Обозреватель - Observer 
Экономика 

 Широкое и целенаправленное использование новых технологий на рубеже вступления в новый век представляет для России ключевой момент с точки зрения необходимости давно назревшего преобразования ее национального хозяйства. Однако необходимо иметь достаточно четкое представление о том, какие именно технологии и в каких конкретно отраслях нашей экономики следует в первую очередь внедрять для обеспечения России достойного места в мировом транснационализирующемся хозяйстве XXI в. с учетом ее геополитической и геоэкономической специфики.

НОВЫЕ

ТЕХНОЛОГИИ и

возможности повышения

конкурентоспособности

народного хозяйства России

Н.ИЗВЕКОВ
заместитель директора Национального института развития

 

Вот несколько общих соображений на этот счет.

I. ПОВЫШЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО УРОВНЯ
В ДОБЫВАЮЩИХ ОТРАСЛЯХ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА
Россия даже в нынешнем территориально урезанном состоянии остается одним из важнейших в мире источников природных богатств — минерального сырья и энергоресурсов (газа, нефти, угля). Однако было бы крайне ошибочно превращать нашу страну в некий гигантский карьер по выкачке из нее самых разных природных ресурсов. В конечном итоге — это невыгодный и гибельный для России путь. Хотя нынешняя тенденция “стихийного” развития направлена именно на подобный противоречащий долгосрочным интересам России результат.

Нужно учитывать также, что в России, которую в принципе справедливо называть богатой страной, ее главные ресурсы размещены в основном в отдаленных районах с весьма трудными и даже экстремальными природно-климатическими условиями. А это означает, что их добыча и транспортировка обходятся значительно дороже, чем во многих других географических регионах планеты.

По этой причине совершенно не обоснован по экономическим и иным причинам отказ России под нажимом МВФ от экспортных пошлин на вывоз из страны энергоресурсов. На практике это оборачивается большим экономическим ущербом для России, для ее производителей, который невозможно компенсировать какими-либо займами или внешними инвестициями. Одновременно это ставит зарубежных потребителей российских энергоресурсов в неоправданно привилегированное положение.

В силу специфики геоэкономической ситуации Россия заинтересована в достижении максимально глубокой степени переработки ее ресурсов в местах их добычи, включая, естественно, энергоносители, с тем чтобы отправлять на экспорт преимущественно продукты, готовые к потреблению, либо по крайней мере полуфабрикаты, что в принципе является более экономичным со всех точек зрения.

Поэтому необходимо совершенствование технологий переработки ресурсов вблизи мест их добычи, обращая при этом особое внимание не только на экономичность, но и на повышение экологической безопасности таких производств. Это исключительно важно для наших северных районов с их легко ранимой и трудно восстанавливаемой природой.

Существует потребность в улучшении способов транспортировки продуктов переработки ресурсов на дальние расстояния прежде всего опять-таки в плане повышения экологической безопасности. Речь здесь идет также о том, чтобы отойти от чрезмерного увлечения трубопроводными коммуникациями, которые в принципе достаточно трудоемки как при строительстве, так и при эксплуатации, и, как показывает практика, далеко не безопасны. Поэтому необходимо усовершенствовать перевозку продуктов ресурсопереработки в первую очередь такими традиционными видами транспорта, как железнодорожный и водный (речной), которые к тому же являются более многофункциональными по сравнению с трубопроводами.

Такое направление особенно перспективно для России, которая уже сложилась как великая железнодорожная и речная держава. Ведь в свое время Советский Союз в несколько раз превосходил Соединенные Штаты по степени интенсивности и, следовательно, эффективности использования своих стальных и водных магистралей. К сожалению, в последнее время интенсивность эксплуатации этих двух столь важных для России видов транспорта заметно уменьшилась. А между тем, с учетом возможного внедрения некоторых новых технологий и необходимой реконструкции, оба эти традиционные для России вида транспорта, безусловно, смогли бы значительно повысить свою эффективность.

