Обозреватель - Observer |
Наука
|
И.СВЕНТИЦКИЙ,
профессор, доктор технических
наук
Один из таких законов, названный ЗАКОНОМ ВЫЖИВАНИЯ, выявлен в последние десятилетия независимо несколькими исследователями, которые работают в различных отраслях науки: неравновесной термодинамике, экологической биоэнергетике, геологии, микробиологии и др. Невозможно переоценить значение этого закона для решения самых различных проблем, особенно глобальных, которые в последнее время объединены в проблему управляемого устойчивого развития человеческого общества и остальной природы. Однако этот закон известен и понятен только ограниченному кругу научных работников.
Сущность этого закона в том, что все самоорганизующиеся системы (объекты), особенно живые, в своем развитии (индивидуальном, эволюционном) самопроизвольно устремлены к состоянию, обеспечивающему наиболее полное использование доступной свободной (работоспособной, превратимой) энергии в существующих условиях. Этот закон обусловил важнейшее свойство живой природы — все ее объекты, включая организм человека, энергоэкономны. Однако в сознательной деятельности человек допустил энергорасточительство. Это и обусловило глобальные проблемы — энергетическую, продовольственную, экологическую и др.
Реальность существования закона выживания обнаружена при изучении самых различных уровней организации живой природы — от макромолекулярного и клеточного до экосистемного и социально-культурного. Общие экологические закономерности, установленные экспериментально, отражают особенности проявления этого закона на различных фазах развития экологических систем. В начальный, экстенсивный период развития системы расширяют запасы (потоки) используемой свободной энергии. Этому этапу развития экосистемы соответствует эмпирически установленная закономерность заполнения трофических (экологических) ниш. Сущность ее в том, что если имеются неиспользуемые запасы (потоки) свободной энергии, то обязательно появятся организмы (системы), которые будут ее использовать.
По мере достижения полноты освоения запасов доступной свободной энергии система переходит к интенсивному развитию и повышает свой энергетический кпд. Это происходит потому, что естественно изменяющийся видовой состав экосистемы (сукцессия) осуществляется с определенной закономерной (детерминированной) последовательностью. В каком бы географическом месте сукцессия ни происходила, результат ее будет один и тот же — каждый последующий видовой состав экосистемы на единицу потока (запаса) энергии создает (поддерживает) большее количество органического вещества или информации (разнообразия видового состава). Это явление было установлено эмпирически и названо детерминизмом сукцессионного процесса.
Достигнув самого высокого энергетического кпд, экосистема переходит в так называемое климаксное состояние, при котором развитие ее приостанавливается. Для выхода из этого состояния она должна освоить использование новых видов энергии, ранее недоступных ей. Примером такого явления может служить переход человеческого общества к автотрофности, который предсказал В.И.Вернадский на основе эмпирического обобщения. Достигнув высокой эффективности использования горючих ископаемых — энергоресурсов фотосинтезного происхождения — и приблизившись к их исчерпанию, человечество должно осваивать другие источники энергии, не связанные с фотосинтезом растений.
Познание следствий и механизмов природного проявления закона выживания, учет их в различных сферах деятельности позволит коренным образом упростить и ускорить решение многих проблем современности, а также исключить появление новых. Это особенно важно для осуществления перехода к управляемому устойчивому развитию. Для решения этой сложнейшей проблемы современности наука должна разрешить две наиболее важные задачи — создать количественные основы всеединства знаний, логически объединяющие многочисленные частные отрасли знаний, и разработать теоретические основы морально-этического выбора для сознательного перехода к устойчивому управляемому развитию.
Без учета закона выживания решение этих сложных задач принципиально затруднено. Например, главный вопрос этики — “Что такое хорошо вообще?” — по мнению ведущего ученого в этой области Дж.Мура принципиально теоретически не разрешим. Это объясняется тем, что современная наука еще не установила общую природно-космическую сущность жизни. В соответствии с законом выживания этот общий смысл жизни состоит в сдерживании деградации энергии, в уменьшении роста энтропии. В соответствии с этим, можно считать теоретически разрешимым в принципе главный вопрос этики, если исходить из закона выживания. Тем самым устраняется главная трудность в разработке морально-этических основ, необходимых для сознательного выбора перехода человеческого общества к управляемому устойчивому развитию. Как известно, признание мировой научной общественности о неизбежности такого перехода провозглашено еще в 1992 г. Однако, по мнению вице-президента США Э.Гора, которое он выразил в своей книге “Земля на чаше весов”, для жителей развитых стран этот переход будет сопровождаться более тяжелыми лишениями, чем те, которые испытывают жители развивающихся стран. Они должны будут отказаться добровольно от современного высокого уровня жизни. А для этого необходимы надежные научно обоснованные основы морально-этического выбора.
Переход к управляемому устойчивому развитию связан с необходимостью учета данных многочисленных разрозненных отраслей знаний, логически не связанных между собой. Эта принципиальная трудность особенно четко проявляется на примере решения аграрно-экологических задач, когда необходимо учитывать результаты многих частных отраслей знаний, междисциплинарно не согласованных между собой. Однако, исходя из закона выживания и системного анализа, удалось разработать единые начала количественных аграрно-экологических основ, которые логически объединяют многочисленные частные отрасли этой важной области знаний. Учитывая этот же закон, которому подчинены процессы и явления живой природы и самоорганизующихся физико-химических систем, принципиально возможно логически объединить частные отрасли и всех других областей знаний.
