Обозреватель - Observer 
Внутренняя политика 

ДЕМОКРАТИЯ
и РОССИЯ
 
Н.Машаров,
капитан 2-го ранга
 
День за днем средства массовой информации  убеждают нас: «Мы живем в демократической стране. Россия — демократическое государство». В это верит президент, правительство и часть политиков, и все меньше людей, составляющих эту «российскую демократию».

Что же отличает истинную демократию «Влать народа» от других политических систем?

Прежде всего осознанной свободой для каждого члена общества, которая обеспечивается за счет взаимной ответственности государства и  народа.

Демократия будет развиваться и создавать благо для народа, если она управляется эффективно. Слабое управление и народовластие не обязательно одно и то же. Политически слабое руководство способно привести любую демократию назад к диктатуре. В России демократия (пусть еще только декларированная) была воспринята народом с надеждой на лучшее будущее и не без помощи мощного идеологического пресса политических деятелей типа Е.Гайдара и средств массовой информации, что демократия — это ослабление функции государства, вседозволенность и возврат к первобытному рынку.

Даже по прошествии шести лет «рыночных реформ» и очевидности неправильно выбранного пути нас продолжают убеждать, что все происходящее в стране предопределено историческими законами развития общества.

Но Гайдаровская трактовка демократии абсолютно неверна. Демократия — это новый способ управления, а не путь к ослаблению и разрушению государственной власти.

Цель демократического государства состоит в заботе о благополучии каждого члена общества независимо от его политических взглядов, имущественного состояния, национальной или пар-тийной принадлежности.

Благополучие народа включает такие основополагающие аспекты, как оборона страны, охрана окружающей среды и развитие социальной сферы. Демократия должна обеспечить такую общественную структуру, которая отвечает нуждам отдельных лиц и групп, определяет их место и дозволенные рамки поведения. Что же представляет из себя с этой точки зрения российская демократия?

Современное состояние обороноспособности страны в результате проведенных реформ по сокращению армии и флота, а также военно-промышленного комплекса привело к тому, что даже локальная война в Чечне с бандформированиями оказалась не «по зубам» не только Министерству обороны РФ, но и другим всем вместе взятым силовым ведомствам: внутренним войскам и милиции МВД, ФСБ. Отсутствие продуманной военной политки, неспособность определить перспективы развития Вооруженных Сил своей страны и других стран мира, отсутствие анализа происходящего в Вооруженных Силах привели к полной потере авторитета Вооруженных Сил на международном уровне, что в конечном результате привело к развертыванию блока НАТО непосредственно к границам РФ, переделу зон влияния как в Европе, так и в Азии, возможности силового вмешательства Соединенных Штатов и их союзников по НАТО во внутренние дела других стран.

Государство, не обеспечивающее защиту граждан от внешних угроз, в результате может потерять свою государственность. Ослабление Вооруженных Сил и ВПК привели не только к ослаблению политической роли России в ми-ре, но и к диктату западных стран на российском рынке технологического оборудования.
Рассматривая аспект охраны окружающей среды как фактор сохранения жизни и продолжения рода в последние 8 лет, можно утверждать, что, кроме хищнического уничтожения своих сырьевых ресурсов, запасов леса, минералов, полезных ископаемых Россия стала использоваться ведущими западными странами как огромная свалка токсичных, радиоактивных и других отходов, способных уничтожить все живое в стране.

Отставание в технологичности оборудования и процессах производства на большинстве промышленных предприятий и в сельском хозяйстве при всеобщем ухудшении мер по охране природы ставит страну на грань экологической катастрофы, а ухудшающиеся медицинское обеспечение и рацион питания большинства населения ведет ее народ к вымиранию. Новых русских капиталистов и их западных партнеров заботит лишь сверхприбыль, извлекаемая при бездействии власти, а иногда и с ее помощью, из Российской Федерации.
Экологические нормы и законы должны неукоснительно соблюдаться при надежных гарантиях со стороны исполнительных органов и постоянного контроля за ними со стороны народа.

Третьим аспектом непременного благополучия народа является социальная сфера. И в этой области клубок кричащих, неразрешенных проблем множится с каждым днем, приводит к стихийным протестам и выступлениям населения, которые могут привести к непредсказуемым последствиям. Нет ни одной из социальных структур, будь то медицина, образование, культура, которая не находилась бы в глубоком кризисе и упадке.

