Внешняя политика
Обозреватель - Observer



Македония
в контексте общебалканских проблем
 
С. ДЕМИДЕНКО,
эксперт Российского института
стратегических исследований


Ситуация на Балканском полуострове начинает стабилизироваться. Еще недавно полыхавший огонь войны, длившийся четыре долгих года, потушен. Однако отдельные очаги продолжают тлеть. Непродуманные действия могут привести к новым вспышкам напряженности в данном регионе. Только взвешенный и осторожный подход позволит решить острые наболевшие проблемы, сохранить мир и обеспечить будущее процветание этим территориям. Слово "Югославия" у каждого ассоциировалось с боевыми действиями, этническими чистками, голубыми касками ООН. Однако не везде на территории бывшей Югославии велась война. Главным образом вооруженные столкновения происходили на территории Боснии и Герцеговины и Восточной Словении (Хорватия). Хорватия и СРЮ (Союзная Республика Югославия в составе Сербии и Черногории) так или иначе поддерживали воюющие стороны. Другие республики бывшей Югославии (Словения и Македония) в военном конфликте не участвовали. Словения, например, успешно развивает свою экономику, имеет достаточно высокий уровень жизни. У Республики Македония - свои проблемы, связанные с ее признанием соседями, с реформированием экономики, нерешенным албанским вопросом внутри страны.

История

Республика Македония возникла в 1944 г. в результате национально-освободительного двжения югославских народов. Она вошла в состав Федеративной Народной Республики Югославии (с 1963 г. - Социалистическая федеративная Республика Югославия) наряду с Сербией (включая автономный край Воеводину и автономную область Косово и Метохию), Хорватией, Словенией, Боснией и Герцеговиной, Черногорией. Возникновение в 1944 г. Народной Республики Македонии в составе СФРЮ стало новым этапом в судьбе македонского народа, добивавшегося создания своего государства. Основной частью населения являются македонцы, исповедующие православие.

Согласно Конституции 1974 г., СФРЮ являлась союзным государством, субъекты федерации также получали статус государств. Закреплялась самостоятельность республик и краев, сужались экономические и политические функции союзного государства. Республики становились ответственными за экономическое и политическое развитие своей территории. В компетенции союзного государства остались функции обеспечения независимости и территориальной целостности, регулирование трудового права и отношений внутри единого югославского рынка, вопросы планирования, функционирования валютной системы, платежного обращения, государственной безопасности, внешней политики и экономических отношений с другими странами.

В середине 80-х годов появились серьезные трудности в функционировании югославского общества на основе такого децентрализованного федерализма. Решения принимались крайне медленно. Исполнительная власть, опутанная бесконечными договорами и соглашениями, не справлялась с осуществлением своих обязанностей. Функции федерации свелись к согласованию интересов республик и краев.

В конце 80-х годов в стране возник конституционно-политический кризис, характеризовавшийся усилением противоречий между самостоятельностью субъектов федерации и стремлением федерального руководства укрепить роль и значение центральной власти. Была сделана попытка провести реформу политической системы, важным этапом которой являлся переход в 1990 г. к многопартийной системе.

20 января 1990 г. состоялся последний съезд Союза коммунистов Югославии, вслед за чем последовал его фактический самороспуск. В 1990 г. были проведены первые парламентские выборы на многопартийной основе. Во многих республиках большинство голосов получили оппозиционные коммунистам национальные партии. Только в Сербии и Черногории реформированные коммунисты победили на выборах.

В предвыборной гонке в Македонии борьба развернулась между тремя блоками партий:

левым, национальным македонским и албанским. Лидерами левого крыла были коммунисты. Внутренняя македонская революционная организация - Демократическая партия за македонское национальное единство (ВМРО- ДПМНЕ), выступавшая за независимую Великую Македонию, за правовое демократическое государство, возглавила блок национальных партий. Самым авторитетным представителем албанской части населения стала ПДП (Партия за демократическое процветание). На выборах большинства голосов не получила ни одна партия, поэтому основная часть парламентариев - это представители трех партий: бывших коммунистов, ВМРО-ДПМНЕ, ПДП.

Все республиканские союзы коммунистов (СК), кроме Сербии, на некоторое время сохранили приверженность старым коммунистическим идеалам, но взяли курс на трансформацию. Союз коммунистов Македонии участвовал в предвыборной борьбе 1990 г. как СКМ- ПДП (Союз коммунистов Македонии - Партия демократических преобразований). Эволюция СКМ шла по социал-демократическому пути и завершилась созданием 20 апреля 1991 г. Социал-демократического союза Македонии (СДСМ).

