Обозреватель - Observer
Внутренняя политика

Какая идея поведет Россию в XXI век?

"Часы коммунизма — свое отбили. Но бетонная постройка его еще не рухнула. И как бы нам, вместо освобождения, не расплющиться под его развалинами».
А.Солженицы

В.Сапрыкин,
доктор философских наук,
профессор

Прошло 15 лет как началась перестройка, изначально, по словам А.Яковлева, «поставившая своей целью прозрение и очищение от коммунистического наваждения». Парадоксально, но факт: разгон КПСС, устранение Советского Союза с политической арены, десятилетний период «экономических реформ», появление нового класса собственников, победа «партии власти» на последних парламентских выборах — своеобразная «мирная революция» — увы, не приносят ни удовлетворения, ни успокоения, ни надежд не только тем, кого сегодня называют «электоратом» (этаким строительным материалом для избирательных технологий), но и тем, кого именуют «новыми русскими», т.е. хозяевами жизни. Не случайно тот же А.Яковлев в своей последней книжке «Крестосев» с тоской пишет о том, что «мы ползем, задыхаясь, по вязкой болотной топи...».

Почему же это «ползание» продолжается столь долго и столь изнуряюще для страны, для народа?

Может быть, как утверждают некоторые, Россия потеряла себя в поиске своей исторической цели? Увы, мистического и сверхъестественного в этом нет. «Россия не потеряна, — заверяет «демократ первой волны» Г.Попов, — ее заблудили». Маститый член «Межрегиональной депутатской группы» — один из разрушителей СССР (он весьма гордится этим званием) знает, о чем говорит.

Но все же, кто конкретно «заблудил» Россию, — не демоны же вылетели из преисподней и сбили с понталыку огромную страну? Несмотря на кажущуюся простоту вопроса и очевидность ответа, — имен столько, — хоть пиши энциклопедию:

  • для Жириновского — это большевики во главе с Лениным, создавшие «нежизнеспособную» политическую систему с национальными республиками и округами;
  • для Горбачева — гэкачеписты, организовавшие путч и сорвавшие подписание нового союзного договора;
  • для Гайдара и всех младореформаторов — КПСС и созданная ею административно-командная экономика;
  • для Яковлева — марксизм-ленинизм, отбросивший рассуждения о гуманности и любви, о моральной справедливости, нравственности и этике, помешательство на идее классовой борьбы; для Ельцина — отжившая идеология XIX в., с которой мы пытались войти в новый XXI в. «Огромная страна, — напишет он в заключительных строках своей книжки «Исповедь на заданную тему», — балансирует на лезвии бритвы. И никто не знает, что произойдет с нею завтра».

    Список суровых и беспощадных в своем гневе обвинений еще можно было продолжать до бесконечности, но никто, — повторяю, ни один из современных политиков, стоящих у кормила власти, — не взял на себя даже малой толики ответственности за события 1985—2000 гг.

    Решив, что он знает наверняка, Ельцин со товарищи твердой рукой повел страну в XXI в. и аж в III тысячелетие. Они, эти исторические вехи, уже на пороге нашего дома — протяни руку — и дотронешься до самого будущего.

    А что же Россия, избавленная от химеры коммунизма и познавшая радость либеральных ценностей?

    Она уже не «балансирует на лезвии бритвы» — она опрокинута навзничь, а ее тело искромсано, расчленено на кровоточащие куски.

    И как тут не вспомнить провидческие слова И.Ильина, который предупреждал, что «Россия есть не случайное нагромождение территорий и племен.., но живой, исторически выросший и культурно оправдавшийся ОРГАНИЗМ, не подлежащий произвольному расчленению. ...Расчленение организма на составные части не давало и никогда не даст оздоровления, ни творческого равновесия, ни мира. Напротив, оно всегда было и будет болезненным распадом, процессом разложения, брожения, гниения и всеобщего заражения».

