Обозреватель - Observer |
Внутренняя политика
|
Проблемы безопасности как основы возникновения, существования и развития
всего живого на Земле, в том числе личности, общества и государства, в
последние 10 лет приобрели для России первостепенное значение. Этим, в
частности, объясняется принятие еще в начале 1992 г. Верховным Советом
Российской Федерации Закона «О безопасности». В развитие его принципиальных
положений затем были приняты другие законы, регулирующие частные вопросы
национальной безопасности России. К примеру, законы: «О службе внешней
разведки Российской Федерации», «О федеральном агентстве правительственной
связи и информации», «Об оперативно-розыскной деятельности», «О государственной
тайне» и др. На этой законодательной базе в течение последующих 3—4 лет
под эгидой Совета Безопасности формировалась утвержденная указом Президента
РФ от 17 декабря 1997 г. № 1300 «Концепция национальной безопасности России»
(КНБ).
В.Поляков,
ветеран Вооруженных Сил
Совет Федерации не впервые поднимает на своих слушаниях вопросы о КНБ
— теоретическом фундаменте внутренней и внешней политики РФ. КНБ — это
как нить Ариадны, по которой все ветви российской власти должны двигаться,
сверяя свои намерения и действия при формировании и реализации политики.
Это особенно важно сегодня, когда Россия находится у грани, за которой
либо гибельный обрыв в пропасть, либо очень нелегкий путь постепенного
и осторожного выведения страны из смертельно опасной зоны — системного
кризиса экономики страны.
Слушания в Комитете Совета Федерации по вопросам безопасности и обороны на тему «О путях реализации Концепции национальной безопасности» показали, что КНБ Парламентом страны не рассматривалась и, следовательно, пока не имеет статуса законодательного акта, который бы гарантировал необходимую для столь высокого документа выверенность политических оценок обстановки, весомости приоритетов российской внутренней и внешней политики, ведущих направлений оборонного и государственного строительства, целей и задач развития деятельности всей системы органов власти и управления страны.
В ходе слушаний, эти проблемы обсуждались на действительно высшем уровне научного и прикладного профессионализма. Актуальность рассматриваемой проблемы, как абсолютно правильно считали выступавшие, заключается в том, что Россия находится в состоянии экономической и социально-политической катастрофы, о дейст-вительных причинах и размерах которой руководство страны умалчивает. Более того, как нам представляется, не только просто умалчивает, но и сознательно стремится ввести российское общество в заблуждение. Этим, главным образом, объясняется то, что общественность в большинстве своем даже не подозревает, что происходит со страной в действительности.
Подчеркивая важность и значимость утверждения указом Президента Российской Федерации текста КНБ, ее содержание тем не менее на слушаниях было подвергнуто обстоятельной критике и глубокому анализу. Этому в значительной мере способствовало то, что большинство участников слушаний уже работали над этим документом. По общему мнению участников, Россия при отсутствии войны и других глобальных катаклизмов, тем не менее, оказалась в уникальном, не имеющем аналогов в нашей истории, положении страны, потерпевшей сокрушительное военное поражение в «холодной войне», которая отбросила страну в эпоху дикого капитализма. Запад и, прежде всего, США одержали победу с помощью новейших информационных технологий, а точнее сказать — дезинформационных методов и средств ее ведения. Общий вывод заключается в том, что содержание Концепции необходимо было бы привести в более строгое соответствие с реалиями социально-экономической ситуации в стране, с имеющимися, но не отмеченными в КНБ, наиболее опасными угрозами жизненно важным интересам россиян, российского общества и государства в целом.
Между тем, нынешняя ситуация в стране и международная обстановка принципиально отличаются от реалий 1990—1995 и последующих годов. Поэтому основные положения КНБ сегодня безнадежно устарели и в том виде, в котором она была утверждена Президентом РФ, это уже документ не для политического руководства всех ветвей российской власти, а скорее «путевка» на мировую историческую свалку. Опасность эта существенно возрастает еще и потому, что Совет Федерации в своем постановлении «О путях реализации Концепции национальной безопасности Российской Федерации» фактически ее одобрил, предложив Президенту РФ создать рабочую группу, чтобы «разработать механизм реализации Концепции».
