Обозреватель - Observer 
Экономика 

 
О ежегодном Послании

Президента

Федеральному Собранию

Е.ВЕДУТА, кандидат экономических наук

  Общими силами — к подъему России

В Послании 1997 г. назван годом политической стабилизации, поскольку достигнуто понимание того, что без согласия не может быть ответственной политики. По-видимому, это не совсем так, поскольку ответственность предполагает контроль, а механизмы контроля, которые мы в свое время разрушили, до сих пор не отработаны.

Об этом говорится на стр. 41, где отсутствие эффективного контроля названо “существенной причиной “теневой” экономики”. Другое дело, что в обществе растет понимание того, что “сотрясению воздуха кулаками” нужно противопоставить серьезное обсуждение экономических проблем и проблем развития демократии. Поэтому Послание Президента, следуя концепции Отчета Всемирного банка за 1997 г., так и делится на две части: экономика и демократия.

В Послании перепутаны все разделы экономической политики. Однако мы будем проводить анализ такого серьезного документа, как положено, выявляя задачи и принципы их решения по разделам экономической политики, как они сформулированы в Послании.
 
Экономическая стратегия

В качестве стратегии преодоления кризиса в Послании названа стратегия подъема, или экономического роста для ощутимого повышения благосостояния людей. С другой стороны, Президент утверждает, что в России построена рыночная экономика. “И другой она не будет”. Подобные утверждения не нужно делать никому, если мы действительно хотим развивать демо-кратию. Во-первых, до сих пор нет научного определения этого понятия и, во-вторых, все в этом мире меняется, тем более, если мы хотим видеть экономический рост. Таким образом, выбор стратегии остался в Послании неопределенным.
 
Итоги хозяйствования

Для того чтобы положительно или отрицательно оценить итоги хозяйствования, нужно иметь экономическую стратегию и сформулировать критерий эффективности. Так как этого в Послании нет, то априори все итоги хозяйствования можно назвать отрицательными. Тем более, что Президент признает кризис в экономике и вытекающий из этого ущерб в связи с ростом обслуживания государственного долга (стр. 12), когда кто-то выигрывает, а кто-то проигрывает. Желательно было бы определить выигравшие и проигравшие социальные слои. По-видимому, Президент считает виноватыми всех, так как негативно оценивая просчеты в финансовой политике, ответственно заявляет: “А вот здесь пенять можно только на себя”.

Тем не менее в Послании положительно оцениваются тенденции увеличения ВВП, промышленного производства, экспорт зерна, рост реальных доходов, улучшение демографической ситуации, успехи в финансовой стабилизации. Утверждается, что от мирового финансового кризиса Россия пострадала гораздо меньше, чем другие страны, а по уровню инфляции России удалось приблизиться к развитым странам, устойчив валютный курс и накоплены достаточные золотовалютные резервы.

Отрицательными итогами называются трудности со сбором налогов и повышение ставок рефинансирования, снижение инвестиционной активности, сокращение взаимного товарооборота стран СНГ, деградация образования и здравоохранения, вялость реформ и вытекающая из этого высокая их цена, разноголосица в исполнительной власти, коррупция. Однако известно, что, следуя монетаризму, поддержка валютного курса достигается Правительством за счет увеличения ставки рефинансирования, а это, в свою очередь, отрицательно воздействует на производственные инвестиции и, следовательно, объявленного подъема не будет. Отсюда неизбежно вытекает и вялость реформ с их высокой ценой, которую оплачивают незащищенные социальные слои.

В Послании не сказано ни слова о росте внешней задолженности, о задержках с выплатами по заработной плате, пенсий, о низком уровне жизни большинства населения и увеличении разрыва в их обеспеченности с меньшинством граждан России и с большинством граждан развитых государств.

