Внешняя политика
Обозреватель - Observer

 

По страницам зарубежной прессы


Президентские выборы в России
(дискуссии в США)
 
С.Т.ШАКЛЕИНА,
кандидат исторических наук


Умеренный подход

Официальное руководство Вашингтона заняло особую умеренную позицию, объявив о том, что оно не будет поддерживать конкретные кандидатуры и партии. В заявлениях президента США, госсекретаря и министра обороны был сделан акцент на том, что США будут поддерживать любое правительство, готовое продолжать демократические преобразования в России. Не только в Белом доме, но и многими известными политологами отмечается, что заинтересованность США и Запада состоит в том, чтобы Россия оставалась стабильной страной и двигалась по пути демократического преобразования, даже если темпы и формы не всегда совпадают с представлениями и желанием Запада.

Однако администрация Клинтона, объявив о невмешательстве в предвыборную борьбу в России, тем не менее не скрывает своей обеспокоенности по поводу возможного исхода президентских выборов и перспектив переизбрания Б. Ельцина. Это в значительной степени объясняется тем, что в США усиливается критика в адрес администрации Клинтона по поводу ее политики в отношении России, высказываются обвинения в том, что США продолжают поддерживать президента Ельцина и его курс несмотря на то, что изменения в политике российского руководства в 1994-1996 гг. оставляют мало надежд наг продолжение курса по созданию рыночной экономики и построению демократического общества.

Президент Б.Клинтон и члены его администрации продолжают отстаивать свою позицию и отмечают, что Россия по-прежнему остается демократическим государством, отдельные "уступки" президента оппозиции носят временный характер, и после выборов произойдет возврат на путь реформ.

Представитель госдепартамента Н.Бернс в своих возражениях критикам позиции администрации Клинтона заявил: "Ельцин - реформатор. Доказательство тому - его деятельность с 1990 г." Госсекретарь США У.Кристофер признает неопределенность и сложность политической ситуации в России, однако не считает негативизм и отказ от сотрудничества с российским руководством разумным шагом. "У меня нет возможности просто составить список наших разногласий с Россией и удалиться, - заявил он. - Моя задача состоит в том, чтобы определить сферы сотрудничества и разработать политику по преодолению существующих разногласий".

Госсекретарь обратил внимание на то, что если вообразить самое худшее в развитии внутриполитической ситуации в России и в качестве реакции принять крайние меры, то это может лишь подхлестнуть нежелательное развитие событий и сыграть на руку противникам реформ в России.

Отдельные политологи считают, что не следует воспринимать "маневры" президента Ельцина перед выборами как нечто фатальное для будущего развития страны.

Согласно одной из оценок, президент стремится создать базу, на которую он мог бы опереться во время выборов, из числа формирующейся российской элиты, которая уже контролирует страну экономически и все более решительно заявляет о себе политически. Делается ссылка на результаты проводившихся опросов, согласно которым 75% из них - выходцы из бывшей советской номенклатуры и верхнего эшелона управленческого аппарата, разбогатевшие на приватизации.

Хотя, по мнению американских экспертов, этих людей нельзя назвать "искренними сторонниками демократии и рыночной экономики", они не хотят возврата к старому и готовы защищать свои интересы собственников. Эти "красные капиталисты", как их определяют американские аналитики, "чувствуют себя более уютно в псевдодемократической, меркантилистской олигархической республике, которая защитила бы их интересы как у себя в стране, так и от международной конкуренции". После того, считают они, как Б.Ельцин отошел от либеральных реформаторов, эти новые капиталисты готовы поддержать его.

Согласно прогнозам умеренных аналитиков, при поддержке новой российской деловой элиты у Б.Ельцина есть шансы обойти своих конкурентов на выборах. Позиции президента, по их мнению, усиливаются также тем фактом, что население России высказывается в пользу сильного харизматического лидера, способного обуздать преступность в стране и укрепить статус государства в мировом сообществе.

Эксперт из научно-исследовательского центра "Потомак фаундейшн" Пол Гобл, весьма часто резко критикующий политику российского руководства, тем не менее считает ошибкой для США выступать против переизбрания Б.Ельцина. "Если мы действительно считаем Россию демократической страной, - говорит Пол Гобл, - как это постоянно заявляет администрация Б.Клинтона, мы должны будем согласиться с вердиктом избирателей. В случае победы Б.Ельцина США должны будут работать с ним, хотя сейчас трудно предсказать, каким президент будет через год".

