Обозреватель - Observer |
Экономика
|
Точка зрения
О ВОЗРОЖДЕНИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ
В.Котилко,
доктор экономических наук
На современной стадии «рыночных реформ» в России, когда господствует системный кризис, пострадали не только предприятия, банки, целые отрасли, регионы, города и населенные пункты, но и большая часть населения. Ситуация настолько усложнилась, что свой голос «подали» те, кого обычно называют представителями «среднего класса». Что же означает понятие «среднего класса»?
Классическое определение предпринимателя — это собственник капитала, берущий на себя риск хозяйствования. Отсюда предприниматель обычно отождествляется с владельцем или хозяином предприятия.
В то же время термин «предпринимательство» используют в широком смысле, в котором оно ассоциируется с созданием нового, с освоением или использованием нового, то есть то, чем обычно занимаются владельцы «интеллектуальной собственности».
Исходя из этого подхода, к среднему классу можно отнести и владельцев средств производства, банков, инфраструктуры и интеллектуалов, владеющих новыми технологиями; изобретателей, ученых, менеджеров-управленцев, то есть тех, кого обычно называют элитой общества.
Средний класс
Понятие «средний класс» должно охватывать не только тех, кто владеет собственностью, но и тех, кто ею управляет, кто ее обслуживает, а также тех, кто является генератором идей, из которых собственник или его представители черпают информацию для создания новых материальных и духовных благ.
Представители «среднего класса» в ходе реформирования экономики, поверив обещаниям «рыночников», ушли в негосударственный сектор, стали налаживать свое дело, ощутив на первых порах свою необходимость обществу. Однако в условиях начавшегося и все углубляющегося кризиса они оказались под гнетом удушающих налогов. Созданные экономические условия толкают их не в производство, а в посредническую деятельность или ставят их в зависимость от законов «теневого» сектора экономики. Предприниматели, составляющие наиболее активную часть среднего класса, несмотря на свой динамизм, не востребованы и не используются в интересах государства.
Отсюда субъективная и объективная потребность в объединении усилий предпринимателей различных сфер деятельности. Эта тенденция находит отражение в заявлениях различных ассоциаций, союзов, объединений и гильдий о необходимости координации деятельности для выработки своих требований, разработки законодательных актов, поддержки отечественных товаропроизводителей и выдвижения представителей «среднего класса» в различные федеральные и региональные органы власти. Кроме того, часть предпринимателей пытается воздействовать на ситуацию в стране через различные партии и движения. Критиковалась также позиция бывшего Государственного комитета Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства за инертность в отстаивании интересов предпринимателей.
С какой же целью целесообразно объединиться представителям «среднего класса»?
Условия возрождения предпринимательства
Средний класс связал свою судьбу с «рыночными реформами». Его представители видели свою цель в восстановлении частного сектора экономики. Особенно большие надежды возлагали на реформы и институциональные преобразования представители наиболее мобильного — малого бизнеса.
Однако налоги подорвали стимулы к производительному труду.
Были созданы искусственные препятствия на пути формирования конкурентной среды. В результате — «малый бизнес» опутан криминальными «крышами». Государство проявило удивительное равнодушие к судьбе мелких собственников, которые могли бы стать базой для социальной стабильности, так как они создают новые рабочие места.
Многие политические партии в своих экономических программах обращались к предпринимателям, пытаясь привлечь их на свою сторону. Но в большинстве случаев предприниматели испытывают сильное чувство недоверия к политическим партиям и движениям. Бизнесмены, как правило, недоверчивы, амбициозны и прагматичны. Они люди дела и не всегда доверяют словам, особенно, если за ними не следует конкретных дел в интересующих их сферах деятельности.
В то же время многие бизнесмены склонны поддержать тех политиков и хозяйственников, которые скрытно лоббируют их интересы в федеральных или региональных органах власти.
Важнейшие требования, объективно толкающие предпринимателей к координации своих действий, сводятся к налоговой реформе, борьбе с завышенными налогами, а также к совершенствованию законодательства и к стимулированию отечественных товаропроизводителей.
Однако одиночные действия бизнесменов во властных структурах не эффективны и не оптимальны с точки зрения достигаемых результатов.
О новом Союзе предпринимателей России
Предприниматели-производители должны, на наш взгляд, объединяться не по политическим, а по экономическим интересам.
Для этого необходимо создать Общефедеральный союз отечественных производителей (ОСОП) с филиалами во всех регионах России, охватывающий все основные сферы деятельности.
Цели «Союза»:
Общефедеральный союз отечественных производителей — некоммерческая организация, он не должен иметь своей основной целью извлечение прибыли.
Членами союза должны быть юридические лица, заинтересованные в совместном достижении уставных целей и решении уставных задач.
Общефедеральный союз отечественных производителей будет решать вопросы создания условий для возрождения среднего класса, всемерной поддержки малого и среднего бизнеса, координации совместных усилий, совершенствования законодательства, формулирования общих целей предпринимателей и лоббирование их интересов во властных структурах.
«Союз» должен:
Союз будет содействовать формированию цивилизованных форм сотрудничества национального капитала, ориентированного на возрождение частного сектора экономики России.
|