Причины низких темпов роста

Причины экономического кризиса сформулированы в Послании на поверхностном уровне. Например, нет инвестиций (почему нет? — Авт.), увеличиваются взаимные неплатежи предприятий (почему увеличиваются? — Авт.). Потом выясняется, что все эти причины объективны, поскольку экономика только что победила инфляцию (с потерями в темпах) и сказался мировой финансовый кризис. Естественно, возникают тогда другие вопросы. Зачем раскрутили инфляцию и кому нужна была такая победа? Почему раньше мировой финансовый кризис не сказывался на российской экономике? Далее в Послании поясняется, что система долговой необязательности, разрыв между фондовым рынком и реальным производством стали источником личного обогащения. “...ни предприятие, ни инвестор не могут достоверно оценить эффективность планируемых инвестиций” (стр. 33).

Таким образом, можно считать, что проблемы выявлены:
- преодоление разрыва между фондовым рынком и реальным производством;
- определение эффективности планируемых инвестиций.
 
Институциональная политика

Задачи: реализовать основной конституционный принцип — в России единственным источником власти является народ; победить коррупцию и обеспечить подъем экономики.

Принципы: сотрудничество властных институтов для развития процесса приватизации, включение земли в экономический оборот, контроль за экономией бюджетных средств, составление Кодекса государственной службы, ясные отношения между властью и участниками экономической жизни, юридическое нормотворчество, формирование среднего слоя и поддержка малого предпринимательства.

Декларация о том, что народ вправе спрашивать с власти за качество ее действий и ее эффективность должна быть подкреплена соответствующими механизмами. Во всяком случае, следует определить понятие эффективной экономики, о которой много говорится в документе, и механизмы контроля со стороны народа за распределением доходов в обществе в зависимости от вклада каждого, в том числе и Правительства, в рост эффективности. Вместо этого на стр. 53 говорится о необходимости гражданского финансового контроля, понимая под этим замену автоматизма вычета государством налогов из заработной платы тем, что впредь каждый гражданин будет сам платить налоги, чтобы более требовательно относиться к государственным службам.

КОММЕНТАРИЙ. Концепция эффективной экономики, оценки труда каждого и народного контроля за распределением доходов должна стать основой Кодекса государственной службы. Вокруг разработки этой концепции и следовало организовать политическое согласование позиций партий и движений. Вместо этого предлагается организовать политическое согласование позиций партий и движений по включению земли в экономический оборот. Если нет у Правительства концепции эффективной экономики, то нет и обоснования включения земли в категорию рыночных товаров. Вместо отвлечения Правительства на политические торги по включению земли в номенклатуру рынка, Правительству следует эаняться проблемами эффективного использования земли, принадлежащей к разным формам собственности. То же можно сказать и по поводу “пробивания” других законов и ведомственного нормотворчества. Разноголосица в исполнительной власти, которую отмечает Президент, объясняется хаотическим характером преобразований из-за отсутствия четкой концепции экономического роста.

Нет в Послании и идей по поводу составления Кодекса государственной службы.

Понятно, что без разработки нужного Кодекса, в котором граждане контролируют распределение доходов, осуществляемое “белыми воротничками”, создается питательная среда для коррупции.

Правильно говорится в Послании, что победить коррупцию можно только всем обществом, но для этого переход на казначейскую систему исполнения федерального бюджета, как это предлагается в Послании, без пояснения его механизма, конкурсное размещение заказов без формулировки критериев конкурса, ликвидация спецэкспортеров нефти (а других спецэкспортеров? — Авт.) недостаточны. Нельзя спорить с тем, что нужен механизм контроля за доходами и крупными расходами должностных лиц. Вопрос в том, кто будет осуществлять контроль и не вступит ли он с должностными лицами в сговор? В правоохранительной системе и судах работают разные люди. Кто будет контролировать их? Это должно получить отражение в Кодексе государственной службы.

В качестве основных мер воздействия государства на экономику в Послании предполагается нормативно-правовое регулирование и контроль, т.е. юридическое оформление рыночного хаоса с требованием признания земли объектом экономического оборота. Предлагается создать три вида исполнительной власти: министерство отвечает за стратегию и эффективное проведение экономической политики; федеральная служба отвечает за взимание налогов, ведение государственной статистики; федеральный надзор — за контроль. Такое разделение функций непонятно.

КОММЕНТАРИЙ. Без государственной статистики нет экономической политики, поэтому ее следует оставить в распоряжении Кабинета министров. Федеральная служба вообще не нужна, поскольку за взимание налогов может отвечать федеральный надзор. Нужна ли Администрация Президента ? Наверно, здесь нужно исходить из того, что нужна экономия ресурсов и не следует органам власти друг друга дублировать.
 
Инвестиционная политика

Задачи: поддержка технологической базы экономического роста, отечественных производителей, обновление производственной инфраструктуры для экономического роста, снижение доходности на рынке государственных ценных бумаг, привлечение иностранных производственных инвестиций.

Принципы: нельзя идти против рынка и навязывать вместо иностранных технологий наши отечественные, мобилизовать все источники инвестиций, провести земельную реформу и подготовить Правительству законы, регулирующие земельные отношения.

Поддержка отечественных производителей и технологической базы экономического роста ограничивается в Послании декларациями типа “нельзя идти против рынка”.

Под источниками инвестиций называются: рублевые сбережения населения (это неправильно, так как они являются отложенным потребительским, а не инвестиционным спросом. — Авт.), средства предприятий (их нет, но есть кризис неплатежей.Авт.), экспорт (выручка от него практически реализуется на текущие цели. — Авт.), иностранные инвестиции (их ждать не приходится и поэтому в Послании надеются простимулировать их продажей земли. — Авт.), бюджет (долевое участие, поскольку догма рынка не позволяет авторам предусмотреть участие полное. — Авт.), сбережения населения в иностранной валюте, банковские кредиты предприятиям (заинтересованных в этом банков — нет. — Авт.), внешние заимствования, продажа дебиторской задолженности (кто ее купит? — Авт.), ресурсы банков для ипотечного кредитования с необходимостью проведения земельной реформы.

Среди прочих источников называются: использование собственности России за рубежом в качестве залога под привлечение финансовых ресурсов и проведение операций с высвобождаемым военным имуществом (военная реформа?).

Фразы типа “нужно использовать налоговую систему для стимулирования инвестиций” должны подкрепляться концепцией бюджета.

Таким образом, опять все надежды в Послании сводятся на иностранные инвестиции, сбережения населения в иностранной валюте и ипотечное кредитование под продажу земли. Президент ждет от Правительства формулировки законов, регулирующих земельные отношения.

Президент правильно заключает: “...нужна инвестиционная политика. Мы больше не можем мириться с ее отсутствием” (стр. 31).

КОММЕНТАРИЙ. По-видимому, Правительству не следует прикрывать ее отсутствие согласованием политических позиций партий и движений по этому вопросу. Правительство должно заниматься эффективной экономикой, а партии — обеспечивать развитие демократии по контролю за распределением доходов в обществе.
 
Политика на рынке труда

Задачи: увеличение уровня занятости и смягчение последствий высвобождения рабочей силы.

Принципы: повышение стимулов поиска работы безработными, включение в обоснование политики на рынке труда механизма переговоров между профсоюзами и работодателями без вмешательства государства.

КОММЕНТАРИЙ. Политика на рынке труда сформулирована на языке “чистой либеральной экономики”, господствовавшем в Англии в 30-х годах XIX в. Известно, что уход государства от регулирования рынка труда, ведет к тяжелым социальным последствиям. Экстремизм здесь опасен.

  Политика доходов

Задачи: увеличение доходов населения для оживления потребительского рынка

Принципы: нужно добиться опережающего роста заработной платы бюджетников над темпами инфляции, но государство не может при этом прямо воздействовать на доходы.

КОММЕНТАРИЙ. Если нет роста производительности труда, то нет и роста производства. Поэтому увеличение доходов населения при отсутствии роста производительности труда с целью оживления потребительского рынка будет означать раскручивание инфляции и снижение при этом реальных доходов большинства населения. При этом в первую очередь проиграют бюджетники, поскольку без прямого участия государства, предвосхищающего рост цен на потребительском рынке, и индексирующего их заработную плату, бремя потерь от инфляции ляжет на них. Будет продолжаться сегодняшняя политика доходов, стимулирующая инфляцию, а не рост производительности труда.
 
Социальная политика

Задачи: улучшить обслуживание граждан в сфере социальных услуг.

Принципы: развивать конкуренцию между службами, чтобы убрать локальных монополистов.

КОММЕНТАРИЙ. Реформа жилищно-коммунального хозяйства. До сих пор нет четко сформулированных целей этой реформы и принципов ее реализации. Так как на стр. 11 говорится о об отсутствии здесь баланса между субъектами РФ и Правительством, то это означает признание отсутствия концепции реформы самим Правительством.

Реформы здравоохранения, пенсионная реформа и реформа российской науки. В Послании нет формулировки целей реформирования, принципов их реализации и механизмов. Вместо этого в Послании говорится о негативных результатах реформирования и необходимости развития страховой медицины, возвращения науки к устойчивому развитию и т.д.

Реформы ради реформ, без четкой формулировки их целей и принципов нужно прекратить, иначе, как и говорится в Послании, деградация всего и вся приобретает хронический характер. Однако, учитывая спад производства и рост государственного долга, Правительство, следуя рекомендациям Всемирного банка по восстановлению бездефицитного бюджета, проводит социальные реформы для того, чтобы переложить бремя расходов по продолжению хаоса в экономике на граждан. Поэтому оно призывает к развитию меценатства и разгосударствления социальной сферы (стр. 60).
 
Политика ценообразования
Цена на потребительском рынке

Задачи: избежать инфляции, но развивать целевое кредитование граждан, потребительский кредит.

Принципы: опережение заработной платы бюджетников.

КОММЕНТАРИЙ. Известно, что осуществляемое в западных странах кредитование имеет своей целью стимулировать рост платежеспособного спроса, который, в свою очередь, будет стимулировать развитие производства. Однако известно, что эти меры, временно отодвигая кризис перепроизводства, увеличивают его масштабы в будущем. В нашей стране, учитывая открытость экономики, эти меры будут способствовать оживлению производства в западных странах и росту внешнего долга России.
 
Цены в отношениях между производителями:

Задачи: снижение тарифов на электрическую энергию и цен на природный газ для промышленности, снижение тарифов на грузовые перевозки, сокращение взаимных неплатежей предприятий, проведение инвентаризации затрат.

Принципы: строгий контроль за ценами и тарифами естественных монополий.

КОММЕНТАРИЙ. По-видимому, цель снижения цен и тарифов естественных монополий состоит в преодолении инфляции издержек. Учитывая, что эта проблема тесно связана с проблемой ликвидации кризиса неплатежей и, как декларативно заявлено в документе, с необходимостью создания такой системы государственного регулирования, “чтобы они (производители. — Авт.) сами были кровно заинтересованы в снижении издержек, сокращении неэффективных расходов” (стр. 11), нужно четко сформулировать критерий эффективности и принципы ценообразования для всех производителей. В каких ценах будет проведена инвентаризация затрат? То, что авторами Послания не выработаны принципы ценообразования, свидетельствует их фраза о том, что цены у монополистов нужно снижать, но не во вред инвестициям. А как снижать?
 
Финансовая политика

Задачи: в 1999 г. дефицит и долги федерального бюджета должны быть равны нулю; трудности, связанные со сбором налогов, преодолены; от спекулятивных иностранных инвестиций нужно отказаться и жить по средствам; использовать налоговую систему для стимулирования производственных инвестиций; снизить налоговое бремя с 2000 г.

Принципы: исполнение бюджета осуществлять через систему органов федерального казначейства, организовать закупки для государственных нужд на конкурсной основе и покрывать расходы вместо гарантий и зачетов “живыми деньгами”, реструктуризовать задолженность в бюджеты всех уровней, разработать программу экономии государственных расходов и эффективного управления внешним долгом, завершить согласованную с МВФ программу кредитования.

