Обозреватель - Observer |
Внешняя политика
|
Россия —
Азербайджан: взаимоотношения на пороге третьего тысячелетия
З.Годжаев,
президент Конгресса национальных объединений России,
президент Международной азербайджанской гражданской ассамблеи
Годжаев Захид Адыгезалович — главный научный сотрудник НАТИ, доктор технических наук, профессор.
Родился в 1951 г. в Азербайджане.
1994 г. — защитил диссертацию на соискание звания доктора технических наук в НАТИ;
1992 г. — избран президентом общественной организации «Международная Азербайджанская Гражданская Ассамблея»;
1999 г. — избран председателем Совета Федеральной Азербайджанской национально-культурной автономии в России;
2000 г. — избран Президентом Конгресса Национальных Объединений России.
Имеет более 60 научных трудов в области исследования машиностроительных конструкций, многокритериальной оптимизации сложных систем, алгоритмов процесса принятия решения, информатики. Занимался педагогической деятельностью в МГТУ им. Н.Баумана, МАДИ и МГОУ.
В 1995 г. был выдвинут кандидатом в депутаты Государственной Думы Федального Собрания РФ по 113 избирательному округу Московской области и в 1999 г. от ВОПД «Духовное наследие».
Член Консультативного Совета при Правительстве РФ.
Женат, имеет двоих детей.
«Азербайджан — ворота Востока». Как только разговор касается геополитических рассуждений вокруг Кавказского региона, многие повторяют эту ставшую крылатой фразу, но, повторяя ее, воспринимают ее смысл только как перекресток транспортных путей. Сегодняшний Азербайджан — это быстро изменяющаяся страна. Появление второго дыхания «нефтяного бума», калейдоскоп политических лидеров, война, смена политической системы, невиданные масштабы миграционных процессов изменили многое в облике страны за короткое время. Граждане, некогда почти закрытой страны, в течение каких-то 8—10 лет стали выезжать за границу, знакомиться с культурой, традициями народов дальнего зарубежья. Страна стала учиться быть и «Востоком» и «Западом».
Бурные политические, социальные, геополитические, миграционные, мировоззренческие процессы постсоветского периода многое изменили в жизни этой безмятежной союзной республики. Конечно, с распадом СССР Азербайджан много потерял и много приобрел. Потерял часть своей территории, снизил темпы развития науки, народного хозяйства (нефтяного машиностроения, химической и местной промышленности, хлопководства, овощеводства и других). Приобрел государственный суверенитет и независимость; прямой доступ к мировому сообществу и культуре; мировым рынкам сбыта; связи со многими странами мира.
Но все достижения и приобретения молодого азербайджанского государства перечеркиваются одним фактом — потерей контроля над Карабахом и прилегающими к нему территориями.
Обострение межнациональных отношений в Нагорном Карабахе нанесло серьезный удар Азербайджанской экономике: республика потеряла большую часть плодородных земель и пастбищ, блокирована наземная связь с Нахичеванской автономией. Республика осталась один на один с проблемами около 1 млн. беженцев, которые вот уже более 8 лет ютятся в ужасных условиях — палатках, землянках, железнодорожных вагонах. Все усилия международных организаций, включая ОБСЕ, и отдельных государств по урегулированию Карабахской проблемы пока не достигают успеха.
Получается тупиковая ситуация — карабахские армяне не хотят жить в составе Азербайджана, чувствуя твердую военную помощь Армении, азербайджанское население Карабаха полностью изгнано со своих земель и не может влиять на процесс урегулирования, а Азербайджан, естественно, не хочет терять часть своей территории. Ведь издревле Карабах считался «короной» исторических азербайджанских земель. Последние годы в Азербайджане много рассуждают о том, кто мог бы помочь в урегулировании этого одного из сложнейших конфликтов современности.
Руководство республики, потеряв надежду на помощь России в мирном разрешении вопроса, последние годы стало усиливать дипломатические отношения с Западом. Однако до сих пор многие в Азербайджане считают, что с этой миссией справится только Россия, имеющая большое влияние как на Армению, так и на Азербайджан. Помогая Азербайджану в разрешении карабахского вопроса, Россия получила бы на юге серьезного стратегического союзника, то есть доступ к «Воротам Востока». Вообще взаимоотношения этих государств многогранны и имеют большое значение для геополитической ситуации в Закавказье и на Ближнем Востоке.
Здесь надо особо отметить роль каспийской нефти, важность выбора путей доставки ее к потребителям за рубежом. Немаловажно и влияние двухмиллионной азербайджанской диаспоры в России и полумиллионного русскоязычного населения Азербайджана на эти взаимоотношения.
Среди граждан Азербайджана авторитет России высок, особенно среди интеллигенции.
Многие получили образование, научную степень, повышали свою квалификацию в Москве, Ленинграде и других научных и культурных центрах России. Да и Баку, давший миру столько талантливых людей разных национальностей — М.Ростроповича, Л.Ландау, Г.Каспарова, Ю.Гусмана, одного из отцов кибернетики в США — Заде и много других, всегда считался самым интернациональным городом СССР. Такие известные певцы, как Р.Бейбутов, М.Магомаев, П.Бюльбюль-оглы, были любимцами всей России. Кроме того, в настоящее время в Азербайджане живет довольно многочисленная русскоязычная диаспора, она имеет в миллимеджлисе — парламенте республики — своих депутатов.