Новые правительства югославских республик не могли договориться о принципах будущего совместного сосуществования. К решению проблемы было подключено международное сообщество (в сентябре 1991 г. открылась Международная конференция по Югославии в Гааге). В конечном итоге в обновленную Югославию вошли две республики - Сербия и Черногория. Остальные стали независимыми государствами.

Развал Югославии вызвал резкое обострение политической ситуации на Балканах. Руководство Македонии проводило достаточно взвешенный и реалистичный политический курс, до самой последней возможности поддерживая планы сохранения федерации или ее трансформации в конфедерацию. Лишь после провала всех попыток решения югославского кризиса конституционным путем македонское руководство взяло курс на мирный, без вооруженных конфликтов, выход из прежнего государственного образования.

Новое государство

Создание независимого, самостоятельного "Национального государства македонского народа" было провозглашено парламентом республики (Собранием) 17 сентября 1991 г. Основанием для этого послужили результаты проведенного 8 сентября 1991 г. референдума, на котором за самостоятельность и суверенитет Македонии положительно высказался 1 021 981 избиратель, что составило 68,32% от общего их числа (1 495 807) или 95,08% от принявших участие в голосовании, "против" - 38 896, соответственно 2,61 или 3,63%. Югославская армия была выведена с территории Македонии без вооруженных столкновений.

Последние выборы депутатов Собрания (парламента) и президента республики Македонии состоялись 16 октября 1994 г. Президентом вновь был избран Киро Глигоров, 77-летний кандидат от коалиции партий Союз за Македонию, набравший 52,44% голосов от общего списка избирателей. В коалицию Союз за Македонию входят Социал-демократический союз Македонии, Либеральная партия и Социалистическая партия.

Коалиционное правительство сформировано из представителей коалиции Союз за Македонию, а также ведущей партии македонских албанцев - Партии за демократическое процветание.

На повестку дня встал вопрос о международном признании нового государства. В отличие от пользовавшихся поддержкой Германии Хорватии, Словении, Боснии и Герцеговины, оказавшей серьезное давление в целях скорейшего признания их Европейским сообществом, Македония не имела сильных покровителей. Появились сложности. Значительную роль в отсроченном признании Македонии международным сообществом сыграла особая позиция Греции. Греческое правительство требовало не признавать Македонию, исходя из следующего:

  • Македонией следует называть только область северной Греции. При этом неприемлемо такое понятие, как "Эгейская Македония", ибо в нем содержится намек на существование других частей Македонии в составе соседних с Грецией государств.
  • Славянское государство не может называться "Республикой Македония". В соответствии с данной позицией Греция официально настаивает на переименовании этого государства. В противном случае не может идти речи о его дипломатическом признании Афинами.

Греция настаивала и настаивает на отказе республики от имени собственного "Македония", а также от таких, фигурирующих в качестве государственных символов, как Вергинская звезда македонской династии древнего государства Македония, - ее изображение присутствовало, в частности, на флаге страны. Греческая сторона ссылается на то, что использование относящихся к "национальному и культурному наследию эллинов" наименования и символов означает в действительности завуалированные территориальные претензии к Греции, а следовательно - угрозу ее государственной и национальной безопасности.

В феврале 1992 г. страны - члены Европейского сообщества на Лиссабонской конференции прямо заявили о своей готовности признать республику Македонию при условии изменения ею своего названия, точнее, исключения из него имени собственного "Македония". Расценив подобное решение вопроса как абсолютно неприемлемое, республика отказалась его принять. В марте 1992 г. проблема признания бывших республик Югославии была обсуждена государствами ЕС совместно с США. Относительно республики Македонии "стороны договорились позитивно рассмотреть вопрос о ее признании", как только проблемы, имеющиеся у ЕС в ее отношении, будут разрешены.

Сложилась тупиковая ситуация. Страны ЕС и США соглашались признать республику Македонию, но для этого необходимо, чтобы она изменила свое название и вызывающую споры государственную символику, либо чтобы Греция отказалась от выдвинутых ею требований. Но ни та, ни другая сторона не считали возможным пойти на указанные уступки.

Учитывая тот факт, что республика Македония выполнила все условия, поставленные международным сообществом по отношению к вновь образованным государствам, Генеральная Ассамблея ООН 8 апреля 1993 г. приняла республику Македонию 181-м членом ООН под временным названием "Бывшая югославская республика Македония". Однако ООН отказывалась поднять флаг Македонии на штаб-квартире ООН в Нью-Йорке до тех пор, пока не урегулирован конфликт с Грецией.

Несмотря на все внутренние и внешние проблемы, с принятием в ООН республика Македония вышла из блокады международного непризнания. В декабре 1993 г. Македонию признали 6 стран - членов ЕС (Германия, Франция, Великобритания, Италия, Нидерланды, Дания). Не последнюю роль в этом признании сыграл тот факт, что с 1 января 1994 г. Греция на полгода заступала на пост председателя Совета ЕС.

