Обозреватель - Observer
Внутренняя политика

О качестве выборов

Комментарий к парламентским и президентским выборам

А.Вебер,
доктор исторических наук

Прошедшие в России две избирательные кампании – по выборам в Государственную Думу, а затем Президента РФ – принесли в обоих случаях изначально запланированные кремлевской администрацией результаты. Они были достигнуты благодаря широкому использованию «административного ресурса», больших денег, контролируемых СМИ и соответствующих избирательных технологий. Все это дало основание политологам говорить о «манипулятивной», «управляемой» и даже «патерналистской» (!) демократии в России.

Политтехнологи, обслуживающие те или иные политические структуры, паразитируют на слабостях самого электората, на отсутствии у массового избирателя иммунитета против политических манипуляций. Его, мол, обмануть не трудно, он «сам обманываться рад». В этом утверждении — немалая доля истины. У нас нет прочной традиции электоральной демократии. Советская система профанировала «всеобщее равное и прямое» избирательное право. Это было право голоса без права выбора. Нынешнему избирателю все еще трудно разобраться в хитро-сплетениях закулисных интриг и публичной лжи, свойственных современной российской политике.

Что можно противопоставить изощренной системе манипулирования поведением избирателей? Закон о выборах?

Центральная избирательная комиссия наглядно продемонстрировала, как можно создавать видимость придирчивого «соблюдения» буквы закона при игнорировании его духа и смысла. К тому же грань между «чистыми» и «грязными» методами ведения избирательной кампании зыбка, условна. Предусмотренные законом ограничения плохо поддаются независимому контролю, поскольку у исполнительной власти фактически есть все возможности держать ход избирательной кампании под своим контролем.

Считается, что результаты голосования тем объективнее, чем выше степень участия в нем — их труднее сфальсифицировать. Исходя из этого, некоторые политики и политологи уже предлагали ввести обязательность голосования. Такой порядок не противоречил бы принципам республиканизма: общество вправе требовать от граждан выполнения гражданского долга, тем более в сложных для страны ситуациях. Но обязательность участия в голосовании не снимает проблемы качества электорального поведения в условиях, когда избиратели становятся объектом манипулирования со стороны институтов власти, СМИ и политтехнологов. Может быть, верно, что при более высокой явке труднее сфальсифицировать результаты выборов, но это слабое утешение, если «фальсифицируется» сам процесс формирования электоральных предпочтений.

Другой путь, которым шли в свое время и западные демократии, — это цензовая демократия. В Англии между первой парламентской реформой, давшей право голоса 7% граждан, и появлением всеобщего избирательного права (в 1928 г.) прошло почти 100 лет. Наши либералы допускают возможность ограничения демократии в России. Есть среди них и сторонники имущественного ценза, который позволил бы, как они считают, снизить «издержки демократии», поскольку средний класс — и только он — способен голосовать разумно и ответственно.

Однако на исходе ХХ в. такие идеи выглядят очень уж ретроградными и вряд ли осуществимы. Напомним, что ограничение прав граждан по признаку социальной принадлежности запрещено Конституцией (ст. 19). Можно не сомневаться: любое покушение на принцип всеобщего и равного избирательного права общественность расценила бы как покушение на демократию, на политическую свободу.

Отцы либерализма связывали распространение демократии с прогрессом образования, просвещения. Такая постановка вопроса не утратила своей актуальности и в наше время. Более того, информационная революция придает ей новый смысл, поскольку создает невиданные прежде возможности воздействия на массовое сознание, точнее — «на подкорку», согласно свидетельству известного тележурналиста. И это предъявляет принципиально новые требования к интеллектуальным ресурсам человека с точки зрения реализации принципов демократии на практике.

Развитие образования, усиление его гуманитарной направленности, соединение образования и просвещения с формированием нравственных принципов, с воспитанием гражданственности, правосознания — вот перспективный способ обретения политической культуры, выработки иммунитета против манипулятивных технологий. Образование, особенно гуманитарное, повышает способность к критическим суждениям, к самостоятельному и ответственному выбору. Хорошо образованный, просвещенный человек менее подвержен медиазомбированию.

Понятно, что при нынешнем положении вещей нам трудно рассчитывать на скорый прогресс образования и просвещения. На Западе дело идет к всеобщему высшему образованию, а мы все еще не можем себе позволить 12-летнего среднего. Да власти, похоже, и не заинтересованы в массовом распространении гуманитарного образования.

Существуют ли, тем не менее, какие-то возможности повысить роль фактора образованности в политическом процессе? Образовательный ценз? — это была бы недемократичная и, следовательно, неприемлемая мера. Или, как предлагал в прошлом веке английский философ Дж.Ст.Милль, дать лишний голос образованной части граждан? Это также шло бы вразрез с демократическим принципом равного избирательного права.

Феномен абсентеизма, неучастия в выборах подсказывает другое решение. Известно, что 19 декабря не воспользовались правом голоса 38,3% избирателей. 26 марта, несмотря на массированную агитацию сверху (при участии Центризбиркома), за участие в голосовании, не пришли к избирательным урнам, по официальным данным, 31,2% избирателей – на 1,5% больше, чем в 1996 г. (когда число «отказников» было, в свою очередь, больше, чем в 1991 г.). Сильнее всего абсентеизм проявляется в крупных городах, то есть там, где сосредоточена более продвинутая в культурном отношении часть граждан. Для большинства это политически осознанный выбор — своеобразная форма протеста против злоупотребления демократическими процедурами.

По мнению независимых наблюдателей, официальные данные о неучастии в голосовании занижены. Нежелание миллионов граждан являться на избирательные участки можно понять. Но это и серьезный урон с точки зрения перспектив утверждения демократии в России. Противовесом могла бы стать (хотя бы в качестве временной меры) конституционная норма, устанавливающая обязательное участие в голосовании для граждан с высшим образованием.

Это не было бы нарушением принципа всеобщего и равного избирательного права. И не означало бы ущемления политической свободы: на всех гражданах лежит ответственность за страну, более высокий уровень образованности предполагает и большую степень ответственности. Тут можно предвидеть возражение: какие основания ожидать, что более образованные граждане проголосуют «разумнее», «правильнее»?

Где гарантии? Гарантий, конечно, нет. Есть лишь вероятность более рационального, более рефлексивного голосования, менее подверженного манипулятивным воздействиям.

Это шанс, пусть небольшой, на повышение качества избирательного процесса в будущем.



   TopList         




[ СОДЕРЖАНИЕ ]     [ СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ ]