Обозреватель - Observer 
Экономика 

 Экономические Аспекты
государственного регулирования ВПК и разоружение

В.ВАНИЯН,
заместитель начальника Центра обеспечения
реализации международных договоров о сокращении
вооружений Военно-Морского Флота, капитан 1 ранга

Ю.БЕКЕТОВ,
капитан 1 ранга в отставке
Сложившаяся к настоящему времени
геополитическая ситуация в мире такова, что настоятельно требует налаживания конструктивного, созидательного взаимодействия государств и народов в масштабах всей планеты для решения многих экономических, социальных, экологических проблем и вопросов, связанных с обеспечением национальной безопасности страны.

Обществу приходится выбирать — или готовиться к войне и отдавать приоритеты производству военной продукции, или жить в мире и основное внимание уделять производству мирной продукции и реализации социальных программ, или же заниматься и тем и другим, ведя производство в определенной пропорции, как в народно-хозяйственных интересах, так и для обороны и безопасности государства, обеспечения его внешнеполитических интересов. При этом возникает проблема рационального ведения общественного хозяйства.

Особый интерес в этой связи представляет анализ экономических аспектов государственного регулирования военного производства, конверсии ВПК, военно-технического сотрудничества, выполнения положений международных соглашений в области ограничения и сокращения вооружений и порядок выработки предложений по совершенствованию механизма их реализации.
 
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
ВОЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА
И ЕГО КОНВЕРСИИ
Процесс экономического обеспечения решения вопросов, связанных с укреплением обороноспособности нашего государства, становится все более сложным и многообразным. В современных условиях России государственное регулирование военного производства призвано сформировать стабильные экономические, технические, организационные и правовые условия его развития.

Осуществляемая в стране экономическая реформа требует также кардинального изменения системы управления и регулирования военного производства, усиления государственного воздействия на военно-экономические процессы.

Масштабы и научно-технический уровень развития военного производства, его влияние на самые различные стороны общественной жизни таковы, что от глубины и качества государственного регулирования военного производства в нынешних условиях во многом зависит преодоление трудно решаемых страной экономических, политических, военно-технических и социальных проблем.

Важное место принадлежит исследованию способов перевода экономики с мирного на военное положение и наоборот. Но самое главное — состояние и возможность экономики страны решать весь комплекс военных задач.

Анализ осуществляемой в стране приватизации и конверсии военного производства показывает, что “обвальный” характер ее проведения поставил под угрозу само существование ВПК России, в связи с чем основные усилия государства должны быть направлены на обеспечение выживания этого комплекса, являющегося не только важнейшей частью народного хозяйства, но и по сути дела единственным источником материального обеспечения обороноспособности России, масштабы которого как и в бывшем СССР остаются велики. При этом надо учитывать градообразующий характер некоторых предприятий ВПК, а также необходимость сохранения уникальных технологий (в частности, в судостроении), которые не могут быть использованы в настоящее время в народнохозяйственных целях, а утрата которых нанесет непоправимый ущерб национальным интересам государства.

Непосредственными причинами кризиса ВПК явились:

ьобвальное сокращение оборонного заказа,

ьсокращение и неритмичность финансирования,

ьрастущие долги государства за поставляемую продукцию оборонных отраслей, а зачастую его отказ от заказанной продукции.

Опыт большинства развитых стран показывает, что в рамках конверсии военного производства допустимым является уменьшение доли военного заказа не более чем на 3—5% в год. Причем даже при этом в обществе возникают серьезные социально-экономические проблемы, включая появление сотен тысяч безработных, уволенных с оборонных предприятий. Ежегодные темпы конверсии в нашей стране за последние годы превысили не только указанный уровень, но и подчас составляли 11—13%.

Попытки поддержать ВПК путем массовой конверсии предприятий на гражданское производство и их приватизации не дали желаемых результатов.

Однако многие аналитики признают, что сокращение объема производства ВПК было вызвано недостаточной эффективностью воздействия экономических механизмов и государственного регулирования, медленной адаптацией предприятий комплекса к требованиям современной экономики, их подавленной инвестиционной активностью из-за нехватки бюджетного финансирования и кризиса платежей.

Несвоевременное и неполное финансирование государственных программ (своеобразная “конверсия сверху”) привело к значительным убыткам, поставив многие военные предприятия на грань банкротства. Что же касается “конверсии снизу”, то в условиях затяжного кризиса она для многих предприятий ВПК оказывается непосильной. В опасной зоне возможного банкротства, по оценкам специалистов, оказалось до 25% предприятий ВПК. Подобная ситуация не могла не отразиться на возможностях выполнения возложенных на ВПК задач по обеспечению безопасности страны.

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ КОНВЕРСИИ ЗА РУБЕЖОМ показывает следующее:

- общие экономические условия конверсии оборонной промышленности России кардинально отличаются от зарубежных. Если в России эти условия характеризуются постоянным ухудшением, связанным с сокращением экономического потенциала страны примерно вдвое, что по сути дела отражает наше глобальное поражение в “холодной войне” с Западом, то в так называемых странах-победителях экономические условия остаются в целом нормальными, и проблемы конверсии сводятся у них, по существу, к адаптации военной промышленности к уменьшению государственных военных заказов;

- конверсия для России — это, по существу, “ЛИКВИДАЦИЯ” ее оборонной промышленности, в то время как конверсия для Запада — это приспособление военной промышленности к новым условиям передела сфер влияния и повышение ее эффективности. Не случайно, что термин “конверсия” был принят именно в России, на Западе же используют термин “адаптация”;

- в Российской Федерации предполагалось использовать имеющийся научно-технический потенциал и производственные мощности оборонных отраслей в качестве базы для развития гражданских отраслей промышленности и экономики, хотя известно, что 60% этого потенциала в силу специфики военных технологий нельзя использовать в гражданской сфере. Не случайно на Западе никто даже не пытался осуществлять такие мероприятия в силу их технической и, главное, экономической нецелесообразности (легче и дешевле построить новый завод под выпуск гражданской продукции, чем переделывать для этих целей военно-промышленное предприятие). Предпочтение отдается созданию новых мощностей при использовании военных технологий двойного назначения;

- проблема приватизации предприятий военной промышленности также ставится совершенно иначе, чем в России. Если в России приватизация выражала идею всеобщей приватизации и поиска “эффективных собственников”, то на Западе она отражает в первую очередь идею экономии государственных средств и потом уже идею повышения эффективности. Полученный опыт показал, что государства, приватизировавшие свои военные предриятия, хотя достигли первой цели, переложив свои издержки на частный капитал, однако повышения эффективности и качества военной продукции достигли не полностью.

Первое, о чем свидетельствует зарубежный опыт — сохранение эффективной военной промышленности осознается там объективной необходимостью. Поэтому для России важно прекратить всякие новации, которые приводят к развалу ее ВПК, особенно такие, как конверсия новых российских технологий.

Объективный анализ показал необходимость перехода к условиям “холодного мира”. Политика адаптации к новым условиям должна быть нацелена на сохранение большей части научно-технического и производственного потенциала военной промышленности и страны в целом, особенно в области новейших и перспективных видов оружия, на максимально-эффективное использование в современных условиях тех преимуществ и достижений, что были ранее.

Можно выделить две взаимосвязанные неотложные системы мер, реализация которых обеспечила бы общее сокращение издержек производства и существенно расширила бы его финансовые возможности.

ПЕРВАЯ СИСТЕМА МЕР касается совершенствования институциональной структуры предприятий ВПК и их управления, основанного на выборе приоритетных направлений;

ВТОРАЯ — касается стимулирования экспорта оружия, в котором воплощается сохраняющаяся еще большая часть интеллектуального, профессионального и производственного потенциала ВПК, особенно в сфере высоких технологий.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ И РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ В ОБЛАСТИ ОГРАНИЧЕНИЯ
И СОКРАЩЕНИЯ ВООРУЖЕНИЙ
Россия унаследовала не только крупнейшие запасы ядерных, химических и иных вооружений, но и международные обязательства по их ограничению и сокращению; многочисленную, разлаженную и разбалансированную в настоящее время военную организацию; тяжело пораженную экологию как результат однобокого развития промышленности и непосредственно военных производств, в особенности ядерных и химических.

У России в настоящее время нет ни военно-политической необходимости, ни финансовой возможности содержать военный комплекс, созданный для сверхдержавы в целях глобального противостояния со всеми ведущими странами мира.

Основная ставка должна делаться на развитие конструктивных, интеграционных начал в мировом сообществе, на сотрудничество и контроль над вооружениями в качестве фундамента мира и безопасности.

Учитывая то, что России все равно придется сокращать стратегические наступательные вооружения, ликвидировать накопленные запасы отравляющих веществ, избавляться от устаревших и лишних ядерных боеприпасов и другой военной техники и средств, целесообразнее и выгоднее это делать в рамках партнерства с другими странами и на основе соответствующих договоров, так как в таком случае можно рассчитывать на определенную международную техническую и финансовую помощь, стабилизировать приемлемые для России балансы сил и вооружений. При этом нужно иметь в виду одну очевидную истину: чем больше количество вооружений, тем больше бремя расходов на их содержание.

Конечно, с экономической точки зрения глубокое сокращение ядерных арсеналов потребует немалых расходов. Но ведь это лишь видимая сторона дела. В обозримом будущем, при стабильной политической обстановке этот процесс должен привести к значительному сокращению расходов на содержание стратегических ядерных сил, на разработку и производство их новых образцов.

Однако особый интерес представляют экономические аспекты подготовки и реализации международных договоров, которые почему-то оставались и остаются в стороне при принятии политических решений.

Организация системы ликвидации и утилизации ВВТ, особенно в начальный период, требует значительных финансовых затрат на организацию промышленных производств, разработку эффективных технологий, осуществление мер контроля, проведение научно-исследовательских работ и т.п. Эти расходы уже в ближайшие год — два составят сотни миллиардов рублей.

Например, для выполнения обязательств по Договору СНВ-1 России необходимо за 7-летний срок сократить около 3000 ядерных боезарядов и примерно 1100 стратегических носителей. Это, в свою очередь, требует ликвидации около 200 наземных шахтных пусковых установок МБР, несколько десятков ракетных подводных лодок и их пусковых установок, и, — что особенно важно, — активных зон ядерных реакторов, жидких и твердых радиоактивных отходов, обеспечение транспортировки, хранения и утилизации до сотни тысяч тонн высокотоксичных компонентов жидкого ракетного топлива, а также около 3000 ядерных боеприпасов с соблюдением, разумеется, всех необходимых мер экологической и ядерной безопасности.

В отличие от прежних соглашений в области разоружения, таких как ОСВ-1, ОСВ-2 и РСМД, когда материальные затраты на ликвидацию вооружений при существующей в то время государственной системе практически не принимались во внимание, экономические проблемы, связанные с выполнением положений договора СНВ-1 и СНВ-2 (в силу масштабности сокращений), выходят на первый план. Выполнение соглашения потребует не просто больших, а огромных финансовых затрат на ликвидацию средств СНВ, а также на производство новых образцов оружия взамен выслуживших гарантийные сроки эксплуатации.

Особенно большие затраты Россия будет вынуждена нести в связи с сокращением атомных подводных лодок (АПЛ). В ближайшие годы предстоит демонтировать всего 140 (в том числе и ракетных) подводных лодок, на которых размещается около 250 атомных реакторов. Сложность задачи по разделке высокопрочных корпусов, изъятию реакторных отсеков и их захоронению, извлечению отработанного реакторного топлива и его транспортировка на радиохимические заводы определяет чрезвычайно высокую стоимость ликвидации АПЛ.

В качестве примера масштабов предстоящих затрат укажем, что только извлечение и транспортировка топлива из одного реактора, по оценкам специалистов, обходится в сумму, превышающую 1 млрд. руб. Ориентировочная стоимость утилизации одной АПЛ составляет 25—30 млрд. руб. (в ценах 1995 г.) Осуществление намеченной программы утилизации АПЛ требует больших финансовых затрат (свыше 280 млрд. руб.), а доходы, которые можно получить от реализации лома и оборудования АПЛ, будут не более 45 млрд. руб. На выведенных из боевого состава, но еще находящихся на плаву АПЛ необходимо поддерживать нормальные условия для обеспечения безопасного состояния реакторов. Для выполнения этой задачи необходимо содержать 30—40% личного состава экипажа лодки. Затраты на содержание такой подлодки, уже не влияющей на уровень боеспособности морских СЯС, достигают 8 млрд. руб. в год.

Значительные затраты необходимы также и для ликвидации ракетного вооружения. Помимо расходов на транспортировку, обезвреживание и разделку ракет серьезной проблемой является утилизация жидкого и твердого ракетного топлива, для чего требуется создание соответствующих технологических установок.

Одной из основных составляющих компонентов “жидкого топлива” является несимметричный диметилгидразин (НДМГ-“гептил”). Это высокотоксичное вещество, имеющее предельно допустимую дозу концентрации 0,1 мг/куб.м. В настоящее время нет эффективных методов ликвидации или утилизации “гептила” в таких количествах и темпах, которые предусмотрены договором и другими потребностями России. В целом ожидается потребность переработки до 2000 т “гептила в год. Более того, нет и безопасных способов его “временного” хранения.

В новом Договоре СНВ-2 России разрешается не уничтожать все шахты ликвидируемых тяжелых МБР (по Договору СНВ-1 они подлежали уничтожению), а переоборудовать 90 таких шахт для размещения в них моноблочных ракет. По оценкам наших специалистов, это примерно на 40% дешевле, чем строительство новых шахт. В результате от использования старых шахт мы получим очень весомую экономию средств в сумме около 2 млрд. руб. в ценах 1992 г.

В настоящее время предусмотрено два способа уничтожения ракет СС-18: либо физическое уничтожение, либо путем использования в качестве носителя для вывода полезной нагрузки в космос или в верхние слои атмосферы. Ничто не мешает нам использовать эти ракеты как носители для целей народного хозяйства, выполнения коммерческих космических международных программ.

Расходы на физическое уничтожение вооружений могут быть также снижены за счет использования сотрудничества с США и другими заинтересованными странами в разработке и применении соответствующих технологий. Например, США взяли на себя обязательство оказать прямое финансовое содействие России в безопасной ликвидации ядерных вооружений, в том числе с учетом экологической безопасности.

Так, конгресс США принял закон Нанна-Лугара об уменьшении ядерной опасности, согласно которому на решение проблем России ежегодно из средств военного бюджета могло бы предоставляться 400 млн. долл. на финансирование соответствующих программ и проектов.

Однако трудно рассчитывать на то, что Запад будет оплачивать текущие расходы на транспортировку, хранение и разборку ядерных боеголовок. До сих пор западная помощь России и другим государствам СНГ по программам ядерного разоружения шла в основном на закупку оборудования и оплату западных специалистов, занятых в этих программах.

Весьма дорогостоящим мероприятием является демонтаж ядерных боеголовок. О масштабах предстоящих затрат можно судить хотя бы по тому, что стоимость демонтажа одной ядерной боеголовки составляет от 10 до 15 тыс. долл. (по оценке Минатома России), а всего предстоит ликвидировать 15—18 тыс. тактических и стратегических ядерных боеприпасов.

Важной является и проблема утилизации расщепляющихся оружейных ядерных материалов. Операции по демонтажу и хранению ядерных боеголовок и утилизации ядерного горючего требуют значительных финансовых затрат. По оценкам американского физика-ядерщика Т.Тейлора, стоимость демонтажа, меньшего, чем у России, количества американского ядерного оружия обойдется США в 1,5—2 млрд. долл. Подсчитано также, что стоимость хранения 1 г плутония обходится в 2 долл. в год. Следовательно, только на хранение нескольких десятков тонн ежегодно потребуются десятки миллионов долларов. Учитывая сложное финансовое положение России, конгресс США выделил значительные средства для оказания помощи в ликвидации СНВ. На эти средства будут поставлены специальные вагоны и контейнеры для транспортировки боеприпасов, аппаратура для их диагностики. Англия и Франция также окажут помощь в поставке контейнеров, а ФРГ передаст аппаратуру для контроля за радиационной обстановкой.

