способствовала успешности этого замысла.

Однако, как известно, у лжи короткие ноги, которые неминуемо должны споткнуться об истину. А она заключается в том, что 77,7% доказанных запасов нефти Апшерона, которые были на протяжении 150 лет объектом вожделения Запада, и прежде всего Англии, ныне выработаны. Остающиеся 22,3% это, в основном, остаточные, низкодебитные и обводненные запасы.

Перспективы приращения запасов за счет новых месторождений1 более чем туманны. При этом, по мнению специалистов, все, что сделано за последние годы, «достаточно лишь для стабилизации добычи нефти в Азербайджане на уровне 10—12 млн. т в год». Если учесть внутренние нужды Азербайджана в нефти (порядка 5—6 млн. т), то станет ясно, что для остающегося, предназначенного на экспорт количества в 5—6 млн. т, вряд ли кто-либо будет строить новый мощный нефтепровод Баку — Джейхан.

Не поможет реализации этого проекта и нефть Казахстана. С учетом целого комплекса обстоятельств, связанных с ее качеством, «уровень добычи нефти в Казахстане в ближайшие 10—15 лет может составить не более, чем 30—40 млн. т в год. Ввиду возможности ее транспортировки на Запад по существующим российским магистралям проекты новых сложных, дорогих, экологически и сейсмически небезопасных трубопроводов по дну Каспийского моря до Баку и далее, через курдские районы и высокогорья Турции, сродни жанру детективного романа, а не серьезного технико-экономического обоснования.

Нефть Туркмении также мало что может прибавить по загрузке гипотетического трубопровода. При самых радужных прогнозах в ближайшие 10—15 лет ее объем, по оценкам специалистов, не превысит 10 млн. т.

Таким образом, возможные перспективные объемы добычи и экспорта нефти прикаспийских государств априорно не могут оправдать затрат на строительство «самого дорогого (3,5 млрд. долл.), самого протяженного (порядка 1100 миль) и самого уязвимого, как с точки зрения техногенных, так и природных факторов, проекта транспортировки каспийской нефти по дну Каспия и далее в турецкий порт Джейхан через Азербайджан и Грузию. Тем более, что особой нужды в ней на перспективу в 20—25 лет не просматривается. В лучшем случае суммарный объем добычи нефти прикаспийских государств к 2010 г. может составить «70—100 млн. т... в то время как уже в настоящее время странами Персидского залива добывается 950 млн. т, а Россией — 300 млн. т».

Картина для Алиева становится особенно грустной, если учесть мировую конъюнктуру нефти — падение цен и превышение предложения над спросом.

А будет ли расти цена на нефть, если низкие цены способствуют развитию экономики основных импортеров нефти, коими являются наиболее развитые страны Запада (только США импортируют в сутки 7 млн. баррелей) и одновременно разрушают экономику России, Ирана, Ливии и др., неугодных США стран — доподлинно известно многоопытному Алиеву. И потому, еще продолжая спекулировать девальвированной темой каспийской нефти, Алиев развил антироссийскую деятельность в новом направлении, раздувая шум вокруг российской военной базы в Армении и требуя ее свертывания. Азербайджанские власти шантажируют руководство России заявлениями о выходе, в противном случае, Азербаджана из договора о коллективной безопасности в рамках СНГ, о размещении на территории Азербайджана военной базы НАТО, заключении военного союза с Турцией, закрытии расположенной на территории республики Габалинской радиоретрансляционной станции (РРС) Минобороны России.

Выход Азербайджана из Договора о коллективной безопасности странам СНГ, остающимся в рамках Договора, особенного вреда принести не может, так как армия Азербайджана — это та армия, о которой, перефразируя Наполеона, можно сказать, что для победы над ней хватит и одного полка, но для ее защиты не хватит и десяти. В этом убедились и афганские моджахеды и чеченцы, сражавшиеся против Карабаха, и покинувшие азербайджанскую армию ввиду ее полной профнепригодности и моральной несостоятельности.
Размещение же военных баз НАТО на территории Азербайджана ударит прежде всего по безопасности самого Азербайджана. Ведь военные базы не всегда бездействуют, но иногда используются и по прямому назначению. Против кого НАТО может использовать свою военную базу в регионе догадаться, наверное, Алиеву не трудно. И поэтому, приняв решение о размещении на своей территории военной базы НАТО, Азербайджан и его население должны быть готовы к актам возмездия со стороны соседей. Таких, например, как Ирак или Иран. Согласен ли азербайджанский народ подвергать себя подобной опасности — еще большой вопрос. И Алиев, развивая тему НАТОвского базирования в Азербайджане, дает большой козырь оппозиции.

Требования ликвидации Габалинской РРС и размещение военной базы НАТО на территории Азербайджана не могут остаться без внимания и со стороны России. Спектр возможных контрдействий достаточно широк и разнообразен (правовые, экономические, политические и военные аспекты).