В этой связи, нельзя не согласиться с предложениями участников слушаний — одновременно с организацией доработки содержания новой КНБ, принять меры по практическому выполнению хотя бы тех законов, постановлений правительства и указов Президента, которые используются пока, мягко говоря, малоэффективно. Поэтому всю работу по обеспечению национальной безопасности страны необходимо было бы перевести в русло практического выполнения главным образом приоритетных направлений и задач обеспечения национальной безопасности России.
Основное критическое замечание сводилось к тому, что без научного определения главного содержания современной эпохи сегодня невозможно избрать должную тактику и стратегию практического обеспечения национальной безопасности России. Как считают специалисты, основное содержание современной эпохи заключается в том, что биполярный мир периода «холодной войны» превратился сегодня в мир монополярный, в котором Россия из главного, скажем, противовеса США в мировом сообществе превратилась в отсталую и финансово-зависимую от США и других развитых западных государств страну, хотя и с ракетно-ядерным вооружением. США сегодня являются единоличным лидером и гарантом западной демократии. В этой связи американская политико-экономическая стратегия передела мирового устройства реализует принципиально иную новую цель — «мирными средствами» низвести положение России до уровня неправомочного придатка цивилизованных стран. Однако ясной и конкретной национальной цели российского противодействия этим устремлениям США, способов и путей сохранения своего веса в мировом сообществе в тексте КНБ не усматривается.
На слушаниях отмечалось, что на пороге пост-индустриального общества ХХI в. в России была сформирована и в своей основе уже осознается относительно новая для нас информационная угроза, которая угнездилась в информационно-правовом поле страны, откуда незаметно распространяется «и на экономическую, и на политическую жизнь, и на оборону, и на духовную сферу» (с. 74). Информационная экспансия по заданному шаблону неспешно «формирует» в экономике, в политике, в обороне, в информатике, в духовной и в других сферах нашей государственной, общественной и личной жизни прежде всего те направления развития, которые определяют дальнейшую судьбу России как интеллектуального и сырьевого придатка нынешнего цивилизованного мира.
Разделяя и поддерживая данную точку зрения в плане меры опасности информационной угрозы, тем не менее нельзя согласиться с тем, что она квалифицируется как некая новая угроза национальной безопасности России. Ведь не новость, что информация — это основа принятия решений в любой сфере деятельности. Особенно велики ее роль и значение в сфере принятия решений, касающихся проблем безопасности, где информация завязывается на высшие качества человеческого фактора — смелость, волю, патриотизм, профессионализм, а также интуицию политического руководства страны, приобретающие здесь решающее значение. Достаточно вспомнить предвоенную ситуацию в стране 1941 г., когда при достаточно полной, даже избыточной, разведывательной информации о ходе подготовки, времени и месте нападения немцев на нашу страну, своевременного решения о вооруженном пресечении агрессии так и не было принято. И только командующий Военно-Морским Флотом страны адмирал Н.Кузнецов, при фактическом отсутствии политического решения, не позволил немцам осуществить в первый день войны прицельное бомбометание на военно-морские объекты страны, встретив их самолеты плотным зенитным огнем.
Нечто подобное и в не менее угрожающих масштабах происходит с Россией сегодня: информацию об угрозах национальной безопасности российским гражданину, обществу и государству оценивают, как и в те далекие годы, видимо, такие же недальновидные и политически ангажированные чиновники. Правда, теперь из окружения Президента.
В этой связи, прозвучавшее на слушаниях утверждение о том, что в США «в последнее время наиболее активно разрабатываются и готовятся к применению методы и средства информационной борьбы» (с. 56) не в полной мере соответствует действительности. Западные страны и прежде всего США уже не один десяток лет ведут против нашей страны, и небезуспешно, активную информационную войну. Поэтому утверждение — «в последнее время», мягко сказать, — некорректно. Более того, оно входит в противоречие с дальнейшими рассуждениями о том, что за последние 15 (!) лет расходы на разработку и приобретение средств информационной борьбы в США увеличились в четыре раза и ныне занимают первое место среди расходов на все их программы вооружения (с. 58).