Эти факторы создают хорошую социальную базу для построения позитивных взаимоотношений между Баку и Москвой.
Руководство Азербайджана уделяет особое внимание межнациональным отношениям. Советник Президента по международным отношениям имеет постоянные контакты с представителями русского, лезгинского, аварского населения и других национальностей. После событий в Нагорном Карабахе эти вопросы считаются приоритетными во внутренней политике Азербайджана.
Хотел бы сделать одно отступление, касающееся жизнедеятельности диаспор. Это больше относится к российским диаспорам. Есть среди некоторых российских «горе»- или ультра- патриотов такое мнение, что нечего России тратить средства и время на развитие диаспорных народов, этот контингент как бы пятая колонна, им чужды государственные интересы России. Как гражданин России и как человек, уже длительное время занимающийся общественной деятельностью в этой области, я считаю эти утверждения ошибочными, вредными и оскорбительными. Представители диаспор, с которыми мне постоянно приходится сталкиваться, являются истинными патриотами России. Логика простая — мы хорошо понимаем, что только в демократически развитой, экономически процветающей, целой и неделимой России, где есть сильная власть и действуют законы, мы и наши соотечественники можем себя чувствовать комфортно. Вот поэтому мы и являемся патриотами России.
Беженцы из Карабаха. Центр Баку, 2000 г. (Фото Г.Рогова).
Во внешней политике Азербайджана самыми главными направлениями сейчас являются: укрепление азербайджанской государственности и решение Карабахской проблемы усилиями мирового сообщества. В свое время, являясь детонатором распада СССР, Карабахский конфликт по сегодняшний день остается, пожалуй, самой серьезной опасностью для мира в этом регионе. Этот конфликт охватывает интересы многих государств — Азербайджана, Армении, России, Ирана, Грузии, Турции, а также США, Великобритании, арабских стран и др. Для России, очень заинтересованной в укреплении независимых государств, это еще и конфликт между двумя государствами Содружества. Проявление Россией лояльности при решении подобных конфликтов внутри СНГ связано с потерей ее авторитета в СНГ.
В свое время при встрече с послом России в Азербайджане А.Блохиным я отмечал, что для пропаганды позиции России в Азербайджане у него прекрасная социальная база, которую считаю сильнее других факторов, в том числе и экономических. Доброе отношение к России находится почти на генетическом уровне населения Азербайджана. Но, к сожалению, акценты российской политики в Закавказье и прилегающих территориях в начале 90-х годов были расставлены иначе. Думаю, это одна из ошибок правительства младореформаторов и президента Б.Ельцина в 1992—1999 гг., не считавщих Азербайджан стратегическим союзником.
Актуальным для Азербайджана являются миграционные процессы — интенсивный отток работоспособной части населения, особенно молодежи. Это тревожит многих в республике, но другие видят в этом положительную сторону: эти люди приобщаются к мировой культуре и новым технологиям и, возвратясь на родину, смогут эти достижения использовать на благо своего народа.
Приводится даже пример, как турецкие рабочие, возвратясь после работы на предприятиях Германии и других стран мира, своим приобретенным опытом помогли подъему турецкой экономики в последние 10—15 лет. В основном молодежь выезжает в Россию. Кроме России, граждане Азербайджана в поисках работы и нового местожительства направляются в Турцию, Германию и другие страны Европы и даже в Америку. Из семимиллионного населения республики более 30—40% живут в эмиграции, но, несмотря на определенные усилия местных властей, остановить этот процесс пока что не удается.
Особо надо отметить диаспору в России, имеющую определенное влияние на формирование государственной политики Азербайджана в различных областях, в том числе и внешней. Эта часть азербайджанцев, исходя из своих личных интересов и отчасти благодаря своему сложившемуся в советское время менталитету, пытаются оказывать воздействие на Россию и Азербайджан в развитии и укреплении их взаимоотношений.
В Москве живет много известных и влиятельных азербайджанцев, многочисленная диаспора существует также в Тюменской области, Санкт-Петербурге, Саратове, Дагестане и других субъектах РФ. Азербайджанская диаспора России считается молодой и быстро прогрессирующей, имеет много общественных организаций, землячеств, создала региональные национально-культурные автономии в различных регионах России и, наконец, в 1999 г. федеральную автономию, выпускает свои газеты и журналы. Представители диаспоры, конечно, хотели бы иметь двойное гражданство, облегчающее решение многих вопросов — имущественных, коммерческих, гражданственных, связей с родными и близкими на исторической родине. Межгосударственное соглашение о двойном гражданстве позволило бы построить более свободные отношения с Азербайджаном и чувствовать себя уверенней, но пока этот вопрос со стороны властных структур ни России, ни Азербайджана не инициируется. Естественно, страна, имеющая такой большой контингент своих соотечественников за пределами своих границ, должна учитывать это в своей внешней политике.