    Разве не этими гнилостными процессами завершилось «царствование» президента Б.Ельцина? И совершенно не эмоциональный, а рациональный взгляд охватывает границы и сложный многоуровневый масштаб национальной трагедии, который имеет и количественные и качественные характеристики. Российская катастрофа конца XX в. носит многогранный и вместе с тем глубинный характер, охватывая практически все сферы общественного организма.

    В области экономической: не только отсутствие обещанной процветающей рыночной экономики, но разрушение и разбалансировка хозяйственного механизма вообще. Падение промышленного производства за годы «реформ» составило свыше 50%, а в ведущих отраслях машиностроения выпуск продукции упал на 65—80%; в наукоемких и высокотехнологичных — 90%. Катастрофически — на 70% — снизился объем капиталовложений. И все разговоры о каком-то экономическом росте — не более чем блеф.

    В области сельского хозяйства объем валовой продукции сократился более чем вдвое — в том числе молока — на 68%, мяса — на 72%, по уровню питания СССР занимал 6—7-е место в мире, нынешняя Россия — 49. Полностью потеряна продовольственная безопасность.

    В области социальной: здесь мы наблюдаем страшную картину вымирания народов России.

    С 1992 по 1997 г. естественная убыль россиян составила 4,2 млн. чел. Эта цифра равна всему населению Норвегии. По данным всероссийского опроса населения (1999 г.), в состоянии крайней бедности находилось 60% всех граждан. В результате происходит тотальное «бегство в болезнь», «в смерть». По выборочным данным, число психически больных в России перевалило за 20% (в США таковых — 18—20%). Если число душевнобольных в обществе более 30%, то оно начинает разлагаться, заболевает «социальной холерой». Агрессивное больное меньшинство может задавать тон жизни пассивному здоровому большинству. С 1985 г. число самоубийств в России выросло в 150 раз, большинство из которых по причине бедности, крайней безысходности, а также психической депрессии.

    В области духовной: нарастает процесс уничтожения национальных основ культуры, ликвидируется система ценностей и приоритетов, которые любое общество кладет в основу своего исторического развития. В науке есть специальное понятие — «духовное производство», смысл которого, коротко говоря, состоит в том, чтобы развивался личностный мир каждого человека, по Ф.Достоевскому, — шел процесс «обработки человека».

    В российском обществе развивается тотальный процесс отчуждения народа от самого процесса духовного производства, его результатов. Это:

  • отчужденность от общества, которое становится все более неуправляемым;
  • отчуждение социальных, политических, правовых и иных институтов от народа и целей его развития;
  • отчуждение социума от науки и просвещения; 
  • отчуждение общества и человека от общечеловеческих и российских норм нравственности;
  • наконец, отчуждение человека от своей сущности, в результате чего он становится все более обедненным и опустошенным.

    Как развивается этот процесс, говорят некоторые данные: в стране среди новорожденных — 16% — дебилы. (В мире признано, что 18% дебильности — предел для любой нации). Такой результат не случаен — он прямое следствие того, что в год на душу населения потребляется 15 л чистого алкоголя (в СССР в 1970 г. — 8,3 л; в 1975 г. — 9,9; в 1986 г. — 5,2 л). Страна без преувеличения залита водкой! За шесть последних лет число больных сифилисом в России выросло в 25 раз, наркоманией — в 10, алкогольными психозами — в 4 раза!

    Это и есть тотальный процесс десоциализации, — иначе говоря, — раскультуривания, расчеловечевания. Отечественные исследователи генетики, морфологии и психологии человека и человеческих популяций сделали категорический вывод: генетический фонд населения и его культурно-интеллектуальный потенциал находятся в угрожающей опасности. Тенденция необратимого вырождения стала очевидностью. Что же делать?
    Где выход из создавшегося положения?
    Где та национальная идеология, которая поднимет Россию с колен?
    Существует множество точек зрения по этому вопросу — от Анпилова и до Гайдара, от Убожко и до Жириновского, от Брынцалова и до Хакамады и т.д. По мнению «яблочника» В.Шейниса, в России более или менее заметно выделяются четыре умонастроения, выражающие в своей сути соответствующую «идеальную модель»:

  • ленинско-сталинская модель;
  • дореволюционная эпоха;
  • современный образ жизни, освобожденный от очевидных несуразностей;
  • демократический идеал, ориентированный на ценности европейской цивилизации.