И далее: «Мировое сообщество на пороге ХХI в. уже пришло к пониманию угроз информационной войны и необходимости принятия адекватных мер по противодействию им. Есть такое понимание и в России» (с. 58). Неожиданное утверждение! Думается, что такого понимания, по крайней мере, у власть имущих лиц в России, к сожалению, пока не наблюдается! О каком понимании информационной угрозы национальной безопасности может идти речь, если в 1998 г. реальное финансирование работ этой сферы составило всего около 1% от потребности. В этой связи, особенно впечатляет предложение — на эти деньги предусмотреть «комплекс мер по нейтрализации внутренних и внешних угроз информационной безопасности Российской Федерации и наметить конкретные пути создания надежного информационного щита России, наряду с имеющимся ракетно-ядерным щитом» (с. 62). О каком понимании реалий информационной или иной угрозы здесь идет речь? Ведь без обеспечения должной информационной безопасности не только никакой ракетно-ядерный щит не сработает, но и управлять-то страной, в том числе и Вооруженными Силами, просто невозможно!
Основные причины неудовлетворительного состояния национальной безопасности коренятся, конечно же, в тяжелейшем экономическом положении страны. Это подчеркивалось многими выступающими. Семь лет целенаправленной депрессии экономики страны сократили объемы промышленного производства более чем в два раза, а доходная часть бюджета России за это же время упала на порядок. Подобного ущерба мы не имели даже после Отечественной войны. В стране практически не используется 70% производственного и 99% интеллектуального потенциалов страны. Не находит нормального приложения труд более 20 млн. (!) квалифицированных рабочих, служащих, инженерных и научных кадров. Страна ежедневно «производит» более 5000 безработных! Задача, казалось бы, состоит лишь в том, чтобы включить все эти и многие другие резервы в работу реального сектора экономики. Однако может ли наше государство сегодня сделать это? В КНБ конкретных рекомендаций по этому поводу обнаружить не представляется возможным, прежде всего потому, что значительная часть национальных финансовых ресурсов находится вне контроля государства, в «тени». Более того, в КНБ вообще угроза финансовой безопасности страны как самостоятельная и смертельная опасность Российского государства не обозначена.
Полагать, что авторы КНБ этого не знали, у нас нет оснований, хотя бы потому, что в течение всего периода целеустремленного развала реального сектора экономики российская финансовая система оставалась единственной сверхприбыльной системой в стране. В это трудно поверить, но, как считает доктор экономических наук Ю.Глазьев, на спекулятивном российском финансовом рынке можно было не рискуя получать 100%, а в некоторых случаях — до тысячи и более процентов годового дохода в долларах США (с. 107). Понятно, что обойтись без активного участия российских государственных финансовых структур в этих спекулятивных сделках было невозможно. В результате страна получила огромный дополнительный государственный долг (с. 108). И хотя этот спекулятивный механизм разграбления бюджетных средств страны уже рухнул, однако попытки его сохранения настораживают.
С точки зрения состояния финансового хозяйст-ва — современная Россия, как представляется, — всего лишь обанкротившийся несостоятельный партнер Запада, пока еще важно восседающий во главе «круглого стола» в ООН. Однако у западных партнеров нынешняя Россия уже не вызывает ни уважения, ни сочувствия, ни жалости потому, что к данному состоянию страна была приведена практическими делами собственного правительства. Таким образом, Россия свой кредит доверия у западных партнеров также утратила. Этим, в частности, обусловлены и предложения Всемирного банка о проведении двойного мониторинга финансируемых этим банком программ в социальном и реальном секторах нашей экономики. И правительство вынуждено согласиться с таким подходом.
В действительности финансовая ситуация в стране еще более трагична. В этом году предстоит заплатить только процентов по обслуживанию внешнего долга 17,5 млрд. долл. (в Бюджете-99 предусмотрено только 9 млрд. долл.), а если к этому добавить выплату внутреннего долга бюджетникам в размере 85 млрд. рублей (4 млрд. долл.), то практически вся доходная часть годового бюджета (22 млрд. долл.) должна бы уйти только на оплату этих государственных долгов. Как может правительство в этих сложнейших финансовых шорах сохранять оптимизм и спокойствие, не обращать внимания на злорадные пророчества и обвинения опальных министров, премьеров, других недоброжелателей?
С учетом сказанного, а также с точки зрения значимости и степени опасности жизненно-важным интересам России угроза финансового банкротства страны и государства среди всех ныне существующих реальных угроз безусловно занимает приоритетное место. Это наиболее реальная угроза потому, что без практического оздоровления кредитно-финансовой сферы, нам экономику страны не поднять. Можно лишь догадываться о причинах, побудивших авторов Концепции умолчать об этой угрозе, не сказав о ней ни слова в многостраничном документе, определяющем направленность внутренней и внешней политики страны.
