Обозреватель - Observer |
Внутренняя политика
|
М.АРСЕНТЬЕВ,
полковник,
член-корреспондент Академии
качества,
консультант Совета Федерации
РФ
Экономическая безопасность страны сегодня выдвинулась в число проблем, привлекающих пристальное внимание специалистов самого различного профиля, включая представителей спецслужб. Связано это прежде всего с тем, что экономическая сфера государства является стержневой и определяет жизнеспособность прочих сфер. Влияние экономической сферы на другие более ощутимо, чем влияние этих сфер на нее. Соответственно и экономическая безопасность является доминирующей по отношению к прочим видам безопасности.
Раньше считалось, что экономическая безопасность — прерогатива органов госбезопасности. Бесспорно, правоохранительные органы, спецслужбы, в том числе и ФСБ России, — важное звено обеспечения экономической безопасности государства. Но и сама структура экономики должна обеспечивать безопасность, реализация условий которой возможна только при соблюдении национальных интересов России при проведении экономических реформ и учете существующих угроз. Среди основных национальных интересов России в области экономических отношений можно отметить следующие:
развитие системы рыночных
отношений при государственном контроле, противодействие проявлениям монополизма;
прекращение спада производства
и снижения объема валового национального дохода;
структурная перестройка экономики на основе целевой поддержки передовых, наукоемких, конкурентоспособных и жизненно важных для экономического прогресса отраслей и предприятий;
защита российского производства от иностранной экономической “интервенции”, активная поддержка национального российского предпринимательства с приоритетом обрабатывающих отраслей и предприятий;
конверсия военно-промышленного комплекса до уровня обеспечения стратегической оборонной достаточности при сохранении его кадровых, технологических и организационных возможностей и их нарастающем использовании для модернизации гражданского производства, увеличения его объемов и коммерческой выгоды;
повышение эффективности финансовой системы на основе поддержания государственных расходов в соответствии с имеющимися ресурсами и бюджетными ассигнованиями при соблюдении таких приоритетов, как целевое инвестирование в сферу наукоемкого и высокотехнологичного производства, усиление сдерживания инфляционных процессов, противодействие “бегству” российского капитала за границу, стимулирование иностранных долгосрочных капиталовложений в сферу производства;
укрепление общероссийского рынка, противодействие развитию регионального экономического сепаратизма;
расширение внешнеэкономических связей России, оптимизация структуры экспортно-импортных отношений в сторону значительного увеличения в экспорте удельного веса конечной продукции промышленного производства (включая продукцию ВПК), а в импорте — продукции и технологий, необходимых для модернизации производственной базы страны;
создание правовой основы, обеспечивающей эффективное формирование и функционирование системы социально ориентированного народнохозяйственного комплекса, а также правоохранительного механизма по его защите от воздействия криминальных процессов и посягательств.
Что же угрожает сейчас национальным интересам России в области экономических отношений?
ВНУТРЕННИЕ УГРОЗЫ:
- приобретение экономическим кризисом затяжного характера, возникновение необратимых или труднообратимых последствий для развития экономики страны;
- дестабилизация регулирующей роли государства в проведении экономических реформ, формировании современной экономической инфраструктуры;
- cокращение используемой ресурсной основы в сферах сырьевой, топливно-энергетической, финансово-кредитной, инвестиционной и инновационной деятельности для выхода из экономического кризиса;
- продолжающийся процесс структурной деформации экономической системы страны в сторону сворачивания высокотехнологичных, наукоемких отраслей (прежде всего в ВПК), резкого падения производства в ведущих отраслях обрабатывающей промышленности, утрата приоритетов в развитии страны как высокоиндустриальной державы;
- углубление диспропорций в территориальном размещении производительных сил, усиление территориального и отраслевого монополизма и сепаратизма, разрушение традиционных производственных связей между основными производственными центрами;
- дезорганизация финансово-кредитной системы и ослабление ее регулирующих функций в сфере формирования и исполнения бюджета, целенаправленного инвестирования приоритетных отраслей экономики, борьбы с инфляцией, предотвращения утечки капиталов за рубеж и создания предпосылок для развития российского предпринимательства;
- низкий уровень социальной ориентированности экономики, падение платежеспособности населения, сужение внутреннего рынка, сокращение роли внутренних социально-экономических стимуляторов экономического роста;
- техногенные аварии и катастрофы, низкая технологическая и производственная дисциплина, отток квалифицированных кадров, снижение уровня квалификации кадров;
- криминализация экономических отношений, рост экономической преступности, коррупции;
- рост экономических потерь в результате увеличения масштабов и углубления социальной напряженности в сфере экономических отношений.