В России экономическая ситуация в области разоружения усугубляется еще и тем, что практически в этот же период времени предстоит ликвидировать 40 тыс. т химических отравляющих веществ, на что, по оценкам разных экспертов, потребуется от 16 до 25 трлн. руб.

Одновременно России предстоит решать задачу по поддержанию своих стратегических и тактических ядерных сил на уровне, обеспечивающем сдерживание любого потенциального агрессора. Для этого требуется ежегодно поставлять в войска определенное количество образцов вооружения взамен выводимых из боевого состава в результате физического их устаревания.

И хотя в ходе и особенно после проводимых сокращений их потребуется значительно меньшее количество, чем прежде, тем не менее затраты на эти цели немалые.

Для сравнения приведем примерную стоимость аналогичных вооружений США. Строительство подводного ракетоносца обходится в 1 млрд. долл., одной МБР типа МХ-30 — 40 млн. долл., одного тяжелого бомбардировщика — около 300 млн. долл. Даже учитывая, что затраты России на создание вооружений в 1,5—2 раза ниже, чем в США, расходы на ликвидацию СНВ и перевооружение российских СЯС будут измеряться десятками трлн. руб.

Приведенные ориентировочные цифры достаточно убедительно свидетельствуют о том, что в настоящее время и в ближайшем будущем экономические факторы будут оказывать решающее влияние на состав и структуру российских стратегических ядерных сил, на ее военно-техническую политику.

Крайняя спешка, отсутствие всесторонней проработки и оценки экономических проблем при подготовке соглашений о сокращении и ограничении вооружений приводят к необоснованным и неоправданным материальным затратам. Известно, что к подготовке Договора СНВ-2 не привлекались ни Минэкономики, ни Минфин России, ни другие заинтересованные министерства и ведомства России. В результате договор получился непомерно “дорогой”, особенно для ослабленной в результате реформ экономики страны.

Возьмем хотя бы нерациональное уничтожение дорогостоящих военных объектов (взрывы шахт МБР). Известно, что инженерные сооружения, как и многое другое, можно использовать и в мирных целях.

Или, например, ликвидацию баллистических ракет целесообразно проводить “методом пуска”, с реализацией космических коммерческих программ, получая дополнительные огромные суммы для решения внутренних экономических проблем.

Кроме того, следовало бы отметить, что процедуры контроля за выполнением Договора СНВ-1 необоснованно расширены. Например, опыт реализации указанного договора в Военно-Морском Флоте показал следующее:

- инспекции, проводимые американской стороной на территории России, в основном носят разведывательный характер;

- американцы также используют положения договоров для того, чтобы, предъявляя России дополнительные необоснованные претензии, постоянно втягивать ее в дополнительные финансовые расходы.

Таким образом, политика “холодного мира”, как и политика “холодной войны”, требует от страны больших финансовых затрат в современных условиях, что крайне затруднено.

С учетом изложенного, видимо, настала необходимость в создании специальной федеральной комиссии для проработки и подготовки предложений по ограничению и сокращению вооружений и военной деятельности как на ближайшее время, так и на длительную перспективу.

Таким образом:

- целесообразно и экономически выгодно проводить ликвидацию и утилизацию устаревшего вооружения и военной техники в рамках международных соглашений, опираясь на международную финансовую помощь для решения совместных программ, но в то же время соблюдая концепцию национальной безопасности страны. Российский ядерный потенциал в новых условиях должен служить фактором сдерживания не только против ядерного нападения, но и возможной широкомасштабной неядерной агрессии;

- при подготовке и заключении международных договоров особое место должны занимать вопросы, связанные с разрешением возникающих социально-экономических, экологических проблем; ролью, местом и возможностями государства при регулировании военного производства, ликвидации, конверсии и военно-технического сотрудничества в современных условиях; структурой и механизмами реализации принимаемых решений и др.;