В частности, речной транспорт России значительно выиграл бы от широкого использования плавучих несамоходных продуктовозов-контейнеров (лихтеров) разных емкостей, от нескольких сот до нескольких тысяч тонн, которые могли бы буксироваться непосредственно к местам потребления. Эти лихтеры должны быть смешанного плавания — река — море, иметь повышенную систему экологической, противопожарной и иной безопасности и могли бы использоваться в качестве временных хранилищ. Через океанские просторы лихтеры могли бы доставляться на специальных крупных судах — лихтеровозах.

Признавая необходимость широкого строительства в России автодорожной сети, следует все же учитывать, что в специфических природно-географических условиях нашей страны перевозка грузов на дальние и сверхдальние расстояния (свыше 500 и, особенно, свыше 1000 км) все же значительно целесообразнее по железнодорожным и водным путям. В нашей стране сохраняется необходимость дальнейшего строительства новых железных дорог, прежде всего в районах Европейского Севера и Сибири, наряду с совершенствованием и модернизацией существующей сети.

Очевидно неслучайно в последнее время в странах Запада, где автодорожный транспорт получил исключительно большое развитие, стали вновь обращать внимание на модернизацию железных дорог.

Огромные просторы России побуждают заботиться о дальнейшем развитии авиатранспорта всех видов, включая малую авиацию, и его инфраструктуры. Возможности авиатранспорта по грузоперевозкам в условиях России многократно возросли бы в случае широкого использования дирижаблей принципиально новых конструкций, разработанных в последние годы (термопланы). Это потребует, разумеется, создания целой новой отрасли в авиапромышленности — дирижаблестроения.

Наконец, возможности российского наземного транспорта значительно возрастут при более широком внедрении в хозяйственную практику таких новых конструкций, как суда на воздушной подушке и экранопланы. Это, в частности, даст возможность более интенсивно использовать разветвленную речную сеть России, включая и малые реки, особенно на севере страны, также и в зимнее время.
 

II.

Всилу суровых в целом природно-географических условий и соответственно более высоких затрат на производство сельскохозяйственной продукции, России в современных условиях трудно рассчитывать на то, что она сможет стать когда-нибудь крупным экспортером традиционных сельхозтоваров. Следовательно, НЕОБХОДИМО ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ МАКСИМАЛЬНОЙ ДОСТАТОЧНОСТИ ПО ОСНОВНЫМ СЕЛЬХОЗПРОДУКТАМ, обеспечивая тем самым продовольственную безопасность России.

Импорт следует в основном свести к завозу продуктов питания, которые невозможно выращивать или производить в России. Это касается в первую очередь культур, выращиваемых в тропиках или субтропиках. При такой постановке вопроса необходимо направить усилия сельскохозяйственной прикладной науки на получение качественных скороспелых сортов основных сельхозкультур и создание парка надежных и эффективных сельхозмашин, приспособленных к российским условиям с учетом, разумеется, региональных особенностей.

Очень перспективным для России с точки зрения как внутренних потребностей, так и спроса на внешних рынках является максимальное развитие льноводства. Для выращивания этой культуры имеются хорошие природные условия во многих областях России — на Севере и Северо-Западе, в Центральной Великороссии, в Волго-Вятском регионе, в Западной Сибири.

Потенциально, практически вся нынешняя текстильная промышленность Центра России, некогда ориентированная в основном на хлопок, а в результате оказавшаяся сейчас практически без сырья, могла бы быть почти полностью переведена на производство льняных тканей. Льняное полотно ценится на мировых рынках выше, чем хлопчатобумажные ткани, поскольку льноволокно превосходит хлопок в частности по прочности.

Естественно, развитие льноводства потребует целенаправленного программного финансирования, а также создания парка специализированной сельхозтехники и новых технологий льнообработки, способных значительно облегчить труд в этой весьма трудоемкой отрасли земледелия.