ВНЕШНИЕ УГРОЗЫ:
- утрата Россией своих внешнеэкономических позиций в результате ее вытеснения иностранными конкурентами с зарубежных рынков;
- нарушение национальных приоритетов России в области экономики из-за продвижения иностранными партнерами выгодных им экономических проектов и программ;
- формирование иностранными партнерами такой структуры внешнеэкономических связей с Россией, когда последняя постепенно превращается в их сырьевой придаток;
- блокирование доступа России к передовым технологиям и формирование зависимости ее экономики от их импорта, а также от импорта некоторых видов продукции;
- cтимулирование иностранными партнерами утечки передовых технологий и квалифицированных кадров из России в зарубежные страны;
- торговая экспансия иностранных государств и экономических структур, направленная на завоевание российского рынка и вытеснение с него российских предпринимателей;
- противодействие равноправному участию России в международных структурах кредитно-финансового и торгово-экономического регулирования;
- рост внешней финансовой задолженности России, усиление ее зависимости от иностранных кредиторов; превышение внешним долгом критического уровня, допустимого для суверенного государства;
- криминализация некоторых видов внешнеэкономических связей с Россией, контрабанда стратегических материалов и сырья, неконтролируемый вывоз капиталов из России;
- активизация экономической разведки и промышленного шпионажа иностранных государств и организаций.
Говоря об экономической безопасности следует отметить, что она имеет как собственный объект — экономическую систему страны, так и объекты на пересечении с другими сферами: военной, информационной, экологической и др. Поэтому проблему экономической безопасности рассматривают: в собственно экономической сфере, включая внутриэкономические и внешнеэкономические проблемы, в том числе проблемы на их стыке; в областях пересечения экономической сферы со смежными внеэкономическими сферами: военно-экономическая, защиты научно-технического и интеллектуального потенциала страны; взаимодействия экономики и природы и т.д. Сложность, комплексность самого явления экономической безопасности позволяет в понятийном плане давать его лишь через системный метод, в обобщенном виде с возможным выделением важнейших элементов этой системы в конкретном выражении. В этом смысле трудно не согласиться с известным специалистом в этой сфере В.Тамбовцевым: “Понятие экономической безопасности принадлежит к числу тех, которые, с одной стороны, всем интуитивно вполне ясны, а с другой — трудно определимы в достаточно корректной и исчерпывающей форме. Не претендуя на универсальность, примем следующую “рабочую” трактовку: под экономической безопасностью той или иной системы будем понимать совокупность свойств состояния ее производственной (в широком смысле) подсистемы, обеспечивающей возможность достижения целей всей системы”.
В качестве ключевых можно выделить некоторые системные свойства экономики, состояние которых рассматривается как решающее для обеспечения экономической безопасности. В частности, в качестве такого системного элемента можно выделить уровень материально-производственных связей страны, предприятий, научных и финансовых учреждений с себе подобными, позволяющий достигнуть поставленной цели, к которой относится развитие страны и ее народов без ущерба своим интересам и ценностям.