- анализ хода подготовки и международных договоров показал, что в силу субъективных политических причин вопросам социально-экономического обоснования, экологии, механизмам реализации принимаемых решений уделялось второстепенное значение. В ходе работы имели место и проявилась рассогласованность в деятельности различных российских военных, политических и экономических ведомств, что привело к имеющимся недостаткам принятых решений;

- при существующей системе финансирования государством мероприятий по выполнению договорных международных обязательств Россия не сумеет выполнить принятые обязательства в установленные сроки. Учитывая недостаточность финансирования, срок выхода на конечные уровни Договора о СНВ-1 было бы необходимым продлить. Опираясь же на финансовую помощь ряда стран, Россия в то же время не должна себя втягивать в “долговую яму”.

ВЛИЯНИЕ ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОГО
СОТРУДНИЧЕСТВА
С ЗАРУБЕЖНЫМИ СТРАНАМИ
НА РЕШЕНИЕ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ ГОСУДАРСТВА
Выработка ответственной политики в отношении
военно-технического сотрудничества (ВТС) с зарубежными странами является важным фактором обеспечения долгосрочных интересов России, включающих аспекты политической, экономической и военной безопасности.

Экспорт вооружений России играет огромную роль для подъема военного производства, расширения его финансовых возможностей и сглаживания негативных последствий проведенной конверсии и приватизации. Принимаемые меры позволят эффективно использовать сохранившуюся еще часть интеллектуального, профессионального и производственного потенциала оборонного комплекса, особенно в сфере высоких технологий, и решать социально-экономические проблемы ВПК страны.

При оценке влияния СССР на мировой рынок вооружений необходимо учитывать, что советская политика подчинялась не коммерческим интересам страны, а интересам обеспечения советского присутствия в условиях глобального противостояния СССР — Запад.

С целью практической реализации курса на активизацию деятельности в сфере военного экспорта в России проводится кардинальная перестройка системы торговли оружием.

Выделенная в отдельную структуру, система военно-технического сотрудничества (ВТС) может стать основой для принятия всего комплекса планируемых военных программ.

Существенным образом корректируются и экономические акценты. Суть новой концепции ВТС состоит в переходе на коммерческую основу в торговле оружием, отказе от идеологических императивов, безвозмездных поставок оружия, практически полном прекращении льготных кредитов.

Основной акцент делается на расширение экспорта новейших систем вооружения и военной техники, в том числе и находящихся на вооружении Российской армии, обладающих высокой конкурентоспособностью на мировом уровне. В последние годы осуществляется курс на активизацию и расширение российского экспорта оружия на основе долгосрочных программ.

Непосредственным побудительным мотивом такого подхода является тяжелый экономический и финансовый кризис, переживаемый страной. Нельзя не учитывать и огромной роли ВПК в экономике бывшего СССР, а теперь России. В сегодняшних условиях экспорт оружия рассматривается ими как один из способов выживания военной промышленности, важный источник поступления твердой валюты.

Таким образом: стабилизация законодательной базы и институциональной структуры, в рамках которой принимаются решения по экспорту вооружений, выработка сбалансированной политики, привели к прекращению падения российского экспорта вооружений. В последние годы осуществляется курс на активизацию и расширение российского экспорта оружия на основе долгосрочных программ.
 
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
 
1. По своему содержанию государственное регулирование военного производства, конверсии, ВТС с зарубежными странами и выполнения международных договоров о сокращении и ограничении вооружений представляет собой совокупность мероприятий, направленных на организацию и стимулирование военно-экономической деятельности производителей военной продукции с целью наиболее полного удовлетворения военно-экономических потребностей страны в мирное время и в условиях войны.

2. В современных условиях роль государственного регулирования военного производства, конверсии, приватизации, ВТС и реализации международных соглашений в области ограничения и сокращения вооружений остается ведущей, но должна быть более динамичной, гибкой и квалифицированной. России предстоит пройти свой путь поисков наиболее оптимальных форм.