По мнению П.Гобла, "пора перестать обниматься с политическими деятелями, словно у стран есть чувства, а не интересы. С 1985 г. сначала в отношениях с М.Горбачевым, а затем с Б.Ельциным США отождествляли себя с тем или иным лидером, а не с процессом", что представляется ему ошибочной стратегией.

Негативные оценки

Значительная часть представителей ведущих научно-исследовательских центров США и политиков высказывают опасения по поводу того, что, хотя происходящие в России события, возможно, будут иметь стабилизирующее значение для внутриполитической ситуации и укрепления позиций Б.Ельцина, для Запада последствия могут быть совсем иными. Обращается внимание на изменение внешнеполитической риторики и действий России, рост критики в адрес Запада и его политики.

Пессимизм во взглядах на события в России стал заметен уже в конце 1994 г., когда к консервативным критикам реформ в России присоединились и либеральные ученые, неудовлетворенные внутриполитической ситуацией, направленностью и характером преобразований. В настоящий момент либеральная критика идет в русле с критикой политики администрации Б.Клинтона в целом и по отношению к России в частности, с которой выступают представители республиканской партии.

Что же не устраивает отдельных либеральных критиков? Согласно их ожиданиям, реформы должны были обеспечить не только переход к рыночной экономике, демократизацию общества, но и кардинальные изменения государственного устройства России и ее политики. Их главная обеспокоенность состоит не в том, что реформы идут медленно. Не устраивает их направленность и содержание; тенденция к укреплению центральной власти. Федерации с сильным Центром, что потребует привести в соответствие права и обязанности республик и других субъектов федерации.

Не последнюю роль сыграл и тот факт, что Россия стала занимать более твердую позицию по ряду международных вопросов, к которым можно отнести:

  • конфликт в Боснии;
  • вопрос о расширении НАТО и связанных с ним вопросов о договоре СТАРТ-2 и Договоре по обычным видам вооружений;
  • политику в отношениях со странами СНГ;
  • продолжение миротворческой деятельности в Грузии и Таджикистане;

    o широкую дискуссию в российской печати о необходимости остановить процесс развала Вооруженных Сил страны, начать восстановление ее оборонного потенциала, модернизацию вооружений;

  • активные выступления членов Госдумы по поводу пересмотра Россией своей внешней политики и некоторых международных договоров в связи с изменением расстановки сил в Европе и в мире.

В этой связи ряд специалистов по России, в прошлом выступавших с поддержкой пророс-сийской американской политики, высказывают мысль о том, что помощь России используется не по назначению, что возможно сворачивание реформ, наращивание военного потенциала, возрастание угрозы европейским странам.

Не мало аналитиков убеждены, что действия российского руководства и Президента в конце 1995-начале 1996 г. нельзя объяснять только предвыборной ситуацией в стране, что они, напротив, отражают окончательную "реставрацию тоталитарного империализма". Вывод, к которому приходят многие консервативные эксперты по России, сводится к тому, что последние события показывают, что "новая Россия более напоминает старую царскую экспансионистскую Россию, остается огромной, потенциально очень богатой и необычайно могущественной страной, развивающейся по своим собственным внутренним законам. Западу остается лишь научиться предсказывать ход этого развития и подталкивать Россию к следованию в наиболее приемлемом направлении, когда это возможно... Перед лицом грубой и пренебрежительной России Ельцина Запад может лишь принимать к сведению происходящее и осмысливать тот факт, что эту страну невозможно переделать по западному образцу. Запад должен пересмотреть свое отношение к России".

Известный политолог Ч.Гати указывает на парадокс в развитии современной России: страна не может идти по пути прогресса без осуществления реформ, однако эти преобразования настолько тяжелы для общества, что их успешное проведение становится возможным только при наличии твердой и далеко не демократической власти. Он отмечает, что, несмотря на признание необходимости реформ, наблюдается отступление: радикалы уступили минималистам, либерализм сменился эгалитаризмом, требование свободы уступило место требованиям навести порядок. Известный эксперт считает, что в России "складывается полуавторитарное государство с чертами царской России и демократии по образцу стран третьего мира. По его мнению, единственным утешением для Запада является то, что новое государство не будет тоталитарным.

Характеризуя политическую ситуацию в России, многие аналитики не скрывают того, что "ничего, кроме разочарования, не может последовать от попыток делать ставку на одного из участников российских выборов, на исход которых Запад не может повлиять. И дело не в том, что Б.Ельцин более не является символом радикальных перемен и ценностей цивилизации, каким он был в дни своего расцвета в 1989-1992 гг. Проблема в том, чтобы определить, с какой Россией Запад может сосуществовать".