КОММЕНТАРИЙ. Прежде всего авторам Послания следовало бы сформулировать научную концепцию бюджета: принципы определения расходов и доходов, а уже потом доказывать преимущества технологии исполнения бюджета через федеральное казначейство. Конкурс при размещении заказов нужен, но что является критерием для их предоставления? Что понимается под “живыми деньгами”? Этот “обывательский” термин не используется в экономической науке и потому нуждается в уточнении.

Как авторы Послания собираются отказаться от спекулятивных иностранных инвестиций? В Послании на стр. 11 есть фраза без пояснений: “В стране сформирован фондовый рынок, встроенный в мировую систему”. Желательно было бы пояснение того, как фондовый рынок может быть использован для реализации стратегии подъема. Может, авторы предполагают ввести контроль за движением капиталов?

Чтобы достичь нулевой дефицит и рассчитаться с долгами, в Послании предлагается разработать программу экономии. Судя по предложениям в области социальной политики, они идентичны предложениям Всемирного банка — переложить расходы по продолжению курса реформ на слабые социальные слои.

В Послании не сформулирован критерий эффективности управления внешним долгом и принципы продолжения сотрудничества с Мировым банком и с МВФ.

КОММЕНТАРИЙ. Нужна концепция налогового кодекса и бюджета, нацеленных на рост подъема благосостояния граждан.
 
Денежно-кредитная политика

Задачи: избежать девальвации рубля, увеличить долю “живых денег” в платежах, получаемых РАО “ЕЭС России”, Газпромом, МПС; обеспечить доминирование “длинных” денег, а не “коротких”.

Принципы: не прибегать, как другие, к многомиллиардным заимствованиям, оплату продукции предприятий производить “живыми деньгами”.

Здесь бы хотелось уточнений. Что понимается под обывательским термином “живые деньги”, кто это другие и к каким заимствованиям мы еще должны прибегать, чтобы поддержать готовый в любой момент упасть рубль ?

Для доминанты “длинных” денег в Послании предлагается развивать конкурентную среду из страховых компаний, пенсионных фондов и т.д., а Правительству провести ревизию выполнения инвестиционных обязательств банков с возвращением предприятий государству не для обеспечения подъема экономики, а для последующей продажи, если обязательства банков не выполняются.

КОММЕНТАРИЙ. Понятно, что при дальнейшем хаотическом формировании финансово-кредитных институтов, поставленные в Послании задачи — выход на стратегию подъема, преодоление разрыва между фондовым рынком и реальным производством; определение эффективности планируемых инвестиций, невыполнимы. Действительно, хаос под названием “рыночная” экономика будет продолжаться “и другой она не будет”.
 
Региональная политика

Задачи: подтягивание более слабых регионов, укрепление федерализма (как? — Авт.).

Принципы: дифференцированная экономическая политика.
 
Внешнеэкономическая политика

Задачи: развитие экономической интеграции с СНГ, но не в ущерб национальным интересам России, вступление в ГАТТ.

Принципы: снятие необоснованных экспортных ограничений со стороны Евросоюза, научиться цивилизованно применять антидемпинговые процедуры и не допускать вытеснения российских товаров импортными.

Следует заметить, что противопоставление национальных интересов России развитию экономической интеграции с СНГ требует в Послании пояснения. Что понимается под национальными интересами России, под экономической интеграцией с СНГ и какова внешнеэкономическая стратегия?

Поскольку этого в Послании нет, то нет и принципов строительства внешнеэкономической и валютной политики не только по отношению к странам СНГ, но и к другим странам.
 
Военная реформа

Задачи: сократить Вооруженные Силы на 200 тыс. чел. и продолжить организационные преобразования по рациональному использованию ресурсов, выделяемых на обеспечение обороны и безопасности страны, решить задачу с жильем, восстановить дисциплину и высокий престиж.