    Известный социолог Ю.Левада, основываясь на итогах последних парламентских выборов, считает, что около 40% опрошенных «отвечают, что они уже приспособились, и еще около 25% надеются, что скоро приспособятся. Эти люди готовы скорее поддерживать соответствующий порядок, чем отвергать его... Вернуться назад, в СССР, хотели бы около трети. Считают, что это возможно, меньше четверти. Буквально требуют — совсем мало».

    Вообще надо сказать, что в публичной пропаганде тезис о том, что люди приспособились и готовы жить в предложенных обстоятельствах, — стал довольно расхожим. Более того, по итогам последних выборов в Госдуму некоторые политики (Кириенко и К°) сделали вывод, что «либеральная идея побеждает», а коммунистическая окончательно уходит с исторической арены, в будущей Думе коммунистов «уже не будет» (Жириновский).

    Такая трактовка итогов думских выборов декабря 1999 г. представляется чересчур прямолинейной и наивной. Если вошел в Думу «Союз правых сил», однозначно ориентированный на ценности либеральной идеологии, то «Наш дом — Россия», по существу исходных установок мало чем отличающийся от него, набрал лишь 1,20% голосов избирателей. Не назовешь успехом и итоги для «Объединения «Яблоко» — всего 5,98%. С треском провалились социал-демократы (0,08%), соцпартия Рыбкина (0,09%), блок Николаева — Федорова (0,56%) и некоторые другие избирательные объединения, ориентирующиеся на те же либеральные (то есть капиталистические) ценности, разница в нюансах.

    К тому же выявляется одна немаловажная «деталь»: все, — подчеркиваю! — все без исключения правые силы, в том числе откровенно прозападные, — в выборной кампании использовали не либеральную, а в сущности патриотическую и даже социалистическую идеологию.

    Западник Явлинский «крутил» киноролики, в которых использовались кадры «великих строек коммунизма» и времен Великой Отечественной войны!

    А лексика?! Капитализм, но «народный» (Немцов); «работать по-капиталистически, а распределять по-социалистически» (Лужков) и т.д. и т.п., и все обещали «море счастья», «океан благополучия и процветания»... Поэтому «обыватель» (то бишь избиратель) выбирал не ту или иную идеологию, а фигуру, решая при этом, можно ей доверять или нет...

    Сегодня Россия переживает ренессанс мифо-творчества — в основном политического, идеологического. Цель этих мифов — общая для всего социального мифотворчества — дезориентация, сокрытие объективной истины в процессах, происходящих в обществе, оболванивание наивного и доверчивого «россиянина», получение его голоса как доверенности на проведение любой авантюры. В условиях тотальной мифологизации общественного сознания, происшедшего в стране, в одежды цивилизованности и даже добродетели рядится все:

  • горбачевское предательство — в перестройку;
  • президентское диктаторство — в демократию: расстрел законно избранного парламента — в защиту основ конституционного строя;
  • разграбление государственной собственности — в приватизацию;
  • массовое обнищание и умерщвление народа — в его освобождение от «оков тоталитаризма» и обретение им свободы и счастья;
  • уничтожение оборонного потенциала страны — во «вхождение в общеевропейский дом» и т.д.

    В этих условиях «победа» правых сил — это пиррова победа, это — торжество технологий зомбирования, замешанных на воинствующем невежестве и инстинктах. Таких грязных и изощренно подлых выборов еще не было в России. Но то ли еще будет, когда страна обретет нового (?) президента... Можно лишь догадываться...