Вместе с тем особое внимание обращает на себя многосторонность самого фактора финансовой угрозы безопасности России. Значимость ее для национальной безопасности страны возрастает в связи с тем, что значительно больше половины, по стоимости, ВВП страны сегодня производится в «теневом» секторе экономики и находится вне контроля государства и, в этой связи, в формировании доходной части бюджетов всех уровней участия не принимает. Масштабы скрытой части ВВП страны можно примерно оценить путем сравнения общей стоимости ВВП, ориентировочно (с учетом утаиваемой части) определяемой нашей статистикой в 550 млрд. долл., и показанной в Бюджете-99 суммой будущего ВВП — примерно 186 млрд. долл. С последней, кстати, цифры наше правительство как раз и планирует получить соответствующие налоговые платежи. Разница между этими цифрами составляет более 370 млрд. долл. Эта огромная цифра как раз и составляет стоимость «теневой» части ВВП. Она, и это понятно, как база налогообложения для государства утрачена. Одновременно, по подсчетам специалистов, доходы лишь откровенно криминальной части «теневой» экономики составляют примерно 23 млрд. долл.2 Как нам представляется, в действительности данная цифра существенно занижена. Не составляет большого труда разобраться — кому выгодно «загонять Россию в финансовый тупик», постоянно гнать вверх курс доллара, всячески и неустанно порочить ныне действующее правительство и т.д.
Вместе с тем, когда годовые доходы «уголовников» становятся сопоставимыми с ценой доходной части годового бюджета такой страны, как Россия и даже превосходят ее, а об этом факте авторы Концепции национальной безопасности страны тоже сознательно умалчивают, то возникает вполне закономерный вопрос — а сколько же стоит такая Концепция национальной безопасности страны на нашем-то «теневом» рынке?
Показательны в этом отношении недавние указы Президента об отставке Генерального прокурора и директора Федеральной службы налоговой полиции России без объяснения причин, не говоря уже о своевременной замене этих руководителей. Приведение этих структур в полурабочее состояние в период, когда Правительству России требуется высококвалифицированная координация и концентрация усилий правоохранительных органов на ликвидацию финансовой базы организованной преступности в стране, вряд ли будет способствовать решению этой приоритетной задачи и «обеспечению национального согласия и общественно-политической стабильности в стране».
Участники слушаний констатировали, что утвержденная Президентом КНБ носит односторонний характер и особенностям нынешней ситуации, в которой находится Россия, пока не отвечает. К примеру, в КНБ замалчивается обстоятельство, что Россия уже находится на острие грядущего передела мира. Невозможно предположить, чтобы авторы Концепции не знали того, что на территории нашей страны сосредоточено около одной трети разведанных невосполняемых ресурсов планеты, что одновременно население нашей страны составляет всего лишь чуть больше двух процентов населения Земли. Общая же численность населения планеты в связи со снижением доли невосполняемых природных ресурсов находится у порога своего максимума и делает это противоречие для России весьма взрывоопасным. В глазах «цивилизованных» и других государств Россия недвусмысленно превращается в «собаку на сене». Оснований заподозрить авторов КНБ в забывчивости у нас тоже нет. В противном случае они всех россиян продолжают «держать за дураков» и сознательно пытаются ввести их в заблуждение.
Российское общество в последние годы ежедневно сталкивается с откровенным обманом властей всех уровней, отдельных общественных и государственных деятелей, в том числе представителей оппозиции. Не является исключением, к сожалению, и рассматриваемая КНБ. К примеру, чего больше? Безграмотности или направленной дезинформации лишь в таком ее пассаже: «Угроза криминализации общественных отношений, складывающихся в процессе реформирования социально-политического устройства и экономической деятельности, приобретает особую остроту». Можно ли согласиться с этой неоправданно мягкотелой оценкой нынешнего состояния криминальной обстановки в стране. Прежде всего, не «угроза» криминализации.., а «криминализация общественных отношений». Кроме того, когда разрушение Российского государства дошло до того, что в казне нет денег на должное осуществление главных государственных и поддержку общественных функций: обороноспособности, правопорядка, экономики, армии, науки, образования, культуры, здравоохранения и воспроизводства народонаселения страны — разве можно говорить об «угрозе» криминализации? Похищение из рейсового самолета на взлетной полосе в аэропорту в Грозном представителя МВД России — генерала Г.Шпигуна и последующий вывод из Чечни всех сотрудников российских представительств — это тоже угроза криминализации?!