Проблемы

Опасаясь непродуманных поступков Греции по отношению к бывшей югославской республике Македонии, европейские государства, по-видимому, и поспешили признать республику. Вслед за ними 9 февраля 1994 г. Македонию признали США. Ответным шагом Греции стало решение ее правительства от 16 февраля 1994 г. о закрытии порта Салоники для судов Македонии, о прекращении поставок через северный греческий порт Салоники всех товаров для соседей, а также о закрытии в Скопье греческого консульства. Исключение было сделано только для продовольствия, медикаментов и топлива для больниц.

Республика Македония не имеет своего выхода к морю, и почти все ее снабжение и торговля с другими странами шли через Салоники. Поэтому закрытие этого порта имело для нее серьезные последствия.

Только в середине сентября 1995 г. в Нью-Йорке было подписано соглашение между Македонией и Грецией, согласно которому Македония взяла на себя обязательство в течение 30 дней изменить флаг страны и отменить те статьи своей Конституции, которые Греция интерпретирует как территориальные претензии на ее северную область под названием Македония. Что и было сделано. Греция со своей стороны отменила в указанный срок эмбарго. Кроме того, Греция признала суверенитет и территориальную целостность Македонии. Однако, остался нерешенным вопрос о названии Македонии. Это значит, что в международных документах Македония и дальше будет называться Бывшей югославской республикой Македонией.

Македония имеет проблемы и с другими соседями. Отношения с Албанией осложнились в связи с политической активностью албанского национального меньшинства в стране. С Сербией Македония до сих пор не имеет дипломатических отношений. Болгария признает Македонию как независимое государство, однако считает славянское население Македонии болгарами, отрицает факт существования самостоятельной македонской нации.

Вопрос албанского национального меньшинства является острой проблемой для республики. Массовое появление албанцев в Македонии пришлось на время ее завоевания турками-османами. В настоящее время, согласно переписи 1994 г., их насчитывается 442 914 человек, что составляет 22,9% населения страны.

По переписи 1953 г., в Македонии проживало всего 162 524 албанца, что составляло 12,5% от общего числа населения. Численность албанского населения в республике неуклонно возрастает. Это связано главным образом с высоким уровнем рождаемости в албанских семьях (например, рождаемость в македонских семьях на данный момент в 4 раза ниже, чем в албанских) и принимающей значительные размеры миграцией албанцев из Косово. Ситуация развивается подобно "косовской": если в 1931 г. в Косого проживало 505 тыс. албанцев и 331 тыс. сербов (к ним относили также черногорцев), то в 1948 г. - 498 тыс. албанцев и 171 тыс. сербов, а в 1981 г. - 1 млн. 200 тыс. албанцев и 209 тыс. сербов. Характерно, что расселены албанцы компактно в западных районах Македонии, граничащих с Албанией и с входящим в состав Сербии автономным краем Косово. В таких городах, как Тетово, Гостивар, Дебар, Кичево, Струга, Куманово, их численность колеблется от 50 до 80%. При этом более 180 сел являются полностью албанскими.

Интересы албанского национального меньшинства в республике представляют четыре политические партии. Лидирует среди них Партия демократического процветания (ПДП). Она была образована в апреле 1990 г. в г. Тетово и уже в ноябре того же года на первых многопартийных выборах в парламент добилась значительного успеха, заняв третье место по количеству проведенных в Собрание депутатов (из 120 мест ПДП принадлежали 17, ВМРО - ДПМНЕ - 38, СДП - 31).

Будучи неудовлетворенными своим социально-экономическим положением, албанское население видит источник своих бед в отсутствии равноправия с македонским большинством. В опубликованном 19 июня 1993 г. в газете "Нова Македония" открытом письме президенту республики Киро Глигорову руководитель ПДП Невзат Халили привел следующие факты, свидетельствующие, по его мнению, о дискриминации албанцев в бывшей югославской республике Македонии: в 1992/93 учебном году было зарегистрировано 156 студентов-албанцев, тогда как македонцев - 4400; в министерствах, прежде всего внутренних и иностранных дел, албанцы представлены только символически; в главном штабе войск республики нет вообще ни одного албанца также, как нет албанцев - председателей судов, директоров медицинских центров и т.д.

Албанское национальное меньшинство добивается получения статуса государствообразующего народа, политической автономии, провозглашения албанского языка государственным наряду с македонским на основе внесения соответствующих поправок в Конституцию. Эти требования были изложены в таких документах, как Декларация о равноправном статусе албанцев в Македонии (июль 1991 г.), Меморандум от 21 октября 1991 г.. Обращение к парламентариям о внесении изменений в Конституцию (декабрь 1992 г.), под которым стоят подписи 150 тыс. человек.