В свое время я убеждал своих друзей из властных структур в Баку, что одним из доминирующих направлений внешней политики Азербайджана должна быть работа с диаспорой. Но для некоторых связь с диаспорой понимается как «улица с односторонним движением» — то есть признается только помощь диаспоры исторической родине. Кстати, аналогичный подход к взаимоотношениям с русской диаспорой за рубежом и у российских властей.
В последние годы уменьшается интенсивность контактов между представителями исполнительных, законодательных структур России и Азербайджана, между работниками науки, культуры, искусства, они — фактор сближения, способствующий лучшему пониманию друг друга. Необходимы встречи парламентариев, политологов, духовенства, студенчества, всех заинтересованных слоев общества.
В этом плане очень эффективны, почти ставшие традиционными и регулярными, поездки президента Азербайджана Г.Алиева в Москву, его встречи с руководством страны, с известными политиками, с представителями науки и культуры России. Необходимо также отметить, как много значат для взаимопонимания наших народов те культурные мероприятия, которые Министерство культуры Азербайджана во главе с П.Бюльбюль-оглы совместно с российскими ведомствами проводят в Москве.
В то же время нас огорчает, что с момента объявления суверенитета России российский президент ни разу не посетил Азербайджан. Надеемся, что новый Президент России В.Путин, за которого проголосовало большинство азербайджанской диаспоры, нарушит эту практику.
Экономические и торговые связи Азербайджана и России в течение последних 8—10 лет снизились до ничтожного уровня (5% от уровня 1989 г.), что, естественно, не устраивает ни ту ни другую сторону.
В Азербайджане и России очень много предпринимателей и организаций, которые хотят интенсивного сотрудничества. В этом больше заинтересованы азербайджанские предприятия, особенно производители нефтяного машиностроения, сельскохозяйственной продукции, которые еще со времен СССР очень тесно были интегрированы в народнохозяйственный комплекс всего Советского Союза. Сегодня практически вся сельскохозяйственная продукция Азербайджана (кроме хлопка и табака) — овощи, фрукты, бахчевые, виноград и другое потребляется только внутренним рынком. Избыток сельхозпродукции в республике не находит покупателя, и крестьянин теряет интерес к выращиванию урожая.
Производители продукции встречаются с большими трудностями при попытке вывезти их на российский или рынки СНГ, которые в основном связаны с неустойчивым и опасным положением на транспортных путях через Северный Кавказ, высокими железнодорожными и другими тарифами, доходящими порой до 30—40% от стоимости продукции, таможенной пошлиной, поборами на дорогах и опасностями, которые их ждут на российских рынках (рэкет, чиновничий произвол местных властей и др.).
Российская и Азербайджанская стороны пытаются решить эти проблемы на государственном уровне.
Например, создана межгосударственная комиссия по экономическому сотрудничеству и предпринимаются другие шаги по развитию сотрудничества в рамках структур СНГ. Кроме того, есть попытки такого сотрудничества на локальном уровне, — например, между приграничным Дагестаном и Азербайджаном организуются встречи представителей властей и общественных организаций. Все эти попытки заслуживают похвалы, но они маловлиятельны в масштабах большой политики.
Отраден тот факт, что Москва последние годы начинает понимать, что одним из стратегических партнеров России на южном направлении должен быть Азербайджан, имеющий большое влияние в этом субрегионе, и ошибки, допущенные в начале 90-х годов, надо исправлять.
К сожалению, среди стран, активно инвестирующих азербайджанскую экономику, Россия не на первых позициях.
Одним из редких исключений является российская нефтяная компания «Лукойл», которая имеет серьезные вложения капитала в Азербайджане, получая свою долю от добычи нефти. Российские интересы в отношении Азербайджана получили очередной импульс после начала строительства нефтяного трубопровода Баку — Супса (через территорию Грузии). Этот вариант доставки каспийской нефти потребителям составляет серьезную конкуренцию давно существующему варианту Баку — Новороссийск (по территории Дагестана и Чечни). Зарубежные нефтяные компании, участники «контракта века» по добыче каспийской нефти, настояли на строительстве этого нефтепровода в связи с конфликтом на территории Чечни. Но, в Баку многие утверждают, что старый трубопровод через Северный Кавказ не справился бы с увеличением объема добычи нефти со дна Каспийского моря. Кроме того, осенью 1999 г. многие нефтяные терминалы Азербайджана были переполнены нефтью. Из-за контртеррористической кампании, проводимой федеральными властями в Дагестане и Чечне, трубопровод Баку — Новороссийск не действовал. Хотя Азербайджанские власти и лично Президент республики Г.Алиев, неоднократно утверждали, что нефти хватит для загрузки обоих трубопроводов, озабоченность российской стороны сохраняется.
Какими будут взаимоотношения этих двух соседних государств в новом тысячелетии, имеющие последние 200 лет общую историю, судьбу и границы, сказать трудно. Но, в связи со сменой политической элиты в России, которую можно считать ведущей в этом дуэте, мы надеемся, что они будут дружественными, конструктивными, взаимовыгодными и направлены на достижение мира и благополучия в регионе в целом. Мы обречены жить в дружбе и согласии.
|