Обозреватель - Observer |
Внутренняя политика
|
Что же отличает истинную демократию «Влать народа» от других политических систем?
Прежде всего осознанной свободой для каждого члена общества, которая обеспечивается за счет взаимной ответственности государства и народа.
Демократия будет развиваться и создавать благо для народа, если она управляется эффективно. Слабое управление и народовластие не обязательно одно и то же. Политически слабое руководство способно привести любую демократию назад к диктатуре. В России демократия (пусть еще только декларированная) была воспринята народом с надеждой на лучшее будущее и не без помощи мощного идеологического пресса политических деятелей типа Е.Гайдара и средств массовой информации, что демократия — это ослабление функции государства, вседозволенность и возврат к первобытному рынку.
Даже по прошествии шести лет «рыночных реформ» и очевидности неправильно выбранного пути нас продолжают убеждать, что все происходящее в стране предопределено историческими законами развития общества.
Но Гайдаровская трактовка демократии абсолютно неверна. Демократия — это новый способ управления, а не путь к ослаблению и разрушению государственной власти.
Цель демократического государства состоит в заботе о благополучии каждого члена общества независимо от его политических взглядов, имущественного состояния, национальной или пар-тийной принадлежности.
Благополучие народа включает такие основополагающие аспекты, как оборона страны, охрана окружающей среды и развитие социальной сферы. Демократия должна обеспечить такую общественную структуру, которая отвечает нуждам отдельных лиц и групп, определяет их место и дозволенные рамки поведения. Что же представляет из себя с этой точки зрения российская демократия?
Современное состояние обороноспособности страны в результате проведенных реформ по сокращению армии и флота, а также военно-промышленного комплекса привело к тому, что даже локальная война в Чечне с бандформированиями оказалась не «по зубам» не только Министерству обороны РФ, но и другим всем вместе взятым силовым ведомствам: внутренним войскам и милиции МВД, ФСБ. Отсутствие продуманной военной политки, неспособность определить перспективы развития Вооруженных Сил своей страны и других стран мира, отсутствие анализа происходящего в Вооруженных Силах привели к полной потере авторитета Вооруженных Сил на международном уровне, что в конечном результате привело к развертыванию блока НАТО непосредственно к границам РФ, переделу зон влияния как в Европе, так и в Азии, возможности силового вмешательства Соединенных Штатов и их союзников по НАТО во внутренние дела других стран.
Государство, не обеспечивающее защиту граждан от внешних угроз, в результате
может потерять свою государственность. Ослабление Вооруженных Сил и ВПК
привели не только к ослаблению политической роли России в ми-ре, но и к
диктату западных стран на российском рынке технологического оборудования.
Рассматривая аспект охраны окружающей среды как фактор сохранения жизни
и продолжения рода в последние 8 лет, можно утверждать, что, кроме хищнического
уничтожения своих сырьевых ресурсов, запасов леса, минералов, полезных
ископаемых Россия стала использоваться ведущими западными странами как
огромная свалка токсичных, радиоактивных и других отходов, способных уничтожить
все живое в стране.
Отставание в технологичности оборудования и процессах производства на
большинстве промышленных предприятий и в сельском хозяйстве при всеобщем
ухудшении мер по охране природы ставит страну на грань экологической катастрофы,
а ухудшающиеся медицинское обеспечение и рацион питания большинства населения
ведет ее народ к вымиранию. Новых русских капиталистов и их западных партнеров
заботит лишь сверхприбыль, извлекаемая при бездействии власти, а иногда
и с ее помощью, из Российской Федерации.
Экологические нормы и законы должны неукоснительно соблюдаться при
надежных гарантиях со стороны исполнительных органов и постоянного контроля
за ними со стороны народа.
Третьим аспектом непременного благополучия народа является социальная сфера. И в этой области клубок кричащих, неразрешенных проблем множится с каждым днем, приводит к стихийным протестам и выступлениям населения, которые могут привести к непредсказуемым последствиям. Нет ни одной из социальных структур, будь то медицина, образование, культура, которая не находилась бы в глубоком кризисе и упадке.
Все это приводит к деградации человека и в дальнейшем к полному разрушению общественного сознания и неспособности к созиданию нового лучшего общества.
