Обозреватель - Observer 
Наши интервью 
 

 
ПРОЦЕДУРА ИМПИЧМЕНТА
В РОССИИ
Интервью В.ФИЛИМОНОВА и В.ИЛЮХИНА
спецкору журнала Ивану Марино (Италия, Неаполь)
 

 

РЕАЛЕН ЛИ
ИМПИЧМЕНТ?
 
 
 
В.ИЛЮХИН,
председатель
Комитета по безопасности
Госдумы
  Если бы я подписал эту Конституцию Российской Федерации с ее Ст. 92 и 93, я бы никогда такой процедуры не предложил. Она весьма туманна, весьма сложна и по сути дела невыполнима в условиях Российской Федерации. Выдвигает обвинения Государственная Дума в отношении Президента, дальше материалы идут на экспертную оценку в Конституционный Суд, в Верховный Суд Российской Федерации и, при их положительном отзыве, материалы должны быть направлены в Совет Федерации, который окончательно решает этот вопрос. Конечно, хотелось бы, было бы немного лучше, если бы эта процедура была расписана дополнительно в каком-либо законодательном или нормативном акте. Но, учитывая, что Ст. 92, 93 Конституции Российской Федерации прямого действия, мы вправе начать процедуру и реализовать ее. Самая сложная процедура — это формирование обвинений в отношении Президента. Законодатель не должен заниматься сбором доказательств, не должен определять квалификацию деяний, как это предусмотрено в Конституции РФ. Здесь сложно соблюсти функции законодателя и не присвоить себе функции судебных органов. Это, на мой взгляд, самый сложный момент, который возникал у нас тогда, когда мы формировали обвинения, а потом отстаивали своим позиции в Специальной комиссии. Еще будут большие сложности, если материалы все-таки дойдут до Совета Федерации. В Совете Федерации половину состава представляют губернаторы, руководители администраций краев, областей, республик. Многие из них близки к Ельцину. Конечно, они голосовать против Ельцина не будут. Действительно, процедура отрешения достаточно нова для нас как законодателей, так и в целом для России.
Законодательство в России сегодня формируется почти заново. Достаточно много проблем возникает у законодателей. В первую очередь мы направили свои усилия на формирование законодательства в сфере экономических реформ. Было принято очень много законов, направленных на усиление борьбы с преступностью, много законов — на развитие банковской кредитной системы. Нами был принят новый Уголовный кодекс, новый Гражданский кодекс. Может быть, на законодательное обеспечение процедуры по отрешению Президента у нас не хватило времени. Я хочу отметить, что достаточно мотивированы и установлены все пять пунктов обвинения. Но наиболее сильным обвинением с правовой точки зрения я считаю первый пункт обвинения, связанный с разрушением Советского Союза, с заключением антиконституционных, как мы говорим, преступных беловежских договоренностей. И второй момент — это обвинение, изложенное во втором пункте, связанное с событиями сентября-октября 1993 г., когда Президент своим указом разогнал представительную власть в РФ, будучи уже, фактически, отрешенным от этой должности, расстрелял Верховный Совет. Были массовые жертвы. Вот эти два эпизода наиболее сильны. Хотя и события в Чеченской республике тоже имеют право быть квалифицированы и быть предметом обсуждения при рассмотрении процедуры по импичменту. Я бы не стал заставлять законодателя приводить фактические действия по сбору доказательств. Если у законодателя появились данные о том, что Президент нарушил Конституцию, совершил иное тяжкое преступление, то законодатель должен был бы принять одно решение — поручить Генеральной Прокуратуре провести предварительное расследование, а потом истребовать эти материалы, и на основании их уже решать вопрос об отрешении Президента от должности. Совмещение законодательных функций и функций, по сути дела, по сбору доказательств я считаю недопустимым. Я бы полагал, что Президент может быть отрешен от занимаемой должности не в связи с совершением преступления, а в связи с грубым нарушением Конституции, других важных законодательных актов, т.е. нарушение, которое не всегда, допустим, образует состав преступления.

А если говорить о преступлениях, то по нашей Конституции Президент может быть отрешен только лишь в связи с совершением государственной измены или иного тяжкого преступления. А если он совершил не тяжкое преступление? Что его отрешить уже нельзя?