Особо нужно остановиться на лесном хозяйстве, которое, являясь самостоятельной отраслью, в российских условиях выступает как важная составная часть сельского хозяйства. Бесспорно, лесоводство было и останется одной из важнейших экспортных отраслей России. Однако необходимо отойти от традиционного восприятия лесного хозяйства лишь как источника древесины, обратиться к более широкому и комплексному использованию даров леса (грибов, ягод, орехов, лекарственных растений и т.д.), возможно развивать в широком масштабе новые виды животноводства с использованием обширных лесных и таежных массивов по аналогии с разведением северных оленей в тундрах (разведение лосей, пятнистых оленей, зубров в более южных районах). Экспериментальные фермы такого рода уже действовали в советский период.

Опыт культурного лесоводства Швеции и Финляндии безусловно очень полезен, однако надо иметь в виду, природные условия в России все-таки заметно отличаются от Скандинавии. Поэтому крайне необходимы приемы и методы ведения лесного хозяйства, приспособленные к конкретной природной специфике основных лесных регионов России, — Европейского Севера, Урала, Сибири, Дальнего Востока.

В современных условиях наше лесное хозяйство нуждается в новых перспективных технологиях и соответствующем оборудовании как для более глубокой переработки основных даров леса, прежде всего древесины, так и способных обеспечить успешное лесовозобновление.

Важно помнить, что сохранение (включая окультуривание) и возможное расширение лесных площадей России, особенно в южных и юго-восточных районах страны (лесополосы), отвечает интересам не только нашей страны, но и всей планеты Земля, для которой русский лес является одним из важнейщих источников кислорода и фитонцидного очищения атмосферы.
 

III.
Россия будет оставаться и впредь важнейшим мировым производителем энергии, в частности электрической. Отсюда вытекает задача РАЗРАБОТКИ НОВЫХ ИСТОЧНИКОВ ЭНЕРГИИ, ДАЛЬНЕЙШЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УЖЕ СУЩЕСТВУЮЩИХ. Не пренебрегая модернизацией тепловых и атомных станций в плане повышения их экологической безопасности, необходимо сосредоточить усилия на разработке надежных и эффективных методов получения дешевого водорода в качестве одного из важнейших перспективных и экологически чистых энергоресурсов, который мог бы широко применяться как для выработки электроэнергии, так и в качестве нового топлива для транспортных средств.

Важным направлением для России является развитие малой и микрогидроэнергетики, т.е. использования энергии средних и малых равнинных русских рек, что позволило бы избегать значительных затрат на крупномасштабные гидротехнические сооружения. В свое время после создания сети крупных гидростанций на великих наших реках из-за увлечения гигантоманией было практически заброшено несколько тысяч малых электростанций прежде всего в сельских районах центральной России.

Ныне они могли бы быть снова запущены с использованием нового технологического оборудования и работать в автоматическом или полуавтоматическом режиме, обеспечивая существенный дополнительный вклад в потенциал ЕЭС России. В резерве малой гидроэнергетики есть также перспективные новые конструкторские разработки, позволяющие расширить возможность вовлечения малых рек в производство дешевой энергии. Заслуживают большего внимания и дальнешие разработки в области использования ветровой, солнечной, приливной энергии, а также тепла подземных недр, особенно на Камчатке.
 

V.

Имеются такие новые технологии в обрабатывающей промышленности, которые позволили бы России обеспечить динамичное поступательное движение вперед и, возможно, даже прорыв в экономическом развитии. Это позволило бы ей занять более выигрышные стартовые позиции в предстоящей серьезной конкурентной борьбе за достойное место в мировом хозяйстве.

Можно было бы назвать несколько таких направлений, которые связаны с тем, что уже было сказано выше о первичных отраслях российской экономики. Например, черную металлургию важно направить по пути развития наиболее передовых технологий (бездоменное производство стали, порошковая металлургия т.д.).

Однако на первом плане здесь должны фигурировать ряд отраслей машиностроительного куста.

- Транспортное машиностроение, которое всегда играло большую роль в России, предстоит радикально модернизировать на базе новых технологий, с тем чтобы оно обеспечило выпуск новых современных локомотивов и вагонов для обновленных и расширяющихся железных дорог России.

Наше судостроение могло бы совершить рывок вперед, разработав и начав производство усовершенствованных средств водной транспортировки (лихтеров нового типа, судов на воздушной подушке, экранопланов и т.д.).