Для более глубокого понимания социально-культурных процессов особый интерес представляет природный механизм проявления этого закона, который можно выразить отношением “золотой пропорции” или отношением чисел Фибоначчи. Этот механизм представляет собой природную энергоэкономность самоорганизующихся объектов и обусловливает неосознанный отбор человеком и, вероятно, животными энергоэкономных предметов и явлений.
Этот механизм выявлен на основе результатов системного обобщения В.Д.Цветковым экспериментальных данных по работе сердечной системы человека и животных. Он установил четыре принципа энергоэкономности сердечной деятельности, которые являются логическими следствиями закона выживания. Одновременно он выявил необычайно важную особенность сердечной деятельности — четыре типа сердечной ритмики (временная, механическая, объемная, кровотоковая) в спокойном состоянии соответствует отношению “золотой пропорции”.
Это позволяет дать естественнонаучное объяснение сущности феномена тысячелетий — отношению “золотой пропорции”. Благоприятное эстетическое восприятие человеком и, видимо, животными, предметов и явлений, организованных в пространстве и времени в соответствии с “золотой пропорцией”, обусловлено резонансом с ними сердечной ритмики. Благодаря положительному эстетическому восприятию таких предметов и явлений происходит неосознанный отбор всего того, что является энергоэкономным. Тем самым крылатое выражение Ф.М.Достоевского — “Красота спасет мир” — получает естественнонаучное подтверждение.
Исходя из закона выживания, общеизвестное свойство живых организмов — самосохранение — можно рассматривать как важное положительное следствие этого закона. Только выжив, сохранив себя, организм сможет участвовать в воспроизведении себе подобных, в расширении популяции, а следовательно, и в увеличении масштабов сдерживания роста энтропии. Этим свойством обладал и человек в период собирательской жизнедеятельности. С появлением накопительного производства — земледелия, скотоводства — это положительное свойство у человека превратилось в более сложное явление — эгоизм. В отличие от самосохранения, эгоизм невозможно причислить однозначно к положительным явлениям живой природы. Его многочисленные виды (личный, семейный, национальный, групповой, партийный и т.д.) и формы негативного проявления несут в себе, как это хорошо известно всем, много неприятного и опасного как для отдельных лиц, так и для всего человечества, а также биосферы в целом.
В связи с этим в человеческом обществе должны были возникнуть явления (свойства), которые бы противодействовали негативным проявлениям эгоизма. Религия, очевидно, исторически одно из первых подобных явлений. Анализ основной сущности, истории возникновения и развития христианства и других основных религий мира подтверждает эту главную функцию религии. Очевидно и для культуры в целом эта функция является главнейшей. Поэтому не случайно в книге А.Подберезкина и И.Янина “Искусство жить в России” справедливо отмечено, что культура является базисом, основанием всей жизни народа и, очевидно, основой его прогрессивного развития. Загадку геологии — почему не находят материальные подтверждения культуры за период до появления накопительного производства — можно считать косвенным подтверждением этого главного функционального предназначения культуры.
Анализ прошлых и ныне существующих систем государственных и общественных устройств народов мира позволяет считать, что их главная функция — защита каждой личности, всего общества, его составляющих, а в последнее время и окружающей природы от негативных проявлений человеческого эгоизма. Уровень жизни, благополучие жителей сообществ, отдельных государств и их составляющих зависит главным образом от того, в какой мере системы правового государственного и общественного устройств, религия и культура в целом выполняют свою общую главную функцию — защищают каждого и всех вместе, а также остальную природу от негативных проявлений эгоизма.
Высокий уровень жизни в передовых странах достигнут, очевидно, в основном благодаря действенной реализации альтруистической функции религии, культуры в целом и систем правового государственного и общественного устройств, разумного их сочетания с рыночной экономикой. Однако эти системы альтруизма в условиях рыночной частнособственнической экономики недостаточно эффективны в отношении охраны природы. В уже названной книге Э.Гор справедливо негодует: “В качестве этического эталона мы холим и лелеем свое эго, обособленное и отчужденное не только от природы, но даже от чувства долга перед другими людьми...” Он призывает объединить усилия в мировом масштабе для решительных действий, чтобы “...разработать современную новую концепцию как человеческой личности, так и цивилизации в целом”. Он призывает перейти к плановой государственной и межгосударственной экономике, чтобы предотвратить катастрофу.
Созвучно с этим беспокойство Дж. Сороса в его статье “Свобода и ее границы”: “...опасаюсь, что бесконтрольный капитализм и распространение рыночных ценностей на все сферы жизни ставит под угрозу будущее нашего открытого и демократического общества. Сегодня главный враг открытого общества — уже не коммунистическая, но капиталистическая угроза”.
Исходя из рыночной экономики и социал-дарвинизма утверждается принцип — “выживает сильнейший”. В соответствии с законом выживания этот, этически неприемлемый для цивилизованного общества принцип, логично заменить на вполне благопристойный и справедливый с точки зрения прогрессивного развития природы — “выживает энергоэкономный”.
Многочисленные негативные
эгоистические проявления часто маскируются ложными альтруистическими декларациями,
утверждениями, заверениями. Закономерно создание и применение детектора
лжи. Принимая во внимание соотношение скрываемого эгоизма и действительного
альтруизма в современном человеческом обществе, можно сделать вывод, что
нам необходим детектор альтруизма. Создание и бескомпромиссное использование
его, возможно, позволило бы уменьшить безбрежное море зла и избежать катастрофы
биосферы.
О сознание
закона выживания, учет его следствий и механизмов проявления позволит упростить
и ускорить разработку новой концепции человеческой личности и прогрессивного
управляемого развития человеческого общества и остальной природы.
|