Экономику следует рассматривать как систему, в которую включены как собственно производители, так и другие подсистемы (научные и финансовые учреждения), которые взаимодействуют с производственной подсистемой. Однако уровень связей — это только один из элементов экономической безопасности, который не отражает ни уровня самого производства, ни эффективности взаимодействия с другими подсистемами, которые могут и не обеспечивать в полной мере эффективности производства. Главная роль во всей экономической системе принадлежит производственной подсистеме, а другие, по логике вещей, играют обеспечивающую роль. Однако с точки зрения обеспечения экономической безопасности даже, условно говоря, блестящее, на какой-то момент времени, состояние производственной подсистемы, может быть разрушено в очень короткий промежуток времени, например, через кредитно-финансовую подсистему, если последняя будет выполнять не обеспечивающую роль, а функционировать самостоятельно с целью лишь накопления капиталов в банковских структурах, и источником которых будет служить та же производственная подсистема. Ее может разрушить непродуманная налоговая или таможенная политика, утрата контроля за сырьевыми ресурсами страны и т.д.
Как раз такого рода процесс мы и наблюдаем в настоящее время в России. Проблема экономической безопасности — комплексная, качественно решать ее необходимо во взаимосвязи со многими вопросами и особенно с учетом необходимости защиты ресурсов (материальных, интеллектуальных, информационных, правовых) производственно-хозяйственных комплексов, которые должны гарантировать стабильность функционирования производственно-хозяйственной организации в существующих условиях. Однако следует четко понимать, что производственно-хозяйственный комплекс может функционировать, но весь вопрос в том, в чьих интересах. Они могут быть не национальными, если утеряна независимость в управлении экономикой. Следует отметить, что в настоящее время, и это очевидно, обеспечение экономической безопасности России не может быть достигнуто без регулирующего воздействия институтов власти. Да и практика многих стран (Германия, Япония, Южная Корея, Китай и др.) подтверждает это. Однако, как представляется, регулирующее воздействие государства должно быть направлено и на то, чтобы постепенно уменьшать влияние государства на ту часть экономики (по мере того, как создаются возможности и условия для создания относительно самостоятельной системы защиты экономическими субъектами), которая не является каркасообразующей.
Применяемые государством защитные, регулятивные и меры прямого воздействия должны быть направлены на поддержание качественного состояния экономических отношений за счет пресечения и ограничения развития кризисных явлений в сфере экономики. Эти меры должны сопровождаться соответствующими механизмами их применения. Причем экономическая безопасность должна обеспечиваться не каким-то одним органом, а поддерживаться всей системой государственных органов, всеми звеньями и структурами экономики.
Поскольку экономика является сложной системой, то в ней можно выделить иерархию подсистем. Главной подсистемой является производственная, которая, помимо всего прочего, должна поддерживаться соответствующим уровнем материально-производственных связей между предприятиями. Другой подсистемой, правда, довольно условно является сырьевая, без которой производственная не может существовать. Технологическая подсистема обеспечивает высокий уровень производства, перспективу его развития, эффективность и конкурентоспособность. К одной из важнейших подсистем относится и кредитно-финансовая, без которой также не может быть здоровой экономики.
Таковы основные подсистемы экономики. Суть экономической безопасности с точки зрения системного подхода заключается в том, чтобы не разрушались межсистемные связи между ними, чтобы каждая из подсистем существовала и развивалась ради других, а не изолированно от них. Помогать этому, а соответственно и обеспечивать, должны соответствующие государственные институты через систему правовых, организационных, политических и иных мер.
С позиций национальной безопасности именно экономика России является сегодня ее наиболее слабым звеном. Поэтому в нынешней ситуации обеспечение экономической безопасности для Российского государства является одной из важнейших задач. Если попытаться сформулировать понятие “экономическая безопасность”, то оно могло бы выглядеть следующим образом.
Экономическая безопасность
— составная часть общей системы безопасности страны, основанная на независимости,
эффективности и конкурентоспособности экономики, выраженных через систему
критериев и показателей ее состояния, в которой ключевой подсистемой является
производственная, качество которой поддерживается другими подсистемами
(сырьевой, кредитно-финансовой, технологической), а также всеми государственными
органами через правовые, организационные, политические и другие меры, для
создания благоприятных внутренних и внешних условий развития экономики,
направленной на удовлетворение общественных потребностей на национальном
и международном уровнях.
|