Все это приводит к деградации человека и в дальнейшем к полному разрушению общественного сознания и неспособности к созиданию нового лучшего общества.

Нежелание постоянно заботиться об обеспечении всеобщего блага страны идет от непонимания и полного незнания задач демократического государства. Как наглядно показывает опыт России в последнем столетии, слабые институты власти ведут к анархии и тирании.

Что же отражает политическая власть в России, чьи интересы она защищает — интересы общества или горстку обогатившейся элиты, какая роль в управлении государством отводится народу?

В какой бы привлекательной и красивой форме руководители России не вели разговор о реформах (что это такое — до сих так никто и не знает), их результат ощущает на себе каждый член общества в ухудшающемся с каждым днем уровне жизни, разгуле преступности, неуверенности в завтрашнем дне.

Но где же народ в системе нового демократического государства и какова его роль в управлении современной Россией? Увы, ему выбрано место статиста с самым большим проявлением демократии — разрешении участвовать в выборах всех уровней власти и не более. В то же время такие основополагающие органы демократии, как парламент (Дума), отражают не мнение большинства народа, а прежде всего мнение партийных вождей и партий и даже малочисленных группировок типа «Наш дом — Россия», преследующих свои узкокорыстные интересы.

Разве простой гражданин может быть услышан в парламенте? А ведь парламент должен осуществлять контроль за правительством, вырабатывать законы на благо страны, решать проблемы даже рядовых граждан. А в своей работе каждый депутат и парламент в целом должны отчитываться перед избирателями, и население каждого избирательного округа должно выражать свои интересы через своих депутатов.

И если интересы общества в целом выше интересов отдельного округа, депутат должен иметь зрелое суждение по такому вопросу и суметь доказать своим избирателям необходимость принятия непопулярного решения.

Современная парламентская система России требует пересмотра, ибо она не способна контролировать правительство, спрашивать с виновных не только за промахи и упущения, но и явные преступления.
Необходимость продвижения общества по пути прогресса требует принятия новых законов. Однако противоборство законодательной и исполнительной властей, которое мы наблюдаем в течение последних лет, тормозит гармоничное развитие общества и ведет к утрате восприятия большинством народа самого термина «демократия».

А чтобы работа правительства была эффективной, оно должно формироваться парламентским большинством, тогда оно будет совместно с парламентом решать основные задачи, стоящие перед обществом. Правительство, сформированное на основе большинства в парламенте, будет эффективнее, чем при назначении его президентом.

Диалог между различными партиями и фракциями, а также наличие в парламенте оппозиции, позволят при выборе членов правительства руководствоваться пожеланиями и волей избирателей и призвать правительство к ответу за действия, ущемляющие их интересы.

Роль оппозиции в демократическом парламенте должна возрастать, и ее задача состоит в выработке различных мнений в противовес большинству для защиты малочисленных групп населения. Политическая система должна развиваться в соответствии с историей страны, общественно-политическими условиями и традициями.

Любые попытки копирования чужого опыта ведут к дестабилизации общественно-политической обстановки в стране.

Для процветания демократии необходима активная, динамичная, эффективная и законно избранная власть, работающая на интересы большинства населения и подотчетная своему народу. Институт президентства в России, к сожалению, не отражает основные чаяния народа и не выполняет никаких функций по управлению страной как в условиях обычной жизни страны, так и тем более в условиях кризиса.

Вопрос о реформировании всей системы управления Россией назрел давно и требует немедленного решения.

Российская демократия на современном этапе очень далека от основополагающих ее элементов. И все дальше и дальше отклоняется в сторону тирании отдельных лиц и всевластия номенклатуры, подчинения всех сфер общественной жизни небольшим группам финансовой олигархии.

Чтобы свобода и демократия в Российской Федерации стали нормой, демократическое правительство должно сочетать в себе элементы демократии и ответственности.

В управлении государством должно участвовать большинство народа.

Избранные депутаты должны в полной мере отвечать за свои действия и регулярно отчитываться перед избирателями в округах.

Выборные органы не должны быть громоздкими и сложными по внутренней организации. Тогда они смогут действовать решительно и быстро при решении любых государственных вопросов.

Если мы сможем решить эти вопросы, то только тогда можно будет говорить о России как демократической стране. А пока демократия в России это скорее «нет», чем «да».



   TopList         




[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]