Укатывается, что основной интерес США и стран Запада прежде всего заключается в том, чтобы:

  • Россия действовала на международной арене как ответственная держава,
  • соблюдала бы договоры по контролю над вооружениями,
  • не угрожала бы своим соседям,
  • помогала бы, а не мешала Западу там, где они имеют общие интересы, как это случилось в бывшей Югославии.

Для этого необходимо, чтобы в России продолжались рыночные экономические реформы и демократические ценности стали бы основой внутренней политики.

Высказывается тревога, что, хотя будет невероятно трудно повернуть реформы вспять, разграничительная линия между Б.Ельциным и оппозицией становится все более неопределенной.

Негативную оценку перспективам президентских выборов в России дал Питер Рэддауэи, профессор Университета Джорджа Вашингтона. После выборов, считает он, не исключено, что демократическому эксперименту придет конец.

Учитывая политическую ситуацию в России, заявляет П.Рэддауэй, Запад должен пересмотреть свою стратегию по отношению к России. Он предлагает следующее:

  • перестать становиться на чью-либо сторону во внутриполитической борьбе в России. Поддерживая Б.Ельцина, Запад уже давно поддерживает развитие антизападных настроений;
  • всерьез начать готовиться к тому, что США придется иметь дело с Россией, где доминирующую роль будут играть коммунисты и националисты;
  • попытки под руководством МВФ добиться макроэкономической стабилизации ничего не дали. Приостановить предоставление кредитов;
  • Запад должен перестать смягчать свою критику войны в Чечне, которая подорвала демократию в России;
  • Российское государство в силу своей слабости не сможет побороть преступность и коррупцию в Правительстве в течение долгого времени. Западу следует пересмотреть свою политику в отношении России.

Пессимизм в оценке ситуации в России звучит и в статье профессора университета штата Мичиган В.Шляппентоха. Он считает, что при оценке настоящего и будущего развития Российского государства не следует исходить только из того, кто будет у власти. Согласно его теории, даже если к власти придут либеральные силы,

им не удастся решительно и быстро обуздать коррупцию в бюрократическом аппарате, побороть преступность, повысить интерес российских граждан к общественным проблемам.

В.Шляппентох, чья статья посвящена обсуждению проблем приватизации и роста беззакония в общественной и политической жизни России, предлагает не обольщаться концепцией о том, что Россия находится в стадии переходного периода. По его мнению, в ближайшем будущем она будет "страной с загнивающей экономикой, чрезвычайно высокой поляризацией общества, постоянными политическими кризисами. Более стабильные периоды в ее развитии будут перемежаться с кризисами, и это не пройдет бесследно для международного сообщества. Запад лишь может надеяться, что российский народ вступит в новую стадию своей многострадальной истории и закончит строительство демократического общества, начатое в 1989-1991 гг.".

Шансы кандидатов

Несмотря на то, что критика в адрес российского Правительства в американском политическом и академическом сообществе усиливается, шансы на переизбрание у Б.Ельцина оцениваются большинством как самые высокие по сравнению с остальными кандидатами.

Тот факт, что в Государственной Думе большинство получили фракции КПРФ и ЛДПР, не вызвал большого оптимизма в США. Правда, раздаются голоса, призывающие к более взвешенной оценке возможностей представителей оппозиционных партий.

Шансы В.Жириновского оцениваются как невысокие, хотя существование многочисленной фракции ЛДПР в Госдуме, возможные маневры ее лидера в ходе предвыборной кампании вызывают беспокойство на Западе.

Отсутствие реальных предпосылок на победу отмечается также у А.Лебедя и Г.Явлинского, хотя последний представляется для Запада наиболее приемлемой кандидатурой, оценивается как лидер, действительно приверженный реформам.

Многие американские эксперты убеждены, что президентские выборы будут проходить в два тура, так как первый тур не даст необходимого большинства ни одному из кандидатов. По мнению М.Голдмана, ассоциированного директора Центра русских исследований при Гарвардском университете, в то время как Президент России Б.Ельцин ведет сражение с целью стать одним из двух ведущих кандидатов, которые будут бороться в ходе второго тура президентских выборов, лидер движения "Яблоко" Г.Явлинский предпримет все возможное, чтобы не допустить такого развития событий. Он убежден, что "Явлинский полон решимости сделать все, что в его силах, чтобы помешать Ельцину победить на выборах".

В то же время М.Голдман сомневается, что "внутренняя политика Явлинского или генерала Лебедя будет существенно отличаться от той, которую проводит нынешний президент". Он напоминает, что американские официальные лица, которые следили за карьерой Явлинского с 1991 г., когда он был введен в Политический консультативный комитет при Президенте СССР М.Горбачеве, до сих пор не знают, как к нему относиться. "Он умный человек, но за какую программу он выступает?" - задается вопросом один аналитик в администрации США.