И далее: «Ошибки, допущенные на начальном этапе проведения реформ в экономической, военной, правоохранительной и иных сферах государственной деятельности, ослабление государственного регулирования и контроля, несовершенство правовой базы и отсутствие сильной социальной государственной политики, снижение духовно-нравственного уровня общества являются объективными факторами, способствующими сохранению преступности и коррупции». Во-первых, — «ошибки.., ослабление... и отсутствие..., на наш взгляд, так же неправомерно относить к «объективным факторам», как нельзя смешивать субъективные просчеты правительства с несовершенством правовой базы и снижением духовно-нравственного уровня нашего общества.
Во-вторых, — надо бы признать, что и криминализация общественных отношений, и коррупция органов власти страны, и так называемая организованная преступность — все это следст-вие субъективной в своей основе монетарист-ской внутренней политики руководства страны и прежде всего самоустранения государственных структур от выполнения их конституционных функций. Объективным фактором здесь, как представляется, выступает лишь преемственность уголовных корней современного криминала с советским криминалитетом. Однако качественно и количественно нынешняя криминальная обстановка — это уже принципиально иное явление.
И в-третьих, нужно ли выделять из понятия преступности коррупцию в самостоятельную уголовно-правовую категорию, которая четко описывается древним, как мир, составом уголовного преступления — мздоимства. Принятие же самостоятельного закона о коррупции скорее всего не что иное, как ведущиеся по заказу заинтересованной среды «взрослые деловые игры», которые ведутся, помнится, с 1991 г.
Преступный мир, как карикатурное отражение российской действительности, тоже переживает «революционные» потрясения своих уголовных устоев. К примеру, неполный перечень только убитых за последние годы воров в законе и других уголовных авторитетов сегодня вряд ли уместится на одной странице этого журнала. Списки же погибших в уголовных разборках и других криминальных стычках «бригадиров и боевиков» уже претендуют на масштабное издание Всероссийской книги криминальной памяти «Воров, убитых в российских мафиозных войнах конца ХХ века». Криминальная практика убедительно свидетельствует, что поименный список любого бандитского формирования обязательно превращается в его мартиролог. Как считает Н.Модестов, в Москве не сохранилось ни одной бандит-ской группировки в ее первоначальном составе, а некоторые криминальные бригады завершают похороны своих подельников по второму кругу3.
К началу 90-х годов криминализация экономики страны достигла невиданного в России уровня. В уголовных делах в сопряжении с хищениями миллиардов рублей появились имена новаторов нового мышления и перестройки, высокопоставленных государственных чиновников, видных коммерсантов, артистов. Банки систематически осуществляли аферы с изобретенными чеченцами поддельными авизо, превращая воздух в миллиардную рублевую наличность, конвертируя которую, перекачивали за границу миллионы и миллиарды долларов. За смехотворные цены приватизировались российские индустриальные гиганты мирового масштаба — гордость советского государства, промышленности, науки и народа. Их владельцами становились никому ранее не известные лица, как правило, нерусской национальности. При попустительстве государства пышным цветом расцвели частные финансовые пирамиды, жертвами которых стали десятки миллионов россиян. Этот криминальный опыт затем небезуспешно использовали российские государственные кредитно-финансовые структуры. В условиях первичного передела общенародной собственности уголовный закон и право бездействовали, правоохранительные органы и прокуратура в растерянности молчали. Судебная система оказалась неспособна практически переварить поступающий на ее рассмотрение и решение материал расследования уголовных дел. Изощренный российский рэкет параллельно с государственной налоговой службой опутал криминальной данью, удушающей российскую экономику. Не связанный нормами и установлениями закона и подзаконных актов, он в сравнении со сборами налогов в доходную часть государственного бюджета существенно выигрывал в эффективности сбора бандитами дани в воровской «общак». В данном случае речь идет о суммах, которые обеспечивают российскому криминалитету практически неограниченные возможности использования коммерческих (и не только коммерческих) банков, страховых обществ, трастовых компаний, фондов, совместных фирм и предприятий в стране и за рубежом, других коммерческих и производственных структур.