Принципы: объединение в единый комплекс войск, вывод невоенных предприятий (торговых, сельскохозяйственных, военно-строительных и др.) из Вооруженных Сил, что даст возможность решить социальные проблемы с жильем, урегулировать взаимную задолженность бюджета, сформировать новый оборонно-промышленный комплекс.

КОММЕНТАРИЙ. Из того, что сформулировано в Послании, ясно, что у Правительства отсутствует концепция реформирования Вооруженных Сил. Пора уходить от “застойного” принципа оргструктурных преобразований ради преобразований без четкой стратегии реформирования. В противном случае, в обмен на внешние заимствования для продолжения хаоса в экономике, Правительство будет вынуждено не только продавать землю, но и ухудшать состояние безопасности государства.
 
Демократия

Хорошее впечатление производит ЗАКЛЮЧЕНИЕ Послания Президента. В нем сказано, что России нужна экономика, обеспечивающая ей эффективное и устойчивое развитие, и максимальное высвобождение энергии людей для ее направления в наиболее перспективное русло. Центром внимания должна быть не финансовая стабилизация, а ЧЕЛОВЕК. Не должно быть идеологического диктата. “Только люди большого духовного подъема в состоянии обеспечить подъем страны” (стр. 64).

КОММЕНТАРИЙ. Нам представляется, что Президенту страны достаточно служить гарантом развития демократии, ограничивая свое выступление подобным заключением. Экономику нужно оставить Кабинету министров и с них спрашивать, а не брать ответственность на себя.

 

ЭКСПЕРТИЗА
Постановления Правительства РФ
“Об итогах социально-экономического развития РФ в 1997 г.
и задачах на 1998 г.”

Об итогах
 
1. В Постановлении отмечается увеличение реального объема ВВП, устойчивый рост промышленного производства и позитивное изменение его структуры (с точки зрения какого критерия? — Авт.) при сокращении объемов инвестиций на 5%.

КОММЕНТАРИЙ. Так как ВВП состоит из производства товаров, производства услуг и чистых налогов на продукты и импорт, то следовало бы подробней раскрыть динамику производства товаров. Из отчета Правительства за первое полугодие 1997 г. известно, что по производству товаров продолжился значительный спад. Известно, что в состав промышленного производства включается большая доля промежуточного продукта. Для исключения повторного счета анализ динамики промышленного производства следует проводить на базе методики расчета конечной продукции промышленной продукции.

Известно, что рост конечного продукта прямо зависит от объема производственных инвестиций. Учитывая, что объем инвестиций в 1997 г. уменьшился на 5%, можно уверенно сказать, что спад производства конечного продукта, т.е. продукта, предназначенного для удовлетворения непроизводственных потребностей общества и для осуществления производственных инвестиций, продолжился. “Успех” реформ можно отнести на повторный счет и рост затрат на содержание финансово-кредитной сферы и чиновников.
 
2. Как успех в Постановлении отмечается достижение сокращения темпов инфляции. Но оно “перекрывается” увеличением ставки рефинансирования и замедлением тем самым “переориентации инвестиций в реальный сектор” (стр. 2).

КОММЕНТАРИЙ. Учитывая продолжающийся рост государственного долга России, в т.ч. внешней задолженности на фоне продолжающегося спада инвестиционной активности, ни о какой стабильности денежно-кредитной системы говорить нельзя.

Причинами развития организованной преступности, коррупции и криминализации, о которых говорит Правительство, является законодательный хаос, ввиду отсутствия у него четких представлений о стратегии социально-экономических преобразований.
 
Об экономической стратегии

Постановление Правительства, как это заявлено на стр. 2, служит формированию условий для перехода от стратегии преодоления кризиса к стратегии подъема, сформулированной в Послании Президента РФ.

КОММЕНТАРИЙ. Высокий уровень ставки рефинансирования на фоне продолжающегося спада инвестиционной активности и роста внешней задолженности России свидетельствует, что у Правительства нет стратегии преодоления кризиса. Анализ Послания Президента выявил, что у Правительства нет и стратегии подъема. Об этом заявляет и сам Президент “ ...нужна инвестиционная политика. Мы больше не можем мириться с ее отсутствием” (Послание, стр. 31). Без инвестиционной политики преодолеть кризис и выйти на стратегию подъема невозможно.
 