Лидер коммунистов Г.Зюганов получает довольно сдержанные характеристики.

Одни эксперты считают, что шансы Б.Ельцина и Г.Зюганова на выборах в июне одинаковы. К такому мнению пришли кремленологи из ведущих академических институтов, военных учебных заведений и аналитического отдела министерства обороны США во время ситуационной игры "Что ожидает Россию в 1996 г.", которая проводилась Центром стратегических и международных исследований (Вашингтон). В реальный список претендентов они также включили генерала А.Лебедя.

Мнения экспертов разделились поровну в вопросе о том, будут ли выборы честными и свободными.

Значительная часть экспертов по России отмечают, что Г.Зюганову нельзя отказать в уме, выдержке, умении балансировать между различными партийными группами и электоратом. Ему удается держать россиян и Запад в неведении относительно "глубины его консерватизма", когда он успокаивает иностранных инвесторов и одновременно делает антизападные консервативные заявления перед своими избирателями.

Такая тактика Г.Зюганова, по мнению многих аналитиков, диктуется реальным положением вещей в России:

  • с одной стороны, его электорат - люди, тяготеющие к прошлому, живущие в угольных бассейнах, сельскохозяйственных районах, бедных регионах, экономически зависящих от Центра;
  • с другой - реальность, при которой Россия находится в серьезной экономической зависимости от Запада, когда ее геополитические возможности ограничены и "нет возможностей для проведения утопического курса".

Г.Зюганов понимает это, и в случае его избрания ему придется считаться с суровой реальностью.

Одним из главных недостатков Г.Зюганова как политического лидера американские аналитики называют отсутствие харизматических черт, убедительности в его действиях, качеств лидера, готового идти до конца.

Одной из причин недоверия к КПРФ и ее кандидату на Западе, считает профессор Университета Джонса Гопкинса М.Манделбаум, является тот факт, что не всегда понятно, за что выступает постсоветская Коммунистическая партия России. Он отмечает, что Г.Зюганов назвал своим политическим идеалом Вилли Брандта, покойного канцлера Германии от социал-демократической партии. Но он также выступает за ревизию экономической политики, проводившейся в течение последних пяти лет. Будет ли он это делать в качестве президента и сможет ли он это сделать, если попытается, - вот вопросы исключительной важности - и не только для России.

М.Манделбаум указывает и на прошлые заявления Г.Зюганова и положения программы КПРФ о том, что в случае прихода к власти они попытаются восстановить Советский Союз. Хотя Г.3юганов неоднократно давал разъяснения по этому вопросу, на Западе по-прежнему присутствует боязнь и не совсем четкое понимание того, что декларируется не только лидером коммунистов, но и представителями других партий. М.Манделбаум высказывает опасения, что "серьезные усилия в этом направлении могут привести в худшем случае к крупной войне в Евразии, а в лучшем - к возобновлению конфликта с Западом, который в прошлом назывался "холодной войной".

Растущее политическое влияние лидера коммунистов Г.Зюганова привлекает внимание лидеров разных стран, которые опасаются нового похолодания в отношениях между Востоком и Западом, если он победит на предстоящих президентских выборах. Всепоглощающий интерес к намерениям Зюганова, который продемонстрировала мировая корпоративная и бюрократическая элита на ежегодной сессии Всемирного экономического форума, отражает общее мнение относительно того, что от предстоящих выборов зависит нечто большее, чем судьба трудного перехода России к демократии и рыночной экономике. Многие участники форума расценивают предстоящие выборы как критически важное испытание, в результате которого будет определен вопрос о том, возможна ли мирная передача власти в стране. Кроме того, эти выборы станут предвестником того, какими сложатся в будущем отношения России со странами Запада.

Не секрет, что в США не хотели бы видеть на посту президента лидера коммунистов, однако, заявляя о своей приверженности идеям свободы и демократии, американские лидеры и эксперты вынуждены признать, что главное - это проведение свободных демократических выборов в России. Высказывается мнение, что не следует преувеличивать негативные последствия прихода к власти коммунистов, лидера, враждебно настроенного по отношению к США и Западу. В отдельных публикациях отмечается, что он вынужден будет в определенной степени подчиняться правилам игры, диктуемым нормами демократии, и с ним можно будет гораздо легче решать возникающие проблемы, нежели с главой государства, который захватил бы власть незаконно. Ряд экспертов высказывают пожелание, чтобы администрация США вполне недвусмысленно выразила свое предупреждение тем силам в России, которые вынашивают антидемократические планы, и всячески поддержала тенденцию к завершению предвыборной кампании и проведение свободных выборов.