Мы вводим двойные стандарты, ставим людей не в равное положение перед законом, перед Уголовным кодексом. Ведь до тех пор, пока Президент не отрешен, его нельзя привлечь к уголовной ответственности. Но отрешить его можно за совершение тяжких преступлений. Значить, мы ему выдаем, по сути дела, гарантию, что он не будет привлечен к ответственности в случае совершения менее тяжких преступлений. Я полагаю, что этот вопрос в Конституции решен абсолютно неправильно.

Здесь должны быть, видимо, и независимые прокуроры, и независимые судьи, которые должны дать оценку о наличии или об отсутствии в деяниях Президента признаков или состава преступления. Но у нас, к сожалению, в Конституции прописана другая процедура. Мне нравиться процедура отрешения Президента Соединенных Штатов Америки. Почему?

Потому что, во-первых, предварительную проверку проводят профессиональные юристы, он иформируют обвинения, они дают правовую оценку этим деяниям, а потом это все выносится на обсуждение Конгресса, а потом уже в Сенат.

Во-вторых в Сенате США при рассмотрении этой процедуры председательствует председатель Верховного Суда, и он может внести серьезные коррективы, предостеречь от возможных ошибок.

В-третьих, в США предусмотрена возможность отрешения Президента за совершение любых деяний, порочащих высокое звание Президента.

Международная практика такова, что чаще всего процедура голосования проводится в парламентах открыто. И я думаю, что это правильно. Потому что выражено непосредственно мнение того или иного конгрессмена, того или иного парламентария. И здесь какая-либо подтасовка недопустима. Это первое. И второе, избиратели должны знать позицию своего избранника по столь важным узловым моментам, как вопрос о доверии-недоверии Президенту. Я считаю, что должно быть открытое голосование.
 
 
  ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ
  ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ
 
Наша задача проста: сохранив свободу и рыночные отношения как безусловные завоевания нашего народа, раз и навсегда отнять у него нищету, бесправие и неграмотность. Цель российского общества и государства — социальная переориентация современной экономики страны при помощи эффективного государственного регулирования.

Основной инструмент — поддержка деловой активности, содействующей подъ-ему экономики и прогрессу человека.

Недопустим возврат к плановой экономике социализма. Но в то же время надо ясно осознавать, что формирование полноценной «рыночной» экономики невозможно без государственного управления этим сложнейшим процессом. Государство должно решать те ключевые проблемы, с которыми субъекты экономики не справляются сами. Сегодня российская система управления столь либеральна и настолько не соответствует высокой монополизации экономики, что любой шаг к разуму будет, в том числе и шагом к административным мерам. Во всем мире времена, когда можно было развиваться за счет стихийного высвобождения инициативы, давно прошли: инициатива нуждается в разумном административном руководстве.

При формировании экономической политики Государства и Общества наше Движение считает:

Во-первых, производство материальных благ важно не само по себе, а в рамках общей стратегии развития нации, личности, государства. Будущий мир и будущее России будут зависеть, прежде всего, от того, какая страна или страны будут лидировать и определять направления развития цивилизации.

Во-вторых, мы исходим из того, что экономическая политика должна основываться не на идеологических установках о преимуществах той или иной формы собственности, а на критерии эффективности производства, которая определяется эффективным управлением, качеством и наукоемкостью продукции.

В-третьих, мы против как невмешательства государства в экономику, так и жесткого государственного управления. Задача государства — обеспечить самые лучшие условия для реализации потенциала всех форм собственности. Поэтому приоритетными отраслями для государственного контроля и управления являются отрасли, определяющие инфраструктуру — транспорт, связь, энергетика, информационное обеспечение, банковская система.

Экономическая политика Правительства должна решать в порядке приоритетности следующие задачи:

1. Обеспечить МАТЕРАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ, а в целом и Нации.
2. Обеспечить НАЦИОНАЛЬНУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ ГОСУДАРСТВА.
 

(Из текста Программы ВОПД «Духовное наследие»
 «Вернем величие России», М., 1998.)
 
Из почты «Духовного наследия»
 
Уважаемый Алексей Иванович!

Разрешите высказать некоторые соображения по прочтении Вашей книги. С ней пришлось повозиться. А в общем, она читается достаточно легко и даже, можно сказать, увлекательно — по крайней мере, для данного жанра литературы это отличный уровень.