Постепенно проблема борьбы с организованной преступностью в стране, по крайней мере на словах, занимает все более приоритетное место. Однако принимаемые властями меры носят, как правило, формальный и несистемный характер, и поэтому всерьез ни обществом, ни криминалитетом не воспринимаются. К примеру, широко разрекламированная в средствах массовой информации программа усиления борьбы с преступностью в 1997—1998 гг. была профинансирована всего на уровне 2% от потребности. Ни одна из рекомендаций Верхней палаты Парламента России — Совета Федерации по результатам парламентских слушаний этих вопросов не была реализована. Продолжается активное проникновение организованной преступности в сферу легального национального и зарубежного бизнеса, в политическую элиту страны. Одновременно с усилением коррупции во властных структурах всех уровней наметилась чрезвычайно опасная для российской государственности тенденция прямого проникновения криминала во властные структуры всех уровней. Сегодня уже криминализованы многие крупные объекты экономики страны, отдельные ее отрасли, некоторые структуры власти.
Как отмечается в Концепции, влияние России на разрешение важнейших международных проблем сегодня значительно снизилось. Одновременно заметно усилились попытки и стремление некоторых развитых западных стран к ослаблению международных позиций нашей страны. Чрезвычайно важная официальная оценка нынешнего международного авторитета России! С точки зрения обеспечения национальной безопасности страны от внешних угроз в процессе проведения постсоветского политического курса каких-либо позитивных итогов, как видно, не достигнуто. Продолжающиеся американо-британские бомбардировки Ирака, объявление правительством США в отношении 10 российских НИИ, компаний и фирм экономических санкций якобы за помощь Ирану в создании ракетно-ядерного оружия, реальное продвижение НАТО к нашим границам, другие внешнеполитические акции США, свидетельствуют не только о нарастании внешних угроз, но и о продолжающем падении международного доверия к России и ее политическому руководству.
Ситуация внутри страны, с точки зрения увеличения опасности внутренних угроз, представляется существенно серьезнее. Властные структуры на федеральном уровне также практически утратили доверие своего народа. Государственные игры в финансовые пирамиды ГКО не только увеличили наш внешний долг, но и в 3—4 раза снизили покупательную способность среднего россиянина. 25-кратное децильное противоречие в уровне жизни российского населения превращает социальную обстановку в стране в пороховую бочку с тлеющим фитилем. В этих условиях продолжает сужаться возможность России самостоятельно решать свои внутренние политические, экономические и социальные задачи.
Анализ внешних и внутренних угроз национальной безопасности России показывает, что авторы Концепции, как представляется, упустили из виду еще одну, пожалуй, важнейшую социально-политическую угрозу, представляющую, на наш взгляд, наибольшую опасность для российской государственности сегодня. Это утрата федеральной властью доверия у своего народа и у мирового сообщества. К примеру, даже гуманитарная помощь из Германии задерживается немецкой стороной только потому, что немцы опасаются, что эта помощь окажется под контролем российских теневых структур. При всем нашем уважении к ныне действующему правительству, пытающемуся во всех сферах, относящихся к обеспечению национальной безопасности, буквально грудью закрыть огромные бреши, проделанные его предшественниками, нельзя не согласиться с его критиками, хотя бы по одному такому факту — продекларировав намерение оказать помощь простым россиянам в борьбе с «диким рынком» в области производства и распределения лекарств, оно в течении полугода не может предпринять в этом отношении никаких кон-кретных шагов. Заметим, что только в Москве между производителями лекарств и больными «накручивают» цену в законном порядке около 700 спекулянтов-посредников. Абсолютно правильное, казалось бы, заключение с Индией договора на поставки в Россию лекарственных препаратов в счет погашения ее долга в этих условиях создает реальные возможности для воровства и обогащения российских монополистов в этой сфере предпринимательства и вряд ли окажет помощь населению.
Во многом этим объясняется и то, что до сих пор политическому руководству страны не удалось сформировать объединяющей национальной идеи, которая определяла бы не только мировоззренческую основу, но и долгосрочные цели развития многонационального российского общества, основные пути и способы их достижения. В рассматриваемой КНБ таковая национальная идея, к сожалению, отсутствует. Как нам представляется, без такой конструктивной идеи нынешняя попытка высших эшелонов власти заключить мирное политическое соглашение не имеет практической перспективы и заранее обречена на провал из-за отсутствия соответствующей морально-правовой базы и согласия в самом российском обществе. Соглашение же на основе обещания Президента «не снимать с работы до 2000 г. Премьер-министра Е.Примакова» с точки зрения этической не выдерживает элементарной критики. Это никчемная гарантия. Она напоминает населению страны не только печальной памяти предложение Б.Ельцина: «лечь на рельсы, если в стране ухудшится положение трудящихся» или его сказочку о «38 российских снайперах, контролирующих боевую обстановку в Грозном», но и многие другие аналогичные высказывания и действия Президента России, его Администрации.