Нежелание постоянно заботиться об обеспечении всеобщего блага страны идет от непонимания и полного незнания задач демократического государства. Как наглядно показывает опыт России в последнем столетии, слабые институты власти ведут к анархии и тирании.
Что же отражает политическая власть в России, чьи интересы она защищает — интересы общества или горстку обогатившейся элиты, какая роль в управлении государством отводится народу?
В какой бы привлекательной и красивой форме руководители России не вели разговор о реформах (что это такое — до сих так никто и не знает), их результат ощущает на себе каждый член общества в ухудшающемся с каждым днем уровне жизни, разгуле преступности, неуверенности в завтрашнем дне.
Но где же народ в системе нового демократического государства и какова его роль в управлении современной Россией? Увы, ему выбрано место статиста с самым большим проявлением демократии — разрешении участвовать в выборах всех уровней власти и не более. В то же время такие основополагающие органы демократии, как парламент (Дума), отражают не мнение большинства народа, а прежде всего мнение партийных вождей и партий и даже малочисленных группировок типа «Наш дом — Россия», преследующих свои узкокорыстные интересы.
Разве простой гражданин может быть услышан в парламенте? А ведь парламент должен осуществлять контроль за правительством, вырабатывать законы на благо страны, решать проблемы даже рядовых граждан. А в своей работе каждый депутат и парламент в целом должны отчитываться перед избирателями, и население каждого избирательного округа должно выражать свои интересы через своих депутатов.
И если интересы общества в целом выше интересов отдельного округа, депутат должен иметь зрелое суждение по такому вопросу и суметь доказать своим избирателям необходимость принятия непопулярного решения.
Современная парламентская система России требует пересмотра, ибо она
не способна контролировать правительство, спрашивать с виновных не только
за промахи и упущения, но и явные преступления.
Необходимость продвижения общества по пути прогресса требует принятия
новых законов. Однако противоборство законодательной и исполнительной властей,
которое мы наблюдаем в течение последних лет, тормозит гармоничное развитие
общества и ведет к утрате восприятия большинством народа самого термина
«демократия».
А чтобы работа правительства была эффективной, оно должно формироваться парламентским большинством, тогда оно будет совместно с парламентом решать основные задачи, стоящие перед обществом. Правительство, сформированное на основе большинства в парламенте, будет эффективнее, чем при назначении его президентом.
Диалог между различными партиями и фракциями, а также наличие в парламенте оппозиции, позволят при выборе членов правительства руководствоваться пожеланиями и волей избирателей и призвать правительство к ответу за действия, ущемляющие их интересы.
Роль оппозиции в демократическом парламенте должна возрастать, и ее задача состоит в выработке различных мнений в противовес большинству для защиты малочисленных групп населения. Политическая система должна развиваться в соответствии с историей страны, общественно-политическими условиями и традициями.
Любые попытки копирования чужого опыта ведут к дестабилизации общественно-политической обстановки в стране.
Для процветания демократии необходима активная, динамичная, эффективная и законно избранная власть, работающая на интересы большинства населения и подотчетная своему народу. Институт президентства в России, к сожалению, не отражает основные чаяния народа и не выполняет никаких функций по управлению страной как в условиях обычной жизни страны, так и тем более в условиях кризиса.
Вопрос о реформировании всей системы управления Россией назрел давно и требует немедленного решения.
Российская демократия на современном этапе очень далека от основополагающих ее элементов. И все дальше и дальше отклоняется в сторону тирании отдельных лиц и всевластия номенклатуры, подчинения всех сфер общественной жизни небольшим группам финансовой олигархии.
Чтобы свобода и демократия в Российской Федерации стали нормой, демократическое правительство должно сочетать в себе элементы демократии и ответственности.
В управлении государством должно участвовать большинство народа.
Избранные депутаты должны в полной мере отвечать за свои действия и регулярно отчитываться перед избирателями в округах.
Выборные органы не должны быть громоздкими и сложными по внутренней организации. Тогда они смогут действовать решительно и быстро при решении любых государственных вопросов.
Если мы сможем решить эти вопросы, то только тогда можно будет говорить
о России как демократической стране. А пока демократия в России это скорее
«нет», чем «да».
|