    Но, может быть, Россию в таком случае спасет какая-либо религиозная идеология, например, православная? В условиях полиэтнической и поликонфессиональной страны на это может надеяться лишь очень наивный человек, весьма далекий от жизни вообще, сегодняшней, — в особенности.

    А что же социалистическая идеология? Одни говорят (Зюганов) — побеждает, другие (Жириновский, Кириенко, Явлинский), — что находится при последнем издыхании. «Об издыхании», конечно, сказано «сильно»: как уже было многократно до того, — желаемое выдано за действительное.

    В самом деле, почему-то 23,24% «Медведя», набранных в декабре 1999 г. — победа, 8,6% — «Союза правых сил» — вообще триумф, а 24,29% КПРФ и первое место среди всех блоков — «смерть», «последнее издыхание» социалистической идеи? Логика здесь такова, что даже неудобно спорить.

    Если же говорить всерьез, то конечно, социализм в России разрушен, а его идеология дискредитирована и опошлена: вначале «коммунистами» типа Горбачева, Ельцина, Яковлева, Медведева и др., а затем всей мощью демпропаганды, — до такой степени, что без стеснения поставлен знак равенства между социализмом и фашизмом, хотя последний всегда был и есть порождение капитализма. В этих условиях говорить о том, что сегодня социалистическая идеология поднимет Россию, как это было уже неоднократно в ХХ столетии (после 1917 г., 1941—1945 гг.) не приходится. Мужество 15 551 341 избирателя, отдавшего свой голос за КПРФ, не может компенсировать позиции других (64 190 505) избирателей — таков, увы, политический расклад в сегодняшней России, он «объективен» и с ним надо считаться, не фальсифицируя и не мистифицируя политико-идеологическую ситуацию.

    Что же делать? Обреченно ждать конца, то есть повторения Россией судьбы СССР? Если ждать, то повторение неизбежно, разрушительные силы действуют упорно и мощно. Или есть все же какой-то иной выход? Думается, есть. И его подсказывают не Березовский и Гусинский, не Доренко и Сванидзе, а «простые» люди, которые всерьез задумываются над идеологией спасения и возрождения России.

    По данным всероссийских социологических исследователей ИСПИ РАН, в качестве опорных понятий такой идеологии респонденты называют следующие: «справедливость» — 44%, «права человека» — 37; «порядок» — 36; «мир» — 33; «свобода» — 20; «частная собственность» — 14; «социализм» — 14; «народо-властие» — 14; «духовность» — 13; «равенство» — 10; «державность» — 10; «православие» — 8; «интернационализм» — 7; «народность» — 4; «капитализм» — 3%.

    При таком разбросе мнений опрошенных тем не менее становится очевидным, что в сознании народа России существуют некие опорные, ведущие, стержнеобразующие понятия его мировоззрения, его представления о собственном жизнеустройстве. Это — «справедливость», «права человека», «порядок», «мир». Иначе говоря, в сознании народа, несмотря на его 15-летнюю ломку на западный манер, по-прежнему базовыми духовно-идеологическими ценностями остаются те, которые он нарабатывал в течение тысячелетия. А в русском национальном характере (или культурном архетипе) мощно присутствуют такие ключевые понятия, как Родина, Государство, Порядок, Правда, Справедливость, Труд.

    Поэтому многие отечественные исследователи (А.Клибанов) справедливо считали, что идейным фокусом, стягивающим и объединяющим все линии развития народной культуры и сознания была и остается социальная правда. «Основная болезнь народная — жажда правды, но «неутоленная», — говорил Ф.Достоевский.

    Именно эта идеология, то есть идеология Социальной Правды может поднять и спасти Россию, если... ее возьмут на вооружение власть предержащие: президент, правительство, политические партии. Если же нет, если по-прежнему социальная демагогия будет опутывать народ по рукам и ногам, то, рано или поздно, разорвет эти путы и возьмется за дубину. А русский бунт, как известно, беспощаден. И это не должны забывать все те, кто находится у власти.



       TopList         




    [ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]