Дирижаблестроение могло бы также стать одной из самых эффективных и конкурентоспособных отраслей российской авиапромышленности, заняв ведущие позиции в мире.

Самой природой России как бы предначертана роль основного мирового производителя автомашин высокой проходимости (грузовых и легковых вездеходов).

- В области энергетического машиностроения наша страна также приобрела опыт, почти не имеющий аналогов в мире. И он может быть углублен и дополнен, в том числе путем разработки перспективных агрегатов и оборудования для малой гидроэнергетики и других перспективных нетрадиционных источников энергии.

- Станкостроение было традиционно сильно развитой сферой машиностроения в России. Представляется, что и в будущем оно может иметь хорошие перспективы для успешного развития, особенно в изготовлении уникального оборудования для вновь возникающих современных производств, в том числе автоматизированных линий и робототехники.

- В области электроники важно не столько вырваться вперед, сколько преодолеть отставание и выйти на мировой технологический уровень. Скорейшее внедрение самых передовых технологий здесь является совершенно необходимым.

- Космическая промышленность, которая представляет собой целый букет новейших технологий, должна стать по-настоящему приоритетной во всех отношениях, прежде всего в плане государственной поддержки и соответствующего финансирования. На тесное сотрудничество и взаимодействие с этой отраслью должны быть сориентированы и многие другие производства — металлургия, химия, точное машиностроение и т.д. Это, в частности, позволит скорее и более широко внедрять новейшие технологии космической отрасли в народное хозяйство в целом. Таким образом увеличится эффективность и прямая отдача от космических разработок.
Достижение прогресса на всех упомянутых направлениях промышленного и сельскохозяйственного производства, разумеется, возможно только на основе последовательного проведения соответствующей государственной политики, путем реализации целевых отраслевых программ и при условии необходимого финансирования из различных источников. Хотя привлечение инвестиций из-за рубежа для этих целей весьма желательно, однако практика показывает, что наиболее надежный путь здесь — мобилизация внутренних финансово-платежных ресурсов и средств госбюджета.

Успех в деле промышленно-технологического сдвига невозможен без активного подключения науки, фундаментальной и прикладной, к решению многих новых задач, которые будут возникать в российском хозяйстве в процессе его совершенствования.

Вложения в развитие науки, и это подтверждает зарубежная практика, окупаются сторицей. Хотя, конечно, эта окупаемость не является столь же быстрой, как в случае некоторых банковских операций или валютной спекуляции, но зато она имеет экономически более реальный и фундаментальный характер, дает возможность умножать социально-экономическую эффективность страны в долгосрочном плане, на длительную перспективу.

Хорошим дополнением в обеспечении социально-экономического прогресса в России могло бы стать возрождение ремесел на новом более высоком этапе развития и соответственно в новом качестве. Усилия на этом направлении могли бы быть нацелены не только на развитие традиционных художественных промыслов, но и особенно на создание уникальных устройств и приспособлений для использования в научных целях. Разумеется, возрождаемое российское ремесло должно опираться на широкую профессиональную подготовку высококвалифицированных и одаренных кадров (новых поколений русских “левшей”).

Становится все более очевидным, что реальный прогресс в экономике в XXI в. в плане ее устойчивого развития может быть достигнут на основе разработки и применения на практике принципов “новой политической экономии” (политэкономии ноосферного развития), которые ориентировали бы всю реальную экономику, а также кредитно-денежную систему как на производство возрастающей массы потребительской стоимости в интересах всех без исключения потребителей, так и на приоритетное развитие сфер социального жизнеобеспечения (здравоохранение, пенсионные и семейные пособия) и социального прогресса (наука, образование, культура), что позволило бы повысить и социальную эффективность хозяйства, при максимальном сбережении природных ресурсов и в условиях повышения экологической безопасности, а также более оптимальном использовании труда.

В этом, видимо, и состоял бы начальный период постепенного перехода от нынешнего во многом исчерпавшего себя биосферного к более прогрессивному ноосферному этапу в развитии человечества. Россия могла бы показать хороший пример другим странам в этом отношении.



   TopList         




[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]