3. При существующей системе финансирования государством мероприятий по выполнению международных договорных обязательств Россия не сумеет выполнить принятые обязательства в установленные сроки. В свою очередь, трудно рассчитывать на запланированную Западом помощь, которая идет в основном на закупку оборудования и оплату своих же специалистов, занятых в этих программах. На смену международных договоров по разоружению, приводящих экономику в плачевное состояние, должен прийти баланс безопасности на таких уровнях вооружений, которые, обеспечивая надежную безопасность и эффективное сдерживание, были бы необременительными для экономики страны, т.е. не превращали “гонку вооружений” в “гонку разоружения”.

4. Целесообразно на основании концепций национальной безопасности и строительства Вооруженных Сил, Закона об Обороне, применительно к современным политическим и экономическим условиям, провести глубокий социально-экономический сравнительный анализ всех существующих и действующих:

l руководящих документов по развитию военного производства, конверсии, приватизации и военно-технического сотрудничества;

l международных соглашений по ограничению и сокращению вооружений и военной техники.

С этой целью представляется целесообразным на федеральном уровне образовать специальную комиссию, которая могла бы за короткое время провести контрольную проверку фактического состояния дел, подготовить проект специальной комплексной программы развития ВПК страны, выработать предложения по совершенствованию механизма эффективного регулирования и выполнения военных программ, а также подготовить предложения по дальнейшим направлениям в области ограничения и сокращения вооружений и военной деятельности.

В состав комиссии должны войти представители исполнительной и законодательной власти: представители заинтересованных министерств и ведомств (МО, МИД, Минэкономики, Минфин, Минатом и др.), Совета Федерации и Государственной Думы, Академии наук, а также представителей КБ и НИИ, участвующих в разработках вооружения и военной техники.

Это позволило бы обеспечить координацию действий государственных органов в осуществлении намеченных мер и повысить роль и эффективность государственного регулирования по указанным вопросам, а также обеспечить ратификацию заключенных договоров.

5. Сложившаяся крайне тяжелая ситуация в оборонном секторе экономики вызывает необходимость ликвидации параллелизма и дублирования во всех силовых структурах государства, незамедлительного создания оптимальной системы нормативно-правового и нормативно-технического обеспечения, комплексного подхода и эффективных механизмов государственного регулирования военного производства, конверсии, приватизации, реализации международных договоров о сокращении и ограничении вооружений, по ВТС, совершенствования финансовой системы обеспечения военных программ, а также мобилизационной подготовки народного хозяйства в условиях сокращения ассигнований на оборону.

6. В сегодняшних условиях, в результате стабилизации законодательной базы и институциональной структуры, экспорт оружия рассматривается как один из способов выживания военной промышленности, важный источник поступления твердой валюты, необходимой для проведения экономических реформ и решения острых социальных проблем. Принимаемые меры позволят эффективно использовать сохранившуюся еще часть интеллектуального, профессионального и производственного потенциала оборонного комплекса, особенно в сфере высоких технологий, и решать социально-экономические проблемы в ВПК страны.

7. В рамках Военной реформы целесообразно создание во всех силовых структурах дополнительных экономических управлений для экономического обоснования, выработки экономически эффективного механизма реализации всех принимаемых государственных программ; закрепления в государственном бюджете целого ряда крупных программ, в том числе по конверсии, выполнению международных обязательств по сокращению и уничтожению вооружений, экологическим проблемам. Это — задачи общегосударственного характера, они должны решаться не в рамках военных расходов, а как самостоятельные программы федерального бюджета. Оборонный бюджет должен раскрыть не только расходы, но и доходы Министерства обороны. Основная часть доходов от ВТС с зарубежными странами должна быть направлена на решение внутренних социально-экономических проблем ВПК и проведение военной реформы. Оборонный бюджет должен рассматриваться вместе с программой военного строительства на длительный срок — вплоть до 2010 г. Возможно формирование новой банковской системы для реализации военных программ.
Сейчас экономическая ситуация в стране достигла такой черты, что продолжение
инерционной политики государства, дальнейшее “размазывание” ограниченных финансовых ресурсов, отсутствие выбора приоритетов может привести к глубокому развалу Вооруженных Сил и ВПК России.



   TopList         




[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]