Из сказанного возникает естественный вопрос. А не является ли рассматриваемая Концепция национальной безопасности очередной попыткой введения в заблуждение российской общественности? Понимаем, что вопрос трудный. Однако когда речь идет об обеспечении жизненно важных интересов национальной безопасности страны, о сохранении российской государственности и России в будущем XXI в., то трудными становятся ответы и практические дела, а не вопросы.
Известный экономист Дж.Сакс, консультант многих правительств стран, ставших на путь экономических реформ, в 1992—1994 гг. являлся одним из главных советников российского правительства того времени. Полагаем, что доверять его оценкам практики российского реформирования можно. Вот, что он писал по этому поводу: «То, что происходит в России, не имеет ничего общего с общепринятой практикой осуществления экономических реформ, а то, как они планируются, по большей части представляется мне абсурдным»4. Думается, что ссылки реформаторов на российские особенности не снижают значимости этих оценок.
Хочется верить, что руководители Совета Безопасности, правительства, Федерального Собрания осознают всю меру своей исторической ответственности за судьбу России, что они найдут возможности и сумеют развить ту, пока малую толику народного доверия и поддержки, кредитом которой вот уже больше полугода умело пользуется премьер-министр Е.Примаков. Этот очень небольшой кредит доверия можно (и нужно!) будет превратить в реальную морально-политическую общую для россиян базу выведения страны из кризиса при условии, что правительству удастся сделать упомянутый Дж.Саксом абсурд (и не только упомянутый им!) достоянием всех граждан России. Полагаем, что россияне смогут оценить его сущность и особенности по достоинству и сделать правильные выводы.
Обратная связь от такой оценки, как нам представляется, могла бы оказаться столь мощной, что киселевы, сванидзе, березовские, гайдары, ясины, немцовы и иже с ними, скорее всего окажутся лишь в роли той Моськи... Ибо морально-политический фактор в эпоху подобных катаклизмов, которые сегодня переживает Россия, далеко не последняя спица в колесе.
Поэтому, правдивое и откровенное изложение состояния дел, их оценка
в КНБ, подкрепленные должной информационной и пропагандистской поддержкой
в патриотических СМИ, были бы необходимым шагом в деле обеспечения поступательного
движения России, пусть пока медленного, но уверенного и твердого. Представляется,
что в рамках только такой КНБ может и должна возникнуть общенациональная
объединительная идея, способная сплотить народы, населяющие нашу страну,
и способствовать формированию позитивного международного общественного
мнения действительно демократическим реформам, которые, как мы надеемся,
будет проводить нынешнее Правительство России.
1 В парламентских слушаниях приняли участие,
помимо законодателей, высококвалифицированные специалисты и ученые различных
направлений деятельности в сфере обеспечения безопасности. Выступили с
докладами и сообщениями заместитель председателя Комитета по обороне и
безопасности Совета Федерации В.Любимов, сотрудник этого Комитета Н.Рыжак,
а также представитель Совета Безопасности В.Михайлов, начальник кафедры
национальной безопасности Академии государственной службы А.Прохожев, президент
Фонда национальной и международной безопасности Л.Шершнев, первый заместитель
начальника Главного управления ФАПСИ В.Горбачев, президент Академии военных
наук генерал армии М.Гареев, первый заместитель начальника Генерального
штаба ВС РФ В.Манилов, депутат Госдумы В.Лопатин, начальник Информационно-аналитической
службы Управления Федеральной пограничной службы РФ Н.Круглов, начальник
Информационно-аналитического управления Совета Федерации С.Глазьев, председатель
Комитета Госдумы по геополитике С.Смирнов, генеральный директор Института
прокризисных исследований В.Чкуасели, сотрудник Академии естественных наук
Г.Балабуха, представитель Академии налоговой полиции В.Анищенко, президент
международного концерна «Экология человека» Т.Базалева и другие.
2 «Блатная экономика», Советская Россия,
25 февраля 1999 г.
3 Н.Модестов. «Москва бандитская» и «Москва
бандитская 2». Документальная хроника криминального беспредела 80—90-х
годов. Издание Центрполиграф, Москва, 1997 г.
4 Порочное зачатие капитализма в России.
Новое время. 1997. № 49. С. 14.
|