Обозреватель - Observer |
Экономика
|
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РЕГИОНОВ РОССИИ
М.Голубицкая,
кандидат экономических наук
8. Уральский экономический район1
В дореформенное время Уральский район был вторым по индустриальной мощи и входил в состав первой тройки районов с наибольшим производством сельскохозяйственной продукции.
В территориальном разделении труда Урал выделялся как крупнейший производитель и поставщик средств производства и технологического оборудования для широкого круга отраслей народного хозяйства и практически для всех республик Союза, военной техники и вооружения.
В реформенные годы район в целом потерял около 60% своего промышленного потенциала. Пострадали практически все отрасли, но больше всех — машиностроение, легкая промышленность и производство лесного комплекса.
Ситуация в машиностроении оказалась особенно острой из-за большого веса в нем предприятий ВПК (14% всех конверсируемых предприятий ВПК России), объем производства на которых уменьшился в несколько раз. Падению производства сопутствовал беспрецедентный рост безработицы (каждый 7-ой безработный — житель Уральского района).
Выживание района обеспечивается за счет отраслей, производящих экспорториентированную продукцию — в основном сырьевые ресурсы, черные и цветные металлы, необработанный лес, удобрения. Многолетняя борьба за выживание за счет экспорта сырья и его первичной переработки привели к изменению структуры вывоза производимой в районе продукции: доля топлива, сырья и продуктов их первичной переработки в вывозе из района выросла до 75—85%, а в экспорте — превысила 90%.
Экономика района приобрела устойчивую сырьевую ориентацию, о чем свидетельствуют и структурные изменения в важнейшей ее отрасли — промышленности.
За реформенные годы доля отраслей ТЭК в структуре промышленности выросла с 12 до 30%; доля машиностроения уменьшилась с 32 до 17%; легкая промышленность почти полностью утратила свои позиции; более чем в 1,5 раза снизилась роль отраслей лесного комплекса.
Из субъектов РФ, расположенных на территории Уральского района, наибольшие потери имеет экономика Курганской области (осталась треть объемов промышленного производства 1990 г.), Свердловской области и Удмуртской Республики, сохранивших менее 40% дореформенных объемов производства.
Практически во всех субъектах РФ вплоть до 2000 г. продолжалось падение объемов производства (табл. 1).
Конъюнктура рынка привела к существенным структурным изменениям в промышленности всех субъектов РФ. К началу 1998 г.:
В территориальном разделении труда наиболее существенна роль Свердловской области (в черной, цветной металлургии и машиностроении), Челябинской области (черной металлургии, машиностроении), Республики Башкортостан (в топливной и химической промышленности), Оренбургской области (в топливной промышленности и черной металлургии), Пермской области (ТЭК и химической промышленности).
Роль Уральского района в целом за реформенные годы претерпела существенные изменения. В результате катастрофической потери индустриального потенциала центрально-европейских районов, с одной стороны, и менее глубокого спада производства на Урале за счет в основном сырьевых отраслей, ориентированных на экспорт — с другой, Уральский район стал самым крупным производителем промышленной продукции. Его позиции в сельскохозяйственном производстве (примерно по аналогичным причинам) также укрепились — он вышел на второе (после Центрального района) место в России, оставив позади Поволжье и некогда мощный Северный Кавказ.
Общий уровень экономического развития Уральского района в целом и большей части субъектов РФ не достигает среднероссийского уровня. Выше среднего общий уровень экономического развития имеют две области — Пермская и Челябинская. Наибольшее отставание от среднего уровня развития имеет Курганская область.
Источником формирования ВРП2 и уровень его производства в различных сферах экономики дифференцирован по территории района. Однако при этом нельзя не отметить одну характерную особенность: индустриальный характер экономики обусловливает уровень производства ВДС3 в материальной сфере и особенно в промышленности более высокий, чем средний по России, и более высокий, чем общий уровень экономического развития в пяти из семи субъектах РФ — Пермской, Свердловской, Челябинской областях, Республике Башкортостан и Удмуртской Республике.
Уровень производства ВДС в сфере услуг ниже среднероссийского в четырех субъектах. В трех субъектах — Пермской, Свердловской и Оренбургской областях — он превышает средний уровень по России (табл. 2).
Можно считать, что при достаточно высоком уровне производства ВДС в промышленности и сельском хозяйстве причина отставания общего уровня экономического развития большинства субъектов (как и района в целом) от среднероссийского кроется в недостаточном уровне развития сферы услуг, а также строительства.