2. Прежде чем представлять к обсуждению общественности Постановление, в котором хаотично определен перечень задач и рекомендаций перехода к неизвестно чему, Правительству следовало сформулировать критерий эффективного развития экономики, четко выявить причины продолжающегося кризиса, определить задачи по их преодолению и согласованные принципы их решения в разрезе всех разделов экономической политики:

- институциональная политика;
- структурно-инвестиционная политика;
- политика ценообразования;
- политика доходов;
- социальная политика;
- финансовая политика;
- денежно-кредитная политика;
- внешнеэкономическая политика;
- валютная политика.

В частности, Правительство должно ответить на вопросы, поставленные Президентом в Послании (стр. 33): как преодолеть разрыв между фондовым рынком и реальным производством, ставшим источником личного обогащения, и как инвестор может достоверно оценить эффективность планируемых инвестиций.

Без представления Правительством концепции стратегии подъема не может быть серьезного обсуждения его Постановления о задачах на 1998 г., Программы “Структурная перестройка и экономический рост в 1997—2000 годах” и декларативного документа “Двенадцать дел Правительства России на 1998 г. в области экономической и социальной политики”, именуемого им как Комплексный план.
 
О возложении персональной ответственности

В пунктах 2—28 Правительство расширяет функции органов управления.

КОММЕНТАРИЙ. На наш взгляд, эти пункты выносить на обсуждение преждевременно. Правительству следует прежде всего сформулировать принципы стратегии подъема и, в частности, решения задач, сформулированных в пункте 1 Постановления.

Президент РФ является гарантом развития демократии и не нужно обязывать его выступать с Посланием, в котором большая часть посвящена экономике, о которой должен говорить премьер-министр. На Премьер-министра РФ должна быть возложена ответственность за обоснование и реализацию стратегии подъема с четким изложением ее целей и согласованных принципов реализации в разрезе всех разделов экономической политики.

На министра экономики следует возложить “перевод” концепции стратегии подъема на “язык” системы согласованных показателей экономического и социального развития, позволяющих реализовать Правительству эффективные решения. Министерство финансов детализирует план федерального бюджета, являющегося составной частью ком-плексного плана реализации стратегии подъема и т.д.

Без обоснования премьер-министром концепции стратегии подъема невозможно правильно определить структуру организации управления экономикой и функции ее подразделений.
 
О Комплексном плане

КОММЕНТАРИЙ. 1. Схема представления Комплексного плана Правительством является, на наш взгляд, неправильной. Вместо четкой формулировки причин, порождающих негативные тенденции развития экономики, вытекающих из этого задач и согласованной системы принципов их решения в разрезе разделов экономической политики, имеет место смешение содержания проблем и задач (целей на 1998 г.) без всяких принципов их решения. Бессодержательный (т.е. без формулировки идей, позволяющих реализовать цели) перечень документов, представленный Правительством в Комплексном плане, еще раз свидетельствует об отсутствии у Правительства концепции стратегии подъема, как, впрочем, и концепций всех его реформ.

2. Так как у Правительства нет опыта в четком изложении задач и принципов их решения в разрезе разделов экономической политики, то в разных разделах Комплексного плана можно найти такие неразрывно связанные цели, как 1.5. “Последовательное сокращение бюджетного дефицита”, 1.6. “Введение в действие бюджетного кодекса” и цель 2.11. “Принятие Налогового кодекса”.

3. Отсутствие у Правительства стратегии подъема и представлений об источниках инвестиций вынуждает его “пускаться” в политический торг по проведению земельной реформы для продажи земли в обмен на иностранные инвестиции. Все это позволяет сделать вывод, что стратегией Правительства остается продолжение курса приватизации государственной собственности России в интересах укрепления международного финансового капитала и ухудшения государственной безопасности России.




   TopList         




[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]