Нынешние официальные власти бывшей югославской республики Македонии гарантируют предоставление необходимых прав и свобод албанскому населению как национальному меньшинству, но считают недопустимым изменение его статуса и образование какой-либо автономной единицы на территории республики в связи с тем, что это, по их убеждению, поставит под угрозу целостность государства.

Внешняя политика

Учитывая всю сложность взаимоотношении Македонии с соседями, ее президент Киро Гли-горов в опубликованном 27 декабря 1994 г. хорватской газетой "Виесник" интервью сказал, что Македония не будет участвовать ни в православных, ни в мусульманских альянсах на Балканах. Она не заинтересована в создании новых политических альянсов или конфедераций, поскольку подобные шаги могут привести "к трагическому переделу на Балканах", - заявил Киро Глигоров.

Поэтому Скопье не собирается отдавать предпочтение ни одному из соседних государств или строить с кем бы то ни было особые отношения. "Уже никто - ни Сербия, ни Болгария, ни Греция, ни Албания - не может добиться решающего влияния на Македонию", - подчеркнул он. В своей внешней политике республика Македония ориентируется на США. Находясь в положении, когда фактически каждое из соседних государств имеет претензии к республике, она очень заинтересована в могущественном гаранте ее независимости. Еще с лета 1993 г. на территории республики в рамках миротворческого военного контингента ООН находится американский батальон, состоявший первоначально из 300 военнослужащих. Позже он был увеличен и на сегодняшний день там расположен батальон американских "голубых касок" в составе 600 человек. Он дислоцирован на максдонско-сербской границе. В Македонии находится также скандинавский батальон в составе 500 человек. С конца 1994 г. республика активизировала контакты с США. Об этом свидетельствуют подписанный в ноябре 1994 г. Меморандум о военном сотрудничестве между двумя странами, посещение Скопье в январе 1995 г. помощника госсекретаря США по делам Европы и Канады Ричарда Холбрука и т.д. Есть ряд других фактов, свидетельствующих о большой заинтересованности США Македонией.

США принимают активное участие в обновлении македонской армии, в частности, посредством своих военных советников.

Церковь

Для Македонии очень важным является наличие собственной церкви. Этот вопрос имеет и исторический аспект. В Османской империи, в состав которой до 1912 г. входила территория Македонии, согласно положениям турецкого государственного права, каждая отдельная народность могла иметь свое государство только при условии существования одной доминирующей церковно-религиозной организации. Вера стояла над народностью. Тот факт; что македонскому народу не удалось создать своей церковной организации, сыграл отрицательную роль в ходе национально-освободительного движения.

Сегодня Македонская православная церковь (МПЦ) очень активно борется за свое признание ввиду того, что Сербская православная церковь (СПЦ) считает ее своей частью. Выступая в периодической печати, глава МПЦ архиепископ Михаил сравнил взаимоотношения МПЦ и СПЦ с взаимоотношениями Украинской православной церкви и Российской православной церкви. Он выразил уверенность, что в скором времени МПЦ будет признана православными церквами и опроверг слухи о том, что МПЦ собирается подписать унию с Ватиканом. "Такое утверждение базируется только на том, - сказал глава МПЦ, - что мы каждый год направляем церковную делегацию в Рим на молебен над гробом святого Кирилла Солунского, апостола и покровителя всех славянских народов. В Риме мы контактируем со многими институциями Ватикана, но делаем это не с целью стать униатами, а потому, что хотим знать и следовать в русле христианской жизни современного мира". Архиепископ Михаил подчеркнул, что МПЦ не будет вести переговоры о присоединении к Римско-католической церкви самостоятельно, а примет такое решение только в случае согласия на данный шаг всего православного мира.

Очень активная внешнеполитическая деятельность, в частности контакты с США, с НАТО, усилия по нормализации отношений с Грецией, Сербией и другими соседями, а также последние законы и постановления, касающиеся внутреннего положения республики (закон о местном самоуправлении, закон о приватизации, закон о борьбе с коррупцией и т.д.) вызывают недовольство оппозиции и могут подтолкнуть ее на активное противодействие. Одним из его проявлений было покушение на президента Македонии Киро Глигорова.

На международной арене республика Македония пользуется все большей поддержкой, постепенно она добивается принятия в основные международные организации. Последним ее достижением стало принятие в ноябре 1995 г. в Совет Европы.

Положительную роль здесь может сыграть и Россия, учитывая ее давние, исторически сложившиеся культурные, духовные, религиозные связи с балканскими народами, в частности, македонским.



   TopList         




[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]