Замечательна мысль о том, что политическая победа — не нанесенное противнику поражение, а достижение искомого результата, причем, чем меньше “поверженных”, — тем выше качество победы. (стр. 30). Руководствуясь ею и применив Вашу аналогию “народно-патриотические силы — армия”, получил следующую “карту сражения”: “Русское войско” — полк Левой руки (КПРФ, АПР и т.д.), удерживает позиции на левом фланге, обороняясь и время от времени контратакуя; Большой полк/НПСР, “ДН”, “Союз народовластия и труда” и т.д., — смещается на правый фланг, все активнее вступая в сражение, идет на выручку измотанному, поредевшему, смятому, готовому отступать полку Правой руки (демократы, — по сути, а не по вывеске, типа “Демвыбор”), готовит условия для прорыва и наступления Засадного полка (молодежные организации народно-патриотической ориентации). Однако, наступление будет преждевременным, обреченным на неуспех, до тех пор, пока в тылу активно действует вышеупомянутая “гвардия пятой колонны”. Одна из первоочередных задач — ее нейтрализация и разоружение. Только вот к власти нынче коммунистов в одиночку допускать нельзя — окончательно могут дискредитировать коммунистическую идею.

А.И.Агафонов
(г. Новодвинск, Архангельской обл.)
 
Глубокоуважаемый Алексей Иванович!

Выслушайте голос из последних рядов. Всегда народ голосовал за коммунистический режим, но не за г-на Зюганова. Его догма была сначала: “Одной ногой уже стоим в коммунизме”, сейчас: “Стоим на краю пропасти”. Вот и стоим. Ну и что его большинство в думе?

Идет разборка о том, что если вор украл у вора, то можно ли считать его вором. И только. Он просто поглотил народно-патриотические движения и жирует, время подошло — выплевывает, а выражаясь словами Н.С.Макашова, он Вами просто одно место вытер.

Я предлагаю слово “коммунизм” и производные от этого слова забыть навечно. Согласен с Вашими предложениями, что НПСР должен идти на выборы на базе движения “Духовное наследие” с программой социализма с человеческим лицом, правового государства.

С уважением Ф.Кононов
 
Уважаемый Алексей Иванович!

Больше трех месяцев прошло с тех пор, как я получил по почте Вашу книгу и предложение вступить в ВОПД “Духовное наследие”. Я понимаю, что это не случайно. Этапами осмысления были две публикации в “Советской России” (5/11/94 и 2/02/95), которые и привели к мысли о необходимости беспощадного просвещения (прошу прощения за такое определение) —говорить только правду, невзирая на лица, причем и своим, и чужим.

На сегодняшний день “Островок” для меня — это единственный способ политической деятельности. Работа городской Думы полностью блокирована мэром — “хозяйственником”, которого поддерживают 6 из 8 депутатов. Я не оговорился — работа блокирована, ибо за два прошедших года ни одного самостоятельного решения Думой разработано не было. Местная организация КПРФ, к сожалению, занимается только выборами и “ритуальными” вопросами в духе КПСС. Да еще постоянные склоки и выяснение, кто же “более коммунистичен”. В итоге — умершая газета, нулевой авторитет. Не должна вводить в заблуждение и победа кандидата от КПРФ на выборах в областную Думу — голосование было не ЗА коммуниста, а ПРОТИВ остальных.

Много разговоров было о том, возможна еще одна революция в России или нет? Почти все спорящие сходятся в том, что невозможна, но аргументы (посылки, из которых делается такой вывод) у всех разные. На мой взгляд, главной пружиной всех революций является потребность выжить (грубо говоря, желание не умереть от голода у большого числа людей), то есть сугубо биологическая потребность. Это уже потом или в ходе процесса формулируется некая идея, появляется партия (группа) лидеров и т.д.

Надеюсь, что нашим общим девизом является мудрое “кто не против нас, тот с нами”. Я не против Вас. Повторюсь еще раз: идеи “Духовного наследия” весьма созвучны моим. Я также принимаю откровение Марка, которым Вы начали Вашу книгу: “...посеянное НА ДОБРОЙ ЗЕМЛЕ означает тех, кто СЛУШАЮТ слово и ПРИНИМАЮТ, и приносят плод...” во столько крат, во сколько хватает их сил.
 

Владимир Кручинин (г. Камышин, Волгоградская обл.)




   TopList         




[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]