Выборы в США и в России

Анализируя события 1996 г., многие американские ученые характеризуют его как очень знаменательный для США и России, для международного сообщества в целом. В этом году президентские выборы пройдут и в Соединенных Штатах, и в России, и от их результатов, считают американские политологи, зависят судьбы обоих государств.

В статье, опубликованной в еженедельнике "Экономист", отмечается, что в течение грядущих 15-20 лет мировое развитие будет определяться четырьмя важнейшими событиями:

  • выборами в США, которые покажут, будет ли Америка мировым лидером или рядовым участником;
  • выборами в России, которые определят ее будущую роль в мировом сообществе;
  • решением вопроса о том, станет ли Европейский союз реальным политическим союзом его членов;
  • выбором, который сделает Китай в эпоху после смерти Дэн Сяопина.

И в Америке, и в России реальными кандидатами на выборах будут только по две кандидатуры. В США это Б.Клинтон и Б.Доул, в России - Б.Ельцин и Г.Зюганов. По мнению экспертов, первоначально избранный президентом Б.Клинтоном курс либерального интернационализма с опорой на ООН не увенчался успехом и нанес ущерб престижу США, однако верные действия администрации на Гаити и в Боснии с привлечением НАТО значительно повысили его рейтинг. Несмотря на то, что нынешний президент США по-прежнему далек от четкого понимания того, какой должна быть роль США в современном мире, считают его критики, ему будет достаточно в случае переизбрания придерживаться начатого в 1995 г. сильного внешнеполитического курса.

Что касается оппонента президента Клинтона Б.Доула, то он причисляется к рангу политиков, которые четко знают, какова роль Америки в мире. Некоторые называют Б.Доула "Эйзенхауэром конца двадцатого века". Несмотря на то, что он не так молод, как Б.Клинтон, и не так открыт к новым идеям (таким, например, как превращение НАТО в более широкое политическое и экономическое Атлантическое сообщество), но он наверняка не будет простым импровизатором в политике, что очень важно. Став президентом, Б.Доул сможет нейтрализовать неоизоляционситский конгресс и убедить страну в необходимости выполнить свое мировое назначение.

Касаясь исхода президентских выборов в России, американские эксперты однозначно отдают предпочтение Б. Ельцину. Они считают, что при нем неизбежен возврат к реформам сразу после

выборов, хотя проведение экономических преобразований может стать еще более затруднительным. "Россия Ельцина", - убеждены многие аналитики, - будет страной с достаточной экономической и социальной стабильностью, четкой внешней политикой". Победа ГЗюганова, по мнению американских экспертов, будет означать отход от реформ, увеличение периода ожидания перемен в два раза.

При сравнении обоих кандидатов на пост Президента России отмечается, что Б.Ельцин и его сторонники более предсказуемы в своем поведении, с ними можно будет легче договориться по общим международным проблемам, избегать острых конфликтных ситуаций. Даже национализм президента Б.Ельцина менее опасен, нежели национализм Г-Зюганова. Разницу между ними американские эксперты видят в том, что:

  • КПРФ и его лидер более остро ощутили крах коммунизма,
  • они гораздо медленнее усваивают основы рыночной экономики,
  • не признают необходимость хороших отношений с Западом для развития здоровой российской экономики.

Именно поэтому, указывается в статье, выборы в России так важны не только для самих россиян, но и для США.

Анализ публикаций в американской прессе показывает, что американское политическое сообщество уже сделало определенные выводы после выборов в Госдуму. Эти выводы не очень оптимистичны, волна негативной критики в адрес российского руководства усилилась. Однако правительство Соединенных Штатов понимает, что оказывать давление на ход событий в России невозможно, что следует считаться с желанием и волей граждан страны, искать конструктивное решение общих проблем с любым руководством, которое готово строить демократию и эффективную экономику, сотрудничать с Западом с учетом своих национальных интересов.

Россия также небезразлична к исходу выборов в США. Приход к власти республиканского кандидата будет означать, хотя, может быть, и временное, но:

  • ухудшение отношений с Соединенными Штатами;
  • осложнения в получении финансовой помощи и в отношениях с восточноевропейскими странами и отдельными постсоветскими государствами, прежде всего странами Балтии и Украиной;
  • трудности в разрешении вопроса о расширении и усилении влияния НАТО.

Поистине 1996 г. - год решительных перемен для двух великих держав, одна из которых претендует на роль мирового лидера, а другая старается сохранить статус мировой державы.



   TopList         




[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]