Уровень обеспеченности основными фондами района в целом и четырех из семи субъектов РФ близок к среднему по России, но все-таки ниже его. Наибольшее отставание в обеспеченности фондами имеют Курганская область и Удмуртская Республика; оно исчисляется 15% от среднего уровня. В трех областях — Свердловской, Пермской и Оренбургской уровень обеспеченности фондами немного превышает среднероссийский (табл. 3).
Износ основных фондов во всех субъектах РФ превышает средний по России. Это — старая проблема Урала, острота которой со временем только возрастает.
Образовательный уровень занятых в экономике дифференцирован по субъектам РФ. Для всех субъектов РФ, расположенных на территории Урала, характерно существенное отставание от среднероссийского уровня численности занятых с высшим образованием (на 20—30%), а для четырех субъектов РФ — отставание и в категории занятых со средним образованием.
Наибольшее отставание в первой категории занятых имеет Республика Башкортостан, Курганская и Оренбургская области, во второй категории — Удмуртская Республика и Республика Башкортостан.
По уровню финансовых ресурсов, создаваемых на душу населения, Урал занимает четвертое место (после Северного, Восточно- и Западно-Сибирского экономических районов), а пять субъектов — Свердловская, Оренбургская, Пермская, Челябинская области и Республика Башкортостан входят в первую группу регионов с уровнем финансовых ресурсов, превышающим средний по России. Два субъекта — Удмуртская Республика и Курганская область имеют наименьший уровень обеспеченности финансовыми ресурсами; они являются замыкающими в группе регионов с уровнем данного показателя, превышающим лишь половину среднероссийского уровня (табл. 4).
Уровень обеспеченности финансовыми ресурсами Урала в целом составляет 1,12. Структура финансовых ресурсов, создаваемых в районе, приведена на рис. 1.
Трудные попытки войти в рыночную экономику за счет экстенсивной эксплуатации природных богатств района, беспрецедентное падение объемов производства в машиностроении, особенно в ВПК, производившем в дореформенное время более половины продукции машиностроения, беспрецедентное сокращение рабочих мест обострили старые и породили новые социальные проблемы жизни населения в районе.
К началу 1998 г. численность населения с доходами ниже прожиточного минимума была существенно выше среднероссийского уровня на всей территории экономического района. В отдельных его субъектах превышение доходило до двукратного. Наиболее высока эта категория населения в Курганской и Оренбургской областях, наименьшая — в Пермской области и Удмуртской Республике (табл. 5).
Уровень розничного товарооборота практически во всех субъектах РФ ниже среднего по России. Исключение составляет Пермская область с явно положительной тенденцией в динамике этого показателя, равного по значению среднему по стране.
Численность зарегистрированных безработных превышает среднероссийский уровень в четырех из семи территорий района. Наиболее низкий показатель численности безработных зафиксирован в Оренбургской области. Обращает внимание неестественность столь низкого показателя безработицы в области, имеющей наибольшую в районе численность населения с доходами ниже прожиточного минимума. Противоречивость показателей, характеризующих уровень жизни населения, свидетельствует о наличии здесь в больших размерах скрытой безработицы.
Перспективы развития Уральского района связаны с более эффективным использованием имеющегося экономического, научно-технического и кадрового потенциала, минерально-сырьевых, лесных и земельных ресурсов, созданной ранее инфраструктуры (в том числе электрофицированных железных дорог, нефте- и газопроводов), географического положения между европейскими и сибирскими районами, на границе с территориями Казахстана.
Эффективность дальнейшего развития района связана с необходимостью:
Проблемы и задачи дальнейшего развития при высокой степени их общности для всех субъектов Федерации специфичны в каждом из регионов Урала:
Усиленная эксплуатация минерально-сырьевого потенциала района в реформенные годы в сочетании с невысоким уровнем техники и технологий, катастрофическое старение основных фондов практически во всех отраслях и отсутствие средств на их реновацию привели к еще большему обострению экологической обстановки — старой проблемы района4.
Реформаторская деятельность во всех субъектах РФ, расположенных на территории Урала, требует большей, чем в других районах, природоохранной направленности.
1. Продолжение. Начало см.: «Обозреватель - Observer», № 12, 1999; № 1—4, 2000.
Примечание: в № 3, 2000 и № 4, 2000 в сноске следует читать «ВРП — валовой региональный продукт».
2. ВРП — валовой региональный продукт.
3. ВДС — часть ВРП, создаваемая валовая добавленная стоимость — часть валового регионального продукта, создаваемая в той или иной сфере экономики (в материальной сфере в целом, промышленности, сельском хозяйстве, строительстве, а также сфере услуг, в том числе рыночных).
4. Урал занимает первое место по объему выбросов вредных веществ в атмосферу от стационарных источников.
|