С точки зрения международного права, Азербайджан допустил вопиющие нарушения, самолично присвоив Каспию статус моря, и, соответственно, разделив его на сектора. В этом случае Азербайджану достается большая часть каспий-ского шельфа. В наиболее ущемленном положении оказывается Россия. Однако Каспий никогда не был морем. Достаточно взглянуть на карту, чтобы убедиться, что из Каспия не вытекает ни одна река, ни один ручей. Каспий — закрытый, естественный водоем, который, по определению, является озером. Озеро же, согласно Международному морскому праву, подлежит совместной эксплуатации всех прибрежных стран. Попустительство, игра в поддавки, корысть и отсутствие государственных подходов со стороны России позволили руководству прикаскийских государств, главным образом — Азербайджана, его попрать. Но времена переменились и вопрос статуса еще не поздно оспорить. В спорные же месторождения вкладывать средства найдется не много охотников.

Туркмении представляются спорными и права Азербайджана на месторождения Азери и Чираг, и она собирается оспаривать их в Международном арбитражном суде. Месторождения же эти являются главной надеждой Азербайджана на будущее.

Спорно в правовом отношении право Азербайджана иметь на Каспии свой флот. Согласно Туркманчайскому договору между Российской Империей и шахским Ираном от 1828 г. держать на Каспии военный флот могла только Россия. Договор между Советской Россией и Ираном от 1921 г. и СССР и Ираном от 1940 г. откорректировал его в пользу Ирана, допустив в воды Каспия военный флот Ирана. Российская Федерация, объявив себя правопреемницей Советского Союза, правопреемствует не только долги Советского Союза, но и его права. Утверждение их требует политической воли и ничего более. Руководство же новой России умудрилось передать Азербайджану часть Каспийской флотилии. И здесь налицо неоправданная правовая уступчивость, которая также может быть оспорена новым руководством России.

Переосмысление возможно не только в области права, но и в сфере экономических взаимоотношений России и Азербайджана. Прежде всего это касается транзита через Волгу грузов, предназначенных для нефтебурения и нефтедобычи на шельфе Каспия.

Еще в 1995 г. Госдумой была разработана программа ужесточения линии поведения России в отношении прикаспийских государств, в частности — Азербайджана... Сегодня, при правительстве Примакова, эти разработки могут быть актуализированы и подкреплены выводами слушаний в Думе (2 февраля 1999 г.). Разрабатывая планы создания новых коммуникационных систем в обход России, Азербайджан забывает о своей транспортно-коммуникационной зависимости от России. Вернее будет сказать, что руководство России до сего времени разрешает Азербайджану проявлять подобную забывчивость. Это касается прежде всего Волги, которая является единственным путем, позволяющим доставлять транзитные грузы на Каспийское море.

Вопрос для Азербайджана заключается в том, что он не способен сам производить в нужных объемах необходимое для увеличения в республике нефтедобычи оборудование. Обеспечить же транспортировку крупногабаритных грузов (оборудование, нефтяные платформы, специальные суда пр.) можно осуществить только по Волге, а не в обход России. «Отдавая себе отчет в этом, власти Азербайджана инициировали заключение двух соглашений о свободе транзита. Одно является многосторонним в рамках СНГ и в принципе предполагает свободу транзита (для Азербайджана. — Авт.), не упоминая отдельно Волгу. Другое, уже двустороннее, соглашение между Россией и Азербайджаном, где четко оговорено право Азербайджана свободно и беспошлинно пользоваться Волгой в качестве транзитного пути». Заметим, что это соглашение было подписано В.Черномырдиным, несмотря на наличие серьезных проблем между Россией и Азербайджаном прежде всего по статусу Каспия. Очевидно, со временем станет ясна причина такой сговорчивости российского премьера в ущерб национальным интересам с потерей миллионов долларов от беспошлинного провоза азербайджанских грузов. Это соглашение работает и по сей день, хотя оно не ратифицировано Думой. Поэтому не следует считать победу азербайджанской дипломатии в этом вопросе окончательной. Достаточно проявить политическую волю и Волгу можно «закрыть» хоть завтра. «Закрытие» Волги неминуемо приведет к радикальному пересмотру планов, предусматривающих масштабные нефтедобывающие работы на Каспии2.

Забывает Азербайджан и о железнодорожной магистрали Ростов — Баку, которая, как известно, тоже проходит по территории России. И значение для Азербайджана этой железнодорожной магистрали хорошо известно Алиеву, некогда занимавшему пост заместителя председателя Совета Министров СССР и курировавшему в этой должности железнодорожный транспорт всего Союза. России сейчас принадлежит третье место в товарообороте Азербайджана. И осуществляется он по железнодорожной трассе Ростов — Баку. Перекрытие ее Россия переживет, как это уже однажды было, в период военного противостояния России и Чечни. Тогда, как известно, Россия вынуждена была пойти на эту меру в связи с той поддержкой, которая оказывалась Азербайджаном Чечне. Создание военной базы НАТО на территории Азербайджана — не менее серьезный повод для закрытия Россией железнодорожного сообщения с Азербайджаном. Для Азербайджана это будет  существенным ударом, особенно в условиях падения цен на нефть, когда экономическое значение других товаров для республики резко возрастает.

Прохождение Азербайджанской нефти через Чечню в Новороссийск преподносилось правительством России как победа. Хотя эта «победа» в основном предопределялась позицией США, на тот момент заявивших о предпочтительности не одного, грузинского, а двух — азербайджано-грузино-турецкого и азербайджано-российского маршрутов экспорта нефти Азербайджана. Стоимость транзита составляет порядка 15 долл. за тонну. На сегодня транзит составляет около 2,7 млн. т нефти в год. И наращивания его в нынешней ситуации не предвидится. Такое же количество нефти должно пройти в Грузию, по трубопроводу Баку — Супса. Сегодня, в условиях неприкрытых угроз и шантажа со стороны Азербайджана, Россия может найти достаточно причин, чтобы отказаться от транспортировки азербайджанской нефти. Потери могут составить порядка 45 млн. долл. Однако Азербайджану будет нанесен значительный урон, который намного превысит российские потери. Трубопровод Баку — Супса — это старый ветхий трубопровод, он находится в плохом техническом состоянии и его реконструкция требует значительных инвестиций. Закрытие нефтепровода Баку — Новороссийск поставит перед Азербайджаном и Грузией достаточно сложную, возможно на данном этапе и неразрешимую задачу увеличения пропускной способности трубопровода Баку — Супса для экспорта 5 млн. т азербайджанской нефти. Кроме того, Грузия является проблемным, с точки зрения стабильности, регионом и прохождение по ее территории нефтепровода может обернуться как для Азербайджана, так и для Грузии военными столкновениями с противоборствующими силами. Россия же, с одной стороны, освободится от необходимости идти на немотивированные уступки Чечне, с другой — лишит Чечню возможности незаконного обогащения за счет «трубы».

К экономическому фактору воздействия надо отнести и зависимость азербайджанской экономики от частных валютных поступлений из России. По имеющимся данным, только в Москве и области проживает в настоящее время до 1,5 млн. граждан Азербайджана, ежемесячно высылающих в адрес своих родных и близких около 20 млн. долл., что в годовом исчислении составляет порядка 240 млн. долл. Эти деньги являются существенным подспорьем для экономики республики. Но вряд ли Россия будет поддерживать экономику государства, столь откровенно бросающего вызов ее стратегическим интересам. В этом случае может быть подвергнут сомнению не только статус Каспия, но и статус граждан Азербайджана, проживающих на территории России. Тогда Азербайджан не только лишится валютных поступлений, но и вынужден будет принять своих граждан, в поисках заработка покинувших страну. Неминуемый рост в этом случае безработицы вряд ли будет способствовать стабильности республики, так как социально-экономические проблемы обычно перерастают в политические. Политические, в свою очередь, повышают инвестиционные риски. Риски увеличивают себестоимость продукции, и, как следствие, снижают прибыль. Так как нефть — главный экспортный продукт Азербайджана — резко упала в цене, то рост себестоимости нефти может катастрофически сказаться на доходной части бюджета республики.

К политическим факторам можно отнести проблему лезгин и талышей, не считая проблемы Карабаха. Нерешенная проблема разделенного лезгинского народа и возможные попытки суверенизации талышей могут также добавить проблем Азербайджану и поставить под угрозу его стабильность. Проблема талышского народа сегодня в Азербайджане приглушена, однако брат брошенного за решетку лидера этого народа уже сделал ряд заявлений, свидетельствующих о его намерении продожить борьбу за создание Талышской республики.

Существуют и военные аспекты проблемы. Так, есть мнение, что Россия не только вправе перекрыть Волгу для прохождения предназначенных для Азербайджана грузов, но и в полном соответствии с международным правом применить силовые меры на всей акватории этого моря. За такие действия нас не сможет привлечь к ответственности даже ООН, хотя недовольные, конечно, найдутся.

Издревле Дербент считался воротами в Среднюю Азию. «Кто владеет Дербентом — у того ключи от Азии» гласит народная мудрость. Именно Дербент сегодня является той южной оконечностью российского Северного Кавказа, который напрямую граничит с Азербайджаном. Очевидно, целесообразно, учитывая многочисленные заявления США о том, что Каспий и Черноморская зона — сфера их жизненных интересов, которые, очевидно, они намерены защищать всеми доступными для них, включая военные, способами, следует максимально укрепить и нарастить военные силы России в районе Дербента.

«Независимые» СМИ сегодня пишут о существовании зависимости между выделением России кредитов МВФ и ее согласием на ликвидацию Габалинской РРС. Эта версия может иметь под собой реальную основу, так как, действительно, нахождение на одной территории Габалинской РРС и вооруженных сил НАТО технически несовместимо. Идею же разместить в Закавказье военную базу НАТО Запад вынашивает давно. Поэтому, если сегодня не принять превентивных мер, у Запада может возникнуть соблазн ее реализовать. Учитывая огромную значимость Габалинской РРС, обеспечивающей контроль над воздушным пространством всего Юга России, необходимо вовремя противостоять угрозе и принять превентивные меры, которых в арсенале России предостаточно.

1 «Обозреватель — Observer». 1999. № 1—3.
2 Нефть и капитал. 1999. № 1.




   TopList         




[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]